Файл: Политика содействия занятости молодежи в системе государственной молодежной политики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

За последние годы социальная политика России стала более осязаемой в характере и условиях трудовой деятельности человека, ибо развитие населения и реализация его жизненных устремлений основаны на продуктивном труде всех работающих.

Современные экономические реалии, связанные с необходимостью развития новых технологий повышением качества производства в Российской Федерации, обуславливают возрастающую потребность народного хозяйства в кадрах. Ей противостоит недостаток квалифицированных рабочих, которые владеют современным оборудованием, технологиями, обладают гибкостью к изменениям в структуре производства и спроса на товары и услуги, стратегическим мышлением. В таких условиях особым объектом на рынке труда становится молодёжная занятость. Молодёжь, с одной стороны, обладает необходимыми новыми профессиональными компетенциями и навыками, следовательно, способна увеличить производительность труда, ориентируется на новые направления деятельности в компаниях с нетрадиционным укладом.

С другой стороны, представители молодого поколения не адаптированы к конъюнктуре рынка труда, не оценивают потребности трудового рынка при выборе специальности, а в дальнейшем не нацелены на создание предприятий под свои специализации. В результате этого существует необходимость содействия государственной социальной политики в сфере занятости молодежи, что и обусловило актуальность данной темы.

Цель работы – изучить государственную социальную политику в сфере занятости молодежи - региональный аспект

Предмет работы – государственная социальная политика в сфере занятости молодежи

Объект работы – социальная политика в сфере занятости молодежи на примере Краснодарского Края

Задачи исследования:

  • охарактеризовать механизмы содействия адаптации молодежи на рынке труда;
  • рассмотреть политику содействия занятости молодежи в системе государственной молодежной политики ;
  • проанализировать направления регулирования занятости молодежи РФ;
  • выделить проблемы занятости молодежи РФ;
  • рассмотреть направления, и технологии реализации социальной политики содействия занятости молодежи;
  • привести основные результаты и современные проблемы региональной политики Краснодарского Края содействия занятости молодежи .

Проблеме государственной социальной политике в области обеспечения молодежной занятости посвящены исследования отечественных и зарубежных экономистов и социологов: П. Бурдьѐ, Я.В. Дидковской, В.Т. Лисовского, который одним из первых дал определение категории понятия «молодежь», И.С. Кона, давшего более детализированное определение этому понятию, Х.Пилкингтона и Т. Парсонса, которые выделили молодежь как самостоятельную социальную группу. Из современных исследований следует выделить работы М. Вороны, А. Долговой, И. Жуковой, Е. Аврамовой, Е.Кулагиной, Ю. Верпаховской, А. Королева.


Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1 Теоретические аспекты исследования государственной социальной политики в сфере занятости молодежи

Механизмы содействия адаптации молодежи на рынке труда

В современном российском обществе молодежь является объектом пристального внимания, как со стороны различных средств массовой информации, так и со стороны представителей более старших поколений. В сфере занятости положение молодежи можно оценить, как неоднозначное, несбалансированное, поскольку оно определяется достаточно разнонаправленными тенденциями. В их числе необходимо отметить последствия кризиса, вызванного введением экономических санкций по отношению к России со стороны стран Запада, представляющих собой запрет сотрудничества с предприятиями ВПК, банками и промышленными компаниями, а также резкого снижения цен на энергоресурсы, и как следствие падение уровня жизни населения.

Сегодня молодежь РФ - это более 30 миллионов молодых граждан. В соответствии со Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 1760-р к категории молодежи в России относятся граждане РФ от 14 до 30 лет[1].

Молодежь была и остается наиболее активной и динамичной соци­альной группой, реализующей себя в различных сферах жизни общества. Она в большей степени, чем другие группы населения, нацелена на повышение своего социального статуса. Молодежь можно рассматривать, с одной стороны, как наиболее адаптирующуюся, а с другой - инновационную часть социума. В тоже время молодежь является самой уязвимой и восприимчивой к различным социальным изменениям возрастной группой.

Молодые люди, вступающие на рынок труда, испытывают проблемы в трудоустройстве и адаптации, а также к новой социальной среде. В большей степени это обусловлено тем, что профессиональные учебные заведения недостаточно активно готовят выпускников к будущей трудовой деятельности, ориентируясь больше на передачу учащимся определенного объема знаний. Выпускники же, получив профессиональные знания, выходят на рынок труда психологически и социально неподготовленными к его жестким условиям. Они не имеют практических знаний и навыков к тому, что их ждет и с чем им придется столкнуться при поиске работы. Молодежь недостаточно информирована о реальной ситуации на рынке труда, требованиях работодателей, не умеют грамотно преподнести себя, не знают, как правильно искать работу, не владеют правилами поведения на рынке труда.


Зачастую завышенная самооценка, отсутствие навыков делового общения с работодателем мешают трудоустройству. Невозможность быстро осуществить свои замыслы, серьезная конкуренция на рынке труда, порождают разочарование и неуверенность в себе. Вследствие этого у молодых людей нередко формируется пассивная позиция, что проявляется в отношении к поиску работы и выполнению трудовых обязанностей.

Одним словом молодые люди находятся в состоянии формирования мировоззрения, в связи с чем любые события, происходящие в обществе, оказывают большое влияние на их ценностный мир, стратегии поведения в различных областях жизнедеятельности [4. с. 171]. Именно поэтому важна государственная поддержка и развития потенциала молодежи.

