Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Организация функционирования франчайзинговой схемы ведения бизнеса Subway).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5) Связанные контракты предусматривают продажу товара только одному покупателю или покупку товара только у данного продавца, с целью устранения эффекта замещения промежуточных товаров между монопольными и немонопольными поставщиками [33].

Вертикальный контроль со стороны франчайзера может быть различным в зависимости от типа заключенного соглашения:

• реализация продукции франчайзера и поддержании его торговой марки

• франчайзер может устанавливать план продаж, стандарты производства и качества, форму оперативной отчетности

• контракт франчайзинга может предусматривать полную регламентацию деятельности [24].

Франчайзинг подразумевает деловое сотрудничество двух фирм:

1) фирма – франчайзер продает лицензию (франшизу) на совершение деловых операций под ее торговой маркой;

2) фирма – франчайзи покупает лицензию и организует производство и сбыт товара или оказание услуг в соответствии с контрактом [15].

Основные отрасли, где наиболее распространен франзайзинг, - это [8]:

- быстрое питание

- станции тех. обслуживания

- автомобильные дилеры

- продажи прохладительных напитков

Следующие цифры показывают распространенность франчайзинга в США:

- автомобильные дилеры – 100%;

- бензоколонки – 85%;

- закусочные – 60%;

- продуктовые магазинчики – 40%.

Финансовые взаимодействия между фирмами, участвую щ ими во франчайзинге, могут быть различными. Как правило, плата за участие во франчайзинге включает в себя фиксированную сумму франшизы (плата за лицензию, за доступ к рынку) и роялти (отчисления от выручки). Чем выше франшиза и чем ниже роялти, тем больше стимулов у дилера увеличивать объем продаж. Там, где увеличение объема продаж идет в ущерб франчайзеру, применяются более высокие ставки роялти и более низкая сумма франшизы [20].

Франчайзер регулирует [19]:

- план продаж;

- качество товара;

- стандарты производства;

- продажную цену.

Преимущ ества франчайзи от сотрудничествас в язаны в первую очередь с более низкой долей неудач. Как показываю тстатистические данные, в случае франзайзинговых сетей процент неудач в бизнесе составляет 20% против 80% банкротств молодых компаний в обычной ситуации.

Помощь франзайзера обычно включает [1]:

- подготовку персонала;

- советы по продажам, маркетингу, цене, месторасположению, ведению бухгалтерской отчетности и рекламе;

- установку стандартов товара и уровня обслуживания.

Выводы по первой главе:


Первая глава курсовой работы посвящена раскрытию понятийной базы исследуемой темы, сущность франчайзинга и история возникновения.

Франшиза переводится с французского как льгота и означает определенный набор документов и прав на пользование элементами бизнеса.

Законодательством чётко регламентированы все аспекты заключения договора коммерческой концессии, а именно, в соответствии со ст. 1028, данный договор должен быть составлен в письменном виде и подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Несоблюдение вышеперечисленных условий делает договор ничтожным.

Подводя итоги можно заметить, что франчайзинг как в России, так и во всем мире имеет тенденцию к развитию, несмотря на свою долгую историю. Изменения происходят как со стороны франчайзеров, которые пытаются максимизировать распространение своих франшиз, так и со стороны франчайзи, которые желают начать собственное дело без лишних временных и финансовых затрат.

Под данную тенденцию подстраивается и российское законодательство в области франчайзинга, целью которого является регламентация процессов заключения сделок, сотрудничества и расторжения концессионных договоров.

2. Организация функционирования франчайзинговой схемы ведения бизнеса Subway

2.1 Финансово-экономическая характеристика предприятия Subway

Subway – это крупнейшая в мире сеть заведений быстрого питания. Распространение она получила благодаря использованию франчайзинга, предлагая партнерам понятный алгоритм работы и большую свободу действий. Под вывеской «Сабвей» работает более 40 тыс. ресторанов, а число стран, где представлена компания, перевалило за сотню (Рисунок 1) [26].

