Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере магазина «Бэбимаг» ИП Аникин Е.В.).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы организации коммерческой деятельности по розничной торговле детским товарами
1.1. Нормативно-правовое обеспечение оперативных процессов торговли детским товарами
1.2. Особенности продажи детских товаров
2.1. Краткая характеристика магазина «Бэбимаг» ИП Аникина Е.В.
2.2. Анализ ассортимента товаров в магазине «Бэбимаг» ИП Аникина Е.В.
2.3. Исследование технических показателей качества товаров в магазине «Бэбимаг» ИП Аникина Е.В.
3. Пути улучшения организации торговли в магазине «Бэбимаг» ИП Аникина Е.В.
Источник: составлено автором на основании бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах за 2014-2016гг.
Данные таблицы 1 свидетельствуют о нестабильности деятельности предприятия в 2014–2016гг. Так, выручка от продаж выросла на 4999 тыс. руб. или на 17,447 %. Себестоимость проданной продукции увеличилась в меньшей степени – на 16,68 %, что привело к увеличению абсолютного показателя эффективности – прибыли от продаж – на 300 тыс. руб., что положительно сказалось на рентабельности продаж.
Выручка от продаж ИП Аникин Е.В. имеет тенденцию к увеличению. За 3 года объем она выросла более чем в 2,5 раза, причем этот прирост обусловлен повышением производительности труда (на 413 тыс. руб.) при увеличении количества работников (на 6 чел.).
В 2014г. на рубль основных производственных фондов (ОПФ) приходилось 500 тыс. руб. выручки. В 2016г. фондоотдача снизилась, т. е. на рубль ОПФ пришлось 338 тыс. руб. выручки, а в 2016г. показатель фондоотдачи начинает бурно расти и составляет 1215 тыс. руб., что можно охарактеризовать как положительную динамику, так как повышение фондоотдачи ведет к снижению суммы амортизационных отчислений, приходящихся на один рубль готовой продукции амортизационной емкости [4, c.384].
За анализируемый период на увеличение выручки от продаж оказало положительное влияние увеличение производительности труда одного работающего (за 2014-2016гг. ее рост составил 1203,34 тыс. руб.). Среднесписочная численность работающих росла гораздо более низкими темпами в течение рассматриваемого периода (3,23 %), что не могло существенно повлиять на изменение объемов выручки.
В результате проведенного анализа основных технико-экономических показателей ИП Аникин Е.В. можно говорить об удовлетворительном финансовом и экономическом положении предприятия. За анализируемый период 2014-2016гг. наблюдается рост объемов выручки от реализации продукции, увеличение прибыли и рентабельности, производительности труда, что свидетельствует об оправданности мероприятий, направленных на увеличение данных показателей.
2.2. Анализ ассортимента товаров в магазине «Бэбимаг» ИП Аникина Е.В.
Множество товаров, которые представлены на рынке, а также классифицированы с помощью признака потребительского назначения или производственного происхождения называют ассортиментом. Ассортимент более полно может характеризовать результаты деятельности организации, а также отраслей, которые производят товары народного потребления, и торговли по организации производства данных товаров и необходимо рассматривать его как один из самых важных факторов, которые определяют такие понятия, как степень сбалансированности предложения и спроса на определённом товарном рынке [6, c.617].
Доля всевозможных товаров в структуре ассортимента торгового предприятия определяется специализацией фирмы, его потребительским спросом, материально-технической базой, а также другими факторами. По этой причине считается, что торговый ассортимент является набором товаров, которые сформированы по определённым признакам и призван удовлетворять спрос в определённый момент времени (табл. 2).
Ассортимент любого торгового предприятия можно охарактеризовать благодаря системе показателей. Данный подход необходим для осуществления процесса управления ассортиментом на научной основе, а именно организовывать его формирование, структуру, планировать, а также регулировать ассортимент, стимулировать продажи и мотивировать продавцов.
Таблица 2
Ассортиментный перечень детских товаров ИП Аникин Е.В.
Наименование товарной группы |
Наименование товара |
Количество разновидностей товара |
Период торговли |
1. Верхняя детская одежда |
Куртки болоньевые, ветровки |
12 |
ноябрь, декабрь, январь, февраль |
Джинсовки, платья, юбки, брюки |
4 |
апрель, май, июнь, сентябрь |
|
2. Нижнее детское белье |
Купальные плавки, купальники |
10 |
Июль, август сентябрь |
Окончание таблицы 2 |
|||
Комплекты майки+трусы |
5 |
12 мес. |
|
3. Аксессуары |
Ремни, подтяжки |
5 |
март, апрель, май, сентябрь, октябрь |
колготки |
12 |
||
4. Школьная форма |
Сарафаны, блузки, пиджаки, брюки. |
19 |
август, сентябрь |
Источник: составлено автором
Для оценки выполнения плана по ассортименту чаще всего используют способ среднего процента и способ наименьшего процента [9, c.47]. Для расчета выполнения плана по ассортименту с помощью среднего процента используют формулу:
Касс = ОПасс / ОПпл * 100, (1)
где Касс - процент выполнения плана по ассортименту, %;
ОПасс — сумма фактически проданных изделий каждого вида, но не более их плановой продажи, тыс. руб.;
ОПпл — плановая продажа продукции, тыс. руб.
