Файл: Становление и развитие теории государственных и муниципальных финансов (Анализ современного состояния финансов РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В конечном итоге взаимосвязь разнообразных элементов финансовой системы объясняется их единой сущностью. Государство играет важнейшую роль в развитии общества, как в экономическом, так и в социальном плане [22]. По этой причине в его распоряжении сосредоточена большая часть денежных ресурсов. Оно осуществляет их использование через бюджет РФ, государственный кредит и различные фонды. Активы разных банковских структур и страхования образуются посредством привлечения свободных капиталов. Собственными средствами коммерческих организаций являются их накопления.

Управление экономикой и финансами государства осуществляется при помощи важнейшего инструмента – многоуровневой структуры [1, c. 65]. На всех ступенях данной конфигурации решается в масштабах страны ключевая задача: формирование и расходование общего фонда денежных средств. Вся структура включает в себя местный, региональный и Федеральный бюджеты.

В условиях современной глобализации хозяйственной деятельности активы каждой страны становятся основой ее экономической безопасности. От их размера и свойств зависит [6, c. 35]:

- проведение социальных программ;

- содержание и функционирование системы обороны;

- обеспечение органов управления всех уровней;

- развитие наукоемких и стратегически важных отраслей производства;

- поддержка экономики и ее субъектов в рамках государства, а также многое другое.

Финансовая система страны состоит из множества элементов. Одни из них финансируются в рамках принятого плана расходов и доходов, другие - нет. Например, для реализации программ, носящих социальную или медицинскую направленность, создаются внебюджетные фонды. Государство, как участник внутренней рыночной системы, может выступать в качестве заемщика денежных средств у других субъектов рынка. Кредиторами в таком случае будут являться юридические и физические лица, имеющие в своем распоряжении свободные денежные активы. Необходимости в займах наступают при образовании дефицита в бюджете [12, c. 206]. Кредитование используется и для кратковременного вливания денежных средств в определенные секторы экономики с целью поддержания финансовой стабильности страны. В случае, когда государство прибегает к займу у сторонних организаций или физических лиц, возникает госдолг. По своим характеристикам он делится на два типа: внутренний и внешний (в зависимости от места регистрации кредитора).

По своей форме долговые обязательства, взятые на себя государством, могут быть представлены в виде [1, c. 65]:


- кредитов;

- государственных займов, проведенных с использованием выпуска на рынок ценных бумаг;

- иных задолженностей.

Развитие финансовой системы Российской Федерации в последние годы заметно приостановилось. В некоторых секторах государственной экономики наблюдается рост показателей, однако большинство отраслей переживают период застоя и незначительного прироста. Банковская система смогла после кризиса 1998 года практически полностью восстановить свою функциональность [22]. Активно развивается сфера кредитования, тем самым оказывая существенное влияние на экономическую ситуацию в стране. При этом доля займов, выданных частному сектору, постоянно увеличивается, что свидетельствует об улучшении благосостояния населения в целом. В последнее десятилетие выросли фондовые индексы, повысились международные рейтинги финансовой устойчивости России.

Тем не менее, доля привлеченного иностранного капитала в финансовую систему страны, по сравнению с экономикой развитых государств (Германия, США, Франция), остается на сравнительно низком уровне [6, c. 36]. Однако стабильный рост индексов и рейтингов создает благоприятную обстановку для иностранных и отечественных инвесторов.

В последние годы наблюдается положительная динамика роста финансовых ресурсов и падения процентных ставок по кредитам. Предпосылками для возникновения этих явлений следует считать увеличение объемов внешней торговли, рост продаж сырья в валютах иностранных государств, а также общую внешнеэкономическую политику государства. Доступность денежных средств в результате понижения кредитных ставок благоприятно сказалась на работе крупнейших предприятий страны, которые увеличением финансовой активности стимулировали рост экономики.

Современная финансовая система РФ после череды преобразований стала выполнять свою основную задачу – обеспечение роста экономики страны. Управление финансовой системой в России долгое время не подвергалось существенным изменениям. В 2006 году в законодательстве происходят кардинальные реформы [22]. Они коснулись, в первую очередь, формирования и расходования средств бюджета Российской Федерации. Появились новые структурные единицы. В частности были сформированы бюджеты отдельных муниципальных образований и городских поселений. В дальнейшем законодательная база этих проектов подверглась существенной переработке.

Один из основных рисков, которым подвержена финансовая система Российской Федерации, – это просроченная задолженность по кредитным банковским обязательствам. Величина этого совокупного долга постоянно растет, что оказывает негативное воздействие на различные секторы экономики. В свою очередь, банки для продления кредитных обязательств нуждаются в постоянном притоке денежных средств. По расчетам экономистов, доля таких долгов может вырасти до 10 % от общей структуры кредитного портфеля, что отрицательно скажется на всей экономической структуре [1, c. 66]. Правительство РФ ищет пути решения данной проблемы. Предлагается увеличить капитализацию крупнейших банков за счет государственных облигаций. Также рассматриваются варианты повышения страховой части вклада и отзыва лицензий на ведение финансовой деятельности у ряда "ненадежных" финансовых учреждений [12, c. 206].


Ряд крупнейших отечественных экономистов считают, что причина слабости, которую имеет финансовая система Российской Федерации, - это неумение быстро подстраиваться под динамично изменяющую конъюнктуру рынка, а также слишком большая сырьевая зависимость и отсутствие конкуренции в некоторых сегментах. Правительство, вводя новые экономические реформы, пытается выровнять непростое положение денежной сферы. Происходят регулярные вливания капитала из Резервного фонда, который, в свою очередь, сформировался в момент профицита бюджета (до 2008 года) [6, c. 36]. При этом большинство экспертов сходятся во мнении, что его средства не безграничны и их хватит всего на несколько лет. Современная Россия переживает сложный процесс формирования своей экономической структуры. Многие отрицательные факторы, сопровождающие это действие, например, долги по кредитным обязательствам, в сложившейся ситуации сложно поддаются анализу и контролю. В таких условиях достаточно сложно наладить работу одной из основных функций стабильного рынка – перераспределение финансовых (ресурсных) потоков внутри него [1, c. 74].

Экономика, в основе которой находится система банковского финансирования, имеет широкие возможности оперативно реагировать на любые изменения. Центральный банк является конечным участником этой кредитной структуры. В связи с этим развитие финансовой системы в РФ предполагается начать с выделения банковского сектора, в котором будет происходить основное перераспределение ресурсных потоков [22]. Для этого необходимо иметь устойчивую структуру, исключив из нее всех слабых участников. При этом необходимо параллельно развивать финансовые рынки Российской Федерации, которые, за исключением валютного, находятся на начальной стадии зарождения. Только в этих условиях возможно создать здоровую экономическую базу. Именно на нее в дальнейшем будет возложена основная задача перераспределения финансовых ресурсов в рамках страны.

1.2 Государственные и муниципальные финансы страны

Все звенья финансовой системы имеют свою специфику. По характеру денежных фондов, которые образуются в любой финансовой системе, можно выделить централизованные и децентрализованные финансы. Первые представляют собой пакет, объединяющий все звенья финансовой системы, формирующие правильное распределение фондов (бюджетных и внебюджетных), средств, принадлежащих муниципалитетам. Другими словами, звеньями, из которых состоят централизованные финансы, можно считать госкредит, муниципальный кредит, бюджетную систему. Децентрализованные финансы - это сумма составляющих, которые принимают участие в формировании и использовании фондов лиц и субъектов, которые ведут отдельное хозяйствование. Это финансы предприятий, корпораций пр. организаций, находящихся на самофинансировании, финансы ИП, некоммерческих структур, домашних хозяйств [6, c. 37].


Попробуем коротко охарактеризовать все звенья финансовой системы, рассмотреть их особенности. Бюджетная система РФ представляет собой средства, включающие в состав бюджеты федерации, субъектов, государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов [22]. Ее цель - решение главных вопросов государства в целом. Именно бюджетная система с ее налогами, акцизами и пр. призвана обеспечивать культурные, экономические, политические и социальные задачи, перераспределяя соответствующим образом ВВП. Контролируют это перераспределение специальные органы, среди которых Счетная Палата, Налоговая служба и пр. Другие звенья финансовой системы (речь в данном случае идет о государственном и муниципальном кредите) выражают те отношения между государством, его властными органами и субъектами экономики, которые позволяют РФ выступать в роли гаранта, кредитора или заемщика [15, c .11]. При этом основными задачами госкредита считаются финансирование бюджетного дефицита, поддержка приоритетных секторов, урегулирование вопросов кредитной политики (региональной и международной).

Сегодня все более значимыми становятся такие звенья финансовой системы РФ, как доходы производственных и непроизводственных структур, находящихся на самофинансировании. К ним можно отнести [15, c. 11]:

корпорации, т.е. не имеющие членства организации, призванные решать определенные социальные или управленческие задачи;

унитарные предприятия, которые в РФ разделяются на две категории. Первые основаны на праве хозведения, вторые - на оперативном управлении.

Финансы коммерческих предприятий очень важны для создания ВВП. Они являются:

главной составляющей средств, из которых формируются централизованные фонды;

источником финансовых ресурсов домашних хозяйств;

ведущим фактором потребления и распределения ВВП;

базой для удовлетворения потребностей общества.

Финансы некоммерческого происхождения нужны для структурирования финансовых ресурсов, идущих на реализацию госзадач: образовательных, социальных и пр., не связанных с получением прибыли. Домашние финансы почти не регламентируются государством, а финансы ИП являются средним звеном между финансами коммерческими и домашними [22]. Финансовая система и ее звенья построены на принципах функциональности, гласности, плановости, единства и демократического централизма.

Государственные и муниципальные финансы в финансовой структуре занимают особое положение. Это связано с их специфическим назначением, которое представляет собой обеспечение органов госвласти и территориального управления денежными средствами. Эти средства направляются на содействие в обеспечении исполнения этими органами своих функций [12, c. 206]. Государственные, муниципальные финансы являют собой денежные отношения, которые формируются в рамках распределительного процесса, который обусловлен образованием соответствующих средству государственных и муниципальных органов. Направлены эти средства на удовлетворение гражданских потребностей, экономическое регулирование, финансирование правоохранительной деятельности и национальной безопасности, управление и прочие расходы. Государственные и муниципальные финансы участвуют в регулировании социальных явлений, развитии приоритетных экономических отраслей. С их помощью обеспечивается сглаживание различий в уровне социального, экономического развития тех или иных территорий страны [5, c. 103].


Государственные и муниципальные финансы формируются под воздействием ряда факторов. Так, большое значение имеет форма устройства власти в стране. Унитарные государства в целом (в сравнении с федеративными) характеризуются более высокой степенью концентрации денежных средств в распоряжении центральных госорганов. В этих странах в качестве основы денежных ресурсов административно-территориальных элементов выступают выплаты от доходов регулирующего значения и средства помощи центральных органов. В рамках федеративного государства, построенного в соответствии с принципом разграничения полномочий и предметов регулирования субъектных и центральных представительств власти, преобладающее значение приобретают собственные доходы субъектов. Вместе с этим отмечается сокращение масштабности межбюджетного перераспределения средств [8, c. 1115].

Государственные и муниципальные финансы формируются и в соответствии с административно-территориальной структурой страны. Это выражается в деятельности одних субъектов в составе других или в образовании территориальных образований разного уровня. В соответствии с Конституцией края (области и прочие образования) и автономные округа, включенные в их состав, являются равноправными субъектами страны [22]. В связи с этим, организация финансовых ресурсов происходит в рамках разграничения полномочий как с федеральным центром, так и между территориальными единицами.

На формирование государственных и муниципальных финансов влияние оказывает и особый статус ряда субъектов. В соответствии со своим статусом, территориальные образования выполняют те или иные функции. На решение ряда задач выделяется и дополнительное финансирование, что позволяет отдельным субъектам получить финансовую независимость. В соответствии с принципом равноправия, закрепленном в статье 5 Конституции, различия в составе и объеме полномочий госорганов краев, республик, автономных округов, областей и прочих элементов не предусматривается [10, c. 61]. Согласно федеральному законодательству, для всех субъектов установлены единые нормативы по отчислениям от сборов и налогов в бюджеты и единый способ расчета денежной помощи.

Следует при этом отметить, что для муниципальных формирований законодательно предусмотрена возможность применения специального режима функционирования. Применение относительно территориальной единицы страны особого статуса связано с рядом причин [22]. Среди них отмечают концентрацию в границах субъекта объектов госбезопасности, для которых действует особый режим, специализацию градообразующих организаций на инновационной, научно-технической, научной деятельности в условиях научно-производственного комплекса. Наличие особого статуса предполагает больший объем полномочий для местных властных представительств и дополнительные источники денежных поступлений (финансы государственных и муниципальных предприятий, например).