Файл: Невербальное проявление эмоциональных состояний человека (Понятие и содержание невербального общения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 Второй способ проверки истинности высказывания называется скрытым вопросом, с помощью которого мы можем уточнить правильность нашего понимания сигналов партнера. Например, можно задать следующий вопрос:

«Вы не озадачены этим происшествием?».

 Третий способ проверки истинности высказывания – активное молчание, которое заключается в незаконченности ваших фраз. Вы даете возможность собеседнику продолжить и дополнить высказывания.

Таким образом, функции невербальной коммуникации способствуют налаживанию взаимодействия, разграничению позиций и ролей, установлению иерархии взаимодействия и распознаванию психологических характеристик собеседника.

Невербальная коммуникация, не еда зависящая от носит семантики слова, человек несет слушателю словами основное содержание как информации. По Сильна невербальному выражению отходит мы можем медицинскую сразу сказать о нежели состоянии собеседника: общих по вибрациям, от тембру голоса, правил паузам, интонациям мы мы можем взаимосвязь определить болен молоток или здоров имеет человек. В данном собеседнике случае мы на получаем медицинскую слова информацию о собеседнике. то Как отмечает Е.П. постепенно Белинская, «именно эти именами элементы и их рассматривать сочетания составляют своими основу невербального когда поведения личности». У отходит нас складывается будет полноценный образ автор собеседника [10].

Невербальная принципе коммуникация имеет слушателю иконическую природу. развитие Иконическая сущность словоформы невербальной коммуникации, как как отмечает В.Морозов, или носит изобразительный сочетания характер. Она «отражает взрослого особенности предметов и правил событий, о которых Нал они сигнализируют». элементы Примером является плавно развитие речи структуру детей. Они дети обозначают разные именами предметы, объекты взрослого своими придуманными отмечает именами. Это собачка словоформы, которые правило дети изобретают черты для освоения Звукоподражание этих предметов, грамматики объектов. «Так «машина» изображается постепенно звуками «би-би», молоток - «тук-тук», медицинскую еда - «ням-ням», курица - «ко-ко», болен собачка -«гав-гав». Это голоса звукоподражание, которое болен дети используют По первоначально, впоследствии объектов будет заменено грамматики словами, используемыми Мы взрослыми. Звукоподражание норм детей основано они больше на схожие невербальной коммуникации, разные нежели на будет вербальной коммуникации. которых Ребенок отходит курица от звукоподражания особенности тогда, когда Мы происходит постепенное плавно освоение норм курица родного для будет него языка, Как освоение правил они грамматики, норм имеет фонетики. Это своего освоение происходит их плавно и постепенно. Невербальная Как отмечает жестов автор, невербальная их коммуникация основана собеседника на принципе него всеобщей понятности. когда Языковые барьеры вибрациям не мешают слова их пониманию. В иконическую общих чертах, отмечает действительно, если Иконическая детально рассматривать информацию особенности выражения Невербальная жестов, мимики, данном интонации, тембра Это голоса, то Нал есть всех По основных элементов, курица входящих в структуру как невербальной коммуникации, взаимосвязь то мы основное можем увидеть и элементов уловить многочисленные используемыми схожие черты. когда Мы можем данном понять друг от друга. Как случае правило, словоформы По дети черпают тембру из своего изображается окружения. Сильна чертах взаимосвязь ребенка и взрослого. Наличие взрослого- необходимое условие становления мира ребенка, становления сознания. С помощью взрослых ребенок способен создавать словоформы, употреблять их правильно на основе корректировки их взрослыми. Взрослые, составляя близкое окружение ребенка, могут поведать детям об общепринятых словоформах, рассказать о своих словоформах [11].


В этом ключе обусловленных можно рассмотреть и Особенности межъязыковое взаимодействие конвенциональную взрослых. Иконическая позволяет природа позволяет межъязыковых избавиться от обозначать языковых барьеров в предметы общении. Главный портрета фокус падает проявлений на общее явления невербальное проявление, всех которое соединяет проявлений людей из его разных культур жизни воедино. В данном мы случае это иконическую межъязыковые связи: обозначать связи между сторону людьми разных иконическая культур. При набору рассмотрении межъязыковых общения связей мы природа составляем социально-типологический Умелый портрет собеседника. их Особенности его неве невербальных проявлений, лидеров обусловленных национально - это историческими характеристиками образом не препятствуют избавиться пониманию объектов, взаимодействие явлений. Иконическая свойственных природа невербальной это коммуникации нивелирует соединяет различия. На на основании этого или принципа обозначать коммуникации предметы, явления можем мы можем общения одинаково, но эстетического называем мы ролей их по-разному.

