Файл: Становление и развитие теории государственных и муниципальных финансов (Анализ современного состояния финансов РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 2.7. Динамика показателя муниципального долга по Российской Федерации, 2015-2016 гг. [24]

Объем расходов бюджетов муниципальных образований на обслуживание муниципального долга по состоянию на 01.12.2016 составил 23,8 млрд. рублей, в том числе: - расходы бюджетов городских округов, в т.ч. с внутригородским делением – 21,2 млрд. рублей - расходы бюджетов муниципальных районов – 2,3 млрд. рублей. - расходы бюджетов городских поселений – 0,3 млрд. рублей (рисунок 2.8) [24].

Рисунок 2.8. Структура муниципального долга, 2016 г.[24]

Таким образом, оценка формирования и использования государственных и муниципальных финансов говорит об особенностях формирования государственного федерального бюджета РФ и местных бюджетов по федеральным округам.

2.2 Управление государственными и муниципальными финансами в современных условиях

Система финансового управления в современных условиях имеет важное значение для ее развития и функционирования. Система и органы управления финансами, существующие в России, сложились в процессе реформ при переходе от планово-централизованной модели экономики к рыночной. Сущность и методы управления финансами сводится к тому, что рыночная экономика нуждается в отлаженной финансовой системе и регулируемом финансовом рынке, которые напрямую определяют условия развития самой реальной экономии. В связи с этим управление финансами определяет материальные пропорции, распределение материальных и нематериальных ресурсов, воздействует на структурную перестройку и определяют благосостояние населения [12, c. 207]. Ведущую роль в регулировании финансов в условиях рынка играет государство, действующее исключительно рыночными методами. В этой системе большое значение имеет автономия Центробанка РФ при проведении монетарной политики, а также наличие таких структур как страховые компании, коммерческие банки, инвестиционные фонды и прочие виды финансовых организаций.  

Сущность и методы управления финансами проявляются в таких общих и единых методах, присущих всем звеньям финансовых отношений, как финансовое прогнозирование, планирование, управление, регулирование и контроль. Современные органы управления финансами представляют собой комплекс инструментов, мер, институтов, способных обеспечивать стабильное функционирование системы финансов. Управление финансами проводится с помощью управленческого аппарата. Высшие органы управления финансами (Президент, Администрация Президента РФ, Правительство, Федеральное Собрание) осуществляют общее финансовое управление [15, c. 15]. Президент и Администрация регламентируют всю деятельность финансовых органов, регулируют финансовое законодательство, подписывают законы о бюджете страны. Федеральное Собрание рассматривает и утверждает проект бюджета РФ и финансовые законы. Правительство РФ представляет собой единый центр управлений финансами, формирует общефедеральный бюджет, разрабатывает основы политики в области финансов [22].


Текущее управление финансами проводит Министерство финансов РФ. Его основной задачей является разработка общегосударственной финансовой, денежной и кредитной политики, также политики бухучета, аудиторской деятельности, добычи, переработки драгметаллов и камней, платежей таможенного характера. В связи с этим основными функциями Министерства финансов являются [12, c. 207]:

разработка проектов бюджета РФ;

прогнозирование и планирование исполнения бюджета;

финконтроль бюджетно-финансовой сферы;

совершенствование методов бюджетного финансирования;

управление госдолгом РФ;

эмиссия государственных ценных бумаг;

координация денежно-кредитной и бюджетной политики.

Важнейшая часть процесса по управлению финансами – это финансовый контроль. В России на федеральном уровне контролирующие  органы управления финансами представлены Департаментом государственного финконтроля и аудита, Счетной палатой, Главным управлением Федерального казначейства, его подчиненными органами в отдельных субъектах РФ, Министерством РФ по налогам и сборам, Контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов России, Центробанком, Федеральной службой по надзору за деятельностью в области страхования, Государственным таможенным комитетом, Федеральной службой по финрынкам, Федеральной службой по финмониторингу, Федеральной службой бюджетно-финансового надзора [15, c. 16].

На местном уровне представительные органы самостоятельно принимают решения о местном бюджете и его исполнении, а также другим вопросам финансового характера, относящимся к их ведению. Исполнительные органы местной власти отвечают за разработку муниципальной финполитики [14, c. 22].

В соответствии с мировой практикой управление финансами в РФ имеет два вида: управление методами непосредственного влияния на финансовую политику и финансовые отношения и методами косвенного влияния. К числу методов косвенного воздействия следует относить [5, c. 105]:

антимонопольную политику и антимонопольное законодательство;

формирование нормальной конкурентной среды на рынках страны;

применение методов государственного регулирования бизнес-деятельности госмонополистов, особенно в сфере ценообразования; обеспечение гарантированной защиты субъектам хозяйствования в области расчетно-платежных операций [22];

осуществление сбалансированной и предсказуемой таможенной политики;

оказание содействия развитию рынков, особенно финансовому и рынку капиталов.


Прямое управление финансами в РФ осуществляется посредством [15, c. 15]:

лицензирования определенных видов коммерческой и финансовой деятельности;

использования ресурсов государственных монополий;

проведения социальной политики;

распределения льгот и преференций между отдельными категориями налогоплательщиков;

санкционирования нарушений в области финансовых отношений.

В качестве основных инструментов управление финансами государства используются [8, c. 1116]:

1. Планирование – вид деятельности по оценке текущего состояния финансовой системы и определения перспектив ее развития.

2. Контроль, который предполагает ознакомление с результатами финансовой деятельности субъектов хозяйствования, сопоставления данной информации с фактическими данными и определению мер по повышению эффективности финансовой деятельности.

3. Оперативное управление, которое проводится для текущего своевременного воздействия на финансовую деятельность, и принятие неотложных решений по коррекции ее функционирования.

