Файл: Проблема личности в социальной психологии (Организация и методы исследования личностных качеств менеджера по персоналу и эффективности деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По мнению А. Адлера, стремление к совершенству и развитие общества, связанное с ним, является результатом ощущения той или иной органической неполноценности, присущей каждому человеку, который направляет мысли и действия людей на достижение цели. Адлер рассматривал агрессию как средство преодоления препятствий.

Гуманистический подход А. Маслоу видит смысл развития человека в актуализации его врожденной «базовой природы», которая изначально включала не только биологические, но и социальные свойства и потребности, например, систему личных ценностей. Все потребности человека были построены Маслоу в иерархической структуре. По словам Маслоу, самоактуализация обеспечивается главным образом внутренним ростом личности, а не обществом; социальные условия играют очень ограниченную роль в этом процессе.

Психология отношений А.Ф. Лазурского и В.Н. Мясищева. Лазурский разделил психику личности на эндопсихическую (совокупность ментальных элементов и функций, «внутренний механизм человеческой личности») и экзопсихологию, которая определяется отношением личности к внешним объектам, к окружающей среде. , Основой личности являются отношения между человеком и окружающей средой, а также отношения между его эндо- и экзопсихическими проявлениями. В.Н. Мясищев рассматривал человека как совокупность общественных отношений;

Теория установки Д. Н. Узнадзе основана на том, что поведение субъекта вытекает из наличия его потребностей и соответствующей ситуации, которые обуславливают развитие у него установки особого состояния склонности, сосредоточенности, готовности к совершению определенные действия.

Психика человека не является результатом или прямым продолжением естественного развития элементарных форм поведения, психической жизни животных. Психические функции человека формируются в процессе его развития и формирования в обществе путем усвоения социального опыта. И процесс ассимиляции рассматривается как особая форма психического развития, присущая только человеку.

Человек - это биологическое существо с речью, способностью работать и в то же время социальное существо, которому необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми. Личность человека - это специфическое, уникальное единство биологического и социального, система, в которой физическое и психическое, природное и социальное образуют неразрывную цепь. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, железистую систему, обменные процессы, половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма; Социальный «контекст» индивида определяется влиянием культуры и структуры сообществ, в которых он вырос и к которому он принадлежит.


Личность является субъектом собственной жизнедеятельности, социальным существом, наделенным сознанием и представленным психологическими характеристиками, которые являются стойкими, социально детерминированными, проявляются в общественных отношениях, отношениях с внешним миром, другими людьми, определяют поведение человека.

Личность выражает принадлежность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке, традициям и тому подобное. Понятие «личность» имеет смысл только в системе социальных отношений - где может проявиться социальная роль или совокупность ролей. Речь идет не об оригинальности и разнообразии этих ролей, а прежде всего о специфическом понимании индивидом его роли, его внутреннего отношения к ней, свободного и заинтересованного или принудительного и формального исполнения ее. В настоящее время существует два основных понятия личности. Один из них рассматривает человека как функциональную (ролевую) характеристику человека, а другой - как существенную характеристику человека.

Взгляд на человека как на функциональную характеристику человека основан на понятиях «социальная функция человека», «социальная роль». Такое понимание личности не позволяет полностью раскрыть ее внутренний, более глубокий мир, поскольку внешнее поведение не всегда и не обязательно выражает истинную сущность личности. Гораздо глубже желание узнать человека по существу. Речь идет о регулятивном и духовном потенциале личности, ее самосознании, источнике воли, ядре характера, которые реализуются в социальном образе жизни, социальных отношениях и определенным образом влияют на них. В то же время основной чертой личности в результате воспроизводства социальной реальности является мировоззрение, при этом формируется личностный характер - психологическое ядро ​​человека, которое стабилизирует его социальные формы деятельности. В этом контексте человек рассматривается как мера целостности человека. Без внутренней целостности нет личности. В то же время человеку важно видеть не только общее, но и своеобразное. Такое понимание его сущности подразумевает представление о нем не только как о социальном, но и как об индивидуально-оригинальном существе. Личность уникальна благодаря своим наследственным особенностям и условиям социальной среды, в которой она формируется и развивается.


