Файл: Пенсионный фонд Российской Федерации, особенности его формирования (Анализ деятельности пенсионного фонда РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 811

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 2017 году представители Пенсионного фонда Российской Федерации принимали участие в мероприятиях по вопросамразработки проектов двусторонних межправительственных соглашений в области социального обеспечения, среди которых:

  • консультации российско-германских экспертов по проекту Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия о социальном обеспечении;
  • консультации по подготовке проекта Договора о сотрудничестве между Российской Федерацией и Государством Израиль в области социального обеспечения;
  • консультации по проекту Договора между Российской Федерацией и Словацкой Республикой о социальном обеспечении;
  • консультации экспертов ПФР и Министерства социальной защиты и труда Литовской Республики по вопросам согласования порядка обмена документами в электронном виде;
  • Консультации с экспертами Департамента социального страхования Эстонской Республики по вопросам двустороннего сотрудничества.

Специалисты Пенсионного фонда Российской Федерации также принимали участие во встречах и семинарах с представителями Федерального ведомства пенсионного страхования Германии, Учреждения социального страхования Польши, Пенсионного агентства Швеции, Министерства труда Королевства Таиланд, Центра управления социальным страхованием при Министерстве трудовых ресурсов и социального обеспечения КНР и др.

В 2017 году было продолжено активное и эффективное сотрудничество ПФР с дипломатическими представительствами Российской Федерации за рубежом. В частности, проводились встречи с сотрудниками консульских отделов и отделов социаль­ного обеспечения Посольства Российской Федерации в Латвии и Израиле, выездные, индивидуальные приемы граждан, в ходе ко­торых разъяснены различные вопросы пенсионного обеспечения в соответствии с российским законодательством с учетом норм договоров и соглашений.

2.3 Сотрудничество между пенсионными фондами

Учитывая, что операции по отмыванию денег и финансированию терроризма в основном носят трансграничный характер, их выявление и проведение последующих расследований в значительной степени зависят от обмена информацией между ПФР разных стран и их способности эффективно и оперативно взаимодействовать со своими иностранными коллегами.


Цель информационного взаимодействия между ПФР разных стран - сбор дополнительных данных, которые необходимы для финансовых расследований, проводимых на основе сообщений финансовых учреждений и определенных нефинансовых предприятий и профессий о подозрительных операциях, а также запросов правоохранительных органов. Каналы ПФР могут также использоваться правоохранительными органами для оперативного получения информации в связи с проводимыми ими расследованиями преступлений, связанных с отмыванием денег или финансированием терроризма.

Информация, получаемая по каналам ПФР, носит в основном оперативный разведывательный характер и не может использоваться в уголовном судопроизводстве без четко выраженного согласия ПФР, предоставившего эти данные. Предоставление доказательств для использования в уголовных делах осуществляется обычно в рамках процедур взаимной правовой помощи, которые требуют больших временных затрат.

Хотя обмен оперативной разведывательной информацией исторически является основной формой сотрудничества между ПФР, существующие рамки взаимодействия в последнее время несколько расширяются и могут при соблюдении определенных условий включать также взаимное предоставление документальных доказательств и приостановление подозрительных операций.

Сотрудничество между ПФР разных стран основано, прежде всего, на взаимном признании органов, разделяющих общие цели и выполняющих одинаковые функции в международной борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, и взаимном доверии. Притом что практическое взаимодействие между ПФР осуществляется на двусторонней основе, в качестве базового универсального механизма регулирования соответствующих отношений выступает международное объединение финансовых разведок - Группа "Эгмонт".

В соответствии с Пояснительной запиской к Рекомендации 26 после создания в стране ПФР должен быть рассмотрен вопрос о его вхождении в Группу "Эгмонт". При этом странам предписывается учитывать Заявление о целях Группы "Эгмонт" и ее Принципы обмена информацией между ПФР по делам об отмывании денег в качестве документов, содержащих важные указания о роли и функциях ПФР, а также механизмах информационного обмена.

Для вступления в Группу "Эгмонт" национальное подразделение финансовой разведки проходит установленную процедуру признания в качестве ПФР. После сбора и предварительной оценки информации о кандидате, проводимых рабочей группой по развитию, соответствующая рекомендация направляется в рабочую группу по правовым вопросам (РГПВ) для углубленной оценки. По решению Председателя РГПВ ПФР-кандидату направляется опросный лист (анкета) с приложением документов Группы "Эгмонт".


По получении от кандидата всей запрошенной документации на заседании РГПВ проводится оценка его готовности к вступлению в Группу "Эгмонт", в частности по следующим критериям:

- соответствие принятому Группой "Эгмонт" определению ПФР;

- достижение в полной мере работоспособного состояния;

- правоспособность и готовность к сотрудничеству на основе Принципов обмена информацией.

Процедура оценки также предполагает назначение рабочей группой по правовым вопросам ПФР-спонсора. Кроме помощи в прохождении процедуры приема и выступлений от имени кандидата на заседаниях рабочей группы ожидается, что спонсор сможет подтвердить функциональный (операционный) статус кандидата на основании опыта взаимоотношений, включая посещение этого подразделения.

Получение по результатам указанной оценки положительной рекомендации РГПВ и последующее ее утверждение на совещании глав ПФР в рамках очередного пленарного заседания Группы "Эгмонт" является официальным признанием ПФР членом Группы "Эгмонт". Такое признание, с одной стороны, означает подтверждение желания и способности данного ПФР сотрудничать с другими ПФР на основе принятых Группой "Эгмонт" условий, а с другой стороны, свидетельствует о готовности всех членов Группы взаимодействовать с ним на тех же условиях.

