Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках (Анализ и оценка конкурентоспособности организации на примере ООО «Акос»).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Понятие, содержание и основные подходы к определению конкурентоспособности организации
1.2 Основные факторы конкурентоспособности организации на рынке
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «АКОС»
2.1 Общая характеристика деятельности организации
2.2 Анализ конкурентоспособности организации
2.3 Разработка основных направлений по усилению конкурентных преимуществ организации на рынке
Таким образом, предложенная нами классификация не является окончательной, а представляет основные методы, наиболее эффективные в практике отечественных предприятий. Применение данных методов должно быть скоординировано в соответствии с содержанием, установленными параметрами и целями стратегии развития предприятия.
Сегодня методы конкуренции, как и развитие самого рынка, постоянно видоизменяются, совершенствуются, разрабатываются новые, более изысканные, тонкие, действующие как на конкурентов, так и на потребителей. И в этом нет ни чего странного, в противном случае, просто не развивался бы рынок и экономика в целом.
Рассмотрим эволюцию теоретических взглядов на понятие «конкуренция» и «конкурентоспособность» в таблице 1.
Таблица 1
Эволюция теоретических взглядов на понятие конкуренции[7]
Автор, источник |
Год |
Трактовка |
Адам Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов» |
1776 |
Определил понятие конкуренции как «соперничества, повышающего цены (при сокращении предложения) и уменьшающего цены (при избытке предложения)» Главный элемент – ценовая политика |
Давид Рикардо «Начало политической экономики и налогового обложения» |
1817 |
Понятие сравнительных преимуществ и совершенной конкуренции. |
К. Маркс «Капитал» |
1867 |
Дополнил модель совершенной конкуренции с точки зрения закона стоимости: «… очевидно, закон стоимости регулирует цены производства. Только конкуренция капиталов в различных отраслях производства создает цену производства, которая выравнивает нормы прибыли различных отраслей» |
Критики модели совершенной конкуренции И. Шумпетер, («Теория экономического развития» 1912г.) Ф. Хайек («Дорога к рабству» 1944г) |
1912,1944 |
Обращают внимание на элементы монополии. Шуипетер представил теорию «эффективной конкуренции» и определил ее как «плодотворное взаимодействие сил монополии и конкуренции, базирующееся на инновациях и обеспечивающее экономическое развитие» |
А. Круно «Исследование математических принципов теории богатства» |
1938 |
Теории чистой монополии и дуополии (олигополии). Теория, основываясь на конкурентной борьбе, состоит в том, что сами покупатели устанавливают цену, а продавцы в свою очередь устанавливают необходимый объем выпуска продукции и приспосабливают его е данным ценам. Согласно Круно, дуополия находится на промежуточном уровне между чистой монополией и современной конкуренцией. |
М. Портер «Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран» |
70-е годы ХХ в. |
Ввел понятие стратегии конкурентной борьбы. «стратегия конкурентной борьбы – это оборонительные или наступательные действия, направленные на достижение прочих позиций в отрасли, на успешное преодоление пяти конкурентных сил и тем самым на получение более высоких доходов от инвестиций» Понятие экономического кластера. |
М. Портер «Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов» |
1981 год |
«Конкурентоспособность компании заключена в «решающем звене» цепочки создания потребительских ценностей» |
Одним из первых ученых, точно сформулировавших понятие конкуренции, был Адам Смит. Он, прежде всего говорил о ценовой конкуренции. Затем в начале 20 века Д. Рикардо ввел понятие совершенной конкуренции, а также обнаружил закономерную тенденцию к снижению прибыли каждой из компаний в таких условиях. Совершенная (или чистая) конкуренция – это такая модель рынка, характерными чертами рынка которого являются большое количество продавцов и довольно стабильный спрос. В то же время отдельно взятые компании по производству и продаже одного и того же товара не в состоянии повышать цену, так как любое количество абсолютно такого же товара потребитель может купить в неограниченном доступе по устоявшейся рыночной цене. Понижать ее тоже не выгодно: стабильный спрос с устоявшейся ценой.
