Файл: Пенсионный фонд Российской Федерации, особенности его формирования (Анализ деятельности пенсионного фонда РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 817

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В рамках осуществления финансового контроля в 2017 году Ревизионная комиссия провела 41 плановую и 8 тематических проверок, 4 ревизии расходов на текущую деятельность управлений ПФР в федеральных округах, аудит эффективности деятельности отдельных структурных подразделений Исполнительной дирекции ПФР, ревизию финансово-хозяйственной деятельности Информационного центра персонифицированного учета ПФР.

Контроль над деятельностью получателей средств бюджета ПФР (территориальные органы ПФР), подведомственных отделениям ПФР, осуществляют контрольно-ревизионные отделы. Они являются структурными подразделениями отделений ПФР, подчиняются непосредственно управляющему отделением и осуществляют свою деятельность под методическим руководством Ревизионной комиссии Пенсионного фонда Российской Федерации.

Федеральное учреждение «Информационный центр персонифицированного учета» (ИЦПУ) создано в 1997 году распоряжением Правительства Российской Федерации для осуществления работ по обработке информации по индивидуальному (персонифицированному) учету прав граждан в системе государственного пенсионного страхования.

Основные функции ИЦПУ:

  • организация технологического процесса автоматизированного ведения персонифицированного учета и реестра застрахованных лиц в системе ПФР;
  • эксплуатация Центрального вычислительного комплекса ПФР;
  • эксплуатация программно-технического комплекса системы персонифицированного учета ПФР;
  • обеспечение обмена информацией с отделениями ПФР;
  • ведение Федерального регистра граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи;
  • информирование застрахованных лиц о состоянии индивидуальных (лицевых) счетов;
  • печать и рассылка извещений ПФР;
  • реализация мер по защите сведений о застрахованных лицах;
  • ведение общегосударственной базы данных о социальном положении ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий.

Таблица 1.1 - Динамика показателей работы ИПЦУ в 2015-2017 годах[4]

Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации

В субъектах Российской Федерации действуют отделения ПФР, созданные постановлениями Правления Пенсионного фонда Российской Федерации для осуществления государственного управления средствами обязательного пенсионного страхования и организации пенсионного обеспечения граждан.


В своей деятельности отделения ПФР подчиняются Правлению Пенсионного фонда Российской Федерации.

К основным функциям отделений ПФР относятся[5]:

  • своевременное установление и выплата пенсий и социальных пособий, находящихся в компетенции ПФР, в том числе в рамках дополнительных мер государственной поддержки: ЕДВ, ДЕМО, материнский (семейный) капитал и др.;
  • ведение индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и своевременная актуализация индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц;
  • своевременное формирование доставочных документов на выплату пенсий и пособий;
  • ежемесячное перечисление начисленных к доставке сумм пенсий, пособий и иных выплат на счета организаций, осуществляющих доставку пенсий, пособий и иных выплат;
  • формирование информации о получателях пенсий и пособий, проживающих на территории субъекта РФ;
  • регистрация и учет плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное меди­цинское страхование;
  • контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, в том числе проведение проверок плательщиков страховых взносов;
  • взыскание задолженности по платежам в бюджеты ПФР, Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС), пеней и штрафов, в том числе в судебном порядке;
  • организация работы по реализации прав застрахованных лиц, связанных с формированием средств пенсионных накоплений;
  • ведение учета дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии участников Программы государственного софинансирования пенсий прием и обработка заявлений правопреемников умерших застрахованных лиц и выплата им средств пенсионных накоплений;
  • своевременное и полное рассмотрение обращений, а также прием граждан, представителей организаций и страхователей по вопросам, отнесенным к компетенции ПФР и др.;
  • проведение информационно-разъяснительной работы по вопросам деятельности пенсионной системы, совершенствование пенсионной системы.

В непосредственном подчинении отделений ПФР находятся территориальные управления, осуществляющие свою деятельность в административных единицах субъектов РФ. Во всех территориальных органах отделений ПФР ведется прием граждан по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.


ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ

2.1 Анализ использования бюджета Пенсионного фонда РФ

Бюджет ПФР за 2017 год исполнен по доходам в сумме 5,89 трлн рублей (9,6% к ВВП Российской Федерации), что на 0,63 трлн рублей больше, чем в 2016 году.

По расходам бюджет ПФР исполнен в сумме 5,45 трлн рублей (8,9% к ВВП Российской Федерации), что на 0,53 трлн рублей боль­ше, чем в 2016 году.

Общий профицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2017 год составляет 439,1 млрд рублей. В том числе в части, не связанной с формированием средств для финансиро­вания накопительной части трудовых пенсий, – 218,4 млрд рублей.

Все обязательства перед пенсионерами и получателями социальных выплат по линии Пенсионного фонда Российской Федерации выполнены в полном объеме. Индексация пенсий, по­собий, ЕДВ и других выплат осуществлялась в установленные за­конодательством сроки.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) за 2017 год поступили в общей сумме 3,0 трлн рублей, что превы­шает аналогичные показатели 2016 года на 0,2 трлн рублей. При этом тариф страховых взносов на обязательное пенсионное стра­хование был снижен в 2017 году с 26% до 22%.

