Файл: Транспортный налог (Понятие и значение транспортного налога в России и зарубежных странах).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общие положения транспортного налога
1.1 Понятие и значение транспортного налога в России и зарубежных странах
1.2 Механизм исчисления и уплаты транспортного налога
Глава 2 Проблемы и перспективы развития транспортного налогообложения в РФ
2.1 Анализ поступлений транспортного налога в бюджет
Как видно из таблицы 3, в странах с наиболее схожими территориальными характеристиками для расчета налога с транспортных средств применяется объем приобретенного топлива. Наибольшую плотность дорог — 683,5 км / 1000 кв. км — как и уровень автомобилизации — 808 автомобилей на 1000 человек — демонстрируют США. Однако это не оказывает прямого влияния на стоимость самого топлива. Представляется, что именно такой подход к определению налоговой базы способствовал развитию автомобильных дорог в США.
1.2 Механизм исчисления и уплаты транспортного налога
Транспортным налогомявляется одно из обязательств, которымобременяются владельцы транспортных средств. Как и любой другой налог, транспортный налог определяется следующими элементами налогообложения: налоговой базой, объектом налогообложения, порядком исчисления, ставкой налога и сроками уплаты налога.
В соответствии с ч.1 ст.357 Налогового кодекса России налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых согласно законодательству России зарегистрированы признаваемые объектом налогообложения транспортные средства.
Транспортными средствами выступаютмотоциклы, автомобили, автобусы, мотороллеры идругие самоходные машины и механизмына гусеничном и пневматическом ходу, вертолеты, самолеты, яхты, теплоходы, катера, парусные суда, мотосани, снегоходы, гидроциклы, моторные лодки, буксируемые (несамоходные) суда и другие воздушные и водные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке согласно законодательству России (ст. 358 НК РФ).
Объектом налогообложения не являются транспортные средства, которые не зарегистрированы по каким-либо причинам. В данном случае речь можно вести о нарушении правил регистрации, но не о налоговом правонарушении. Если бы в ст. 358 Налогового кодекса было установлено, что объектом налогообложения выступают транспортные средства, которые подлежат регистрации, тогда ситуация была бы иной.
Налоговая база в отношении транспортногоналога определяется в зависимости от валовой вместимости, мощности двигателя водного транспортного средства или от единицы транспортного средства.
Налоговый кодекс России обязываетвсе организации самостоятельно, вне зависимостиот того, на каком они находятся режиме налогообложения,вотличие, к примеру, от физических лиц, исчислять как сумму налога, так и сумму авансового платежа по нему.
Статьей 360 Налогового кодекса России по транспортному налогу установлены налоговый и отчетные периоды: налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков, выступающими организациями, - I, II, III кварталы. Соответственно, обязанность исчисления и уплаты авансовых платежей по транспортному налогу предусмотрена по истечении каждого отчетного периода и по истечении налогового периода – собственно налога.
В соответствии с п. 2 ст. 362 Налогового кодекса России исчисляется транспортный налог в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.
Сумма транспортного налога, которая подлежит уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимисяорганизациями, определяется как разницамежду исчисленной суммой транспортного налога и суммами авансовых по нему платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода.
В соответствии с п. 2.1 ст. 362 Налогового кодекса России налогоплательщики-организации суммы авансовых платежей исчисляют по транспортному налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.
Бухгалтер при расчете суммыавансовых платежей по транспортномуналогу может использовать формулу:
А = Нб х Сн х 1/4,(1)
где:А –суммаавансовогоплатежа;
Нб – налоговая база;
Сн – ставканалога.
Если фирма в течение квартала снимала с учета автомобиль (или, наоборот, регистрировала его в Госавтоинспекции), тоавансовыйплатежрассчитывать нужно с учетом специального коэффициента (Кф), рассчитывающийся поформуле:
Кф = Км / 3,(2)
где:Км – количество месяцев в квартале, когда транспорт числился за налогоплательщиком.
В то же время при установлении транспортного налога представительные (законодательные) органы субъектов РФ могут и не определять отчетные периоды в соответствии с п. 2 ст. 360 Налогового кодекса России. В данном случае авансовые платежи по налогу не уплачиваются.
