Файл: Пенсионная система в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также стоит обратить внимание и на важное условие назначения пенсии по инвалидности – это требование к страховому стажу. Требования к продолжительности страхового стажа отсутствуют, главное условие - наличие такого стажа, при этом продолжительность стажа может быть любой.

Полагаем, что гарантированность выплаты страховых пенсий по инвалидности, по сути, независимо от предшествующей трудовой деятельности и размера внесенных страховых платежей придает им оттенок помощи нуждающимся[18]. Если в отношении трудовых пенсий по потере кормильца отказ от учета трудового стажа работы еще можно понять, то ситуация, когда лицо, ставшее инвалидом, например, в возрасте 59 лет, фактически при отсутствии какого-либо стажа работы получает право на трудовую пенсию, представляется нам явно несправедливой. Полагаем, что обеспечение инвалидов, практически не имеющих страхового стажа, должно производиться вне рамок системы обязательного пенсионного страхования.

Принятый в рамках очередного этапа пенсионной реформы Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" сохраняет общую концепцию страхового стажа, сформировавшуюся с переходом к системе обязательного пенсионного страхования. Как и в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основе права на пенсионное обеспечение лежит страховой стаж. Дополнительно для установления права на досрочное пенсионное обеспечение выделяется специальный страховой стаж, который служит показателем занятости работника в опасных и (или) вредных условиях труда в течение определенного периода времени. Для оценки пенсионных прав, которые застрахованные лица приобрели своим трудом и иной общественно полезной деятельностью до 1 января 2002 г. (когда был введен в действие Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), сохраняется понятие общего трудового стажа как базовой величины для определения стажевого коэффициента и расчетного размера пенсии по нормам прежнего законодательства.

Не отрицая страховых принципов в определении стажа, Федеральный закон "О страховых пенсиях" тем не менее вносит ряд значимых корректив в правовое регулирование института страхового стажа. Причиной стала необходимость решения некоторых вопросов, возникших в ходе реализации Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также адаптации пенсионной системы к современным социально-экономическим условиям.


В первую очередь следует отметить восстановление значения страхового стажа для размера пенсионного обеспечения. Новая пенсионная формула учитывает не только сумму перечисленных за застрахованное лицо страховых взносов (как прежняя величина пенсионного капитала)[19], но и продолжительность страхового стажа - за счет суммирования индивидуальных пенсионных коэффициентов, рассчитанных за каждый календарный год стажа.

Кроме того, в Федеральном законе "О страховых пенсиях" представлено дополненное определение страхового стажа: "учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж". Таким образом, с 1 января 2015 г. при установлении страхового стажа учитывается не только факт уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за определенный период, но и факт начисления взносов работодателем, который отражается на индивидуальном лицевом счете работника.

Дело в том, что на практике далеко не всегда сумма начисленных за работника страховых взносов соответствует сумме взносов, уплаченных за него в Пенсионный фонд Российской Федерации. Нередко, умышленно или непреднамеренно, в силу финансовых затруднений, работодатели не перечисляют в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы за своих работников, в результате чего образуются недоимки на величину разницы между суммой начисленных и уплаченных страховых взносов. Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации наделены достаточно широкими полномочиями для оперативного восполнения недоимок по страховым взносам. Но следует признать, что даже при нулевом показателе погрешности в ходе взыскания задолженности по страховым взносам 100-процентный положительный результат объективно недостижим - вследствие общих факторов, препятствующих исполнению судебных и административных постановлений (банкротство, ликвидация, смерть должника и т.п.). Поэтому введенный Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ" порядок установления страхового стажа работника в зависимости от уплаты его работодателем страховых взносов изначально допускал возможное нарушение конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение[20].

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10 июля 2007 г. N 9-П[21] указал на недопустимость каких-либо препятствий в реализации пенсионных прав работников, в т.ч. в случае неуплаты или неполной уплаты работодателем страховых взносов за периоды их трудовой деятельности. С этого времени в страховой стаж работников стали включаться все выработанные ими на дату установления (перерасчета) пенсии периоды трудовой деятельности, в т.ч. и те, за которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались страхователем. Таким образом, корректировка, внесенная Федеральным законом "О страховых пенсиях" в определение страхового стажа, обусловлена необходимостью приведения пенсионного законодательства в соответствие с нормами Конституции Российской Федерации. Тем не менее сохраняется проблема нарушения пенсионных прав наемных работников в тех случаях, когда работодатель не только не уплачивал, но и не производил начисления страховых взносов (не представлялись сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в Пенсионный фонд России).


Итак, считаем целесообразным предусмотреть зависимость права на страховые пенсии по инвалидности от продолжительности страхового стажа, требования к которому должны быть дифференцированы в зависимости от возраста наступления инвалидности, а пенсионное обеспечение инвалидов, не имеющих права на страховую пенсию по инвалидности, путем назначения соответствующей социальной пенсии.

Таким образом, страховые пенсии имеют ту же правовую природу, что и иные пенсии:

- являются периодическими (ежемесячными) выплатами;

- имеют регулярный характер;

- выплачиваются в денежной форме;

- имеют компенсационный характер (призваны компенсировать застрахованным лицам заработную плату и иные выплаты и вознаграждения, утраченные ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - утраченную заработную плату и иные выплаты и вознаграждения кормильца, когда утрата произошла в связи со смертью этих застрахованных лиц).

