Файл: Бренд как конкурентное преимущество компании (Эффективность использования интернет-мемов в рекламе и брендинге).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 198

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. 6.

7. 8.

9. 10.

11. 12.

13. 14.

15. 16. Приложение A. Расшифровка экспертного интервью с Артемом Колпаковым, администратором портала Лентач во Вконтакте

Что такое интернет-мем?


Интернет-мем в самом обширном его понимании – это некая единица информации (неважно, в каком виде – картинка, видео, песня или даже просто фраза), которая вызвала яркие положительные эмоции у большого количества людей и которая при этом обладает способностью к «размножению» (то есть, важно, чтобы люди её воспроизводили для других людей, таким образом мем «размножается»).

Считаете ли вы эффективным использование интернет-мемов в рекламе?

Интернет-мемы в рекламе – это очень (вернее, ОЧЕНЬ) эффективный инструмент в рекламе, но при двух условиях: люди, которые создают эту рекламу, а) ОЧЕНЬ хорошо разбираются в мемах (как правило, длительное время «варятся» в этой теме) и б) умеют предугадывать реакцию публики. Без этого использование мемов может сделать лишь хуже – отпугнуть как любящих мемы, так и не разбирающихся в них.

Как долго «живет» рекламный интернет-мем?


Рекламный интернет-мем — смотря что под этим понимать. Если мем, который был когда-то случайно (реже — специально) создан в ходе создания рекламы, то всё зависит лишь от его способности к «размножению». Например, к обширности количества ситуаций, в которых его можно использовать. Например мем «... две недели» (реклама жевательной резинки) жил довольно-таки долго, так как его можно было подстроить почти под что угодно и стихотворная форма – присутствие рифмы – тоже добавляла свои очки «живучести».

Какие компании, на ваш взгляд, преуспевают в использовании мемов в продвижении?


Какие компании преуспевают – да, кажется, никакие, потому что этим почти толком никто не занимается, а если и занимается, то редко или редко и плохо. Скажу сразу про Burger King, что их подход к использованию мемов крайне плох, так как видно, что они тужатся и стараются что-то сделать искусственно и через силу, притягивая за уши те или иные мемы или шутки. Но хороший мем в рекламе компании должен либо рождаться с нуля, либо очень гармонично заходить к выбранной рекламируемой теме.


Что, на ваш взгляд, эффективнее: использование уже раскрученного Интернет-мема для рекламной кампании или создание собственного?


Лучше, конечно, использовать уже существующие мемы, так как они – это некие «жемчужины» среди миллионов тонн мусора, они прошли естественный отбор и их можно использовать с определённой вероятностью успешного применения. А если компания сама придумывает мем – это в 99,99% случаев закончится плохо (не чувствуют юмор, не умеют, не шарят, не предсказывают поведение людей, не могут найти рекламщиков, которые бы сделали это за них). Да и рождение мема – это, скорее, спонтанная вещь, мем сложно создать, его проще подхватить, пока он ещё не является мемом, и сделать его таковым. Поэтому да, чаще всего лучше использовать уже известные мемы, но с умом. А в идеале использовать потенциальные мемы, которые вот-вот выстрелят или едва начали расходится по мемным сообществам Вконтакте.

Приложение B. Расшифровка экспертного интервью с Никитой Лихачевым, главным редактором TJournal

Что такое интернет-мем в вашем понимании?

Вообще сформулировать, что такое интернет-мем, очень сложно, потому что это одно из основополагающих понятий. Это как сформулировать, что такое точка, или прямая, или, например, бизнес. В моем понимании интернет-мем – это узнаваемая форма коммуникации. Это означает, что мем может быть как словом или какой-то присказкой (например, «Спасибо, Кэп») или картинкой или роликом, или может быть даже особой формой письма (например, письмо лесенкой, которое отсылает к юным девочкам, которые пытаются таким образом выделиться или письмо с пропуском гласных, что отсылает к «Вонни, т прнёс» и наркоманской теме). В общем, это такая форма коммуникации, которая дает понятную отсылку и чаще всего имеет юмористическое свойство.