Кластерный анализ является основной для современного исследования процессов и закономерностей в области конкуренции. Кластерный подход предполагает максимальное использование производственного потенциала и ресурсов той отрасли и региона, в котором находится предприятие. Кластер имеет несколько отличительных особенностей. В его рамках всегда возникает три положительных эффекта: эффект масштаба производства, эффект охвата и эффект синергии, который выражается в том, что суммарные действия всех предприятий, находящихся в одном кластере, имеют большую силу положительного эффекта, нежели от каждого отдельно взятого предприятия, т.е. выгода и прибыль распространяется по всем каналам связей. Таким образом, системная оценка конкурентоспособности кластера является необходимым аспектом анализа рынка.
Понятие конкуренции и конкурентоспособности очень обширно и многогранно. Существует несколько уровней оценки конкурентоспособности и конкуренции, которые очень тесно взаимосвязаны и все вместе составляют единую систему функционирования предприятий на рынке.
Таблица 2
Оценка уровней конкурентоспособности хозяйствующих субъектов[8]
Уровень конкуренции |
Характеристика |
Локальный уровень (по продукту, региону, сегменту потребителей) |
Способность товара, услуги или фирмы конкурировать на локальном рынке |
Отраслевой / межотраслевой уровень |
Конкуренция в отрасли, межотраслевая и суботраслевая конкуренция. |
Уровень масштаба деятельности (крупномасштабный уровень) |
Способность конкурировать на уровне автономного субъекта рыночной цепи или сети. |
Глобальный уровень |
Конкуренция на глобальном рынке |
Исходя из представленной таблицы, можно сделать вывод о том, что каждый конкурентный уровень имеет свои свойства и положительные характеристики. Все фирмы стремятся достичь наивысшей способности конкурировать не только на мировых рынках сбыта, но и на каждом отдельном уровне[6].
1.2 Основные факторы конкурентоспособности организации на рынке
Существуют различные подходы к классификации факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия.
Далее рассмотрим представленные факторы, которые влияют на конкурентоспособность предприятия.Майкл Портер напрямую связывает факторыконкурентоспособности с факторами производства.
В 70-е годы 20 века профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер вносит огромный вклад в развитие теории конкуренции. Он описал в своих работах 5 основных конкретных сил, которые составляют основу методики анализа конкурентоспособности фирмы. Данный метод заключается в анализе следующих составляющих рынка[11]:
- Интенсивность конкурентной борьбы между соперниками (наличие доминантов на рынке, насколько сильна конкуренция между субъектами);
- Угроза появления новых предприятий-конкурентов (насколько сложно новым объектам вступать в конкурентную борьбу, какие существуют барьеры);
- Угроза появления товаров-заменителей (услуг-заменителей) в том числе по сниженной цене;
- Анализ рынка поставщиков (много ли их, какие);
- Анализ покупателей (покупательская способность, предпочтения).
Это метод анализа помогает определить ландшафт рынка, то есть понять, насколько рынок привлекателен для потенциальных потребителей. После такого анализа стоит приступать к определению конкурентной стратегии.
Понятия конкуренции и конкурентоспособности — одни из основных понятий в современной теории и практике стратегического управления.
Конкурентоспособность — это свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.[4, с. 12] Особенности того или иного производства могут предполагать барьеры входа на рынок. Чем выше эти барьеры, тем выше конкурентоспособность уже существующих на этом рынке организаций по отношению к новым игрокам рынка. Подходы к оценке конкурентоспособности не могут быть одними и теми же для стадий тактического и стратегического маркетинга. На стадии стратегического маркетинга, как первой стадии жизненного цикла товаров и первой функции управления, разрабатываются факторы конкурентоспособности на длительный период времени. Тогда как, на стадии тактического маркетинга выполняются работы реализации на рынке стратегических нормативов конкурентоспособности, а также по корректировке этих нормативов.
Поэтому при измерении конкурентоспособности организации на стадии стратегического маркетинга приоритет должен отдаваться динамическому подходу, прогнозированию будущих состояний в настоящем на базе прошлого.[9, c. 92]
Сейчас все больше компаний производителей понимают и осознают необходимость использования маркетингового подхода в борьбе за конкурентное преимущество.[11, с. 121]
Деление факторов на основные и развитые считается условным. Основные факторы существуют объективно либо для их создания понадобятся незначительные государственные и частные инвестиции. Как правило, создаваемое ими превосходство нестойко, а прибыль от использования низкая. Особое значение они имеют для добывающих отраслей, связанных с сельским и лесным хозяйством, и отраслей, применяющих, в большинстве случаев, стандартизированную и малоквалифицированную рабочую силу.
