Файл: Построение сбалансированной промышленной политики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Опыт промышленной политики в разных странах

2.1. Опыт реализации промышленной политики в Бразилии и Тайване

Одним из приоритетных направлений промышленной и экономической политики многих развитых и развивающихся стран становится разработка не только национальной продукции, которая способна конкурировать на международном рынке, но и продукции, которая может полноценно заменить импортируемые товары для удовлетворения внутреннего спроса. Политику импортозамещения проводили многие страны мира и в разные периоды своего развития. Кстати, в развивающихся странах промышленная политика применялась гораздо шире, чем в развитых.

Она рассматривается:

  • как средство экономического роста за счет преодоления отдельных сбоев в рыночных механизмах,
  • как генеральная стратегия повышения ВВП на душу населения до уровня западных стран.

В 2010 году Россия продекларировала реализацию политики импортозамещения и экспортной ориентации одновременно. Но стратегические документы ее реализации нашли свое отражение только в региональных стратегиях развития промышленности. И на сегодня существует только ряд ведомственных документов. По-видимому, Правительство достаточно активно изучает мировой опыт подобной политики.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р определена следующая стратегическая цель страны: достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века. Достичь этого возможно за счет продуманной внешнеэкономической деятельности, направленной на повышение национальной конкурентоспособности за счет разработки высокотехнологичной экспортоориентированной и импортозамещающей продукции.

В 2015–2020 годах Россия наметила войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта за счет повышения национальной конкурентоспособности [12].

Действующие ограничения, а именно введение торговых санкций со стороны ЕС, США, Канады и др. стран, требуют активных действий со стороны государства по пересмотру подходов и механизмов к реализации политики импортозамещения и экспортной ориентации на:


  • Федеральном уровне,
  • Региональном уровне,
  • муниципальном уровне.

Безусловно, что при пересмотре и корректировке инструментов промышленной политики следует учесть мировой опыт ее реализации по выбору модели, то есть импортозамещения и (или) экспортной ориентации.

Особый интерес представляет, конечно, беспрецедентный, не имеющий аналогов в мировой истории экономический рост развивающихся стран Восточной Азии, где реализовывалась модель экспортоориентированной промышленной стратегии. Китаю, Японии, Ю. Корее, Тайваню, а также другим странам Юго-Восточной Азии удалось в послевоенный период поднять темпы экономического роста до 7–10% и поддерживать их в течение нескольких десятилетий. Восточная Азия во второй половине XX в. стала единственным крупным регионом, которому удалось сократить разрыв в уровнях экономического развития с Западом. Удивительно, но ни Латинской Америке, ни Ближнему Востоку, ни Южной Азии, ни Африке, ни бывшему СССР и Восточной Европе сделать это не удалось [9].

Некоторые авторы утверждали, что в 50–70-е годы казалось, что СССР и Восточная Европа, а также Латинская Америка сокращают разрыв с Западом. На самом деле разрыва не наблюдалось. И только в Восточной Азии находились и находятся страны, которые смогли изменить свой экономический и общепринятый статус и перейти от развивающихся стран к развитым. К этим странам следует отнести Японию, Южную Корею, Тайвань, Сингапур и Гонконг. Других государств, сумевших догнать Запад, в мире пока нет.

Следует признать, что достичь «экономического чуда» стало возможным в этих странах только за счет:

  • особой роли государства при применении различных инструментов,
  • протекционистских мер торговой политики.

Рассмотрим подробнее процесс импортозамещения на примере двух стран – Бразилии и Тайваня. Выбор данных стран не является случайным. Данные страны принадлежат к разным блокам стран. Причем в этих странах изначально определялись разные:

  • стартовые подходы,
  • цели,
  • приоритетные отрасли,
  • инструменты импортозамещающей и экспортоориентированной политики.

Результаты стран от реализации промышленной политики очень показательны и имеют как положительные, так и отрицательные последствия для их экономик.

Следует отметить, что Бразилия реализовала данную политику по причине отсталости ее экономического развития от стран Запада и с целью достижения национального суверенитета и экономической экспансии.


Стратегия импортозамещения в Бразилии в своем развитии прошла две фазы:

  • «легкую»,
  • «тяжелую».

В первой фазе - «легкой», в основном упор был сделан на внутреннее производство потребительских товаров. Во второй фазе - «тяжелой» - на реализацию товаров производственного назначения, прежде всего оборудования.

Первая фаза импортозамещения в Бразилии началась с замещения

импорта товаров краткосрочного пользования:

  • одежда,
  • обувь,
  • продукты питания.

Затем наблюдалось ускорение развития тех отраслей, которые выпускали средства производства и бытовые товары длительного пользования. В этот период были реализованы инвестиционные проекты по:

  • появлению новых и молодых отраслей,
  • строительству объектов обрабатывающей промышленности.

В результате определенных действий появились следующие предприятия:

  • автосборочные,
  • судостроительные,
  • машиностроительные,
  • металлургические,
  • нефтеперерабатывающие,
  • целлюлозно-бумажные предприятия.

Устойчивый спрос на товары длительного пользования правительство Бразилии поддерживало за счет низких ставок на потребительский кредит для средних слоев населения. В результате этого в 1969–1973 гг. произошел бум в отраслях, производящих товары длительного пользования, и в индивидуальном строительстве жилья повышенной комфортности. Например:

  • среднегодовые темпы экономического роста составляли в этот период 10%,
  • в производстве они достигали 22%,
  • производство машин и оборудования увеличилось на 22,5% в год,
  • производство промежуточных товаров – на 15,5%,
  • выпуск товаров краткосрочного пользования -12,3% в год.

