Файл: Особенности барьеров входа и выхода на отраслевых рынках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На рынках второго типа определенные организации обладают несущественными достоинствами относительно расходов, которые проявляются в самом низком увеличении цен в сопоставлении с расходами. Однако в плане долгосрочного характера компаниям выгоднее допускать новые предприятия на рынок, нежели воздвигать барьеры для входа.

На рынках третьего типа несколько другая ситуация: компаниям-лидерам выгоднее возводить барьеры входа и не разрешать вхождение в отрасль новых предприятий.

Существует два типа барьеров хода: стратегические, формирующиеся в зависимости от поведения компаний, и структурные (нестратегические), которые выступают в качестве воздействие среды окружения.

К числу нестратегических барьеров принадлежат правительственные (административные), общественно-экономические и гражданские преграды. Правительственные преграды – это ограничения в качестве актов законодательства организацию конкретных разновидностей работы, которые представлены сертификацией, лицензированием, квотами, нормами контроля и т.п.

Ликвидация аналогичных барьеров требует от субъекта хозяйствования расходов финансов и времени, поэтому барьеры административного характера следует рассмотреть в качестве функции следующих двух переменных – денежных и временных расходов компании на их устранение.

Административные барьеры выступают инструментов регулирования экономики государства и одновременно приводят к сдерживанию активности экономики субъектов хозяйствования. Разновидностью административных барьеров выступают экономические и организационные барьеры, которые представлены актами законодательства, устанавливающими таможенную, инвестиционную, экономическую, налоговую политику в совокупности в какой-либо отрасли.

Большинство разновидностей административного контроля заменяется гражданским. Это подтверждается гражданско-правовым характером взаимоотношений между субъектами рынка. Гражданские объединения являются призванными обеспечить увязку правительственных интересов, а также интересов граждан и компаний. Большинство особенностей профессиональной работы подвергаются контролю и регулированию посредством правил и стандартов, которые установлены гражданскими объединениями.

К числу барьеров социально-экономического характера принадлежат:

  1. емкость отраслевого рынка. В данной ситуации рассматривают меру рыночной насыщенности, уровень спроса платежеспособности, активность зарубежных конкурентов. Чем выше данные индикаторы, тем больше уровень барьера для входа.

2. положение инфраструктуры рынка, то есть степень развитости сети складского и транспортного хозяйства, страховой системы и механизма взаимных расчетов. Чем выше удельная доля расходов на оплату данных институтов рынка в цене либо в единых расходах компании, тем выше уровень преград;

3. капитальные расходы (минимальный уровень первоначальных инвестиций). Известно, что размер первоначального капитала для рыночного вхождения для разнообразных отраслей не является одинаковым, что и подтверждает высотку барьера для входа.

4. преимущества в уровне расходоа. Считается, что средние расходы компании уже функционирующей на рынке станут ниже средних раходов компаний, которые стремятся войти на рынок, в связи с рабочим опытом на данном рынке (организованные научные и маркетинговые исследования, которые сложились производственные связи и т.п.). Преимущества в уровне расходов объясняются «эффектом масштаба».

Высота входного барьера (B) определяется по формуле (5).

где ACB - средние издержки фирм, желающих войти на рынок;

ACd - средние издержки фирм, действующих на рынке.

Используется показатель, получивший название «индекс барьера»(Ie) (6).

Ie = Q/Ч (6)

где Q – объем выпуска продукции фирмы; Ч – численность персонала фирмы. Чем выше индекс, тем выше размер относительных издержек отрасли.

Входные барьеры принято классифицировать и следующим образом: 1. Экономические и организационные ограничения:

• государственная политика в области инвестиций, кредитов, налогов, цен, тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и последствия этой политики для конкретных товарных рынков;

• среднеотраслевая норма прибыли;

• сроки окупаемости капитальных вложений;

• неплатежи;

• наличие (отсутствие) эффективной поддержки малого предпринимательства.

2. Административные ограничения: наличие (отсутствие) ограничений деятельности продавцов на данном товарном рынке, выдвигаемых органами власти и управления всех уровней, К их числу относятся: лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование, решения органов власти по ограничению ввоза (вывоза) товаров на территорию (с территории), чинимые препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и конторских помещений и т.п.

3. Неразвитость рыночной инфраструктуры: наличие (отсутствие) необходимых средств коммуникации (транспорта, связи), служб по оказанию информационных, консалтинговых, лизинговых услуг и т.п.


4. Влияние вертикального объединения действующих организаций па рынке: выявляется степень использования продавцами, объединенными в вертикальные структуры, всех преимуществ внутрикорпоративных связей и воздействие этих отношений на конкурентов, не входящих в эти вертикальные структуры.

5. Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов: анализируется ценовая и сбытовая стратегия ведущих продавцов, их политика в качестве держателей патентов, лицензий, торговых знаков и т.п.

6. Барьеры, связанные с эффектом масштаба. Если минимально эффективный масштаб деятельности на данном товарном рынке высок (например, неэффективно производство, рассчитанное на выпуск 100 штук грузовых автомобилей в год, экономически оправданным является выход на годовое производство, исчисляемое десятками тысяч машин), то входящие на рынок потенциальные конкуренты на период достижения этого уровня могут иметь существенно более высокие затраты, чем уже действующие на товарном рынке хозяйствующие субъекты, а следовательно, быть менее конкурентоспособными.