Глава 2. Организация и методы исследования личностных качеств менеджера по персоналу и эффективности деятельности.

В этом исследовании приняли участие 62 менеджера по подбору персонала в возрасте от 20 до 40 лет с различным опытом работы и образованием.

При оценке уровня удовлетворенности менеджеров по подбору персонала своей профессиональной деятельностью использовался Вопросник удовлетворенности работой. [36].

Оценка уровня официального соответствия менеджера по персоналу проводилась с использованием специально разработанной анкеты.

Для изучения личностных качеств использовались следующие психодиагностические методы:

1. Методология КОС (коммуникативные и организационные наклонности), автор. [38] Техника косвенно раскрывает коммуникативные и организационные навыки через выявление и оценку соответствующих способностей. Методика основана на принципе отражения и оценки субъектами определенных особенностей поведения в различных ситуациях. В структуре организационных навыков мы можем выделить способность влиять на людей, способность быстро понимать ситуационное взаимодействие людей и направлять это взаимодействие в правильном направлении, желание проявлять инициативу, выполнять социальную работу. Метод включает 40 вопросов: 20 из них направлены на выявление организационных навыков, а 20 - на определение коммуникативных навыков. Основные показатели ТС и ОС могут быть представлены в виде оценок, указывающих различные уровни изучаемых навыков.

2. Метод диагностики личности по мотивации к успеху Т. Элерса [36]. Предназначен для диагностики Хекхаузена, мотивационной ориентации личности на достижение успеха.

Материал стимула состоит из 41 утверждения, для которого субъект должен получить один из 2 вариантов ответа «да» или «нет». Тест относится к одноуровневой технике. Степень мотивации к успеху оценивается по количеству баллов, совпадающих с ключом. Результат теста «Мотивация к успеху» должен быть проанализирован вместе с результатами таких тестов, как «Мотивация для избежания неудачи».

3. Методы диагностики личности по мотивации, позволяющей избежать неудач Т. Элерса. [36] Испытуемые представляют собой 30 троек слов, черт личности. Из трех вы должны выбрать одно качество, которое больше присуще самому субъекту.

4. Методы изучения социального интеллекта Гилфорда. [28] По словам Дж. Гилфорда, социальный интеллект - это система интеллектуальных способностей, связанных со знанием поведенческой информации. Социальный интеллект является профессионально важным качеством для таких профессий, как «человек-человек» и позволяет прогнозировать успех деятельности учителей, психологов, психотерапевтов, журналистов, менеджеров, юристов, следователей, врачей, политиков, бизнесменов. Субтесты диагностируют 4 способности в структуре социального интеллекта: знание классов, систем, трансформаций и поведенческих результатов. Тест Дж. Гилфорда позволяет измерить общий уровень развития социального интеллекта, а также оценить личную способность понимать поведение людей:


§ способность предвидеть последствия поведения,

§ адекватность отражения словесного и невербального выражения,

§ понимание логики развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия,

§ понимание внутренних мотивов поведения человека.

Техника рассчитана на весь возрастной диапазон, начиная с 9 лет. Общее время психологического тестирования, включая ознакомление с инструкцией, составляет 30-35 минут.

5. Междисциплинарный личный опросник МЗО «Адаптивность» [35] - позволяет диагностировать адаптивность субъекта по следующим параметрам: коммуникативные навыки, нейропсихологическая устойчивость, моральный стандарт. Обработка результатов осуществляется путем подсчета количества совпадений ответов по предмету с ключом для каждой из шкал.

При выборе методов исследования учитывались, прежде всего, литературные данные об их обоснованности, достоверности и дифференциации для специалистов коммуникативных профессий, управленческого профиля деятельности и менеджеров.