Источник: Расходы франчайзи, «РБК» [Интернет источник] http://www.rbc.ru/ дата обращения 22.02.2016.

Рис. 1. Присутствие компании в странах [21]

Название вовсе не говорит о принадлежности к подземке (в переводе на англ. Subway – это метро), оно образовано от двух слов и означает сэндвич в виде подводной лодки, потому что именно эти блюда и составляют основу меню [21].


Первое заведение открылось в 1965 году. Его основали Питер Бак и Фред Делюка, которому потребовались средства для оплаты учебы. Стартовый капитал был 1000 долларов в виде банковской ссуды. Несколько раз менялось название ресторанов, через несколько лет после основания лет оно было изменено в последний раз на Subway [25].

Изначально количество заведений увеличивалось собственными силами компании, однако с 1974 года было принято решение перейти на систему франчайзинга. После этого последовал стремительный рост сети [26].

Основное блюдо в меню – это сэндвич. Причем продаются не готовые варианты, а посетитель может выбрать размер булки, состав начинки, соусы, которые он хотел бы попробовать. Возможны разные сочетания продуктов, а сам сэндвич приготавливается на глазах клиента. Таким образом, заведение подчеркивает свой слоган, согласно которому используются только свежие ингредиенты («Ешь свежее!»). Клиентам предлагают несколько видов хлеба, соусов, мяса, овощей. Ингредиенты также зависят от национальных особенностей [28].

Другие блюда продаются в готовом виде. Можно заказать салаты, картофель фри, в некоторых заведениях готовят пиццу и печенье. Большинство напитков безалкогольные, однако в российских ресторанах продают пиво.

Несмотря на то, что Subway считается рестораном, никаких официантов здесь нет. Заказ принимает сотрудник, который работает за стойкой. В небольших заведениях он же готовит сэндвичи. Через стойку работают и на фуд-кортах торговых центров. Однако это не единственный формат. Также сеть активно использует павильоны, которые занимают меньше места и их можно расположить в людных местах. Можно открыться и в отдельно стоящем здании.

На 31 января 2016 общее количество заведений составляет 44 589 шт. Больше всего ресторанов открыто в США (26 998), на втором месте Канада (3 250), тройку замыкает Англия (2 119). В России работает 641 заведение (Hbceyjr 2) [21].

Источник: Расходы франчайзи, «РБК» [Интернет источник] http://www.rbc.ru/ дата обращения 22.02.2016.

Рисунок 2. Общее количество заведений [21]

Можно выделить две причины стремительного роста:

  • использование франчайзинга;
  • минимальные требования по оборудованию, меню, поставщикам и персоналу.

Рестораны можно открывать в небольших населенных пунктах, где бы большие затраты на бизнес не окупились бы. Меню позволяет полностью использовать продукцию местного производства: хлеб для сэндвичей, например, выпекается в самом ресторане [27].


В Россию компания пришла в 2004 году.

Статистика по России (по материалам «РБК») [21]:

  • паушальные взносы с момента открытия в России первого ресторана по франшизе на 2014 г. – 5,8 млн долл.;
  • мировые продажи «Сабвей» в 2013 – 18,1 млрд долл.;
  • размер роялти, которые ежегодно перечисляются владельцу франшизы – 6,4 млн долл.

Открыть ресторан может любой желающий. Владелец франшизы Subway не накладывает никаких ограничений на выбор места. Заведения могут располагаться в шаговой доступности друг от друга. Этот принцип работы с франчайзи зачастую становится причиной недовольства со стороны партнеров, т.к. расположенные рядом рестораны начинают конкурировать между собой. Впрочем, для здоровой конкуренции есть все предпосылки: у компании отсутствует регламент работы и меню. Ингредиенты сэндвичей остаются на усмотрение предпринимателя [26].

В России франшиза продается от ООО «Сабвэй Раша Сервис Компани», в настоящее время заведения представлены в 130 российских городах.