При большом ассортименте продукции использовать способ среднего нецелесообразно, так как он требует большого количества расчетов. Поэтому используется способ наименьшего процента. С его помощью определяется процент недовыполнения плана по ассортименту по формуле:
Кневып. асс = ОП / ОП пл * 100, (2)
где Кневып асс — процент не выполнения плана по ассортименту, %.
Сумма непроданной продукции определяется как разница, между фактически проданной продукцией и запланированной.
Процент выполнения плана по ассортименту рассчитывают по формуле:
Касс= 100 ─ К невып.асс , (3)
В ходе анализа особое внимание обращают на те виды продукции, по которым выявлено невыполнение и перевыполнение плана. По этим видам продукции выясняют, находит ли данная продукция спрос в тех количествах, в которых она закуплена.
Рациональные хозяйственные связи ИП Аникин Е.В. являются условием динамичного развития экономики и сбалансированности спроса и предложения, способствует своевременной поставке продукции и товаров народного потребления покупателям.
ИП Аникин Е.В. устанавливает связи в основном с местными поставщиками и снабженческо-сбытовыми посредниками. При таких связях снижаются издержки предприятий розничной торговли, так как товар ввозится поставщиком в магазин, и предприятие не несет транспортных расходов, а оплата производится по мере реализации товара [16, c.307].
Таблица 3
Анализ выполнения плана по ассортименту в ИП Аникин Е.В. в 2014-2016гг.
Наименование товарных групп |
Поступление товаров, тыс. руб. |
В том числе |
||||||||
план |
отчет |
% вып. плана |
по договорам с иногородними поставщиками, тыс. руб. |
по договорам с местными поставщиками, тыс. руб. |
||||||
план |
отчет |
% вып. плана |
план |
отчет |
% вып. плана |
|||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
2014г. |
||||||||||
Верхняя детская одежда |
9844 |
9547 |
96,98 |
8412 |
8485 |
100,87 |
1432 |
1062 |
74,16 |
|
Нижнее детское белье |
4050 |
4179 |
103,19 |
3198 |
3088 |
96,56 |
852 |
1091 |
128,05 |
|
Школьная форма |
3845 |
4174 |
108,56 |
3845 |
4174 |
108,56 |
0 |
0 |
- |
|
Аксессуары |
2751 |
3816 |
138,71 |
2149 |
2155 |
100,28 |
602 |
1661 |
275,91 |
|
Итого |
20490 |
21716 |
105,98 |
17604 |
17902 |
101,69 |
2886 |
3814 |
132,16 |
|
2015г. |
||||||||||
Верхняя детская одежда |
9715 |
10260 |
105,61 |
8428 |
9007 |
106,87 |
1287 |
1253 |
97,36 |
|
Нижнее детское белье |
6010 |
5995 |
99,75 |
5941 |
5952 |
100,19 |
69 |
43 |
62,32 |
|
Школьная форма |
7960 |
8650 |
108,67 |
7960 |
8650 |
108,67 |
0 |
0 |
- |
|
Аксессуары |
4206 |
3753 |
89,23 |
4006 |
3740 |
93,36 |
200 |
13 |
6,5 |
|
Итого |
27891 |
28658 |
102,75 |
26335 |
27349 |
103,85 |
1556 |
1309 |
84,13 |
|
2016г. |
||||||||||
Верхняя детская одежда |
23475 |
23547 |
100,31 |
18848 |
19052 |
101,08 |
4627 |
4495 |
97,15 |
|
Нижнее детское белье |
21500 |
20731 |
96,42 |
14750 |
14988 |
101,61 |
6750 |
5743 |
85,08 |
|
Школьная форма |
11850 |
12746 |
107,56 |
11850 |
12746 |
107,56 |
0 |
0 |
- |
|
Аксессуары |
3695 |
5905 |
159,81 |
3577 |
5764 |
161,14 |
118 |
141 |
119,49 |
|
Итого |
60520 |
62929 |
103,98 |
25560 |
26440 |
103,44 |
34960 |
36489 |
104,37 |
Источник: составлено автором
Из приведенных данных видно, что план поступления товаров по договорам в целом ИП Аникин Е.В. выполнен на 101,69 % в 2014г., 103,85 % в 2015г., 103,44 % в 2016г., а план поступления товаров от местных поставщиков – на 132,16 %, 84,13 % и 104,37 % соответственно.