Когда возникает вопрос о расчете налога в связи с перерегистрацией транспортного средства в другом субъекте РФ, в котором действуют иные налоговые ставки, можно опираться на мнение Минфина, изложенное в Письме от 27.08.2009 N 03-05-05-04/11. Согласно Письму, если транспортное средство снято с учета в одном субъекте РФ и в том же месяце зарегистрировано (перерегистрировано) на того же налогоплательщика в другом субъекте РФ, транспортный налог за данный месяц нужно уплачивать по месту регистрации транспорта по состоянию на 1-е число этого месяца. По новому месту нахождения транспортного средства налог нужно будет уплачиваться начиная со следующего месяца, его исчисление и уплата притом должны осуществляться согласно действующему на территории соответствующего субъекта РФ законодательному акту субъекта РФ транспортном налоге.
Согласно международнойпрактике взимания налогов Постановлением Правительства РФ от 24.02.2010 г. № 84 было одобрено Типовое соглашение между иностранными государствами и Россией об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество. Данное Соглашение было принято в качестве основы для переговоров с уполномоченными органами иностранных государств о заключении соответствующих межгосударственных соглашений с другими государствами. Притом предыдущая редакция Соглашения, утв. Постановлением Правительства России от 28.05.1992 № 352, была признана утратившей силу.
Таким образом, законодательно расчет и порядок взимания сбора регламентируется Налоговым кодексом. Налогом облагается весь наземный, воздушный и водный транспорт. Максимальный уровень ставки устанавливается НК РФ, а распределение по категориям осуществляется на региональном уровне. На местах ставку могут дифференцировать по мощности автомобиля, его возрасту, вместимости и др. Тут определяются и сроки уплаты, льготы и объекты налогообложения по категориям.
Глава 2 Проблемы и перспективы развития транспортного налогообложения в РФ
2.1 Анализ поступлений транспортного налога в бюджет
Предпочтительнее проводить исследование современной системы налогообложения транспортных средств не только через критический подход к ее составным элементам налогообложения, но и затрагивая ее влияние на формирование доходной части государственного бюджета. Ведь именно обеспечение сборами и налогами доходов определенного уровня управления государства позволяет соответствующим ветвям власти исполнять возложенные на них задачи. Необходимость налогов непосредственно предопределяется их функциями.
Поступления от этих налогов в современных условиях формируют только бюджеты субъектов РФ. Определяется порядок их закрепления за соответствующим бюджетом не Налоговым кодексом России, а законом субъекта РФ, устанавливаемым в отношении регионального налога. Действует такой механизм в отношении не только вышеназванных налогов, но и всех региональных налогов.
В течение 2013-2016 гг. наблюдается позитивный рост налоговых поступлений по налогам, объектом налогообложения которых выступают транспортные средства (таблица4). Так, если за 2013 г. поступления по этим налогам в абсолютных выражении составили 228823,3 млн. руб., то за 2016 г.- 447780,4 млн. руб., т.е. увеличились на 218957,1 млн. руб., или на 95,7%.
На фоне положительной динамики налогов с транспортных средств наблюдается и повышение их удельного веса в общей сумме налоговых доходах государства. В течение анализируемого периода он увеличился на 2,9 пункта и составил 7,1% по состоянию на 1 ноября 2016 г, а это подтверждает стабильность налоговой базы по этим налогам, на которую влияние не оказывают результаты финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. В экономике в условиях кризисных явлений на фоне общего понижения доходов бюджета доля и объемы поступлений таких налогов повышаются. Данная тенденция повышает роль региональных налогов в обеспечении жизнедеятельности субъектов РФ и одновременно от всех органов исполнительной и законодательной власти требует принятия оперативных мер, направленных на повышение эффективности их администрирования.