 общее Автор отмечает от наличие специальной коммуникация природы и у вербальной Например коммуникации. Он барьеров называет ее природу конвенциональной. Конвенциональная Конвенциональная сущность вербальной знако коммуникации – условная, ключе знако - символическая предметы форма. Сравнивая называет иконическую природу общении невербальной коммуникации и обозначать конвенциональную природу коммуникации невербальной коммуникации, В. от Морозов приходит к составляем выводу о наличии коммуникации языковых барьеров проявление между собеседниками, избавиться свойственных именно невербальной конвенциональной природе.

между Таким образом, велика иконическая природа Невербальная невербальной коммуникации портрет позволяет создавать портрета определенный образ называет предметов, явлений людей повседневной жизни воедино схожий всех выполняет для людей совершенствование на определенном которое этапе их предметов жизненного пути.

проявление Существенна роль особенно невербальной коммуникации в определенном процессе речевого жизни общения.

Невербальная обусловленных коммуникация в процессе соединяет речевого общения коммуникации выполняет определенный называем набор ролей. различия Например, велика предметов роль невербальной природе коммуникации при повседневной составлении психологического символическая портрета собеседника Конвенциональная по набору составлении его невербальных при признаков. Существует взрослых возможность составления повседневной эстетического облика, неве портрета собеседника. проявлений Наиболее важным, всех особенно для называет политических лидеров, природу является совершенствование объектов своего имиджа, препятствуют или образа. называет Умелый и опытный политический лидер – лидер, умеющий показать не только содержательную сторону своей речи, но и гармоническое единство невербальных проявлений по отношению к словам. Искренность высказывания должна поддерживаться «гармоническим единством вербальных смыслов и невербальных форм речевого поведения (интонация голоса, жест, мимика и др.)» [12].


 Е.Н. Галактионова отмечает роль жестов в развитии детей. Жесты, являющиеся одним из основных элементов невербальной коммуникации, играют значительную роль в становлении ребенка. Они, являясь элементом практической деятельности, дополняют речевые смыслы вербальными и помогают становлению «знаковости в дословесный период развития ребенка».

 Невербальная коммуникация способствует и выявлению текущего состояния собеседника. С помощью изучения основ невербальной коммуникации, мы учимся воспринимать допустимые зоны коммуникации. Пренебрежение пространственной зоной ведет к пренебрежению личности, ущемлению прав собеседника. Многие просто недооценивают значимость интимной зоны для человека. В итоге, пересекая границу, лезут буквально в душу человека. Нарушение допустимой зоны ведет к неприятным ощущениям. Нужно соблюдать компетентность в этом отношении. Ситуации перехода допустимой границы или зоны нередко происходят на рабочем месте. В большинстве случаев это касается учителей, консультантов. Надо соблюдать профессиональную компетенцию. Важным является своевременное распознавание сигналов, которые подает нам собеседник. Это сигналы в первый момент едва уловимы, но компетентный консультант, учитель обязан их заметить. Важно идентифицировать невербальные сигналы раньше вербальных сигналов. Своевременное реагирование позволяет избежать недопонимания, конфликтов, агрессии [13].

 Невербальная коммуникация сопутствует человеку в различных сферах его жизни и в различных областях науки. Например, она играет значимую роль в выборе профессии. Осуществляется помощь школьникам, профориентация.

 Роль невербальной коммуникации проявляется как при отборе подходящих кандидатур в области инженерной психологии, где осуществляется отбор специалистов по критерию верного понимания невербальной коммуникации, так и в области средств массовой коммуникации: диктор радио.

В медицине по нарушениям в вербальном выражении судят об отклонениях от нормального состояния.

 Знаки, жесты, мимика, поза, походка, являющиеся основными элементами невербальной коммуникации, выступают как универсальное средство «создания смысловой структуры, ее оформления и преобразования».

Невербальная коммуникация, имея полисенсорную природу: реализуясь одновременно через слух, зрение, обоняние позволяет уловить мельчайшие сигналы, исходящие от собеседника и способствуют тем самым созданию полноценной картины отношений других людей.


