Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Организация функционирования франчайзинговой схемы ведения бизнеса Subway).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты франчайзинга
1.1 Сущность франчайзинга и история возникновения
1.2 Вертикальные ограничения в франчайзинге
2. Организация функционирования франчайзинговой схемы ведения бизнеса Subway
2.1 Финансово-экономическая характеристика предприятия Subway
2.2 Анализ особенностей и требований организации франчайзинговой сети Subway
2.3 Эффективности франчайзинговой сети Subway
3. Анализ бизнеса по франшизе и его развитие в России
3.1 Анализ основных положительных и отрицательных аспектах бизнеса по франшизе
Несмотря на относительную свободу в выборе поставщиков, есть некоторые ограничения по напиткам.
В 2014 году разразился крупный скандал вокруг сети ресторанов – франчайзи уличили «Сабвей» в завышении цен на газированную воду PepsiCo и перестали платить роялти. Коллективную жалобу подали несколько владельцев ресторанов (12% всех открытых в России точек). Конфликт удалось урегулировать. Однако это не первый спор вокруг поставщиков напитков.
Так, ранее в ходе подобного разбирательства с «Балтикой» с некоторыми предпринимателями франчайзер предпочел расторгнуть договор [38].
2.3 Эффективности франчайзинговой сети Subway
SWOT-анализ (Таблица 1).
Таблица 1. SWOT-анализ [27]
Возможности 1. Рост уровня жизни населения, повышение платеже-способности потребителей 2.Расширение производственной линии 3. Добавление сопутствующих продуктов 4. Возможность расширения ассортимента 5. Возможность выхода на новые рынки и сегменты рынка |
Угрозы 1.Возможность появления новых конкурентов 2. Возникновение новых потребностей клиентов, изменение вкусов 3.Неблагоприятные демографические изменения. 4.Неблагоприятная политика правительства 5. Рост продаж замещающего продукта у конкурентов |
Продолжение таблицы 1
Сильные стороны 1Высокое качество предоставляемых услуг 2Известный лидер рынка 3Подходящая технология и техника 4 Система стимулирования 5 Рентабельность бизнеса |
1С-5В 3С-2В 5С-4В |
|
Слабые стороны 1Зависимость от одного продукта 2Высокие цены 3 Внутренние производственные проблемы 4 Очень узкая производственная линия 5 Нет плана маркетинга |
Источник: «О компании, [Электронный ресурс], URL: www.subway.ru: дата обращения 22.02.2016.»
Поле СиВ. 1С?5В: высокое качество предоставляемых услуг дает возможность выхода на новые рынки.
1С-5В: в ресторане имеется вся подходящая техника, но узкая производственная линия. При ее увеличении создается реальная возможность повышения дохода.
5С-4В: так как бизнес рентабелен, все затраты на открытие ресторана окупаются в течении 3-х лет, можно увеличить ассортимент, привлечь тем самым новых покупателей и получать хорошую выручку.
Поле СлиВ. 1Сл?4В: при увеличении ассортимента мы уничтожим такую проблему, как зависимость от одного товара, и следовательно, увеличим сегмент покупателей и прибыль.
4Сл-2В: как говорилось ранее, при увеличении производственной линии создается реальная возможность повысить доход.
Поле СлиУ. 1Сл?5У: зависимость от одного продукта приводит к росту спроса на замещающие продукты быстрого питания конкурентов.
1Сл-2У: также зависимость от одного продукта приводит к возникновению новых потребностей у потребителей. Хоть Сэндвичи (салаты, роллы) и вкусные, но иногда хочется разнообразить свой рацион.
2Сл-1У Высокие цены на нашу продукцию создает возможность появления новых конкурентов с более низкими ценами.
Матрица возможностей и угроз (Таблица 2-3).
Таблица 2. Матрица возможностей [27]
Вероятность использования возможности |
Влияние |
||
сильное |
умеренное |
малое |
|
Высокая |
Добавление сопутствующих продуктов |
Расширение производственной линии |
ПОЛЕ ВМ |
Средняя |
Дисконтные карты |
Возможность выхода на новые рынки и сегменты рынка |
ПОЛЕ СМ |
Низкая |
Возможность расширения ассортимента |
Рост уровня жизни населения, повышение платеже-способности потребителей |
ПОЛЕ НМ |
Источник: «О компании, [Электронный ресурс], URL: www.subway.ru: дата обращения 22.02.2016.»