Считаете ли вы эффективным использование интернет-мемов в рекламе?

Да, конечно, считаю. Если говорить о рекламе как о коммуникациях, мемы – это та вещь, которая делает эту коммуникацию ближе к пользователю. То есть для него являются узнаваемыми какие-то персонажи, образы, объекты, формы коммуникации, потому что он их встречает часто в Интернете. А реклама отсылает к ним и становится таким образом ближе к своему потенциальному клиенту, к получателю месседжа и, соответственно, становится таким образом эффективнее. Это похоже на практику, когда раньше на рекламных баннерах, которые выставлены вдоль дороги (пока это, насколько мне известно, не запретили), часто размещали привлекательных голых женщин, которые быстро выделялись среди общей массы и приковывали взгляды. Запретили их как раз из-за того, что они отвлекают от дороги. Мемы примерно так же являются маркерами в онлайн-рекламе, в видео-рекламе и даже в оффлайн-рекламе, потому что они привлекают внимание и позволяют пользователю выделить что-то знакомое среди общей массы. То есть если у тебя есть стильный бренд, ты какая-то глобальная компания с узнаваемым логотипом или стилистикой, например, как Apple, которая использует черные одинаковые шрифты на белом фоне в своих рекламных месседжах, то тебе проще. Но чтобы формат узнавали по всему миру, ассоциировали именно с тобой, нужно существенно в это вложиться. А при помощи мемов в широком смысле (не при помощи шуток в пабликах во Вконтакте) можно эффективно привлекать внимание пользователя без таких усилий и затрат.


Как долго «живет» рекламный интернет-мем?

Он может жить меньше одного дня, а может жить, например, порядка месяца или пары месяцев. Как долго живет рекламный интернет мем, зависит от мощности самого мема и от его итерируемости. В моем понимании (это не подкрепляется глубокими исследованиями, лично мое мнение), у мемов есть такая характеристика как итерируемость – насколько его можно применять в разных ситуациях и адоптировать под разные среды. То есть какой-то мем можно использовать только в Интернете, потому что он имеет форму видеоролика или просто видеообраза, и его нужно накладывать на другие ролики. А какой-то мем может быть и в оффлайне, например, как было со Ждуном, с упоротым лисом и так далее. Это я привел примеры интернет-мемов, которые ушли в оффлайн. Но есть и просто оффлайновые мемы, как, например, «Знак, рядом с которым все фотографируются», который создал Артемий Лебедев. То есть он уже ушел в народ: эти таблички люди делают сами и в оффлайне используют для продвижения туристических мест, потому что они привлекают внимание своей необычной подачей. В целом, разброс очень широк, но чаще мемы живут меньше месяца, а в Интернете они живут еще меньше – обычно, пару недель, если это какой-то интересный мем. Бывает, что шутка, которая связана с появившимся сегодня мемом, завтра будет уже неактуальна и выглядеть глупо.

Какие компании, на ваш взгляд, преуспевают в использовании мемов в продвижении?

Никакие почти не преуспевают. Единственный широко известный пример компании в России, которая преуспевает в использовании мемов в продвижении, – это Aviasales. В ней работает Дима Колодин, который понимает, как устроен Интернет и, в отличие от других людей, он понимает это не на словах, а понимает, потому что сам постоянно пытается шутить и генерировать поток юмористического контента и очень пристально следит за тем, что происходит в повестке и быстро реагирует, что очень важно, потому что иначе шутки и использование мемов в рекламе будет неактуально. Плюс у него есть определенный карт-бланш, благодаря выданному давным-давно уже покойным основателем компании права свободы действий. Это позитивная штука, потому что нужно быстро реагировать, нужно быстро принимать решения, а не проводить долгие совещания или какие-то утверждения контент-плана и всего прочего, потому что это, к сожалению, не работает, если вы хотите быть на острие информационной повестки. Нужно просто найти человека, которому вы доверяете в плане юмора и какого-то видения того, что прекрасно, того, что смешно, того, что заходит и дать ему карт-бланш, пускай он развивается. Может, он наломает дров, может быть, он недостаточно опытный, но все равно лучше дать человеку реализовать себя, чем сидеть и строчить вымученные шутки, которые уже никому не нужны. В такой ситуации нет возможности добиться успеха, нужно давать рекламщикам возможность раскрываться.