Существенно большее значение для обеспечения конкурентоспособности предприятия имеют развитые факторы как факторы наиболее высокого порядка. Для их становления необходимы существенные, нередко длительные по времени вложения капитала и человеческих ресурсов. Кроме того, важное условие создания развитых факторов — использование высококвалифицированных кадров и высоких технологий. Спецификой развитых факторов будет то, что, в большинстве случаев, их нелегко приобрести на мировом рынке. В то же время, они считаются непременным условием инновационной работы компании. Успехи предприятий многих стран мира напрямую связаны с солидной научной базой и наличием высококвалифицированных профессионалов [10].
Развитые факторы зачастую строятся на базе основных факторов, которые, не являясь надежным источником конкурентного преимущества предприятия, вмести с этим, обязаны быть довольно высококачественными, чтобы на их базе можно было создать родственные развитые факторы. Другим признаком деления факторов является степень их специализации. В соответствии с этим все факторы, по мнению М. Портера делятся на два вида, а именно: общие и специализированные.
Микроэкономические факторы в зависимости от стадии жизненного цикла, на которой они проявляются, можно разделить на производственные, рыночные, сбытовые и сервисные факторы.
Рассмотрим подробнее данные факторы.
– Производственные факторы
Производственные факторы включают в себя факторы формирующие качество продукции; цену продукции; управляющие. В связи с приоритетностью качества как слагаемого конкурентоспособности основными следует признать факторы, оказывающие большое влияние на качество продукции на стадии производства. К ним относятся сырье, технология, конструкция. К ценообразующим факторам следует отнести стоимость сырья, трудоемкость технологического цикла, сложность конструкции, объем производства, прибыль, отчисления и др. Управленческие факторы позволяют эффективно использовать качество и цены.
– Рыночные факторы Оценка по характеристикам, лежащим в основе рыночных факторов, позволяет получить ответ на вопрос: как рынок воспримет конкретный товар? Частичный ответ на данный вопрос производитель обязан дать еще на стадии проектирования нового товара. Потребность в оценке рыночных возможностей возникает уже при освоении производства новой продукции, созданной для конкретного рынка и при поиске новых рынков сбыта. К рыночным факторам можно отнести такие факторы, как: острота конкуренции, ускоренный рост емкости рынка, рыночная новизна, устойчивость и перспективность рынка, подготовленность рынка, патентно- правовые показатели [4].
– Сбытовые факторы. Сбытовые факторы непосредственно оказывают большое влияние на конкурентоспособность услуги и опосредствованно, через сервисные факторы, - на конкурентоспособность товаров. В реализации сбытовых факторов важное значение имеет «подкрепление товара» - материальные и нематериальные средства, предназначенные для стимулирования сбыта товара путем предоставления и (или) разъяснения определенных выгод. В зависимости от применяемых средств и характера выгоды распознают экономическое, организационное и информационное подкрепление [9].
Американской компанией было предложено три сбытовых фактора: увязка новой продукции с ассортиментом выпускаемой продукции; создание разветвленной дилерской сети; рекламное обеспечение.
Представленный перечень дополняется еще тремя факторам, а именно: формой расчета с поставщиком; транспортабельностью товара; надежностью поставки. Стоит отметить, что серьезным сбытовым фактором, оказывающим значительное влияние на цену, является звенность движения, то есть число посреднических организаций на пути от изготовителя (или таможни) до магазина.
– Сервисные факторы. Сервисные факторы срабатывают на стадии обращения и предусматриваются в деятельности как организаций-изготовителей, оказывающих сервисные услуги, так и предприятий сферы бытовых услуг. В формировании конкурентоспособности товаров большую роль играют услуги организаций розничной торговли. Они оказываются на этапах предпродажного и послепродажного обслуживания. К факторам, действующим на стадии предпродажного обслуживания, относятся: условия приобретения товара и форма его оплаты; демонстрация сложно-технического товара в действии и предоставление покупателю возможности продегустировать продукт; подбор товара отталкиваясь от индивидуальных особенностей покупателя [6]. На стадии послепродажного обслуживания в качестве факторов конкурентоспособности выступают наличие и качество следующих услуг: упаковка, доставка и установка купленных товаров; организация технического обслуживания в гарантийный и послегарантийный периоды.[ 9] Следует отметить, что наличие самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли они применяются.