Таблица 3. Матрица угроз
Вероятность реализации угрозы |
Возможные последствия |
|||
разрушение |
критическое состояние |
тяжелое состояние |
«легкие ушибы» |
|
Высокая |
ПОЛЕ ВР |
ПОЛЕ ВК |
Возможность появления новых конкурентов |
ПОЛЕ ВЛ |
Средняя |
Неблагоприятная политика правительства |
Возникновение новых потребностей клиентов, изменение вкусов |
Рост продаж замещающего продукта у конкурентов |
ПОЛЕ СЛ |
Низкая |
ПОЛЕ НР |
Неблагоприятные демографические изменения |
ПОЛЕ НТ |
ПОЛЕ НЛ |
Источник: «О компании, [Электронный ресурс], URL: www.subway.ru: дата обращения 22.02.2016.»
Оценка привлекательности рынка (Таблица 4).
Таблица 4. Оценка привлекательности рынка [27]
Параметры |
Относительный вес |
Оценка привлекательности |
Результат |
Рост |
0,2 |
5 |
0,2 * 5 = 1 |
Интенсивность конкуренции |
0,5 |
3 |
0,5 * 3= 1,5 |
Прибыльность |
0,2 |
4 |
0,2 * 4 = 0,8 |
Размер |
0,1 |
2 |
0,1 * 2 = 0,2 |
Оценка привлекательности рынка |
= 3,5 |
Источник: «О компании, [Электронный ресурс], URL: www.subway.ru: дата обращения 22.02.2016.»
Расчет необходимых вложений для открытия ресторана SUBWAY (Таблица 5).
Таблица 5. Расчет необходимых вложений для открытия ресторана SUBWAY курс руб/доллар – 77.1326 [26]
Общие категории затрат на открытие ресторана и первое время работы |
Низкие |
Умеренные |
Высокие |
Когда необходимы |
Первоначальный франчайзинговый взнос (без учета НДС 18%) |
$ 7 500 |
$ 7 500 |
$ 7 500 |
После подписания договора |
Регистрация договора в Роспатенте |
$ 600 |
$ 600 |
$ 600 |
После подписания договора |
НДС 18% |
$ 1 458 |
$ 1 458 |
$ 1 458 |
Во время уплаты налогов за отчетный период |
Покупка недвижимости в собственность (стоимость) |
0 |
0 |
0 |
Большой разброс в данных |
Аренда помещений (страховой депозит) |
0 |
0 |
0 |
Большой разброс в данных |
Ремонт помещения |
400 000 |
800 000 |
1 200 000 |
Пропорционально в течение работ |
Проектирование |
0 |
0 |
0 |
Перед ремонтными работами |
Неотъемлемые улучшения помещения (эл.мощность, вентиляция, кондиц.) |
0 |
0 |
0 |
В течение ремонтных работ |
Оборудование (цена на складе в Москве) |
$ 60 000 |
$ 75 000 |
$ 100 000 |
50% до заказа оборудования и 50% после |
Продолжение таблицы 5
POS-система (кассов.аппараты и прогр.обеспечение с установкой) |
150 000 |
150 000 |
300 000 |
Перед заказом оборудования |
Система безопасности (пожарная и тревожн. сигнализ.) |
30 000 |
100 000 |
150 000 |
Перед заказом системы безопасности |
Доставка оборудования со склада в Москве (трансп. расходы) |
0 |
0 |
0 |
При доставке |
Сборка оборудования |
30 000 |
60 000 |
90 000 |
После доставки |
Наружные вывески (изготовление и установка), лайт-боксы и слайды меню |
100 000 |
150 000 |
250 000 |
Перед заказом вывески |
Рекламные расходы на открытие |
0 |
50 000 |
100 000 |
За 2 месяца до открытия |
Разрешение и аренда рекламных площадей для наружн. вывесок |
0 |
0 |
0 |
Перед заказом вывески |
Расходные материалы на открытие (однораз. посуда, бумага и т.п.) |
150 000 |
150 000 |
150 000 |
Первая неделя до открытия |
Страховка |
24 000 |
24 000 |
24 000 |
Перед открытием |
Обучающий курс (расходы на проезд и проживание) |
0 |
50 000 |
100 000 |
Перед обучающими курсами |
Закупка продуктов |
100 000 |
150 000 |
200 000 |
Перед открытием |
Прочие расходы (1% от расходов всего) |
43 619 |
61 119 |
85 919 |
1% от расходов всего |
Начальные расходы всего: |
4 505 519 |
6 323 019 |
8 877 819 |
Источник: Официальный сайт: Сабвей [Интернет источник] http://www.subway.com/subwayroot/about_us/: дата обращения 22.02.2016.