Что, на ваш взгляд, эффективнее: использование уже раскрученного интернет-мема для рекламной кампании или создание собственного?

Эффективнее, конечно, использование раскрученного мема, потому что собственный может и не выстрелить. Смысл мема в том, что он должен быть широко узнаваем – в этом-то и заключается цель его использования в рекламе. Он должен привлекать внимание и делать компанию ближе к аудитории (я в основном имею ввиду аудиторию соцсетей). Потому что по использованию мемов можно понять, что компания в тренде, в теме того, что происходит в Интернете, близка к современной аудитории, которая использует мемы, следит за курсом, быстро реагирует. То есть не просто так придумала какую-то рекламу, исходя из понимания своей аудитории, а еще и исходя из того, что сейчас актуально. Но использование мемов в рекламе не должно быть самоцелью. То есть просто следить за тем, какие мемы раскручены и фигачить их не всегда сработает, потому что это не конвейер, это творчество – компания в этом плане должна заниматься еще и творчеством. Поэтому этот вопрос с двумя правильными ответами – нужно и использовать раскрученные мемы и вносить что-то собственное. В принципе, вести себя как обычный полноценный участник интернет-сообщества, который не просто постит картинку, которую нашел в каком-то паблике, в Твиттере или на каком-то сайте типа TJournal, а еще и «contributive», то есть делает свой вклад в развитие этого мема, привязывает его к собственному бренду, обыгрывает собственный продукт в этом меме. Это ценится, и благодаря этому компания и продается как бренд, как производитель чего-то, благодаря этому и становится интересным воспринимать какие-то рекламные ходы от компании, когда она не просто пытается оседлать трендовую тему, а еще и встроиться в нее, стать ее участником. Это сложно, но по-настоящему круто!

Приложение С. Расшифровка экспертного интервью с Роберто Панчвидзе, администратором паблика MDK во Вконтакте

Что такое интернет-мем?

Скорее всего, я не расскажу вам ничего нового. В моем понимании, интернет-мем – это некий культурный код, сообщение, которое одинаково понятно многим пользователям. Скорее всего, интернет-мем носит комический характер, но случается по-разному.

Считаете ли вы эффективным использование интернет-мемов в рекламе?

Конечно, считаю, я ведь этим занимаюсь на протяжении нескольких лет. У меня нет данных, статистики на этот счет, но это подтверждается тем, что с каждым годом все больше компаний пытаются использовать мемы в своей рекламе. Особенно это видно по зарубежному рынку (Mountain Dew, Doritos регулярно фигурируют в мемах), но и в России в последнее время почти все пытаются вписывать мемы в свои рекламные кампании. Чтобы рекламный мем стал эффективным для конкретной компании, нужно учесть два фактора: он должен быть актуальным и должен иметь отношение к продукции. Также важно понимать характеристики аудитории, к которой обращается компания. Во Вконтакте это в основном молодежь, которая хорошо воспринимает резкий, вызывающий юмор на грани. Но понятно, что есть и другие, любители юмора не для всех.


Как долго «живет» рекламный интернет-мем?

Нет четких временных рамок – от одного дня до месяца. Согласно последним исследованиям, самым долгоживущим мемом был признан Медвед. Сейчас новые мемы появляются почти каждую неделю, почти все громкие события мемефицируются и на какое-то время выстреливают в сети. Сложно сказать, от чего это зависит. Это похоже на течения в музыке, в литературе. Или даже на периоды в живописи – как розовый и голубой периоды Пикассо. Сложно просчитать, когда какая-то тенденция наскучит аудитории.

