Файл: Невербальное проявление эмоциональных состояний человека (Понятие и содержание невербального общения).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и содержание невербального общения
1.1. Общение: понятие, функции, виды
1.2.Сущность невербального общения общения
1.3.Функции невербальной коммуникации
2. Эффективность невербального общения
2.1. Невербальные средства общения
Иногда даже незначительное изменение жеста может совершенно изменить его значение. В Англии так случилось с жестом из двух пальцев, указательного и среднего, разведенных и поднятых вверх. Если при этом ладонь повернута к собеседнику, это - оскорбление. Если ладонь повернута к себе, то это выражение радости (первая буква английского слова "victory" - победа).
В общении мы не придаем особого значения левой или правой руке. Но на Ближнем Востоке, например, не следует протягивать деньги или подарок левой рукой. У тех, кто исповедует ислам, она считается нечистой, и вы можете нанести оскорбление собеседнику.
В любой культуре жесты неискренности связаны с левой рукой. Она выдает тайные эмоции своего владельца. Поэтому, если в разговоре собеседник жестикулирует левой рукой, есть большая вероятность, что он говорит не то, что думает, или просто негативно относится к происходящему. Следует сменить тему разговора или вообще прервать его [26].
Для американца отказ разговаривать с человеком, находящимся с ним в одном помещении, означает крайнюю степень отрицательного к нему отношения. В Англии это общепринятое правило.
У народов различных культур есть различия и в восприятии пространства. Так, американцы работают либо в больших помещениях, либо - если помещений несколько - при открытых дверях. Открытый кабинет означает, что его хозяин на месте и ему нечего скрывать. Многие небоскребы в Нью-Йорке целиком сделаны из стекла и просматриваются насквозь. Здесь все, от директора до посыльного, постоянно на виду. Это создает у служащих определенный стереотип поведения, вызывая у них ощущение, что все сообща делают общее дело. Немецкие же традиционные формы организации рабочего пространства принципиально иные. Каждое помещение у них должно быть снабжено надежными дверями. Распахнутая настежь дверь символизирует крайнюю степень беспорядка.
Таким образом, не зная различий невербального общения разных народов, можно попасть в неловкую ситуацию, обидев или оскорбив собеседника. Во избежание этого каждый менеджер, особенно если он имеет дело с зарубежными партнерами, должен быть осведомлен о различиях в трактовке жестов, мимики и телодвижений представителями делового мира в различных странах [27].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коммуникативная сторона общения представлена тем, что люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, чувствами, настроениями и т.д. Всё это можно рассматривать как информацию. Но машины (компьютеры) тоже обмениваются информацией, поэтому важно отметить, что в условиях человеческого общения информация не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается. Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. В связи с этим выделяют вербальную коммуникацию (речь) и невербальную (неречевые знаковые системы - мимика, жесты, интонация, тон, походка, осанка) [28].
Понятие "невербальное общение" является более широким, чем "невербальная коммуникация". В настоящей работе автор придерживался определения, предложенного В.А. Лабунской, согласно которому, "невербальное общение - это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека. Невербальная коммуникация - это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система" [29].
Невербальное общение - это пантомимика (телодвижения), мимика, жесты и другие средства: пространственные (расстояние, приближение, удаление, повороты "к" и "от"), временные (раньше, позже) и предметные (наличие, положение предметов и т.п.).
Невербальное общение выступает одним из средств репрезентации личностью своего "Я", межличностного воздействия и регуляции отношений, создает образ партнера по общению, выступает в роли уточнения, опережения вербального сообщения. Для него характерно отсутствие членораздельной звуковой речи [30].
Следует подчеркнуть практическую важность умения "читать" невербальную информацию. В речи выделяют лингвистические средства и паралингвистические (экстралингвистические). Темп речи, громкость, переходы громкости и темпа, изменения высоты и окраски голоса, - все это средства передачи эмоционального состояния человека, его отношения к передаваемому сообщению. Человек не может сознательно контролировать всю сферу средств своего общения, поэтому часто даже то, что он хочет скрыть, проявляется, например, через движения рук, выражение глаз, положение ног и т.д. Кратко вербальное общение характеризуется тем, что говорится, кем, кому, как, с какой целью и при каких обстоятельствах. Только учтя все эти моменты и еще весь невербальный "аккомпанемент", можно правильно понять и правильно воспринять (выразить) что-либо [31].
Следует отметить, что общение, в том числе невербальное, играет исключительную роль в любой деятельности человека, в становлении личности, в решении практических и теоретических задач, возникающих в обществе. Чем полнее и обобщеннее будет сформировано умение общаться, тем качественнее будет осуществление любой деятельности человека, в том числе и профессиональной. И это важно учитывать в процессе образования, в подготовке специалистов, в повышении общей культуры общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Аверкина Л.А. Невербальная коммуникация - важный аспект межкультурной коммуникации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2008. - № 554. - С. 123-133.
- Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 с.
- Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 363 с.
- Ахьямова И.А. Невербальное общение в социально-педагогической деятельности с детьми // Педагогическое образование в России. - 2010. - № 1. - С. 31-38.
- Ахьямова И.А. Основные подходы к исследованию невербального поведения: история и современность // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2009. - № 7. - С. 122-130.
- Байкулова А.Н. Дружеское общение в парадигме обыденного общения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. - 2010. - № 4. - С. 12-16.
- Белякова Н.В. Генезис невербальных средств общения // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2009. - № 21. - С. 155-162.