Суммарные доходы по накопительной составляющей бюджета ПФР за 2017 год составили 476,9 млрд рублей, из них страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии поступило 440,3 млрд рублей, что на 63,7 млрд рублей больше, чем в 2016 году. Рост поступлений страховых взносов на НЧП связан с увеличением работников из числа лиц 1967 года рождения и моложе, за которых работодатели уплачивают 6% тарифа на накопительную часть пенсии. Общий объем средств пенсионных накоплений граждан за 2017 год увеличился на 220,8 млрд рублей и по состоянию на 1 января 2013 года превысил 1,6 трлн рублей (без учета средств пенсионных накоплений, формирующихся в НПФ).

В рамках Программы государственного софинансирования пенсий в 2017 году в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации поступили дополнительные страховые взносы граждан и работодателей на общую сумму 6,2 млрд рублей. В сравнении с 2016 годом эта сумма увеличилась на 2,2 млрд рублей.


Из федерального бюджета в бюджет ПФР поступили средства в сумме 2,8 трлн рублей (в 2016 году поступило на 0,4 трлн рублей больше), в том числе:

  • на предоставление материнского капитала – 207,7 млрд рублей, что на 33,4 млрд рублей больше, чем в 2016 году;
  • на компенсацию выпадающих доходов бюджета ПФР в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков и снижением основно­го тарифа на ОПС с 26% до 22% – 304,4 млрд рублей, что на 234,8 млрд рублей больше, чем в 2016 году;
  • на финансовое обеспечение федеральной социальной доплаты к пенсии – 33,4 млрд рублей (в 2016 году – 34,5 млрд рублей);
  • на софинансирование формирования пенсионных накоплений участников Программы государственного софинансирования пенсий, уплативших дополнительные страховые взносы в ПФР, – 3,9 млрд рублей (в 2016 году – 3,4 млрд рублей, в 2015 году – 2,5 млрд рублей);
  • на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации – 1,0 трлн рублей (в 2016 году – 0,9 трлн рублей);
  • на осуществление единовременной выплаты некоторым ка­тегориям граждан в связи с 67-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов – 9,2 млрд рублей.

На выплату пенсий в 2017 году направлено 4,5 трлн рублей, что на 443 млрд рублей больше, чем в 2016 году.

На предоставление материнского (семейного) капитала Пенсионным фондом Российской Федерации в 2017 году направлено 212,4 млрд рублей, что на 41,1 млрд рублей больше, чем в 2016 году.

Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации на предо­ставление федеральной социальной доплаты к пенсии в 2017 году увеличились на 5,4 млрд рублей по сравнению с 2016 годом и составили 34,8 млрд рублей.

На ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан израсходовано 325,4 млрд рублей, что на 13,5 млрд рублей больше, чем в 2016 году.

Расходы по накопительной составляющей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2017 год составили 256,1 млрд рублей. Из них сумма средств пенсионных накоплений, переданных в негосударственные пенсионные фонды, составила 244,5 млрд рублей, что на 7,8 млрд больше, чем в 2016 году.

Особенностью исполнения бюджета Пенсионного фонда РФ в 2017 году стало осуществление выплат за счет средств пенсион­ных накоплений граждан в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2016 года №360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений». В 2017 году на единовременную выплату средств пенсионных накоплений направлено 7,1 млрд рублей, на выплату накопительной части трудовых пенсий – 11 млн рублей, на срочную пенсионную выплату – 1,6 млн рублей.


2.2 Международная деятельность ПФР

Пенсионный фонд Российской Федерации развивает и укрепля­ет многостороннее и двустороннее сотрудничество с иностран­ными организациями социального обеспечения и пенсионного страхования.

Так, в 2017 году Пенсионный фонд Российской Федерации на правах полноправного члена Бюро Международной ассоциации социального обеспечения участвовал в Техническом семинаре Европейской сети МАСО «Эффективность электронных услуг в системе социального обеспечения». Участники от ПФР предста­вили доклад на тему «Предоставление государственных услуг в электронном виде в Российской Федерации». Представители ПФР также участвовали в Международной конференции актуариев и статистиков системы социального обеспечения, на которой обсуж­дались вопросы предотвращения бедности в пожилом возрасте, влияния экономических условий на финансовую устойчивость си­стем социального обеспечения, представление актуарных и финан­совых отчетов о системах социального обеспечения и их правовые последствия.

Эксперты ПФР принимали участие в тематическом заседа­нии «Обеспечение адекватной социальной защиты трудящихся в контексте посткризисного экономического восстановления», проходившего в рамках Международной конференции по вопросам достойного труда, организуемой Международной организацией труда (МОТ).

В рамках переговорного процесса по присоединению Российской Федерации к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) представители Пенсионного фонда принимали участие в 120-й сессии Комитета ОЭСР по занятости, труду и социальным вопросам, а также в 29-м заседании Рабочей группы ОЭСР по вопросам частных пенсий. В докладе Российской Федерации были отмечены последние изменения в пенсионной системе РФ, отраженные в Стратегии долгосрочного развития пенси­онной системы Российской Федерации до 2030 года.

В ходе Петербургского международного экономического фору­ма в июне 2017 года состоялась деловая встреча руководства ПФР с руководством Постоянного представительства Международного валютного фонда (МВФ) в России, в рамках которой прошел обмен мнениями о направлениях модернизации пенсионной системы РФ, а также обсуждались возможные направления сотрудничества по разработке проектов в сфере пенсионного страхования.