Файл: Пенсионный фонд Российской Федерации, особенности его формирования (Анализ деятельности пенсионного фонда РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 818

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особого внимания данный аспект заслуживает ввиду имеющихся различий в правовом статусе и полномочиях ПФР разных стран. Так, если информацию запрашивает ПФР правоохранительного или судебного типа, в полномочия которого входит уголовное расследование и преследование, оно обязано уточнить, в каких целях собирается применять эту информацию и при необходимости ее использования в уголовном процессе получить на это согласие запрашиваемого ПФР.

В то же время ПФР судебного типа может иметь определенные ограничения на получение от финансовых учреждений и предоставление имеющейся у него информации в пользу ПФР административного типа, т.е. за рамками механизмов взаимной правовой помощи.

Для предотвращения утечки или несанкционированного использования информации п. 13 Принципов предусматривает, что на всю информацию, которой обмениваются ПФР, должны распространяться жесткие меры контроля и защиты, чтобы гарантировать использование этой информации только разрешенным образом и в соответствии с национальными нормами в отношении неприкосновенности частной жизни и защиты данных. Получаемая в рамках обмена информация должна считаться защищенной, по крайней мере, такими же положениями о конфиденциальности, какие распространяются на аналогичную информацию, получаемую ПФР из источников внутри страны.

На основе указанных Принципов обмена информацией Группа "Эгмонт" приняла документ "Оптимальная практика осуществления обмена информацией между ПФР", положения которого рекомендуется применять при организации и осуществлении информационного взаимодействия между ПФР. В упомянутом документе отмечается, что он может также использоваться при разработке национального законодательства.

Оптимальная практика содержит два основных раздела, в первом из которых рассматриваются юридические аспекты, а во втором - практические аспекты обмена информацией между ПФР. Притом что оба этих раздела имеют непосредственное отношение к международным стандартам сотрудничества между ПФР, принципы такого сотрудничества формулируются в основном в первом из них.

В качестве оптимальной практики Группа "Эгмонт" рекомендует следовать принципу свободного обмена информацией между ПФР на основе взаимности, в том числе путем представления информации по собственной инициативе.

На обмене информацией не должен сказываться статус ПФР, будь они административного, правоохранительного, судебного или иного типа.


Препятствием для свободного обмена информацией между ПФР не должны являться различия в определении преступлений, входящих в компетенцию ПФР. С этой целью полномочия ПФР должны распространяться на все преступления, предшествующие отмыванию денег, и на финансирование терроризма.

Обмен информацией между ПФР должен осуществляться неформально и с максимальной быстротой, без чрезмерных формальных предварительных условий, при соблюдении гарантии неприкосновенности частной жизни и конфиденциальности передаваемой информации.

Принцип взаимности, рекомендуемый группой "Эгмонт" в качестве наиболее предпочтительной основы сотрудничества, в данном случае подразумевает возможность обмена информацией с любым ПФР, которые следуют тому же принципу, без заключения соответствующего соглашения или наличия особой договоренности.

В некоторых странах, включая Россию, ПФР вправе предоставлять информацию зарубежным компетентным органам только при наличии соответствующих международных соглашений. Такие соглашения могут быть многосторонними или двусторонними и заключаться на уровне государств, правительств или отдельных ведомств.

В качестве основы для двусторонних соглашений между ПФР используется, как правило, типовой меморандум о взаимной договоренности, разработанный группой "Эгмонт".

В Оптимальной практике отмечается, что если ПФР для обмена информацией все же необходимы меморандумы о взаимной договоренности, то такие документы должны разрабатываться и подписываться ПФР без неоправданных задержек. В этих целях ПФР должно обладать полномочиями на самостоятельное заключение таких меморандумов (соглашений).

Международные стандарты предписывают обеспечить возможность прямого обмена сообщениями между ПФР без использования ведомств-посредников.