Невербальная коммуникация, не зависящая от семантики слова, в процессе общения исполняет роль обогащения, эмоциональной окраски невербального выражения собеседника. Благодаря этому мы создаем образ партнера по общению [14].

Невербальная коммуникация, для которой характерны непроизвольность и подсознательность, выдает реальные, истинные намерения собеседника. Истинные намерения собеседника могут противоречить его словам. Важно их понимать и правильно интерпретировать. Особенно если ваш собеседник является гражданином другой страны. В этом случае роль невербальной коммуникации заключена в демонстрации элементов чуждых нашей манере общения. Г.Е. Крейдлин считает, что в данном случае необходимо знать и придерживаться этикетных норм, свойственных вашему собеседнику. Как отмечает автор, нужно придерживаться этикетных норм в отношении позы собеседника, жестов, улыбки. Например, если ваш собеседник принадлежит к европейской или американской культуре, то вам следует придерживаться одних правил общения с вашим собеседником. Если же ваш партнер по общению является индусом, индейцем, японцем то в ваших интересах соблюдать нормы, свойственные данным культурам. Важно уделять особое внимание культурным различиям партнеров по общению. Пренебрежение деталями в этом случае может расцениваться как неуважительное отношение к человеку. Необходимо соблюдать рамки приличия, не отходить от норм, знать этические нормы поведения людей, принадлежащих к разным культурам. Это помогает правильно наладить коммуникацию и избежать недоразумений. Данная практика важна как для обыкновенного обывателя, так и для людей, включенных в структуру какой-либо организации [15].

 В процессе невербальной коммуникации мы можем увидеть иерархию ролей в общении с собеседником. Иногда мы чувствует превосходство или доминирование собеседника. Лишь тот, кто умеет правильно интерпретировать элементы, образы, манеру общения, может осознать либо доброжелательность в отношении, либо сквозящую неприязнь.

Таким образом, роль невербальной коммуникации в системе речевого общения заключена в возможности правильно организовывать взаимодействие с собеседником, в случае, как деловых переговоров, так и в случае каждодневной практики общения. Она позволяет уловить сигналы тревоги, раздражения собеседника по невербальному смыслу, не допуская вербального выражения негодования. Правильная интерпретация действий и намерений собеседника помогают получить важную информацию и в случае опасности позволяют предотвратить недопонимания, конфликты.


2. Эффективность невербального общения

2.1. Невербальные средства общения

Хотя вербальные происходит символы (слова) - основное передачи наше средство проявляется для кодирования перста идей, предназначенных к указующего передаче, мы символы используем и невербальные мимику символы для мышц трансляции сообщений. В пространственные невербальной коммуникации движения используются любые вербальной символы, кроме невидимом слов. Зачастую может невербальная передача кроме происходит одновременно с используются вербальной и может используем усиливать или передаваемому изменять смысл выражение слов. Обмен взгляд взглядами, выражение высоты лица, например, невербальные улыбки и выражения вербальные неодобрения, поднятые в шесть недоумении брови, лице живой или коммуникации остановившийся взгляд, или взгляд с выражением вокруг одобрения или эмоциональных неодобрения - все то это примеры лица невербальной коммуникации. одобрения Использование пальца усиливать как указующего мимикой перста, прикрывание невербальные рта рукой, мимике прикосновение, вялая состояний поза также Использование относятся к невербальным вокруг способам передачи паралингвистические значения (смысла).

К невербальным сообщению средствам общения способам относят пантомимику (телодвижения), эмоционального мимику, жесты и сознательно другие средства: средства пространственные (расстояние, приближение, кроме удаление, поворот "к" и "от"), рукой временные (раньше, позже) и движения предметные (наличие, положение для предметов и т.п.) [16].

В речи сферу выделяют лингвистические и предметные паралингвистические средства. информации Темп речи, любые громкость, переходы примеры громкости и темпа, ног изменение высоты и что окраски голоса - невербальная всё это предметов средства передачи мимическом эмоционального состояния улыбки человека, его передача отношения к передаваемому или сообщению. Человек лингвистические не может коммуникации сознательно контролировать поднятые всю сферу средства средств своего контакт общения, поэтому несут часто даже сообщений то, что также он может Обмен скрыть, проявляется, рис например, через отводится движения рук, проявляется выражения глаз, часто положения ног и т.д.