Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Организация функционирования франчайзинговой схемы ведения бизнеса Subway).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты франчайзинга
1.1 Сущность франчайзинга и история возникновения
1.2 Вертикальные ограничения в франчайзинге
2. Организация функционирования франчайзинговой схемы ведения бизнеса Subway
2.1 Финансово-экономическая характеристика предприятия Subway
2.2 Анализ особенностей и требований организации франчайзинговой сети Subway
2.3 Эффективности франчайзинговой сети Subway
3. Анализ бизнеса по франшизе и его развитие в России
3.1 Анализ основных положительных и отрицательных аспектах бизнеса по франшизе
Франшиза – это объект, определяемый договором франчайзинга, выражающийся в предоставлении бизнеса «под ключ», использовании известного бренда или товарного знака, передаче технологии и других видов нематериальных и вещественных благ со стороны франчайзера.
Плюсы бизнеса по франшизе
Бизнес не терпит пессимизма, поэтому помня об этом обязательном условии, естественно, начнем с положительных характеристик и открывающихся для франчайзи перспектив [14].
1. Узнаваемость бренда, готовая идея и ее воплощение
Основным «коньком» бизнеса по франшизе является то, что вы получаете уже готовое решение, а также пути и инструменты его реализации. Все, конечно, зависит от выбранной франшизы вами в качестве объекта приобретения. Но, у вас есть возможность выбрать всемирно известные бренды, которые не нуждаются в массированной рекламной компании, а и так знакомы широкому кругу потребителей. Это, значит, что изначально ожидаем поток потенциальных клиентов и покупателей, что и является основной задачей бизнеса.
2. Быстрый старт
Из первого положительного аспекта, неминуемо вытекает и второй. По причине того, что вам не надо тратить время на раскрутку бизнеса, и он фактически начинает приносить определенные результаты, уже с момента открытия, то и не возникает вакуума и неуверенности в своем будущем. Конечно, никто не говорит о том, что не возникнет сложностей и все получится «по щучьему велению», без вашего труда любые, даже самые радужные перспективы, будут определены на неудачу. Но, следуя рекомендациям франчайзера, взять хороший старт есть все предпосылки [36].
3. Обучение и консультационная поддержка
Есть хорошее русское мудрое изречений: Более глупый человек проходит обучение путем совершения своих ошибок, а мудрый перенимает чужой опыт и анализирует его, пытаясь не совершать тех же ошибок. Программы обучения, разработанные франчайзером, как раз и основаны на том бесценном опыте своей работы. Вам обязательно расскажут, как и что делать, а чего стоит избежать.
Кроме того, большинством договоров франчайзнга, предусмотрено и консультационное сопровождение. Это значит, что в случае столкновения с какими-то сложностями и возникновением проблем, есть к кому обратиться за помощью [5].
4. Финансовые прогнозы
Начиная любое дело, вы столкнетесь с необходимостью составить бизнес-план. Так вот просчитывая самостоятельную идею, вы в какой-то степени «гадаете на кофейной гуще», ведь все ваши финансовые прогнозы отчасти построены лишь на предположениях, а как будет в реалиях, это покажет только будущее.
В варианте же с франшизой, есть уже реальные финансовые показатели тех, кто ранее приобрел франшизу, есть сложившаяся статистика и аналитика, маркетинговые исследования сегмента рынка, в котором предстоит трудиться. Естественно, со 100% долей вероятности расчеты произвести невозможно, всегда есть фактор непредсказуемости определенных моментов. Но, тем не менее, ваш бизнес-план будет весьма приближен к реальности, а значит, вы будете знать, на что идете и чего ожидать [2].
5. Больше перспектив получить кредит
Если вы придете в кредитную организацию за получением кредитных ассигнований на открытие бизнеса, в основе которого будет покупка франшизы (тем более известного бренда), то ваши шансы на одобрение заявки кратно возрастают. А это очень важный аргумент, поскольку фактически любое коммерческое начинание требует финансовой сторонней поддержки. И не секрет, что многие крупные банковские учреждения имеют в своем арсенале специальные предложения по кредитным программам для приобретения франшиз, с весьма лояльными условиями [30].