Преимущества работы [27]:

  • открытые условия франшизы «Сабвей» (ознакомиться с ними можно на сайте компании);
  • минимальные требования для открытия своего ресторана по сравнению с другими предприятиями быстрого обслуживания;
  • поддержка (консультации, дизайн-проект, обучение 2 недели, выездные мероприятия в разных российских городах);
  • разные форматы заведений (на фуд-корте, отдельное помещение, киоск).

Среди минусов – конкуренция и отсутствие взаимодействия с франчайзи по вопросам оборудования (придется покупать предпринимателю или брать в аренду), меню и поставок продуктов. То есть, по сути, в стоимость входит возможность работать под известным брендом, маркетинговые материалы и кое-какая информация по вопросам ведения бизнеса. Кроме того, чтобы открыть предприятие в Крыму, нужно обращаться в головной офис компании, в США [21].

Таким образом, на одной чаще весов – почти полная свобода действий, на другой – многое придется делать самостоятельно. Про франшизу Макдональдс, к примеру, почти ничего неизвестно, ее условия являются коммерческой тайной и просто так никому не разглашаются (Рисунок 3).

Источник: Расходы франчайзи, «РБК» [Интернет источник] http://www.rbc.ru/ дата обращения 22.02.2016.

Рисунок 3. Фастфуд в России по данным «РБК», май 2014 [21]


2.2 Анализ особенностей и требований организации франчайзинговой сети Subway

Открыть ресторан под вывеской известного заведения несложно. Тем более, что это доступно для малого бизнеса – стоимость франшизы «Сабвей» в России всего 7 500 долларов. Однако вопросы с поставщиками (помимо стратегических партнеров), обучением персонала и закупкой оборудования франчайзи придется решать самостоятельно [32].

Быстрое распространение в России связано с политикой компании – она не закрепляет за франчайзи целые регионы, как это делает KFC.

Для старта необходимо помещение (собственное или арендованное) и инвестиции в размере 4-6 млн руб. В эту сумму заложены все расходы, связанные с открытием ресторана и первыми месяцами работы. Более подробную информацию и расчет на основе конкретного примера можно получить после регистрации в качестве потенциального франчайзи. Причем можно узнать финансовые показатели любого заведения, но после проверки будущего партнера [12].

Сетка расходов такая:

  • $7500 долларов цена франшизы «Сабвей», вступительный взнос за первый ресторан;
  • 8% (+НДС) – ежемесячные платежи за право использования интеллектуальной собственности компании;
  • 3,5% от оборота на маркетинг, причем 2% франчайзи должен потратить на маркетинг своего ресторана.

В связи с ростом курса доллара по отношению к рублю, «Сабвей» с июня 2015 года снизила размер паушального взноса с 12 000 долларов до 7 500. Причем 7 500 придется заплатить только за первый ресторан, остальные обойдутся дешевле (второй 5 625 долл., третий и последующие – 3 750 (Рисунок 4)).

Источник: Расходы франчайзи, «РБК» [Интернет источник] http://www.rbc.ru/ дата обращения 22.02.2016.

Рисунок 4. Расходы франчайзи, «РБК», май 2014 [21]

Требования к помещению гибкие – на фуд-корте хватит и 40-50 кв. м, в отдельно стоящем помещении достаточно 80-120 кв.м. По коммуникациям все стандартно: подведение воды, канализация, приточно-вытяжная вентиляция, мощность электросети 30 кВт. Также важно наличие интернета и телефона.

Требования к стационарным ресторанам (Рисунок 5).

Источник: Расходы франчайзи, «РБК» [Интернет источник] http://www.rbc.ru/ дата обращения 22.02.2016.

Рисунок 5. Требования к стационарным ресторанам [21]

Другие моменты:

  • Франшиза может быть зарегистрирована на любую компанию, если в кодах деятельности указано общественное питание.
  • Сеть использует свою систему учета, работе в программе обучают в центре франчайзи в Санкт-Петербурге.
  • В меню ресторана должна быть продукция PepsiCo или Efes, эти компании являются стратегическими партнерами сети в России [21].