Математически-статистическая обработка данных осуществлялась с использованием программного пакета «SPSS», который обеспечивает расчет вариационных статистических показателей, корреляционный и факторный анализ.

2.1. Первичная статистическая обработка результатов исследования

При анализе таких показателей как «Возраст», «Образование», «Пол» и «Стаж работы» можно сказать о том, что большинство менеджеров по подбору персонала данной выборки женщины (81%) в возрастном диапазоне от 30 до 35 лет (29%). Возраст самого молодого испытуемого составил 20 лет, а самого старшего – 45 лет. Если говорить об образовании, то большинство испытуемых имеет высшее психологическое образование, однако так же есть менеджеры по персоналу с техническим, экономическим и юридическим образованием. (рис. 1)

Рис. 1. Образование испытуемых

Стаж работы по специальности «менеджер по подбору персонала» у большинства испытуемых составил от 2 до 4 лет (34%), также есть определенный процент менеджеров со стажем работы от года до 2-х лет (24%) и от 4-х до 6 лет (24%), наименьшее количество в выборки составили испытуемые со стажем работы свыше 6 лет (18%). (рис. 3).

. 3. Стаж работы испытуемых


Результаты экспертной оценки успешности профессиональной деятельности испытуемых показали довольно большой процент высоко успешных менеджеров (71%) и значительно меньший процент менеджеров по подбору персонала с низким уровнем успешности профессиональной деятельности (29%). Среднее значение для этого параметра составляет 2,03, стандартное отклонение составило 0,78. Тем не менее, с точки зрения удовлетворенности своей работой, можно сделать вывод, что, несмотря на высокую оценку лидерства своего успеха, большинство менеджеров по подбору персонала (32,3%) не совсем удовлетворены своей работой, есть признаки частичной неудовлетворенности , Среднее значение составило 2,87, стандартное отклонение - 1,21. Тем не менее, есть довольно большой процент сотрудников, которые не удовлетворены работой в какой-либо степени. (Таблица 2) Говоря об удовлетворенности работой, мы считаем, что это имеет отношение к работе в целом и ее аспектам в частности.

В целом, на индивидуальном уровне удовлетворенность работой каждого человека связана с удовлетворением уникального сочетания его реальных потребностей. Удовлетворенность работой тесно связана с преданностью работников их организации, их стремлением приложить максимум усилий в своих интересах, делиться своими ценностями и целями. Удовлетворенность содержанием и характером работы является центральной. Интерес к бизнес-процессу может быть важным мотивирующим фактором.

Показатель

Распространенность (%)

1-вполне удовлетворен

16,1

2- удовлетворен

21,0

3- не вполне удовлетворен

32,3

4 - не удовлетворен

21,0

5 - крайне не удовлетворен

9,7

Таблица 2. Удовлетворенность работой

Перейдем к анализу результатов описательной статистики по тесту «КОС»

Рис. 5 Средние значение по параметрам теста «Коммуникативные и организаторские склонности».

Как следует из рисунка 5, субъекты характеризуются средним уровнем развития коммуникативных и организационных наклонностей с тенденцией к уровню ниже среднего. Параметры описательной статистики для тестовых шкал CBS следующие: навыки общения - среднее значение - 2,92, стандартное отклонение - 1,15. Организационные способности - среднее значение -2,97, стандартное отклонение -1,32. Субъекты со средними значениями, как правило, связываются с людьми, не ограничивают своих знакомых, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, но потенциал их склонностей не очень стабилен. Те, у кого результаты ниже среднего, иногда чувствуют себя стесненными в новой компании, команде, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и, общаясь с аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не защищают свое мнение, испытывают боль чувства, взять на себя инициативу. во многих случаях общественная деятельность крайне занижена - они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений. Эта группа предметов нуждается в дальнейшей серьезной и систематической воспитательной работе по формированию и развитию коммуникационных и организационных наклонностей.