Судя по тому, как пробуксовывает развитие российской экономики на очень многих направлениях, современный отечественный бизнес не в состоянии вести конкурентную борьбу с западными компаниями на равных, даже здесь в России. Это, в общем-то, и не удивительно, поскольку наши предприниматели, по сути своей, младенцы по сравнению со своими западными коллегами, которые с молоком матери впитали в себя дух предпринимательства и конкурентной борьбы [25].
Пожалуй, единственным реальным выходом из создавшейся ситуации является франчайзинг, поскольку именно эта форма организации экономической деятельности позволяет развивать собственное дело, используя лучшие наработки лидеров мирового бизнеса. Такая возможность проистекает из основополагающих принципов франчайзинга, которые заключаются в передаче франчайзером (тот, чья задача - продажа франшиз) в пользование франчайзи (тот, ктого интересует покупка франшизы) уже готового бизнеса вместе с технологиями и прочими наработками, накопленными фирмой франчайзером, вплоть до права использования торговой марки (брэнда) франчайзера [34].
Мировые примеры франчайзинга подтверждают эффективность такой формы организации бизнеса, поскольку франчайзер, как лицо, заинтересованное в успешной работе франчайзи, осуществляет финансовый контроль за его работой, что подразумевает использование исключительно только прозрачных схем в финансовой деятельности предприятия. Это условие франчайзинга вынуждает отечественный бизнес выйти из тени. Несмотря на то, что российские предприниматели не привыкли работать прозрачно, им всё-таки приходится идти на это, поскольку другого выхода у них просто нет. Примеры франчайзинга говорят о том, что более восьмидесяти процентов предприятий, работающих по этой схеме, выживают в жесточайшей конкурентной борьбе, тогда как примерно такое же количество обычных предприятий погибают в течение пяти лет после образования.
Одной из самых успешно действующих франчайзинговых сетей в мире является сеть ресторанов Subway, которая предлагает свою франшизу на приемлемых для российского бизнеса условиях. Для того чтобы приобрести франшизу у Сабвей, франчайзи должен иметь опыт работы в бизнесе, располагать капиталом не менее 100000 у.е. и помещением не менее 100 кв. м., размер ежемесячных выплат франчайзеру составляет восемь процентов.
Примеры франчайзинга сети ресторанов Subway по всему миру и в частности в России показывают, что франчайзинг – это наиболее перспективная форма организации бизнеса в текущем столетии [28].
Выводы по второй главе:
Вторая глава заключается в исследовании организации функционирования франчайзинговой схемы ведения бизнеса Subway.
Subway – это крупнейшая в мире сеть заведений быстрого питания. Распространение она получила благодаря использованию франчайзинга, предлагая партнерам понятный алгоритм работы и большую свободу действий.
Изначально количество заведений увеличивалось собственными силами компании, однако с 1974 года было принято решение перейти на систему франчайзинга. После этого последовал стремительный рост сети.
На 31 января 2016 общее количество заведений составляет 44 589 шт. Больше всего ресторанов открыто в США (26 998), на втором месте Канада (3 250), тройку замыкает Англия (2 119). В России работает 641 заведение (Hbceyjr 2).
В России франшиза продается от ООО «Сабвэй Раша Сервис Компани», в настоящее время заведения представлены в 130 российских городах.
Сетка расходов такая:
• $7500 долларов цена франшизы «Сабвей», вступительный взнос за первый ресторан;
• 8% (+НДС) – ежемесячные платежи за право использования интеллектуальной собственности компании;
• 3,5% от оборота на маркетинг, причем 2% франчайзи должен потратить на маркетинг своего ресторана.
В связи с ростом курса доллара по отношению к рублю, «Сабвей» с июня 2015 года снизила размер паушального взноса с 12 000 долларов до 7 500. Причем 7 500 придется заплатить только за первый ресторан, остальные обойдутся дешевле (второй 5 625 долл., третий и последующие – 3 750).
3. Анализ бизнеса по франшизе и его развитие в России
3.1 Анализ основных положительных и отрицательных аспектах бизнеса по франшизе
Бизнес – такая манящая перспектива для многих людей, на пути к которой их одолевают множественные сомнения. И переживания не беспочвенны, ведь пробуют свои силы в предпринимательстве многие, но добиваются положительного результата далеко не все из тех, кто стал на эту стезю. Хорошей стартовой площадкой для всех неуверенных в будущем успехе бизнесменов может стать бизнес по франшизе, ведь успех его – это уже свершившийся факт и есть многочисленные тому примеры, в лице уже работающих франчайзи [9].