Файл: Политика содействия занятости молодежи в системе государственной молодежной политики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Молодежная безработица является острой социально-экономической проблемой, которая углубляется из-за несовершенства законодательной базы, отсутствия четкой государственной стратегии занятости молодежи, несоответствия образовательных услуг потребностям экономики, слабых механизмов стимулирования работодателей к трудоустройству молодежи. Вследствие низкой конкурентоспособности молодежи на рынке труда, значительная часть молодежи становится безработной или трудоустраивается в теневом секторе экономики.

Среди факторов, затрудняющихся трудоустройство молодежи, следует выделить: не в полной мере соответствия подготовки специалиста учебного заведения современному рынку труда; дефицит рабочих мест по полученной специальности; несоответствие компетентности выпускников требованиям работодателя; недостаточный уровень взаимодействия между учебными заведениями и работодателями; государственный заказ на под- готовку кадров не отвечает современным требованиям рынка труда; низкие официальные зарплаты молодых работников; низкий общественный статус некоторых специальностей; завышенный уровень притязаний; не достаточный уровень профессиональных знаний; отсутствие желания повышать квалификацию [14,с.65].

Более низкая конкурентоспособность молодёжи на рынке труда объективно обусловлена рядом факторов: отсутствие стажа работы и профессионального опыта; несформированность ценностных, духовно- нравственных ориентиров; отсутствие чётких представлений о содержании работы; ухудшение показателей работы учащейся молодёжи в периоды сессий; молодежь мобильна, усилия, затраченные на их обучение, могут оказаться потраченными зря.

Большой проблемой и по оценкам ученых, и, по мнению самой молодежи, является рассогласование рынка образовательных услуг и рынка труда. Проблема вхождения молодежи на рынок труда тесно связана с проблемой ее трудовых потребностей и возможностей. В этой связи становится очевиден тот факт, что безработица молодежи вызвана прежде всего не отсутствием рабочих мест как таковых, а тем, что большинство рабочих мест в промышленности и сельском хозяйстве не удовлетворяют молодых людей как своим качеством, так и предполагаемым доходом.

Также основными проблемами социальной политики занятости молодежи выступают:

во-первых, нестабильность спроса и предложения, по причине изменчивости требований нанимателей и ориентации молодых людей, ее социально-профессиональной неопределенностью. Состояние усложняется социальными проблемами молодежи, связанными с коренным деформациями социокультурных и политических реалий развития человека, что увлекает за собой растущие сложности самоопределения молодежи, в частности, и в профессиональном плане;


во-вторых, различной конкурентоспособностью в сравнении с иными возрастными группами. Молодые люди подвергаются высокому риску потери работы. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, выходящей на рынок труда впервые, снижаются в виду отсутствия у них стажа работы. Сокращение спроса на рынке труда уменьшает возможность трудоустройства выпускников учебных заведений;

в-третьих, большой вариантностью. Это обусловлено тем, что на рынок труда выходят выпускники учебных заведений, ведущих подготовку специалистов по всем возможным направлениям. В свою очередь, отсутствие спроса на региональных рынках труда ведет к тому, что основная часть соискателей, трудоустраивается не по профильным специальностям, поэтому для многих переподготовка является возможностью трудоустройства. Данная проблема усугубляется пониженным спросом работодателей к молодежи не имеющей высшего образования

Таким образом, ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы как регистрируемой так и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Молодые специалисты находятся среди тех категорий людей, кого кризис рабочих мест поразил больше всего.

Глава 3 Социальная политика содействия занятости молодежи региона на примере Краснодарского Края

3.1 Направления, и технологии реализации социальной политики содействия занятости молодежи

Молодёжная политика муниципального образования город Краснодар является частью государственной молодёжной политики, без которой невозможно полноценное развитие молодёжи, реализации её талантов и способностей, а также будущее России в целом.

Численность молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет в Краснодарском крае составляет около 1,3 миллиона человек, из которых 55,8% проживают в городах, 44,2% – в сельской местности.


Уровень регистрируемой безработицы в 2015 году составил 0,9% (в среднем по России – 1,7%, по ЮФО – 1,3 %). Уровень регистрируемой безработицы в крае на 1 января 2016 года составил 0,8% (в среднем по России – 1,4%, по ЮФО – 1,0 %). Однако, известно, что данные регистрируемой безработицы в полной мере не отражают ситуации на рынке труда. В целом, рынок труда Краснодарского края характеризуется несбалансированностью спроса и предложения рабочей силы в профессионально- квалификационном и территориальных разрезах, что усиливается несоответствием структуры объемов подготовки кадров потребностям регионального рынка труда.

Специфика безработицы в крае определяется сложившимся уровнем и структурой занятости населения, обусловленной отраслевой специализацией (агропромышленный комплекс, санаторно-курортная сфера) и комплексностью хозяйства. Поэтому следует отметить высокий уровень безработицы в сельских поселениях, а также ее сезонный характер.

По оценкам региональных органов власти, ключевыми проблемами кадрового обеспечения развития отраслей экономики и особенно промышленности Краснодарского края являются отсутствие механизмов стимулирования территориального закрепления и развития систем профессионального обучения на производстве; неразвитость инфраструктуры рынка труда; структурный дисбаланс предложения рабочей силы и спроса на нее; низкий уровень оплаты труда в промышленности; большое количество неэффективных и не престижных рабочих мест со сложными условиями работы; избыточный оборот кадров. Решение многих указанных проблем и минимизация рисков во многом связаны с реализацией эффективной региональной политикой содействия занятости молодежи в Краснодарском крае Анализ регионального рынка труда и причин молодежной безработицы показывает, что причиной безработицы молодых специалистов является выбор профессии, не востребованной на рынке труда. [16,с.75].