Какие компании, на ваш взгляд, преуспевают в использовании мемов в продвижении?

Сейчас почти каждый бренд пытается использовать интернет-мемы в рекламе, хотя бы в соцсетях. Поэтому легче, кажется, перечислять тех, кто этого не делает. Как основного игрока я бы выделил Burger King. Они очень быстро реагируют на все, что обсуждается в сети и пытаются использовать это для продвижения. Их ключевая аудитория ассоциирует Burger King именно с мемами.

Что, на ваш взгляд, эффективнее: использование уже раскрученного интернет-мема для рекламной кампании или создание собственного?

У каждой компании своя стратегия. Тот же Burger King, про который я уже говорил, как использует раскрученные мемы, так и делает свои (например, они придумали неологизм «Раскурячить»), которые здорово заходят у аудитории. Я думаю, что продюсеры Дрейка предполагали, что его клип в каком-то формате станет мемом, и именно с этой целью включили в ролик те движения, которые в итоге расползлись на картинки. Это просто вопрос траектории, по которой хочет идти бренд.

  1. Докинз, Р. Эгоистичный ген. М.: Мир, 1993. 

  2. Гуров П. Мемы, newsjacking, креатив. Как работает Cитуативный Маркетинг // Блог Павла Гурова на YouTube. - 2017. - 9 октября [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=S6T7hkj1mjI (дата обращения: 01.05.18).

  3. Nielsen Россия: какая реклама находит наибольший отклик // MResearcher. - 2015. - 1 октября [Электронный ресурс]. URL: https://mresearcher.com/2015/10/nielsen-rossiya-kakaya-reklama-naxodit-naibolshij-otklik.html (дата обращения: 01.05.18).

  4. См.: Блэкмор С. Т-мемы // Блог Это Работает на YouTube. - 2017. - 17 марта [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=9KbsP_1jP4U (дата обращения: 01.05.18). Броуди Р. Психические вирусы / пер. Л Афанасьева, М.: Поколение, 2007. Докинз, Р. Эгоистичный ген. М.: Мир, 1993. Knobel M., Lankshear C. A New Literacies Sampler. Peter Lang Publishing. 2007. P. 199-229. Moritz E. Memetic Science: I-General Introduction / The Institute for Memetic Research. 1990. Vol. 1. № 1. P. 6-11. Рашкофф Д. Медиавирус. М.: Ультра, 2003.

  5. См.: Зиновьева Н.А. Воздействие мемов на интернет-пользователей: типология интернет-мемов / Вестник экономики, права и социологии. 2015. №1. С. 195-201. Змазнева О.А., Исаева Н.В. Феномен Интернет-мема / Русская речь. 2014. №3. С. 62-68. Кронгауз М.А. Самоучитель олбанского. М.: Corpus, 2013. Шомова С.А. Мемы как они есть: Учеб. пособие. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018. Davison P. The language of Internet Mems. The Social Media Reader / edited by M. Mandiberg. New York University Press, 2012. P. 120-134.

  6. См.: Колесова Е. Ведь мы этого достойны. Как мемы помогают нам вступить в коммуникацию друг с другом / N+1. - 2018. - 12 января [Электронный ресурс]. URL: https://nplus1.ru/material/2018/01/12/mems-and-communication (дата обращения: 01.05.18). Король А.Н. Вирусный маркетинг в системе инновационных маркетинговых коммуникаций / Вестник ТОГУ. 2014. № 2 (33). С. 205-214. Левисон Дж. К. Партизанский маркетинг. Простые способы получения больших прибылей при малых затратах. М.: Манн, Иванов, Фербер, 2012. Пискунов М. Ходжа Насреддин – маркетолог, или Три притчи о мемах и вашем бизнесе // Cossa. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cossa.ru/sandbox/72212/ (дата обращения: 01.05.18). Серновиц Э. Сарафанный маркетинг. Как умные компании заставляют о себе говорить. М.: Манн, Иванов, Фербер, 2012. Eckler P., Bolls P. Spreading the virus: emotional tone of viral advertising and its effect on forwarding intentions and attitudes / Journal of Interactive Advertising. 2011. Vol. 11. № 2. P. 1-11.