Минусы бизнеса по франшизе
При всех, казалось бы, радужных перспективах, в бизнесе по франшизе есть и свои «темные» стороны, о которых вы должны знать и отдавать себе отчет, начиная дело.
1. Обязательные платежи
Все блага, предоставляемые со стороны франчайзера, естественно, будут доступны вам за определенную плату. В классическом варианте вам предстоит оплатить паушальный взнос и далее выплачивать роялти.
Паушальный взнос – это своего рода плата за франшизу, за получаемые вами права материального и нематериального характера. Оплачивается он в самом начале и единоразово. Его размер зависит от раскрученности бренда, с которым собрались сотрудничать. В некоторых случаях сумма паушального взноса достаточно весома.
Роялти – это периодические отчисления франчайзеру в период действия с ним договора. Этот платеж может быть установлен в какой-то фиксированной сумме, а также привязан к определенным показателям в качестве базы для исчисления. Базой для роялти могут быть: выручка, прибыль, площадь помещения, количество работников и т.д. Каждый франчайзер на свое усмотрение устанавливает и периодичность выплаты роялти: год, месяц или же квартал, возможно, и другой период [19].
Эти платежи увеличивают ваши стартовые расходы, а впоследствии и уменьшают размер вашей прибыли.
2. Зависимость от франчайзера
Франшиза вас ставит в полную зависимость от франчайзера. Особенно, это характерно для торговых франшиз, когда франчайзер выступает в роли единственного поставщика.
Зависимость еще выражается в четком и беспрекословном следовании условиям, продиктованным франчайзером. Если это серьезный мировой бренд, то там вы будете подконтрольны даже в сущих мелочах, и никакого права на собственные идеи и импровизацию у вас не будет.
3. Ограничение в развитии
Когда вы раскручиваете собственную идею, то на определенном этапе сопутствующего успеха, вы приступаете к развитию. В вариации с франшизой, все не так однозначно и просто. Дело в том, что смысла открывать еще одну точку в вашем же городе, скорее всего, не будет, а двигаться на другую (близлежащую территорию), может не быть возможности, ведь право на нее может уже принадлежать другому франчайзи [33].
4. Ограниченность сроком и не четкие перспективы будущего
По договору франшизы свои права вы получаете на определенный период времени. И, к сожалению, для российских реалий, в отличие от западных, сроки в бизнес-понимании достаточно недолгосрочные. Очень часто – это договор только на год, три или пять лет. Т.е. понимаете, что год – это совершенно смешной срок. Естественно, вы имеете определенные преимущества на продления договора, но это только в том случае, если франчайзер продолжает свою деятельность на рынке. А если он решил прекратить свой бизнес, то автоматически и вы остаетесь не у дел [30].
Мы сделали акцент на основных положительных и отрицательных аспектах бизнеса по франшизе. Решение принимать вам, положив на чашу весов аргументы плюсов и минусов.
3.2 Перспектива развития рынка франчайзинга в России
Франчайзинг в России появился в середине 90-х годов, но даже за эту короткую историю успел обрасти целым рядом стереотипов и ложных представлений. В этом году в рамках деловой программы 13-ой ежегодной выставки франшиз BUYBRAND Expo исследовательская компания NeoAnalytics и Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) представило результаты ряда интересных опросов, дающих новую информацию о российском рынке франчайзинга [1].
По данным Национального агентства финансовых исследований каждый 5-ый предприниматель в России не знаком с термином «франчайзинг». И только четверть опрошенных сообщила, что хорошо разбирается в этой теме. Любопытно, что из этих 26% продвинутых респондентов лишь 2/3 смогли верно объяснить, что значит вести бизнес по франчайзинговой схеме. В основном, это представители оптовой и розничной торговли.
Это не удивительно, ведь почти половину рынка российского франчайзинга сегодня занимает ритейл (43%), на втором месте – общепит (28%), остальное – различные услуги от бытового обслуживания и развлечений до строительства и автотранспорта (Рисунок 6).
Источник: Расходы франчайзи, «РБК» [Интернет источник] http://www.rbc.ru/ дата обращения 22.02.2016.