Норма инвестиций в бразильской экономике увеличилась с 17,6% в 1967 г. до 24,45% ВВП в 1972 г. [16].

Одновременно государство осуществляло крупные инвестиции в

сырьевые и в такие инфраструктурные отрасли, как:

  • нефтяную промышленность,
  • электро-энергетику,
  • строительство автомобильных дорог,
  • транспорт,
  • связь.

Несомненно, именно иностранный капитал сыграл важную роль в индустриализации Бразилии. Благодаря транснациональным корпорациям (далее ТНК) были созданы все национальные автосборочные предприятия. Причем на последующем этапе государство максимально снизило ограничения к доступу их во все отрасли обрабатывающей промышленности.

В итоге, ТНК становились главным агентом промышленного производства товаров длительного пользования. Государство активно привлекало ТНК к участию в крупных инвестиционных проектах с длительным сроком окупаемости:


  • нефтехимическая промышленность,
  • электроэнергетическая промышленность.

Однако промышленные мощности, создававшиеся во второй фазе импортозамещения, часто не только уступали оптимальным, но и использовались не на полную мощность. Поскольку государство предоставило все права для деятельности ТНК, то естественно было отмечено отсутствие конкуренции. Это в свою очередь лишало молодые отрасли стремиться к технологическим и организационным инновациям и, как следствие, обрекало их на прозябание. В таких условиях немалые дополнительные инвестиции требовались только для того, чтобы:

  • не допустить снижения темпов экономического роста,
  • смягчить проблему занятости населения.

Но падающая капиталоотдача сдерживала накопление. Между тем затянувшийся промышленный протекционизм обернулся лишением прав для ряда других производств. Вздутые цены на промышленные изделия, ухудшив условия торговли на внутреннем рынке аграрной продукции, оказали гнетущее воздействие и на запущенное сельское хозяйство.

Таким образом, в государствах Латинской Америки, оказавшихся первопроходцами и лидерами импортозамещающей индустриализации в период между серединой 50-х и 60-х годов, когда уже в самом разгаре находилась вторая фаза импортозамещения, «реальный рост экономической эффективности был практически нулевым» [13]. Но главное в том, что вторая фаза промышленного импортозамещения не оправдала надежд на урегулирование внешнеэкономических проблем страны. Несмотря на повышение доли местного производства в потреблении всех категорий промышленных товаров, потребность в их импорте не уменьшалась, а с каждым разом только возрастала.

Экономическая модель импортозамещающей индустриализации, господствовавшая в Бразилии, способствовала не только развитию национальной промышленности, но и привела:

  • к закрытости внутреннего рынка страны,
  • к отставанию в применении новых технологий,
  • к стагнации производства,
  • к низкой национальной конкурентоспособности [23].

Опыт Бразилии и ряда других развивающихся стран показывает, что политика импортозамещения не должна строиться на полной самостоятельности и изоляции от внешнего мира. Инструменты внешнеэкономической политики следует принимать достаточно обоснованно. Кроме этого, нельзя нарушать принципы международной экономической интеграции. Здесь необходимо учесть, что в долгосрочной перспективе она должна создавать основу для формирования устойчивой экспортоориентированной экономики [5].


Учитывая отрицательный опыт реализации промышленной стратегии импортозамещения Бразилии, России необходимо правильно определить:

  • основные краткосрочные и долгосрочные цели и направления

такой политики,

  • импортозамещение и (или) экспортоориентированность,
  • первичные и вторичные отрасли экспортной поддержки,
  • краткосрочность и долгосрочность ряда инвестиционных проектов,
  • процессы модернизации отдельных сырьевых отраслей.

А вот политика импортозамещения, проводимая на Тайване, изначально строилась на другой цели и отраслевых приоритетах.

В послевоенный период Тайвань обрела независимость и в связи с этим

столкнулась с комплексом проблем экономического характера. К моменту обретения независимости государство так и не вступило в процесс индустриализации. При этом, слаборазвитая инфраструктура стала крупным препятствием на пути к прогрессу. Так, главной задачей для Тайваня было проведение индустриализации как можно в более короткие сроки [9].

Экономическая политика Тайваня с начала 50-х годов, по мнению отдельных экономистов, оставалась:

  • простой,
  • логичной,
  • эффективной.

Основной стратегической целью экономического развития страны являлся выход на внешние рынки высокотехнологичной продукции. Следует отметить, что ставка сначала делалась на первичные, а потом на вторичные отрасли страны.

Первым шагом в данном направлении стала реформа в области сельского хозяйства (1950–1953 гг.). Кстати, эта реформа была направлена на увеличение объемов производства традиционной для Тайваня продукции – риса и сахара-сырца. В итоге, был достигнут устойчивый рост сельскохозяйственного производства.

На этом этапе экономическая политика Тайваня была явно направлена

на реализацию стратегии импортозамещения в ее «первичной», или «легкой», фазе, в ходе которых получают развитие отрасли, производящие, в основном,

потребительские товары:

  • пищевая,
  • легкая,
  • текстильная промышленность и др.

Инструментами защиты внутреннего рынка были:

  • высокие таможенные тарифы,
  • разветвленная система импортных квот и лицензий,
  • жесткая система валютного контроля,
  • множественность валютных курсов.

Экспорт был практически монополизирован государственными компаниями. Для них действовал валютный курс более высокий, чем тот, по которому осуществляли расчеты частные фирмы-экспортеры.

Экспорт сельскохозяйственной продукции подлежал обложению повышенным размером таможенных пошлин. В результате этих мер среднегодовой темп роста ВВП составил 7,1%. Однако узость внутреннего рынка привела к быстрому его насыщению продукцией отраслей первичного импортозамещения [21].