  7. Докинз, Р. Эгоистичный ген. М.: Мир, 1993. С. 109.

  8. Там же. С. 113.

  9. Knobel M., Lankshear C. A New Literacies Sampler. Peter Lang Publishing.  2007. P. 200.

  10. Moritz E. Memetic Science: I-General Introduction / The Institute for Memetic Research. 1990. Vol. 1. № 1. P. 6-11.

  11. Heyligen F. Evolution, Selfishness and Cooperation / Journal of ideas. 1992. Vol. 2. № 4. P. 14-26.

  12. Что такое мемы. История, Виды, Специфика // Memepedia. – 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://memepedia.ru/about-memes/ (дата обращения: 01.05.18).

  13. Развитие Интернета в регионах России // Яндекс. - 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/company/researches/2016/ya_internet_regions_2016#auditorijainternetairezervyrosta (дата обращения: 01.05.18).

  14. Король А.Н. Вирусный маркетинг в системе инновационных маркетинговых коммуникаций / Вестник ТОГУ. 2014. № 2 (33). С. 205-214.

  15. Инструменты интернет-маркетинга // Seodrom. [Электронный ресурс]. URL: http://seodrom.ru/instrumenti-internet-marketinga (дата обращения: 01.05.18).

  16. Eckler P., Bolls P. Spreading the virus: emotional tone of viral advertising and its effect on forwarding intentions and attitudes / Journal of Interactive Advertising. 2011. Vol. 11. № 2. P. 1-11.

  17. Там же. P. 2.

  18. Петров И. Мем – это «вирус» ума // Cossa. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cossa.ru/234/2414/ (дата обращения: 01.05.18).

  19. Блау М. Когда электронная почта стала бесплатной? // Школа Жизни.ру. - 2014. - 1 июня [Электронный ресурс]. URL: https://shkolazhizni.ru/computers/articles/67304/ (дата обращения: 01.05.18).

  20. Там же.

  21. Bajpai V. Viral marketing through social networking sites with special reference of Facebook / International Journal of Marketing, Financial Services & Management Research.  2012. Vol. 1. № 1. P. 194-207.

  22. Король А.Н. Вирусный маркетинг в системе инновационных маркетинговых коммуникаций / Вестник ТОГУ. 2014. № 2 (33). С. 210.

  23. Король А.Н. Вирусный маркетинг в системе инновационных маркетинговых коммуникаций / Вестник ТОГУ. 2014. № 2 (33). С. 214.

  24. Пискунов М. Ходжа Насреддин – маркетолог, или Три притчи о мемах и вашем бизнесе // Cossa. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cossa.ru/sandbox/72212/ (дата обращения: 01.05.18).

  25. См.: Король А.Н. Вирусный маркетинг в системе инновационных маркетинговых коммуникаций / Вестник ТОГУ. 2014. № 2 (33). С. 205-214. Серновиц Э. Сарафанный маркетинг. Как умные компании заставляют о себе говорить. М.: Манн, Иванов, Фербер, 2012. Созонова Л.А., Петрова О.А. Вирусный маркетинг / СибГУ им. М.Ф. Решетнева. 2010. № 6. С. 313-314.

  26. См.: Железная Н. Использование интернет-мемов // Делай Деньги. - 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://dengidengidengi.com/articles/kak-ispolzovat-internet-memi (дата обращения: 01.05.18). Пискунов М. Ходжа Насреддин – маркетолог, или Три притчи о мемах и вашем бизнесе // Cossa. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cossa.ru/sandbox/72212/ (дата обращения: 01.05.18). Хавторина Ю.В. «Интернет-мемы» в рекламе: способ создания универсального кросскультурного языка или причина деградации? МИЭТ. 2017. №2 (14). С. 116-120.