Сегодня сложно найти работу по специальности управленцу, юристу, бухгалтеру, экономисту, финансисту. Анализ предложенных вакансий от работодателей показывает, что востребованы менеджеры, инженеры, технологи, торговые представители, медицинские работники, педагоги, обслуживающий персонал и рабочие специальности. Количество трудоустроенной молодежи по специальности, получившей рабочую профессию в учебном заведении начального профессионального образования, гораздо выше, чем трудоустройство выпускников учреждений начального и высшего образования. На молодежном рынке труда также сказываются проблемы тендерного неравенства, дискриминация по признаку возраста, низкая оплата труда молодых специалистов, сложности трудоустройства по совместительству студентов очной формы обучения и несовершеннолетних подростков. Временное трудоустройство молодежи является актуальным.


Губернатор Краснодарского края, администрация Краснодарского края, Законодательное Собрание Краснодарского края вырабатывают стратегические цели в области занятости молодежи, которые находят отражение в системе нормативно-правовых актов. Учреждения занятости населения Краснодарского края образуют единую систему органов, непосредственно реализующих государственную политику по содействию трудоустройству населения страны3 . Они призваны защищать граждан от безработицы. К этой системе относятся департамент труда и занятости населения Краснодарского края, центры занятости населения Краснодарского края в муниципальных образованиях. Департамент труда и занятости населения Краснодарского края осуществляет межотраслевую координацию и управление в сфере социальной политики. Он входит в систему органов исполнительной власти Краснодарского края и подконтролен главе администрации (губернатору) Краснодарского края. Основные задачи департамента четко определяются законом Краснодарского края. На территории Краснодарского края он контролирует вопросы трудоустройства, защиты от безработицы, разрабатывает краевые программы по трудоустройству населения края, определяет пути развития и улучшения систем профессиональной ориентации и психологической поддержки, профессиональной подготовки. [24].

Реализацией молодёжной политики занимается управление по делам молодёжи администрации муниципального образования город Краснодар совместно с подведомственными учреждениями: МКУ МО город Краснодар «Центр патриотического воспитания молодёжи», МБУ БО «Дубрава», МУП «Молодежный центр», МКУ МО город Краснодар «Центр молодёжной политики».

В 2016 году политика администрации муниципального образования город Краснодар по работе с молодёжью включает в себя реализацию:

  • муниципальной программы муниципального образования город Краснодар «Реализация молодёжной политики на территории муниципального образования город Краснодар», в состав которой входят подпрограммы «Молодёжь Краснодара» на 2015–2017 годы и «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории муниципального образования город Краснодар» на 2015–2017 годы;
  • муниципальной программы муниципального образования город Краснодар «Комплексные меры профилактики наркомании в муниципальном образовании город Краснодар».В краевом центре деятельность в области молодежной политики осуществляется по следующим направлениям:

1. Творческое и интеллектуальное развитие молодёжи.

В рамках данного направления ведётся развитие и поддержка интеллектуального потенциала талантливой молодёжи Краснодара.

В течение всего года на лучших площадках города проходят концерты, фестивали современного молодёжного творчества, проекты уличного художественного искусства.

Реализуется множество проектов различной направленности, таких как интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», конкурсы поэтического мастерства «Свободный микрофон», вокального мастерства «Золотой голос», театральный «Театр, ты мне нужен», танцевальный «Нашествие танцев», и другие. Особой популярностью у молодежи пользуются игры «Открытой Краснодарской Лиги КВН».

С 2013 года реализуется амбициозный проект «КраснодART» ‒ фестиваль уличного художественного творчества. Данный фестиваль позволяет украсить посредством рисунков в стиле граффити неприглядные фасады и стены зданий, а также возможность уличным художникам заявить о себе, реализовать свои идеи, поработать вместе над «уличными картинами».

В летний период в рамках проекта «Кино нашего двора» всем желающим предоставляет возможность насладиться просмотром фильмов под открытым небом.

Помимо этого, в городе реализуется проект «Литературный Краснодар», который включает в себя целый комплекс мероприятий: размещение социальных баннеров с цитатами русских классиков, проведение поэтических конкурсов, литературного слёта, граффити на литературную тематику.

2. Духовно-нравственное воспитание молодёжи.

Работа по данному направлению осуществляется путём реализации проекта «Моя вера православная», главной целью которого является актуализация и укрепление традиционных ценностей Кубанского региона и Российского государства.

В проект входит комплекс мероприятий различного формата с привлечением, как церковной, так и светской молодёжи: дважды проведен форум православной молодёжи в молодёжном лагере «Дубрава», фестиваль православной культуры на Пушкинской площади, краснодарская делегация приняла участие в работе Международного съезда православной молодёжи и др.

3. Патриотическое направление[12,с.340].

Самым ярким примером патриотического воспитания граждан является организация и проведение в муниципальном образовании город Краснодар ежегодного краевого месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы. Кроме того, проводятся патриотические мероприятия в дни государственных праздников, знаменательных (памятных) дат и событий в истории нашей страны. Многие жители и гости Краснодара любуются и гордятся Постом № 1 у Вечного огня, вместе с детьми посещают выставочный зал Боевой Славы, школьники с удовольствием участвуют в мероприятиях, посвящённых реконструкции знаковых исторических событий, узнают подробности сражений в Великой Отечественной войне у живых легенд — краснодарских ветеранов. В период проведения мероприятий проходят концертные программы, выступления ветеранов войны и военной службы. По итогам военно-патриотической работы в Краснодарском крае город Краснодар занимает первое место.