Молодежная безработица представляет собой определенную форму безработицы, которая затрагивает такие временные рамки как период от окончания школы до включения в трудовую деятельность. Т. Лоусон и Д. Гэррод под молодежной безработицей понимают наличие значительного количества безработных среди людей в возрасте до 21 года.

Социально-психологические последствия безработицы, в первую очередь, вызваны утерей работы, и невозможностью ее нахождения в течение длительного отрезка времени. Это объясняется серьезной ролью, которую играет труд в жизни большинства людей.

Во-первых, труд обеспечивает доход, финансовые источники существования, образ жизни.

Во-вторых, труд представляет собой самостоятельную ценность, который обеспечивает потенцию участия в общественной жизни и повышает чувство собственного достоинства. Работа играет серьезную роль для формирования нравственной обстановки, в которой существуют трудящиеся, для их самовыражения. Помимо этого, с ростом уровня образования, с увеличением качества и сложности труда в реалиях научно-технической революции работа дает возможность многим категориям рабочих и служащих удовлетворять потребности творческого характера [4,с.79].

Желание трудиться зачастую подавляет недовольство условиями труда. Труд является психологически приемлемым даже тогда, когда условия для работы тяжелые. Естественно, подавляющая часть рабочих и служащих не удовлетворена своим местом в обществе, работой, которую они занимают, бесправным положением в организации, эксплуатацией, которой они подвергаются на работе. Но и в этом случае люди не мыслят свою жизнь без работы, причем это вызвано не одним лишь желанием заработать.

Негативные социально-психологические последствия потери работы, как и финансовые, нарастают постепенно. Отсутствие возможности занять себя каким- либо общественно полезным занятием, фактически полное безделье физически здоровых, вызывают у безработных ощущение неполноценности и нарушают их чувство самоуважения.


Резкое изменение социального статуса человека, потерявшего работу, сказывается и на его положении в семье, а также является одним из факторов, затрудняющих создание основных ячеек общества. Социальные последствия безработицы выражаются в уничтожении убежденности человека во всеобщей занятости граждан, в обязательном трудоустройстве.

Реализация социальной политики в сфере занятости молодежи предполагает ориентацию государства на ряд конкретных стандартов, а точнее гарантий, которые относятся к материальной жизнедеятельности и жизнеобеспечению молодежи.

Такими гарантиями выступают: прожиточный минимум отдельных категорий граждан, минимальный размер оплаты труда, минимальный размер пенсий, минимальный размер социальных пособий, нормы обеспечения бесплатным образованием и медицинскими услугами, нормативы социального обслуживания инвалидов, престарелых, детей, оставшихся без попечения родителей и других лиц, нормативы обеспечения жильем и его доступность, форма типового трудового контракта для молодежи и профессионалов[9,с.77].

Сегодня актуальна проблема совершенствования механизмов адаптации для более эффективного решения проблем занятости молодежи.

Социальный механизм общественная форма, осуществляющая функции регулирования социальных процессов в соответствии с общественными потребностями и предполагающая реализацию при любом числе повторений с максимально предсказуемым результатом.

1.2. Политика содействия занятости молодежи в системе государственной молодежной политики

Современное государство в своих нормативных документах также исходит из такого широкого понимания молодежной политики.

Так, концепция социального и экономического развития России на длительный период времени законодательно определяет государственную молодежную политику как деятельность государства при активном взаимодействии с институтами гражданского общества.

Поскольку молодежная социальная политика выступает подсистемой государственной политики, мы можем также рассматривать ее на федеральном уровне и в субъектах федерации, а также анализировать особенности муниципальной молодежной политики.


Спектр социальных потребностей молодежи чрезвычайно широк. Соответственно, существует и широкий спектр отраслей молодежной политики. В зависимости от конкретно-исторического контекста и задач, которые решает государство в целом на данном историческом этапе, актуальными в разное время становятся разные отрасли государственной молодежной политики. Например, среди направлений государственной молодежной политики И.М. Ильинский особо подчеркивает воспитание молодого поколения как ключевую задачу, которая позволяет комплексно решать остальные. Например, формирование потребности к трудовой деятельности, целеустремленности, конкурентоспособности [11,с.178].

Определяя направления молодежной политики, следует отталкиваться от широкого спектра проблем, которые решает молодежь в процессе социализации. Среди этих проблем, занятость и профессиональное становление является одной из главных.

Государственная политика содействия занятости молодежи представляет собой деятельность органов государственной власти, направленная на решение одной из важнейших проблем социализации и самореализации молодежи – вовлеченности этой социальной группы в общественное производство. Далее в работе мы будем рассматривать государственную политику содействия занятости молодежи как систему мер государственного воздействия, способствующую социальной и профессиональной самореализации молодежи, удовлетворению ее личных и общественных потребностей.

Государственная политика содействия занятости молодежи занимает особое место в системе государственной политики. Это место определяется особенностями объекта, субъекта и содержания политики содействия занятости молодежи. Содержательный аспект определяется сутью социальной проблемы (содействие занятости), технологический аспект (механизм реализации) – особенностями социальной группы, занятости которой способствуют субъекты политики. Поэтому, с одной стороны, государственная политика содействия занятости молодежи выступает частью социальной политики, с другой стороны – частью молодежной политики. (рис.1)

Рисунок 1 -Место государственной политики содействия занятости молодежи в системе внутренней политики государства

Эти особенности определяют конфигурацию институциональной структуры государственной политики содействия занятости молодежи, у которой существуют организации и учреждениях, находящиеся в ведомственном подчинении, как системы социальной политики, так и системы молодежной политики [20,с.113].