  27. Сбербанк, «Бон Пари», Burger King: «ВКонтакте» назвала лучшие рекламные кейсы года // Adindex.ru. - 2017. - 29 декабря [Электронный ресурс]. URL: https://adindex.ru/news/digital/2017/12/29/168398.phtml (дата обращения: 01.05.18).

  28. Кронгауз М.А. Мем в русскоязычном Интернете // Русский язык и новые технологии / сост. Г.Ч. Гусейнов, под ред. М.В. Ахметовой, В.И. Беликова М.: Новое литературное обозрение, 2014. ­­С. 88.

  29. Публикации под тегом «раскурячено» // Instagram. [Электронный ресурс]. URL: https://www.instagram.com/explore/tags/раскурячено/ (дата обращения: 01.05.18).

  30. Публикация пользователя Yaroslavtseva.v // Instagram. [Электронный ресурс]. URL: https://instagram.com/p/BXF3A-wAy-Z/ (дата обращения: 01.05.18).

  31. Публикация пользователя Yit_myannikson // Instagram. [Электронный ресурс]. URL: https://instagram.com/p/BUt0q1rhDu-/ (дата обращения: 01.05.18).

  32. Публикация пользователя Svetlanagusak // Instagram. [Электронный ресурс]. URL: https://instagram.com/p/BVHSA3wBNI3/ (дата обращения: 01.05.18).

  33. См.: Змазнева О.А., Исаева Н.В. Феномен Интернет-мема / Русская речь. 2014. №3. С. 62-68. Шомова С.А. Мемы как они есть: Учеб. пособие. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018. 136 с. Davison P. The language of Internet Mems. The Social Media Reader / edited by M. Mandiberg. New York University Press, 2012. P. 120-134.

  34. 2016 год в Google Поиске // Официальный блог Google Россия. - 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://russia.googleblog.com/2016/12/2016-google.html (дата обращения: 01.05.18).

  35. Елистратов В. Tele2 использовал адресованную крымским пенсионерам фразу Медведева в своей наружной рекламе / TJournal. - 2016. - 7 июня [Электронный ресурс]. URL: https://tjournal.ru/29367-tele2-ispolzoval-adresovannuyu-krymskim-pensioneram-frazu-medvedeva-v-svoey-naruzhnoy-reklame (дата обращения: 01.05.18).

  36. Юзбекова И., Осипов И., Сухаревская А. Tele2 использовал в рекламе заявление Медведева в Крыму // РБК. - 2016.

  37. Tele2 расторгла контракт с авторами рекламы «Конкуренты, но вы держитесь там!» // Ведомости. 2016. - 6 сентября [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2016/06/09/644785-tele2-derzhites-tam (дата обращения: 01.05.18).

  38. См.: Кронгауз М.А. Мем в русскоязычном Интернете // Русский язык и новые технологии / сост. Г.Ч. Гусейнов, под ред. М.В. Ахметовой, В.И. Беликова М.: Новое литературное обозрение, 2014. С. 87-95. Музыкант В.Л., Шлыкова О.В. Вирусный маркетинг: новые коммуникативные смыслы / Ценности и смыслы. 2015. УДК 659. С. 74-83. Петров И. Мем – это «вирус» ума // Cossa. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cossa.ru/234/2414/ (дата обращения: 02.04.18). Серновиц Э. Сарафанный маркетинг. Как умные компании заставляют о себе говорить. М.: Манн, Иванов, Фербер, 2012. Шомова С.А. Мемы как они есть: Учеб. пособие. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018. Что такое мемы. История, Виды, Специфика // Memepedia. – 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://memepedia.ru/about-memes/ (дата обращения: 24.02.17).

  39. Морозова Е. Реклама Скайп // Блог Евы Морозовой на YouTube. - 2015. - 8 февраля [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=j80UUgnJ6Cw (дата обращения: 17.04.18).

  40. Елистратов В. Видео: Реклама Скайпа // TJournal. - 2015. - 9 февраля [Электронный ресурс]. URL: https://tjournal.ru/54012-skyyyyyype (дата обращения: 01.05.18).

