Файл: Политика содействия занятости молодежи в системе государственной молодежной политики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В системе социальной государственной политики содействия занятости молодежи можно определить несколько аспектов.

Первый – субстанциональный. Субстанциональный компонент молодежной политики представлен властью. Власть предполагает способность каким-либо желаемым образом и многими приемами воздействовать на поведение других в самых различных обстоятельствах. Выделяют три измерения власти. Согласно первому, директивному аспекту, власть понимается как господство, обеспечивающее выполнение указания верховного властителя. Согласно второму, функциональному измерению, власть рассматривается, как способность реализовать функцию общественного управления на практике.

Согласно третьему, коммуникативному аспекту, отправление власти идет путем общения, с использованием известного языка, понятного обеим сторонам общественного отношения. Методы властвования политологи распределяют на три группы: принуждение, убеждение, стимулирование. Политическая власть может быть ограничена религией и нормами нравственности; группами интересов и социальной солидарности; общественным мнением; разделением властей. По методам воздействия на объект выделяют власть демократическую (широкие гражданские права и свободы человека); власть тоталитарную (контроль государственной системы всех сфер жизни общества); авторитарную (непререкаемое подчинение власти). В зависимости от субъекта власти выделяют автократическую власть (самодержавие, абсолютная монархия – власть одного человека); олигархическую власть (власть узкой группы лиц в государстве); плутократическую власть (власть крупных собственников); самоуправленческую власть всех членов общества, народовластие. В данном исследовании к субстанциональному компоненту мы отнесем институциональную систему органов власти, которые так или иначе вовлечены в формулирование и реализацию политики содействия занятости молодежи.

Сразу отметим, что мы рассматриваем обе группы субъектов государственной политики содействия занятости молодежи: собственно структуры государственной власти, а также институты гражданского общества, которые потенциально или реально участвуют в ее реализации. Эту систему мы будем рассматривать на федеральном уровне, уровне субъектов федерации, а также на уровне местного самоуправления. Нормативный аспект реализации государственной политики содействия занятости молодежи включает содержание основополагающих нормативно- правовых актов, регулирующих эту сферу. Именно нормативное регулирование предлагается использовать как критерий для определения этапов становления и формирования государственной политики содействия занятости молодежи.


В связи с федеративным устройством России, все ее нормативные акты в сфере государственной молодежной политики подразделяются на федеральные, распространяющие свое действие на всю территорию России, и на акты субъектов федерации, действующие в пределах территории конкретного субъекта.

Основной закон России – Конституция закрепила, что вопросы труда согласно разграничению предметов ведения и полномочий регулируются как на федеральном, так и на региональном уровнях. Анализ официальных документов по государственной молодежной политике позволяет разделить их на две большие группы – общие (регулирующие государственную молодежную политику в стране) и специальные (регулируют вопросы труда и занятости молодежи). Общие и специальные акты в свою очередь мы условно подразделяем на статусные, регулирующие и организационные. Статусные нормативные акты закрепляют основные принципы, идеи, положения государственной молодежной политики и политики в сфере трудоустройства и профессиональной деятельности молодежи. Регулирующие нормативные акты устанавливают систему и порядок отношений между государством, молодежью и другими институтами общества в сфере молодежной политики и политики занятости молодежи. Организационные определяют статус, задачи, функции и полномочия органов, реализующих государственную молодежную политику и политику трудоустройства молодежи[15,с.36]. .

Духовный компонент государственной политики содействия занятости молодежи отражается в стратегических целях, которые формулирует государство, а также потребностях, интересах и ценностных ориентациях молодежи по отношению к ценности труда, предпочитаемым формам и видам занятости. Процессуальный компонент государственной политики содействия занятости молодежи отражается в конкретных процессах артикуляции интересов молодежи, выработки стратегических целей и тактических задач по ее реализации и оценке.

Институциональная структура государственной политики содействия занятости молодежи включает три уровня: федеральные органы и их учреждения, органы власти и их учреждения субъектов федерации, муниципальные учреждения. В современной России сложилась система институтов общественной молодежной политики, работающих на решение схожих задач.

Таким образом, в России регулирование вопросов занятости осуществляется как в пределах всей территории страны, так и в пределах конкретного региона. Большинство нормативных актов в России по государственной молодежной политике и политике занятости молодежи принимаются на уровне субъектов федерации. Молодёжная занятость – сфера, не способная к саморегулированию. Необходимо активное вмешательство в формирование профессионально ориентированной молодёжи.


Глава 2 Государственная социальная политика содействия занятости молодежи в РФ: формирование, современное состояние и проблемы

2.1. Направления регулирования занятости молодежи РФ

Основными направлениями политики содействия занятости молодежи являются: обеспечение возможностей трудоустройства молодежи, обеспечение социальной защиты в области занятости, поддержка трудовой и предпринимательской инициативы молодежи, поощрение работодателей, создающих новые рабочие места для молодежи и др. Для реализации государственной политики содействия занятости молодежи используется система технологий. Многообразие технологий реализации государственной политики содействия занятости молодежи можно классифицировать по ряду оснований: по степени жесткости (мягкие, средние, жесткие); по срокам использования (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные); по содержанию механизма регулирования (нормативно-правового регулирования, административно-управленческого регулирования и воспитательные). (Приложение А)

В основу системы формирования и регулирования молодёжной занятости необходимо положить формирование у молодёжи осознанного выбора профессии и прогнозирование перспектив рынка труда. Согласно основам государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года к молодёжи относится «социально- демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет» [12,с.81].