4. Информационное обеспечение, выступающее аналитико-коммуникативным ресурсом, с помощью которого осуществляется синтез планирования, контроля и организации в единый системный процесс.

Для реализации задач, поставленных перед государством правящей верхушкой, необходимо широко использовать всю его финансовую систему. В результате всей государственной машиной осуществляется деятельность по целенаправленному и планомерному получению, распределению и дальнейшему использованию централизованных и децентрализованных разнообразных денежных фондов или, другими словами, финансовая деятельность государства. Исходя из седьмой статьи Конституции Российской Федерации, самой главной, определяющей, дающей смысл целью всей этой бурной деятельности является создание таких условий, которые обеспечат человеку достойную жизнь в родной стране и свободное личностное развитие [12, c. 207].

Финансовая деятельность государства - это выполнение им функций планомерного получения, распределения и дальнейшего использования всех финансовых ресурсов для осуществления социально-экономического направления в развитии страны, обеспечения её безопасности и обороноспособности. Существуют различные методы по осуществлению такой деятельности. Широта их выбора зависит от следующих факторов [15, c. 16]:

1) Субъекта взаимоотношений;

2) Условий использования доступных государству финансовых ресурсов;


3) Условий их аккумуляции.

Методы финансовой деятельности государства можно условно поделить на метод сбора денежных средств и метод распределения собранного и его использования. Среди методов сбора финансовых ресурсов самым важным является сбор налогов. С помощью налогов деньги изымаются в обязательном порядке в известном размере и в строго ограниченные сроки. Другой метод принудительного изъятия средств у населения и юридических лиц - это обязательные взносы в государственные фонды, к примеру, пенсионный фонд или же фонд соц. страхования и тому подобные институты [5, c. 110]. Кроме принудительных методов, финансовая деятельность государства в плане сбора средств заключается ещё и в сборе добровольных взносов, к примеру, продаже ценных государственных бумаг (хотя метод с облигациями государственного займа можно назвать добровольным лишь отчасти, так как государством предлагается множество механизмов распространения такого рода бумаг, так сказать в своеобразном добровольно-принудительном порядке), вкладах в банки, пожертвованиях и тому подобном. А вот для распределения и использования материальных ресурсов в основном применяются такие методы, как финансирование и кредитование.

Финансирование предполагает возвратное, но безвозмездное предоставление денежных ресурсов, а кредитование – и возвратное, и возмездное предоставление. Финансирование применяется исключительно для государственных организаций, а вот кредитование может быть применено как для государственных, так и для негосударственных организаций [22].

Финансовую деятельность государства осуществляют все органы власти, каждый в пределах своей компетенции. Государственная Дума, в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, принимает законы, регламентирующие все сферы хозяйственных отношений [12, c. 208]. Эти законы, по которым и будет в дальнейшем осуществляться финансовая деятельность государства, попадают на обсуждение и утверждение в Совет Федерации. Правительство страны представляет собой исполнительную власть, которая занимается разработкой и представлением в Думе бюджета страны, следит за его исполнением и организует это самое исполнение, дает перед Думой отчет, проводит единую финансовую, денежную и кредитную политику на всей территории государства. Для осуществления конкретно финансовой деятельности в пределах Российской Федерации и с её зарубежными партнерами созданы МинФин России, Федеральное казначейство, ЦентроБанк и тому подобные финансовые институты [8, c. 1116].


Таким образом, финансовая система государства – это товарно-денежные отношения субъектов хозяйствования в финансовой сфере, имеющие свои права и обязанности. Финансовая система России представляет собой систему, состоящую из общегосударственных и территориальных финансов, финансов субъектов хозяйствования и финансов простых граждан. У каждой составляющей данной системы есть конкретные задачи, также они отвечают за функционирование определенных отношений в сфере финансов [22].

Так, например, задачей общегосударственных финансов является аккумулирование финансовых ресурсов в государственном распоряжении и направление в случае необходимости или же, согласно утвержденному бюджету, на финансирование социальных программ и других общегосударственных нужд. Формирование этого источника доходов государства осуществляется за счет налоговых сборов, сумм, полученных от приватизации субъектов государственной собственности и государственных пошлин. В составе общегосударственных финансов состоят: федеральный бюджет, государственное кредитование и страхование, а также федеральные внебюджетные фонды. Необходимо также отметить, что до 50% ВВП перераспределяется через них в развитых странах [24]. Также это, своего рода, механизм стимулирования деловой и экономической активности субъектов. Федеральный бюджет представлен системой сопоставления доходов и расходов на уровне государства, которые должны быть утверждены в законодательном порядке. Структура доходов и расходов определяется направлениями социально-экономической государственной политики.

Финансовая система государства подвержена всем изменениям в его функционировании, будь то, политические неразберихи либо различные социально-экономические ситуации. Финансовая система государства не может нормально функционировать без территориальных финансов, которые призваны выполнять задачи, аналогичные общегосударственным финансам, но с одним только отличием – на территории отдельных административных единиц, находящихся на самоуправлении [15, c. 16]. Состоят они из внебюджетных фондов и территориальных бюджетов. Их формирование осуществляется за счет местных налогов и сборов, местных займов, штрафов, лотерей и прочих источников.

Как указывалось выше, финансовая система государства включает и такую составляющую, как финансы субъектов хозяйствования. Формирование этого источника происходит как за счет прибыли, так и амортизационных отчислений предпринимательского сектора. Финансовая система и финансовая политика государства имеют тесную взаимосвязь между собой. Попробуем разобраться – каким образом происходят их взаимоотношения [24]. Итак, финансовая политика государства – комплекс реализуемых мер, которые направлены на достижение тех целей, что определены государственными органами финансовой сферы. Именно в рамках этой политики конкретизируются основные источники формирования и направления в социальную сферу финансовых ресурсов.