  41. +100500 – Аркадий Давидович // YouTube. - 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=T9OLhq_hetw (дата обращения: 01.05.18).

  42. This is Хорошо - Вэб-обозреватель Во$ // Блог This is Хорошо на YouTube. – 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=EddJtUB448I (дата обращения: 01.05.18).

  43. Елистратов В. Видео: Реклама Скайпа // TJournal. - 2015. - 9 февраля [Электронный ресурс]. URL: https://tjournal.ru/54012-skyyyyyype (дата обращения: 01.05.18).

  44. Степанова Д. Интернет-обзор: огненный прыжок и реклама Скайпа // ОТВ. -2015. - 15 февраля [Электронный ресурс]. URL: http://www.obltv.ru/news/society/internet-obzor_ognennyj_pryzhok_i_reklama_skajpa/ (дата обращения: 01.05.18).

  45. См.: Король А.Н. Вирусный маркетинг в системе инновационных маркетинговых коммуникаций / Вестник ТОГУ. 2014. № 2 (33). С. 205-214. Серновиц Э. Сарафанный маркетинг. Как умные компании заставляют о себе говорить. М.: Манн, Иванов, Фербер, 2012. Bajpai V. Viral marketing through social networking sites with special reference of Facebook / International Journal of Marketing, Financial Services & Management Research.  2012. Vol. 1. № 1. P. 194-207.

  46. Реклама Orbit // YouTube. - 2016. - 5 января [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ZCepOjOEmfo (дата обращения: 01.05.18).

  47. Ждун пришел в офис «Почты России» // НТВ. - 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ntv.ru/video/1394784/ (дата обращения: 01.05.18).

  48. Мемы от «Бургер Кинг» // Memepedia. - 2017. - 28 апреля [Электронный ресурс]. URL: https://memepedia.ru/memy-ot-burger-king/ (дата обращения: 01.05.18).

  49. Цуканов И. Do you know de way: как угандийские наклзы оккупировали виртуальную реальность // DTF. - 2018. - 9 января [Электронный ресурс]. URL: https://dtf.ru/14411-do-you-know-de-way-kak-ugandiyskie-naklzy-okkupirovali-virtualnuyu-realnost (дата обращения: 01.05.18).

  50. Knuckles sings // Блог Gregzilla на YouTube. - 2017. - 6 марта [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=iu7SxzFbp-I (дата обращения: 01.05.18).

  51. Шипунов А. Тухлый мем. Как SMM обмазывается несвежими шутками // Луна. - 2018. - 23 января [Электронный ресурс]. URL: http://luna-info.ru/discourse/preved/ (дата обращения: 01.05.18).

  52. См.: Колесова Е. Ведь мы этого достойны. Как мемы помогают нам вступить в коммуникацию друг с другом / N+1. - 2018. - 12 января [Электронный ресурс]. URL: https://nplus1.ru/material/2018/01/12/mems-and-communication (дата обращения: 01.05.18). Хавторина Ю.В. «Интернет-мемы» в рекламе: способ создания универсального кросскультурного языка или причина деградации? МИЭТ. 2017. №2 (14). С. 116-120.

  53. Правда М. 5 видов ситуативного маркетинга. Ошибки и приемы / Cossa. - 2018. - 16 февраля [Электронный ресурс]. URL: https://www.cossa.ru/imarketing/195032/ (дата обращения: 01.05.18).

  54. Engagement rate: как правильно считать коэффициент вовлеченности в социальных сетях // Popsters. -  2017. - 17 мая [Электронный ресурс]. URL: https://popsters.ru/blog/post/55 (дата обращения: 01.05.18).

  55. Engagement Rate: a metric you can count on // Socialbakers. - 2013. - February 25. [Электронный ресурс]. URL: https://www.socialbakers.com/blog/1427-engagement-rate-a-metric-you-can-count-on (дата обращения: 01.05.18).

  56. Официальная страница Бургер Кинг // Вконтакте. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/burgerking (дата обращения: 01.05.18).