В этих рамках существует значительная дифференциация по различным социальным показателям, в том числе и в трудовой ориентации и адаптации. Поэтому при анализе возможных механизмов взаимодействия с молодёжью необходимо выделить возрастные группы, которые представляют собой разные этапы формирования трудовой ориентации: 14-15 лет, 16-17 лет, 18-20 лет, 21-24 года, 25-30 лет.


Для каждой возрастной группы проведён анализ возможного пути развития трудовой деятельности. Обычно в 14-15-летнем возрасте молодёжь устраивается на летние подработки для того, чтобы заработать на что-то независимо от родителей. Проблем с трудоустройством в данный период времени не возникает в связи с низкими финансовыми запросами молодых людей. Трудовая деятельность подростков в 14-15 лет может иметь разные последствия для них. Неудачный опыт работы может сказаться на отношении школьника. Положительный опыт работы может помочь приобрести навыки взаимодействия с работодателем, адаптироваться к трудовой деятельности.

В 16-17 лет растут духовные и материальные потребности, поэтому трудоустроиться стремиться большее число молодёжи. В это время активно происходит выбор будущей профессии. Выбор зависит от широты знакомства с различными сферами деятельности.

В 18-20 лет наиболее активно происходит процесс получения умений, навыков и знаний. Появляется практический опыт более квалифицированной работы, которая уже может быть связана с дальнейшей деятельностью. Данная группа похожа на группу 21-24 лет.

В рамках 21-24 лет большая часть молодёжи заканчивает получение образования и стремиться к постоянной занятости. На этом этапе важен опыт прохождения практики в учебных заведениях. Именно в этом возрасте большая часть молодых людей испытывает «шок от реальности», связанный с противоречием ожиданий от трудовой деятельности при выборе специальности с реальной обстановкой.

Возможности в 25-29 лет сильно зависят от предыдущих этапов. Либо трудоустроенный молодой человек стремится достичь успеха, завоевать признание, повысить свой статус и идёт формирование квалифицированного специалиста или руководителя. Либо из-за невостребованности на рынке труда приходится заниматься неперспективными видами деятельности.

Для обеспечения достаточного количества трудовых ресурсов в экономике необходимо объединять усилия всех заинтересованных сторон – органов власти, образовательных учреждений, бизнеса. При этом необходимо учитывать особенности молодёжи всех возрастных категорий.

Для выработки стереотипа трудового поведения у подростков 14-16 лет нужно организовывать региональные и местные программы занятости, которые предусматривали бы мероприятия для привлечения школьников к труду без ущерба в получении образования. Для 16-17-летних подростков необходимо проводить мероприятия, формирующие осознанные профессиональные ориентиры. Для этого местные и региональные органы власти могут совместно с бизнесом проводить мероприятия, показывающие школьникам профессиональные перспективы, выявляющие сильные стороны личности для их дальнейшего развития, создавать брошюры с информацией о трудовом рынке. Ведь результатом этой работы станет выбор профессии. Важно, чтобы уже на этом этапе молодёжь осознанно подходила к фактору потребностей трудового рынка. Тогда у студентов, осознанно выбравших профессию, повысится стремление к прохождению качественных практик и стажировок. Отдельно необходимо проработать механизмы, стимулирующие работодателей к привлечению студентов и молодёжи к прохождению практик и стажировок. Образовательные учреждения должны стать площадками для проведения обязательных ярмарок вакансий. При реализации рекомендуемых направлений очень важно, чтобы организации-работодатели были заинтересованы получить кадры не только «здесь и сейчас», взаимодействуя только со студентами последних курсов, но и оценивали свои перспективы, участвовали в формировании осознанного выбора формы, вида образования и специальности школьников [23].


2.2. Проблемы занятости молодежи РФ

На положение молодежи на современном рынке труда в России оказывают влияние ряда факторов: необоснованное представление молодежи о путях адаптации в сфере труда; сохранение стереотипов; падение престижа производительного труда для значительной части молодежи. У большинства молодых людей неравные фактические возможности в получении образования и приобретении необходимой профессии, что отражается на конкурентоспособности; слабая информированность молодых людей о рынке труда; нередко возникает противоречие между образовательными ориентациями молодежи и реальными потребностями общества [11,с.112].

Главной особенностью молодежи выступает наличие противоречий возникающих между социальными и профессиональными ориентациями молодежи, а также современными потребностями предприятий и организаций в рабочей силе. Дисбаланс между объемом и профилем подготовки будущих специалистов с потребностями современного рынка труда, а также несовершенство учебных программ усугубляет проблемы трудоустройства выпускников.

Одной из наиболее серьезных проблем занятости молодых специалистов является недостаточный уровень подготовки, что создает предпосылки роста безработицы среди молодых специалистов. В условиях общественно-социальных преобразований, когда право на труд реализуется через личностную инициативу, проблема занятости молодежи приобретает особую остроту и требует кардинальных изменений в системе трудоустройства.

По статистическим данным, в настоящее время молодежь в целом по стране является наиболее многочисленной группой нетрудоустроенных – более 30% от общего числа зарегистрированных безработных. Кроме того, 25,0-28,0% от общей совокупности безработной молодежи составляют выпускники ВУЗов [5,с.89].

Глобальный уровень безработицы среди молодежи в 2016 году достиг 14,1 %. Больше всего от безработицы страдает молодежь в возрасте от 15 до 24 лет. Большую часть нетрудоустроенных составляют молодые люди, продолжающие обучение в высших учебных заведениях [12].

В настоящее время периодически происходит перенасыщение рынка труда специалистами аналогичных профессий и недостаточная подготовка специалистов по востребованным специальностям по причине несбалансированности процесса подготовки с потребностями рынка труда.