2.3. Дополнительное пенсионное обеспечение

Дополнительное (негосударственное) пенсионное обеспечение осуществляется негосударственным пенсионным фондом (далее - НПФ, фонд, негосударственный пенсионный фонд) на основании заключенного с ним пенсионного договора за счет средств фонда, формируемых путем внесения пенсионных взносов.

Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в негосударственных пенсионных фондах. Негосударственное пенсионное обеспечение основывается на принципах равенства правового режима для всех субъектов, свободы договора, недопустимости вмешательства в частные дела, восстановления и судебной защиты прав.

Негосударственное пенсионное обеспечение является одним из элементов пенсионной системы Российской Федерации. Помимо данного вида обес­печения эта система включает:

государственное пенсионное обеспечение: вы­платы пенсий финансируются за счет государс­твенного бюджета (в частности, государствен­ная пенсия по инвалидности; государственная пенсия за выслугу лет, которая начисляется военнослужащим, федеральным государствен­ным служащим и гражданам, приравненным к подобным профессиям);


обязательное пенсионное страхование: предпо­лагает обязанность уплаты страховых пенсион­ных взносов работодателями в определенном проценте от фонда оплаты труда; сформи­рованные таким образом средства частично персонифицируются на счетах работников, а частично направляются на выплаты текущих пенсий;

профессиональные пенсионные системы: при­меняются в отношении граждан, работавших (работающих) в особых условиях (например, на вредных производствах). Выплаты профес­сиональных пенсий осуществляются за счет взносов, которые дополнительно перечисляет работодатель или учредитель профессиональ­ных пенсионных систем, вплоть до достижения гражданином пенсионного возраста.

Накопительная часть пенсии – это накопления, которые формируются также за счет отчислений страхователем страховых взносов, но эти накопления не тратятся на текущие выплаты пенсионерам, а аккумулируются на личном пенсионном счете застрахованного лица (СНИЛС), могут инвестироваться и приносить доход.

Накопительная часть пенсии с 1 января 2015 г. выделена в самостоятельный вид пенсии. Ее может устанавливать как Пенсионный фонд РФ, так и негосударственные пенсионные фонды, если в них будут формироваться пенсионные накопления застрахованных лиц. Размер накопительной пенсии с указанной даты определяется посредством деления имеющейся суммы накоплений на предполагаемый период выплаты (см. об этом подробнее комментарий к ст. 7 Закона). Страховая часть пенсии также претерпела изменения (в частности, страховое обеспечение с 1 января 2015 г. увеличивается за счет фиксированной выплаты, являющейся аналогом базового размера прежней страховой части)[22].

Накопительное пенсионное страхование представляет особый вид страховой защиты со своими правилами и особенностями. Поэтому как условия и порядок назначения накопительной пенсии, так и ее выплаты имеют свою специфику. Право на накопительную пенсию получают лишь те граждане, которые не только застрахованы в накопительной системе пенсионного страхования, но и имеют пенсионные накопления, учтенные либо в специальной части их индивидуальных лицевых счетов, либо на пенсионном счете накопительной пенсии.

Накопительная пенсия устанавливается и выплачивается независимо от получения иного вида пенсионного обеспечения, в частности от получения пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения в соответствии с ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" либо от получения пенсионного обеспечения в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.


Кроме того, получение некоторыми категориями граждан ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренного законодательством РФ, на установление накопительной пенсии также влияния не оказывает. Например, судьи военных судов и судьи Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" в соответствии со ст. 30 указанного Закона в случае почетного ухода (почетного удаления) в отставку имеют право на получение не облагаемого налогом ежемесячного пожизненного содержания и накопительной пенсии в соответствии с комментируемым Законом.

Право на накопительную пенсию возникает при соблюдении следующих условий:

- достижение общеустановленного пенсионного возраста (для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет);

- наличие определенного количества лет страхового стажа (в 2015г. - 6 лет <...> в 2024 г. - 15 лет);

- наличие индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов) (в 2015г. - не менее 6,6 <...> в 2025 г. - не менее 30) и др.

Для реализации своего права на назначение накопительной пенсии гражданин обращается к страховщику (ПФР или негосударственный пенсионный фонд) с соответствующим заявлением со всеми необходимыми документами. День приема данного заявления является днем обращения за накопительной пенсией[23].

При приеме заявления и необходимых документов страховщик:

- проверяет правильность оформления заявления;

- сличает подлинники представленных документов с их копиями;

- регистрирует заявление и выдает расписку-уведомление, в которой указываются дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления;

- истребует от юридических и физических лиц, государственных органов, органов местного самоуправления документы, необходимые для назначения пенсии.

Страховщик может запросить необходимые для назначения пенсии документы у застрахованного лица, только если соответствующие документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления (см. ст. 9 Закона).

Заявление о назначении накопительной пенсии может быть подано лицом, претендующим на пенсию непосредственно, либо через представителя.

При направлении заявления и необходимых документов по почте (или через Интернет) днем обращения считается дата, указанная на почтовом штемпеле места отправления (или дата отправки заявления через Интернет).