Подразделение финансовой разведки должно рассматривать запросы иностранных партнеров так же, как передачу информации внутри страны, с тем чтобы запрашиваемое ПФР могло передавать всю имеющуюся у него информацию, используя свои полномочия. В этих целях ПФР должно иметь оперативный доступ к дополнительной информации, включая, в частности:

- все соответствующие средства и реестры, существующие в их юрисдикции, в том числе правоохранительную информацию;

- информацию, имеющуюся у финансовых учреждений и иных лиц, представляющих сообщения;

- информацию о бенефициарных владельцах и структуре контроля юридических лиц, таких как корпоративные структуры, трасты и международные компании.


Данное положение Оптимальной практики соответствует Пояснительной записке ФАТФ к Рекомендации 40, которая также предусматривает, что ПФР должно быть в состоянии запрашивать информацию в интересах иностранных партнеров в тех случаях, когда это может быть существенно для анализа финансовых операций. Как минимум запросы должны содержать:

- поиск по его собственным базам данных, которые включают информацию, связанную с сообщениями о подозрительных операциях;

- поиск по другим базам данных, к которым ПФР может иметь прямой или опосредованный допуск, включая базы данных правоохранительных органов, открытые базы данных, административные базы данных и базы данных, доступные на коммерческой основе.

Там, где это разрешено, ПФР должно также связываться с другими компетентными органами и финансовыми учреждениями для получения соответствующей информации.

Что касается предварительного согласия ПФР, направляющего информацию на дальнейшую ее передачу в правоохранительных или судебных целях, то Оптимальной практике соответствует предоставление такого согласия незамедлительно и в максимально широком объеме.

Подразделение финансовой разведки, предоставляющее информацию, не должно отказывать в указанном согласии, за исключением случаев, когда это:

- выходит за рамки применения положений о ПОД/ФТ;

- может воспрепятствовать уголовному расследованию;

- будет очевидно не соответствовать законным интересам физического или юридического лица или государства ПФР, предоставляющего информацию; или

- иным образом будет противоречить основным принципам внутреннего права.

Любой отказ в предоставлении согласия должен быть надлежащим образом мотивирован.

Практические аспекты обмена информацией.

Во втором разделе Оптимальной практики подробно рассматриваются практические аспекты подготовки и отправления запросов, обработки полученных запросов, направления ответов на запросы и защиты получаемой информации.

Если ПФР располагает информацией, которая может оказаться полезной другому ПФР, ему следует рассмотреть вопрос об ее предоставлении по собственной инициативе, как только выявится значимость передачи этой информации.

Все ПФР должны направлять запросы на получение информации в соответствии с установленными Группой "Эгмонт" Принципами обмена информацией, а также с соблюдением имеющихся соглашений об обмене информацией между ПФР.

При необходимости ПФР, запрашивающее информацию, должно указать срок, к которому ему необходимо получить ответ. В тех случаях, когда запрос имеет пометку "срочно" или указан предельный срок предоставления ответа, необходимо также объяснить причины такой срочности. Всем ПФР рекомендуется воздерживаться от необоснованного использования таких пометок. Если срочно необходима только часть запрашиваемой информации, пометка "срочно" должна использоваться только для соответствующей части запроса.


При необходимости, особенно в случае срочных запросов или для ускорения процедуры, запрашивающее ПФР может обратиться с просьбой на предварительное согласие на дальнейшее использование информации непосредственно вместе с ответом на запрос.

При осуществлении обмена информацией рекомендуется использовать форму для запроса информации, разработанную Группой "Эгмонт".

Запросы должны содержать достаточный объем исходной информации, чтобы запрашиваемое ПФР могло провести надлежащий анализ или расследование. Запросы должны сопровождаться кратким изложением соответствующих фактов, известных запрашивающему ПФР. Особое внимание следует уделять следующему:

- информации, идентифицирующей физических лиц или компании, имеющих отношение к делу (по крайней мере, фамилия, дата рождения физических лиц, название и юридический адрес компаний);

- полученным сообщениям о подозрительных или необычных операциях или действиях, в том числе об использованных счетах;

- способам осуществления операций или действий либо обстоятельствам их совершения;

- основанию для запроса (одно или несколько сообщений о раскрываемой информации или запрос национального полицейского органа, список подозреваемых в терроризме лиц и т.п.);

- связи со страной запрашиваемого ПФР.