Вместе с тем план поступления верхней детской одежды за счет местных ресурсов недовыполнен на 132 тыс. руб., или 2,85 % в 2016г., в предыдущих периодах такая же ситуация: в 2014г. недовыполнение составило 25,84 %, в 2015г. – 2,64 %.
По нижнему детскому белью выполнение плана по договорам с иногородними поставщиками не выполнен на 3,44 % лишь в 2014г., по договорам с местными поставщиками – в 2015-2016гг.
Школьная форма пользуется устойчивым спросом, план по ней в среднем перевыполняется на 7-8 % ежегодно.
План по аксессуарам также перевыполняется: в 2014г. на 0,28 %, в 2016г. – на 61,14 %, растет доля местных поставщиков: в 2016г. перевыполнение плана за счет продукции местных производителей составило 19,49 %.
2.3. Исследование технических показателей качества товаров в магазине «Бэбимаг» ИП Аникина Е.В.
Качество реализуемых товаров определяется органолептическими, физико - химическими и другими методами и должно соответствовать требованиям стандартов, в которых установлен перечень количественных характеристик качественных признаков [18, c.260].
В условиях конкуренции основной целью предприятий розничной торговли является получение оптимальной прибыли путем обеспечения необходимого качества реализуемых товаров и снижения издержек по их продаже.
В отличие от производства, где возможны значительные изменения при формировании основополагающих характеристик потребительской стоимости товаров, в сфере обслуживания усилия исполнителей направлены на сохранение достигнутого уровня качества, предотвращение количественных и качественных потерь.
Часть предприятий розничной торговли, стремясь увеличить прибыль за счет снижения издержек, предлагают товары ненадлежащего качества.
Средний коэффициент качества продукции можно определить двумя способами [18, c.262]:
а) отношением количества продукции 1 сорта к общему количеству;
б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта.
Проведится анализ качества реализованных товаров в таблице 4 по данным справки бухгалтерии (приложение В).
Таблица 4
Качество реализованных товаров предприятием ИП Аникин Е.В.
№ п/п |
Наименование |
Динамика по годам |
||||
2014 |
2015 |
Темп роста 2015г. к 2014г., % |
2016 |
Темп роста 2016г. к 2015г., % |
||
1.1. |
Объем товара, отпущенного всем потребителям (тыс. усл. ед.), в т.ч. |
31,62 |
35,27 |
111,54 |
39,68 |
112,50 |
- населению |
26,65 |
30,10 |
112,95 |
34,10 |
113,29 |
|
- организациям |
1,75 |
1,75 |
100,00 |
1,95 |
111,43 |
|
- прочим потребителям |
3,22 |
3,42 |
106,21 |
3,63 |
106,14 |
|
Удельный вес брака, (%) |
1,4 |
1,5 |
107,14 |
2,2 |
146,67 |
|
1.2 |
Общий объем товарного запаса, (тыс. руб.) |
2141,00 |
2322,0 |
108,45 |
2359,0 |
101,60 |
1.3 |
Себестоимость бракованного товара, (тыс. руб.) |
29,97 |
34,83 |
116,22 |
51,90 |
149,01 |
1.4 |
Объем потерь товара при поставке (брак), (тыс. шт.) |
0,044 |
0,053 |
120,45 |
0,087 |
164,15 |
Объем потерь товара при отпуске, (тыс. шт.) |
0,024 |
0,028 |
116,67 |
0,031 |
110,71 |
|
1.5 |
Расходы по исправлению брака, (тыс. руб.) |
11,75 |
12,45 |
105,96 |
12,95 |
104,02 |
Стоимость брака по цене возможного использования (тыс. руб.) |
14,25 |
16,85 |
118,25 |
25,15 |
149,26 |
|
Сумма удержаний с виновных лиц (тыс. руб.) |
1,00 |
1,15 |
115,00 |
1,25 |
108,70 |
|
Убытки от некачественного товара, (тыс. руб.) |
27,00 |
30,45 |
112,78 |
39,35 |
129,23 |
|
1.6. |
Удельный объем реализации потребителю (усл. ед/чел) |
1,02 |
1,77 |
173,53 |
1,72 |
197,18 |
Средняя численность населения, пользующихся услугами ИП Аникин Е.В. (чел.) |
31048 |
45853 |
147,68 |
55418 |
120,86 |