Рисунок 6. Российский рынок франчайзинга [21]
Cогласно отчету NeoAnalytics доля российских компаний на рынке растет и в 2014-м году составила 72%. Важно отметить, что российские покупатели франшиз предпочитают покупать именно отечественные бренды. При этом около 57% франшизных предприятий расположены в Москве, доля регионов составляет 43%, большинство из которых города-миллионники [21].
Примеры успешных российских франшиз:
- «Genetic test» (тестирование способностей человека по отпечаткам пальцев);
- «Нипочем» (открытие секонд-хенда);
- "Еstoreme" (продажа электронных кальянов).
На открытии международного форума «Российский франчайзинг: карта нового времени» исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) Юрий Михайличенко анонсировал, что за последний кризисный год рынок франчайзинга в России вырос на 15% и уже насчитывает свыше 2000 франчайзинговых концепций и 40 000 франчайзи [36].
При этом РАФ прогнозирует и дальнейший рост рынка и ставит перед собой задачи к 2025 году увеличить количество точек франшиз до 400 000 и достичь показателя 5% в ВВП страны. Единственной сложностью на пути к этой цели Юрий Михайличенко видит отнюдь не сложную экономическую ситуацию, а проблему обучения предпринимателей.
Сегодня в России ни в одном университете нет кафедры франчайзинга, «основы франчайзинга» как дисциплина только начинает появляться в ряде экономических ВУЗов. Между тем в 2025-м году для обеспечения 400 000 франшизных точек РАФ требуется 4 000 000 человек. «Уже сегодня франчайзинговые корпоративные университеты ежегодно готовят от 2 до 3 тысяч специалистов в год [32].
Подводя итоги, стоит отметить, что рынок франчайзинга в России еще не сформировался и имеет большой потенциал к развитию. Как отмечают эксперты портала-каталога франшиз TopFranchise, количество заявок от потенциальных покупателей франшиз растет в среднем на 30% в месяц. Это говорит о том, что все больше предпринимателей видят преимущества открытия и ведения бизнеса по франчайзинговой схеме. Это известность бренда, отработанные бизнес-модели, снижение расходов на продвижение за счет совместной рекламы, возможность быстрого старта и, конечно же, поддержка и обучение со стороны компании-франчайзера.
Все это позволяет минимизировать риски и быстрее достигнуть стабильных результатов. Возможно, это и есть путь успеха в текущее неопределенное время.
Выводы по третей главе:
В третьей главе проводиться анализ бизнеса по франшизе и его развитие в России.
При анализе деятельности предприятий, применяющих франчайзинг для развития бизнеса, в первую очередь следует учитывать, что мировой опыт применения франчайзинга насчитывает более 100 лет, в России же он только начинает свое развитие. Начало использования франчайзинга было обусловлено становлением на российском рынке цивилизованных отношений, что с необходимостью требовало применения новых методов ведения бизнеса.
Элементы, присущие франчайзингу, позволят:
- повысить общую культуру предпринимательских отношений;
- усилить правовую защищенность малого предпринимательства;
- создать новые рабочие места;
- инициировать разработку новых идей, методов и технологий в малом бизнесе;
- повысить эффективность положительного государственного влияния на развитие тех или иных видов деятельности и на малое предпринимательство в целом;
- построить комплексную систему практического обучения для малого предпринимательства без создания каких-либо специальных учебных структур и программ;
- привлечь значительные иностранные инвестиции в российскую экономику.
Ввиду существующих проблем в кредитовании малых предприятий в России, обусловленных как высокими процентными ставками за кредит, так и нежеланием банков работать с малыми предприятиями, франчайзеры разрабатывают собственные программы помощи франчайзи. Владельцы марок «Энтон» и «Ростик’c» предоставляют возможность получить кредит на льготных условиях в банках, с которыми франчайзеры разработали долгосрочные программы сотрудничества, что «несомненно» создает конкурентные преимущества для потенциальных франчайзи, предоставляя им прекрасную возможность иметь в качестве поручителя крупное, хорошо известное на рынке предприятие и получить кредит под льготный процент.
Преодоление названных неблагоприятных факторов позволит развивать бизнес на основе франчайзинга более быстрыми темпами и на более высоком уровне и в целом улучшит положение бизнеса в нашей стране.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Первая глава курсовой работы посвящена раскрытию понятийной базы исследуемой темы, сущность франчайзинга и история возникновения.