  57. Официальная страница Бургер Кинг // Facebook. [Электронный ресурс]. URL: https://www.facebook.com/BurgerKingRussia (дата обращения: 01.05.18).

  58. Официальная страница Бургер Кинг // Instagram. [Электронный ресурс]. URL: https://www.instagram.com/burgerking_russia/ (дата обращения: 01.05.18).

  59. Ахметов А. SMM Ревизор. Выпуск № 3. Едим по-быстрому // Cossa. - 2017. - 23 августа [Электронный ресурс]. URL: https://www.cossa.ru/trends/172774/ (дата обращения: 01.05.18).

  60. Ахметов А. SMM Ревизор. Выпуск № 3. Едим по-быстрому // Cossa. - 2017. - 23 августа [Электронный ресурс]. URL: https://www.cossa.ru/trends/172774/ (дата обращения: 01.05.18).

  61. Навальный А. Яхты, олигархи, девочки: охотница на олигархов разоблачает взяточника // Блог А. Навального на YouTube. - 2018. - 8 февраля [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=RQZr2NgKPiU (дата обращения: 01.05.18).

  62. Петрова А. Настя Рыбка хочет женить на себе Олега Дерипаску с помощью изнасилования // Взгляд. - 2018. - 9 февраля [Электронный ресурс]. URL: https://vz.ru/news/2018/2/9/907507.html (дата обращения: 01.05.18).

  63. Официальная страница Aviasales.ru // Вконтакте. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/aviasalesru (дата обращения: 01.05.18).

  64. Официальная страница Aviasales.ru // Facebook. [Электронный ресурс]. URL: https://www.facebook.com/aviasales.ru (дата обращения: 01.05.18).

  65. Официальная страница Aviasales.ru // Twitter. [Электронный ресурс] URL: https://twitter.com/aviasales (дата обращения: 01.05.18).

  66. Официальная страница Aviasales.ru // Instagram. [Электронный ресурс]. URL: https://www.instagram.com/aviasales/ (дата обращения: 01.05.18).

  67. О блокировке Telegram – в мемах // Memepedia. - 2017. - 26 июня [Электронный ресурс]. URL: https://memepedia.ru/o-blokirovke-telegram-v-memax/ (дата обращения: 01.05.18).

  68. Тютюнова Т. Золотая лихорадка в Якутии. Как авария самолёта с драгоценными слитками осчастливила местных жителей // Medialeaks. - 2018. - 15 марта [Электронный ресурс]. URL: https://medialeaks.ru/1503ttp-zolotaya-lihoradka-v-yakutii/ (дата обращения: 01.05.18).

  69. Публикация пользователя Wylsacom // Twitter. [Электронный ресурс]. URL: https://twitter.com/wylsacom/status/966592022437130240 (дата обращения: 01.05.18).

  70. Варламов И. На сугробах в московском дворе написали краской «Навальный», чтобы их убрали. И это сработало! / Личный блог И. Варламова на Live Journal. - 2018. - 10 февраля [Электронный ресурс]. URL: https://varlamov.ru/2778922.html (дата обращения: 01.05.18).

  71. Рэп-баттл Оксимирона и Гнойного разошелся на мемы // Lenta.ru. - 2017. - 14 августа [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2017/08/14/battle_reaction/ (дата обращения: 01.05.18).

  72. Дрейк в оранжевой куртке / Memepedia. - 2017. - 9 мая [Электронный ресурс]. URL: https://memepedia.ru/drejk-v-oranzhevoj-kurtke/ (дата обращения: 01.05.18).

  73. Варламов И. Рамзан Кадыров: «Если он не извиняется, то я накажу его так жестоко, чего бы мне это ни стоило» / Личный блог И. Варламова на Live Journal. - 2018. - 25 января [Электронный ресурс]. URL: https://varlamov.ru/2757381.html (дата обращения: 01.05.18).

  74. Случайные числа // RandStuff. [Электронный ресурс]. URL: https://randstuff.ru/number/h4cr1n/ (дата обращения: 01.05.18).