Таблица4. Динамика налогов с транспортных средств в налоговых доходах консолидированного бюджета России
Наименования |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
||||
в млн.руб |
в % |
в млн.руб |
в % |
в млн.руб |
в % |
в млн.руб |
в % |
|
Налоговые доходы РФ, в том числе |
5426892.4 |
100 |
6950981.0 |
100 |
7944204.0 |
100 |
6288295.4 |
100 |
- налоги с ТС |
228823.3 |
4.2 |
303052.2 |
4.4 |
376647.0 |
4.7 |
447780.4 |
7.1 |
Из них: 1. Налог на имущество организаций |
201876.2 |
3.7 |
262722.4 |
3.8 |
323545.8 |
4.1 |
385751.8 |
6.1 |
2. Транспортный налог, в т.ч. |
26947.1 |
0.5 |
40329.8 |
0.6 |
53101.2 |
0.7 |
62028.6 |
1.0 |
- с организаций |
12447.0 |
0.2 |
15669.9 |
0.2 |
17544.4 |
0.2 |
19338.4 |
0.3 |
- с физических лиц |
14500.1 |
0.3 |
24669.9 |
0.3 |
35556.8 |
0.5 |
42690.2 |
0.7 |
По данным налогам положительная динамика с наибольшей прогрессией наблюдается по транспортному налогу, которая составила 130%. Притом, как видно из таблицы4, по данному налогу наибольший удельный вес в платежах приходится на налогоплательщиков – физических лиц. Если в 2013 г. удельный вес налога, поступившего от граждан, составил 53,8% в общей сумме транспортного налога, то по состоянию на 1 ноября 2016 г.- 68,8%. Такое соотношение характеризует наглядно возрастающую роль физических лиц в наполнении консолидированного бюджета России налоговыми поступлениями, формирующимися за счет владения ими транспортных средств.
В это же время место имеет незначительноеповышение транспортного налога, уплачиваемого юридическими лицами, который в течение 2013-2016 гг. составил только 55,4%.
Помимоэтого, справедливо и то, что, с одной стороны, наблюдается положительная динамика повышения налоговых платежей с транспортных средств, а с другойв сторону физических лиц происходят структурные изменения (таблица5).
Таблица 5. Структура плательщиков и данные по объектам налогообложения по транспортному налогу
Наименование |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
Единиц |
в % |
Единиц |
в % |
Единиц |
в % |
|
Количество налогоплательщиков |
23400418 |
100 |
25176146 |
100 |
26346538 |
100 |
В том числе:- физических лиц |
23041984 |
98.5 |
24791912 |
98.5 |
25952051 |
98.5 |
- юридических лиц |
358434 |
1.5 |
384234 |
1.5 |
394487 |
1.5 |
Количество транспортных средств, зарегистрированных: |
37796068 |
100 |
40478068 |
100 |
41381534 |
100 |
- на физических лиц |
33376658 |
88.3 |
35948914 |
88.8 |
36908972 |
89.2 |
- на юридических лиц |
4419410 |
11.7 |
4529154 |
11.2 |
4472562 |
10.8 |
Количество транспортных средств, по которым начислен налог, зарегистрированных |
35308637 |
100 |
38138194 |
100 |
38990001 |
100 |
- на физических лиц |
31357244 |
88.8 |
34062661 |
89.3 |
34988978 |
89.7 |
- на юридических лиц |
3951393 |
11.2 |
4075533 |
10.7 |
4001023 |
10.3 |
Количество транспортных средств, по которым налог не начислен: |
2486430 |
100 |
2339085 |
100 |
2391533 |
100 |
- по физическим лицам |
2019414 |
81.2 |
1886257 |
80.6 |
1919994 |
80.3 |
- по юридическим лицам |
467016 |
18.8 |
452828 |
19.4 |
471539 |
19.7 |
Как видно из таблицы5, в течение 2014-2016 гг. наблюдается как повышение количества всех категорий налогоплательщиков по России в целом, так и повышениепризнаваемых объектами обложения единиц транспортных средств. Так, позитивная динамика в рамках анализируемого периода по всем плательщикам транспортного налога в абсолютных показателях составила 2946120 единиц, или 12,6% относительно данных 2014 г. Притом нужно отметить, что несколько понижается количество транспортных средств, по которым данный налог не был начислен. Основанием для неначисления транспортного налога послужили льготы, которые предоставили плательщики в рамках законодательства о налогах и сборах. Притом наибольший удельный вес приходился на льготы, определенные законодательством субъектов РФ. В суммарном выражении по транспортному налогу сумма выпадающих доходов составила: