Файл: Становление и развитие теории государственных и муниципальных финансов (Анализ современного состояния финансов РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современных условиях возникает необходимость теоретического изучения становления и развития теории государственных и муниципальных финансов России, а также обоснования механизмов их формирования и использования для экономики страны. В результате теоретическая основа этих процессов должна быть применена на практике планирования и использования государственных и местных бюджетов. В связи с этим, тема курсовой работы является своевременной и актуальной.

Цель работы – изучить особенности становления и развития теории государственных и муниципальных финансов РФ.

Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи:

изучены особенности современной финансовой системы РФ;

проанализированы государственные и муниципальные финансы страны;

проведена оценка показателей формирования и использования государственных и муниципальных финансов РФ;

Обоснованы механизмы управления государственными и муниципальными финансами в современных условиях.

Объект исследования – государственные и муниципальные финансы.

Предмет исследования – особенности формирования и использования государственных и муниципальных финансов РФ в современных условиях.

В работе использованы результаты научных исследований отечественных и зарубежных ученых, законодательная база Российской Федерации, регулирующая процесс управления финансами в современных условиях. Для достижения целей и решения задач использованы методические материалы, экономическая, научная, справочная и периодическая литература, финансовые издания, статистические и финансовые отчеты.

В процессе исследования использовались такие общенаучные и специальные методы: теоретического обобщения, синтеза; структурно-логического анализа; группировки и классификации.

Полученные теоретические и прикладные результаты работы могут с высокой степенью эффективности использоваться в процессе разработки стратегии управления государственными и муниципальными финансами.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

1. Теоретические аспекты формирования и использования государственных и муниципальных финансов РФ


1.1 Особенности современной финансовой системы РФ

Государственная финансовая система и ее структура представляет собой комплекс организаций, которые обеспечивают денежный оборот в пределах определенной страны. Этот комплекс включает в себя несколько компонентов. Финансовая система содержит [1, c. 62]:

- государственную подсистему, обеспечивающую приток в бюджет, а также расходование денежных средств;

- банковскую подсистему, содержащую учреждения, обеспечивающие инвестиции, кредиты, расчеты, операции с деньгами;

- подсистему обращения ценных бумаг в стране, служащую для привлечения денег на вторичных рынках ценных бумаг.

Управляя обществом, государство включает ряд сфер: религиозную, социальную, политическую, экономическую и прочие. В основе экономической структуры лежат определенные отношения. В них принимают участие четыре субъекта [6, c. 33]: гражданин, хозяйствующий субъект, регион и государство. У каждого участника есть свои права, а также обязанности. Формируя между собой взаимоотношения, субъекты образуют товарно-денежную сферу. В результате этих отношений возникает финансовая система государства.

В Российской Федерации этот комплекс состоит из четырех элементов. Каждый компонент выполняет определенные задачи. Финансовая система РФ включает в себя финансы граждан и хозяйствующих субъектов, общегосударственные и территориальные денежные средства [12, c. 205].

Общегосударственные средства выполняют задачу по концентрации ресурсов в распоряжении аппарата управления страной и направлению их на удовлетворение соответствующих нужд. Эти ресурсы формируются за счет налогов, госпошлин, сборов, сумм, полученных при выкупе госпредприятий и прочего. В составе общегосударственных финансов находится государственное страхование, кредитование, федеральный бюджет, а также внебюджетные федеральные фонды.

Территориальные средства выполняют те же функции, что и общегосударственные, но в соответствии с административно-территориальным формированием, находящемся на самоуправлении. В состав этого комплекса включены соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды. Формируются эти ресурсы за счет штрафов, сборов, налогов, лотерей, местных займов и прочего [6, c. 33].

Финансовая система государства включает средства хозяйствующих субъектов. Они составляют основное звено всего комплекса и выполняют функции по формированию и применению своих денежных средств.


Международная финансовая система считается исторически сложившейся формой, согласно которой происходит организация между странами денежных отношений. Закреплена эта форма определенной договоренностью. В международной финансовой системе содержится несколько конструктивных элементов [12, c. 205]. Первым компонентом является денежный товар мира. Он является носителем валютно-денежных отношений между странами. Первым таким носителем являлось золото. Второй компонент – валютный курс. Являясь меновой стоимостью денег государства, он (курс) выражается в денежных единицах иных стран. Валютный курс может быть как фиксированным, так и плавающим. Основу первого составляет монетный паритет (весовое наличие золота в денежных единицах страны). Плавающие (гибкие) курсы валют определяются сопоставлением паритетов валютной покупательной силы (оценкой национальными деньгами стоимости одноименной "товарной корзины") [1, c. 62]. Третьим элементом международной финансовой системы являются национальные рынки валют. Четвертый компонент – валютно-денежные организации. К ним, в частности, относят Международный Валютный Фонд. Он способствует межнациональной кооперации. Кроме того, он призван обеспечивать механизм сотрудничества и консолидации при решении межгосударственных проблем в финансовой сфере. К валютно-денежным организациям можно отнести также и некоторые межнациональные институты, кредитная деятельность которых одновременно носит и валютный характер – банки развития (региональные), Банк по международным расчетам в Базеле и прочие [6, c. 34].

От состояния финансовой системы полностью зависит уровень жизни страны. В макроэкономике она занимает одно из самых главных мест. По этой причине следует подробно изучать финансовую концепцию России и осознавать всю важность этой системы. Нужно глубоко вникать в принцип действия ее функционирования и механизмов.

В настоящее время финансовая система Российской Федерации - это объект неугасающих споров и дискуссий [12, c. 205]. Существует множество современных проблем, с которыми она должна справляться. Например, недостаточный уровень удовлетворения потребностей каждого конкретного человека, большая социальная напряженность, непропорциональность развития экономических элементов, отрицательное воздействие на процесс воспроизводства, заметное отставание в приспособлении к изменениям финансовых и внешних товарных рынков и медленный темп развития.

Финансовая система Российской Федерации – это экономические отношения, которые сгруппированы между собой по определенному признаку. Подобная взаимосвязь затрагивает практически все аспекты современной человеческой жизни. Эти отношения могут возникать между физическими лицами, несколькими юридическими сторонами, а также различными государствами [22]. Таким образом, одну из сфер экономических взаимодействий представляют следующие элементы: семейный бюджет, финансы личных и домашних хозяйств. Проще говоря – капиталы населения.


Понятие финансовой системы РФ рассматривается в качестве совокупности экономических отношений. В ее структуре выделяют отдельные сферы и звенья. На любом уровне хозяйствования финансы представляют собой элементы общественного производства, без которых существование и функционирование системы попросту неосуществимо. Также без них не представляется возможным [1, c. 64]:

1) скорейшее введение новых достижений науки и техники;

2) поддержание расширенного кругооборота фондов производства (как общественных, так и индивидуальных);

3) регулирование территориальной и отраслевой экономических структур;

4) удовлетворение остальных потребностей населения.

Определенные виды нужд есть у государства и хозяйствующих субъектов. Этим объясняется появление различных типов отношений, которые включает в себя финансовая система России. Сейчас некоторые специалисты в данной области не признают взаимодействие двух физических лиц экономической взаимосвязью [12, c. 206]. Тем не менее, существуют разнообразные издания, в которых освещается организация финансовой системы. Литература посвящена семейному и личному расходно-доходным планам, активам домашнего хозяйства.

Финансовая система России состоит из нескольких взаимосвязанных органов и институтов. Главной целью экономики является удовлетворение великого множества общественных потребностей. Взаимодействием финансов охвачена вся система страны и сфера социальной деятельности. Общностью этих явлений объясняется существование специальных институтов внутри финансовой структуры [22]. Исходя из всего вышеперечисленного, можно выделить несколько понятий экономики Российской Федерации.

Финансовая система страны представляет собой [6, c. 34]:

1. Совокупность различных институтов, каждый из которых участвует в образовании и последующем использовании соответствующих ему денежных фондов.

2. Общность специальных учреждений и органов, которые осуществляют финансовую деятельность в пределах своей компетенции. Экономика образуется из взаимосвязи различных институтов, которые отвечают за регулирование создания, перераспределения и использования денежных фондов. Особенности развития страны в период перехода к рыночным условиям сильно отражаются на финансовой системе.

Таким образом, в экономическую структуру России входят следующие денежные фонды и правовые институты, соответствующие им [22]:

1. Бюджетная система страны. Она включает в себя бюджеты органов местного самоуправления, субъектов Федерации и непосредственно Федеральный.


2. Фондовый рынок.

3. Государственный кредит.

4. Внебюджетные фонды страны.

5. Финансы хозяйствующих субъектов.

6. Фонды страхования. Общегосударственные финансы.

Основой общегосударственных финансов являются различные бюджеты соответствующих уровней. В эту группу также включаются такие понятия, как государственное кредитование и социальные внебюджетные фонды страны. В регулировке разнообразных экономических операций и распределительных отношений макроуровня главная роль принадлежит именно этому типу финансов. Их формирование и распределение централизованы. Данный элемент системы находится в распоряжении у местных органов самоуправления и самого государства [1, c. 70]. На микроуровне за урегулирование экономических операций отвечают финансовые элементы предприятий, страхования и кредитно-банковской системы. Тем не менее, нельзя считать, что эти звенья экономики связаны только на уровне хозяйствующих субъектов в их широком понимании. Это обусловлено существованием плотной взаимосвязи между всеми составляющими частями финансовой системы. Государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных ресурсов посредством экономики. Для осуществления подобной деятельности используются различные нормативные акты и соответствующие законы. Также его инструментами выступают механизмы ценообразования, система кредитования, налоги и многое другое.

Общегосударственные финансы России неразрывно связаны с остальными элементами экономики. Однако здесь присутствует некая двойственность. ВВП является главным источником пополнения доходов бюджетов на всех уровнях [6, c. 35]. Он формируется в сфере материального производства. Затем посредством налогообложения создаются бюджет РФ и социальные фонды. В то же время процесс расширенного воспроизводства осуществляется предприятиями не только за собственный счет. Ими используется государственный кредит или прямые ассигнации из бюджета.

Собственные финансы предприятия неразрывно связаны с системой кредитования. В случае недостатка денежных средств можно воспользоваться услугами банков. Чаще всего заемный капитал задействован в пополнении оборотного. Также для решения своих экономических проблем предприятия могут прибегать к средствам иных хозяйственных субъектов. Например, к таким как различные организации, банки, страховые компании и прочие. Подобную деятельность можно проводить разными способами. Например, для того, чтобы увеличить собственный капитал, прибегают к помощи акционирования [12, c. 206]. В свою очередь, выпуск векселей и облигаций проводится для осуществления займов.