Запросы информации, которые не относятся к конкретной стране и направляются одновременно нескольким ПФР, должны быть как можно более подробно обоснованы с представлением сводного изложения лежащих в их основе фактов. Кроме того, такой запрос должен иметь максимально возможный целевой характер. Поэтому ПФР должно воздерживаться от использования групповой рассылки без необходимости и должно рассматривать возможность проведения предварительного исследования операций, с тем чтобы определить возможную целевую группу ПФР, которая с наибольшей вероятностью может располагать соответствующей информацией.

Если не предусмотрено иное, то на все запросы, получаемые от ПФР-партнеров, необходимо представлять ответы, включая те случаи, когда информация отсутствует. При этом запросы должны обрабатываться в кратчайшие сроки.

Для упрощения отслеживания конкретного запроса или ответа по делу им следует присваивать уникальные справочные номера. При подтверждении получения запроса запрашиваемое ПФР должно сообщить запрашивающему ПФР фамилию и контактную информацию ответственного лица, а также номер дела или справочный номер, присвоенный делу.


ПФР должно отдавать приоритет срочным запросам. Если у запрашиваемого ПФР возникают сомнения в отношении отнесения запроса к категории срочных, оно должно немедленно связаться с запрашивающим ПФР для выяснения этого вопроса.

В качестве общего принципа запрашиваемое ПФР должно стараться ответить на информационный запрос, в том числе путем направления предварительного ответа, в течение одной недели после его получения, если оно:

- в состоянии представить положительный/отрицательный ответ на запрос, касающийся информации, к которой оно имеет непосредственный доступ;

- не в состоянии представить ответ ввиду препятствий правового характера.

В тех случаях, когда от запрашиваемого ПФР требуется проведение поиска во внешних базах данных или обращение к третьим сторонам (например, к финансовым учреждениям), ответ должен быть представлен в течение одного месяца после получения запроса.

Если в течение одного месяца еще не получены все результаты внешних запросов, запрашиваемое ПФР должно представить ту информацию, которая уже имеется в его распоряжении, или, по крайней мере, указать, когда оно будет в состоянии представить полный ответ. Это может быть сделано в устной форме.

Подразделение финансовой разведки должно предусмотреть создание механизмов для мониторинга информации, связанной с запросами, которые позволят им выявлять новую поступающую информацию в отношении операций, СПО и пр., имеющую отношение к ранее полученным запросам. Такая система мониторинга позволит ПФР информировать подразделения, ранее направлявшие запросы, о новых и значимых материалах, связанных с их прошлыми запросами.

В тех случаях, когда запрашиваемое ПФР желает узнать в порядке обратной связи, как была использована предоставленная им информация, оно должно запросить такие сведения напрямую. Если запрашивающее ПФР не в состоянии предоставить такую информацию, оно должно направить ответ с указанием соответствующих причин.

При необходимости, особенно в случае срочных запросов и для ускорения процедуры, вместе с самим ответом может предоставляться согласие на дальнейшее использование информации.

Как в части запросов, так и ответов Оптимальная практика указывает на необходимость осуществления обмена информацией между ПФР в защищенном режиме. С этой целью в надлежащих случаях ПФР - члены группы "Эгмонт" должны использовать защищенную сеть группы "Эгмонт".

Кроме того, Группа "Эгмонт" особо отмечает обязанность всех ПФР проявлять исключительную осторожность при работе с предоставленной информацией, чтобы предотвратить любое несанкционированное ее использование, приводящее к нарушению конфиденциальности.