Условия и принципы сотрудничества между ПФР определены в указанных выше документах Группы "Эгмонт", включая Заявление о целях Группы "Эгмонт", Принципы обмена информацией между ПФР, Пояснительную записку относительно определения ПФР и Типовой меморандум о взаимопонимании между ПФР.

На основе изучения опыта и проблем, возникающих в процессе информационного сотрудничества между ПФР, Группа "Эгмонт" выпустила документ "Оптимальная практика осуществления обмена информацией между ПФР".

Полномочия, соответствующие указанным принципам, должны быть предоставлены ПФР национальным законодательством, в том числе с учетом иных международных стандартов в данной сфере.

В частности, принципы сотрудничества между ПФР, установленные Группой "Эгмонт", получили определенное развитие в Варшавской конвенции Совета Европы "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма" 2005 г. в специально посвященной этим вопросам главе V.


Для государств - членов Европейского союза подробные правила в отношении обмена информацией между ПФР установлены решением Совета ЕС от 17 октября 2000 г.

Принципы обмена информацией.

В соответствии с заявлением о целях, принятым в июне 1997 г., группа "Эгмонт" считает своей приоритетной задачей содействие обмену информацией на основе взаимности или двусторонней договоренности.

В июне 2001 г. группа "Эгмонт" приняла документ о Принципах обмена информацией между ПФР по делам об отмывании денег, включив его в Заявление о целях в качестве дополнения. Учитывая, что в июне 2004 г. группа "Эгмонт" признала включение в сферу деятельности ПФР и, соответственно, сотрудничества между ними борьбу с финансированием терроризма, понимается, что указанные Принципы также распространяются и на дела о финансировании терроризма. Такой подход закреплен в доработанном в июне 2004 г. документе об оптимальной практике осуществления обмена информацией между ПФР.

Принятые группой "Эгмонт" Принципы призваны обозначить общую концепцию сотрудничества в сфере обмена информацией, позволяя странам проявлять необходимую гибкость в ее реализации.

При разработке Принципов группа исходила из положения, согласно которому механизмы обмена информацией должны быть направлены на содействие максимально широкому сотрудничеству между ПФР. С этой целью ПФР предлагается принять все возможные меры, с тем, чтобы нормы национального законодательства о неприкосновенности частной жизни не препятствовали обмену информацией между ПФР.

В качестве базовых условий обмена информацией, изложенных в п. п. 9 и 10 документа, Принципы предусматривают, что ПФР должны быть в состоянии свободно обмениваться информацией с другими ПФР на основе взаимности (т.е. без оформления договоренностей на этот счет) или двусторонней договоренности и в соответствии с процедурами, с которыми знакома как запрашиваемая, так и запрашивающая сторона. В рамках такого обмена, осуществляемого как по запросу, так и по собственной инициативе одной из сторон, должна предоставляться вся доступная информация, которая может быть полезна для анализа или расследования финансовых операций, и другая актуальная информация, касающаяся отмывания денег и участвующих в нем лиц или компаний.


Также отмечается, что ПФР, запрашивающее информацию, должно сообщить ПФР, которое будет обрабатывать запрос, как минимум причину запроса, цель, с которой будет использоваться эта информация, и информацию, достаточную для того, чтобы получившее запрос ПФР могло определить, соответствует ли этот запрос внутреннему законодательству данной страны.

Данные базовые условия детализируют применительно к специфике деятельности ПФР положения Рекомендации 40, определяющей общие принципы международного сотрудничества в сфере обмена информацией, а также положения Пояснительной записки к упомянутой Рекомендации.

Сопровождение запроса хотя бы минимальными сведениями о сути и обстоятельствах расследуемого дела имеет важное значение для его исполнения. ПФР, получившее запрос, должно в первую очередь определить его соответствие внутреннему законодательству своей страны, включая сферу собственной компетенции (во многих странах ПФР имеет право предоставлять иным компетентным органам, в том числе зарубежным, информацию только в связи с делами об отмывании денег и финансировании терроризма). Вместе с тем наличие дополнительных данных о предмете запроса позволит запрашиваемому ПФР расширить возможную сферу поиска информации.

Важнейшим аспектом регулирования информационного взаимодействия ПФР является определение порядка и направлений использования предоставляемой информации, чему посвящены п. п. 11 и 12 Принципов группы "Эгмонт".

Информация, которой обмениваются ПФР, может использоваться только для той конкретной цели, для которой она запрашивалась или предоставлялась.

Запрашивающее ПФР не может передавать информацию, предоставленную ему другим ПФР, третьим сторонам или использовать ее в административных, следственных, обвинительных или судебных целях без предварительного согласия ПФР, предоставившего эту информацию.

Приведенные выше Принципы связаны со специфическим характером информации, которой обмениваются ПФР. В отличие от информации, передаваемой в рамках взаимной правовой помощи, информация ПФР носит в основном оперативный характер и предназначена прежде всего для использования в финансовых расследованиях. Для передачи такой информации третьим сторонам или использования ее в административных или уголовных процессах запрашивающее ПФР должно заранее получить согласие сообщающего ПФР. Нарушение данного условия может привести к нежелательному разглашению источника информации и повредить расследованиям, проводимым компетентными органами в стране запрашиваемого ПФР.