- Бестужева Е. Невербальные средства коммуникации // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5. - С. 62-67.
- Гальперин П.Я. Формирование умственных действий // http://www.psychology-online.net/articles/doc-1562.html.
- Григорьянц Т.А. Невербальный язык - важнейшая составляющая коммуникаций // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2006. - № 11. - С. 338-345.
- Добрович А. Б. Общение: Наука и искусство. - М.: Книга, 2005. - 322 с.
- Екинцев В.И. Невербальная коммуникация и ее роль в самоорганизации мыслительной деятельности // Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 34. - С. 93-97.
- Иванов В.Д. Невербальные паттерны ролевого поведения учителя // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2007. - № 2. - С. 110-112.
- Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. 4-е изд. - М.: АСТ, 2001. - 411 с.
- Кривых Л.В. Невербальный компонент в межкультурной коммуникации // Гуманитарные исследования. - 2006. - № 2. - С. 25-31.
- Лабунская В.А. Невербальное поведение: структура и функции // Белинская Е., Тихомандрицкая О. Социальная психология: Хрестоматия // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/belin/08.php.
- Ларионова А.С. Основные компоненты агрессивной вербальной и невербальной коммуникации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. - 2008. - № 3. - С. 8-13.
- Ломов Б.Ф. Проблемы общения в психологии. - М.: Владос, 2001. - 345 с.
- Михеева Г.А. Невербальные средства общения субъектов образовательного процесса вуза // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 65. - С. 427-435.
- Оналбаева А.Т. Невербальные средства общения как важная часть дискурса // Вопросы гуманитарных наук. - 2007. - № 5. - С. 128-129.
- Орлова М.А. Психологические особенности общения как вида деятельности: педагогическое общение // Социосфера. - 2010. - № 1. - С. 41-45.
- Павлова А.В. Роль прагматики в межкультурном общении // Теория языка и межкультурная коммуникация. - 2010. - № 7. - С. 79-83.
- Пиз Алан. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. - М.: ЭКСМО, 2010. - 278 с.
- Плетнева Е.Г. О невербальном сопровождении устной речевой коммуникации в культуре педагогического общения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2006. - № 16. - С. 36-38.
- Ренц Т.Г. Невербальное поведение в свете биоэволюционной и социокультурной парадигм исследования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2010. - № 2. - С. 32-36.
- Романова М.В. Проблема использования невербальных средств общения в профессиональной деятельности учителя // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 5. - С. 100-105.
- Романова Н.М., Самохина М.А. Изменение параметров невербального поведения при сообщении истинной и ложной информации // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2008. - № 13. - С. 18-27.
- Сомоди И. О чем говорят ваши ноги. - СПб.: Питер Паблишинг, 1997. - 198 с.
- Чиркова Е.И. Феноменология и психологические особенности основных врожденных невербальных средств коммуникации // Вестник психотерапии. - 2006. - № 16. - С. 87-97.
- Чуганская А.А. Невербальная знаково-символическая коммуникация как объект социально-психологического исследования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2009. - № 11. - С. 277-281.
- Эм Е.А. Значение невербальных средств общения в различных сферах жизнедеятельности человека // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - № 9. - С. 159-165.
Приложение
Таблица 1. Мимические коды эмоциональных состояний
Части и эле- |
Эмоциональные состояния |
|||||||||
менты лица |
Гнев |
Презрение |
Страдание |
|||||||
Положение рта |
Рот открыт |
Рот закрыт |
||||||||
Губы |
Уголки губ опущены |
|||||||||
Форма глаз |
Глаза раскрыты, сужены |
Глаза сужены |
||||||||
Яркость глаз |
Глаза блестят |
Глаза тусклые |
||||||||
Положение бровей |
Брови сдвинуты к переносице |
|||||||||
Уголки бровей |
Внешние уголки бровей подняты вверх |
|||||||||
Лоб |
Вертикальные складки на лбу и переносице |
|||||||||
Подвижность лица и его частей |
Лицо динамично |
|||||||||
Части и эле- |
Эмоциональные состояния |
|||||||||
менты лица |
Страх |
Удивление |
Радость |
|||||||
Положение рта |
Рот открыт |
Рот обычно закрыт |
||||||||
Губы |
Уголки губ приподняты |
|||||||||
Форма глаз |
Глаза широко раскрыты |
Глаза прищурены или раскрыты |
||||||||
Яркость глаз |
Блеск глаз не виден |
Глаза блестят |
||||||||
Положение бровей |
Брови подняты вверх |
|||||||||
Уголки бровей |
Внутренние уголки бровей подняты вверх |
|||||||||
Лоб |
Горизонтальные складки на лбу |
|||||||||
Подвижность лица |
Лицо застывшее |
Лицо динамично |
Таблица 2. Виды взглядов, их трактовка и рекомендации действия
Взгляд и сопутствующие действия |
Трактовка |
Необходимо |
Подъём головы и взгляд вверх |
Подожди минутку, подумаю. |
Контакт прерван |
Движение головой и насупленные брови |
Но понял, повтори. |
Контакт усилить |
Улыбка, возможно легкий наклон головы |
Понимаю, мне нечего добавить |
Контакт продолжить |
Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику |
Хочу подчинить себя |
Действовать по обстановке |
Взгляд в сторону |
Пренебрежение |
Уйти от контакта |
Взгляд в пол |
Страх и желание уйти |
Уйти от контакта |