7. Барьеры, основанные на абсолютном превосходстве в уровне затрат. Эти барьеры возникают в том случае, если затраты на единицу продукции уже действующих продавцов ниже, чем у вновь входящих на рынок хозяйствующих субъектов. Причинами различия в уровнях затрат могут быть: неравенство стартовых условий функционирования на рынке, прежде всего имущественное и ценовое; ограниченный доступ новых продавцов к дешевым и более удобным сырьевым источникам, технологическое превосходство уже действующих на товарных рынках хозяйствующих субъектов, доступная им более низкая процентная ставка на заемный капитал и т.п.

8. Экологические ограничения. Обнаруживаются факторы запрета службами обеспечения безопасности в сфере экологии, общественными учреждениями и природоохранными организациями и движениями увеличения масштабов работы на этом рынке товаров, строительства новых складских и производственных объектов, коммуникации транспорта и др.

9. Ограничения по спросу. Повышенный уровень удовлетворения спроса, показывающий как повышенный уровень насыщенности товарами рынка, так и низкий уровень платежеспособности потребителей, выступает наиболее серьезным препятствием для рыночного освоения вероятными конкурентами.

10. Преграды капитальных расходов либо объемы первоначальных вложений, требуемых для входа на рынок товаров. Существенная величина первоначального капитала, требуемого для старта работы предприятия на рынке, может стать одним из значимых преград входа на рынок.


К косвенным подтверждениям отсутствия или присутствия принадлежат факты возникновения новых продавцов на рынке за конкретный временной период. Если в результате оценки обстоятельств за последние три-пять лет наблюдается небольшое возникновение новых продавцов на рынке, несмотря на повышенную норму дохода, то это прямо указывает на присутствие повышенных барьеров входа. Однако отсутствие новых участников не служит завершающим подтверждением того, что доступ на рынок усложнен.

При анализе уровня преодолимости входных барьеров на рынок применяются нижеуказанные критерии:

• вероятности;

• своевременности;

• достаточности входа на рынок новых субъектов.

Таким образом, Стратегические (субъективные) образуются работой самих предприятий, их стратегическим характером, оказывающим препятствие проникновению в данную отрасль новых предприятий. Данная разновидность барьеров именуется стратегическим, так как при избрании стратегий предприятия во внимание принимается ответное действие непосредственных участников рынка. В общем виде барьеры стратегического характера способны формировать лишь активные компаний, которые имеют власть на рынке. Стратегические барьеры входа делится на два разновидности: с ценовыми и неценовыми поведенческими стратегиями компаний.

Показатели рыночной власти фирм

Понятие «рыночной» или «монопольной власти» основывается на сопоставлении оцениваемых рынков с рынком абсолютной конкуренции. Самым характерным индикаторов при этом выступает «предельные издержки – цена». Чем больше цена компании отклоняется от предельных расходов, тем больше рыночная власть компании, и, соответственно, несовершеннее изучаемый рынок. Главным подтверждением власти рынка компании выступает полученный доход и размер прибыльности капитала.

Наиболее удален от рынка абсолютной конкуренции монопольный рынок, поэтому индикаторы, описывающие рыночную власть предприятия, именуют показателями монопольной власти. К составу аналогичных показателей принадлежат:

• коэффициент Бейна (норма экономической прибыли);

• коэффициент Лернера;

• коэффициент Тобина;

• коэффициент Папандреу.

Все эти показатели основаны на оценке экономической прибыли или разницы между ценой и предельными издержками.

Коэффициент Бейна (Кб) показывает экономическую прибыль, получаемую на единицу инвестированного капитала (10).


(10)


где Пб – бухгалтерская прибыль; Пн – нормальная прибыль; Кс – собственный капитал фирмы.

В условиях абсолютной конкуренции на рынке товаров и действенного рынка финансирования норма дохода будет нулевой (одинаковой) для всех разновидностей активов. Если норма дохода определенного актива компании будет конкурентного норматива, а рынок совершенно не конкурентным.

Нормальная прибыль предполагает собой разницу между экономической и бухгалтерской прибылью. Для акционерных учреждений нормальный доход тождествен максимальной прибыли, который смогли бы получить акционеры, вложив собственные средства в прочие проекты с одинаковым уровнем риска. Для определения уровня риска следует сопоставить вероятные проекты инвестирование с денежным вложением в ценные бумаги государства, показывающие нулевой рисковый уровень.

Присутствует ряд сложностей в процессе исчислении коэффициента Бейна.

Во-первых, проблематично разграничение экономической и бухгалтерской прибыли. В расчетах часто используют бухгалтерские величины, что приводит к искажению реальной стоимости капитала и амортизации.

Во-вторых, при проведении расчетов необходимо учитывать расходы на нематериальные активы (реклама, научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские разработки). Осуществляются эти расходы, как правило, единовременно, а доход приносят в течение нескольких лет. Если в издержки не включается размер амортизации нематериальных активов, то норма доходности искажается.

В-третьих, для сравнения норм доходности инвестирования капитала необходимо учитывать степень рискованности капиталовложений.

Индекс (коэффициент) Лернера (L) является показателем степени конкурентности рынка. Его применение базируется на использовании данных о предельных издержках фирмы и эластичности спроса. При условии максимизации прибыли цена и предельные издержки связаны друг с другом через показатель эластичности спроса по цене. Исходя из этого положения, Лернер предложил индекс, определяющий монопольную власть (11).

Где: P-цена;

МС – предельные издержки;

Ed – ценовая эластичность уровня спроса.

Если эластичность спроса не зависит от цены, то индекс Лернера постоянен. Интервал значений индекса находится от нуля до единицы. Чем выше значение индекса, тем выше монопольная власть фирмы. Следовательно, индекс, равный нулю, характеризует рынок совершенной конкуренции, а равный единице — монополии.

При расчете индекса возникают трудности, связанные с отсутствием информации о предельных издержках фирмы. Определить величину предельных издержек можно по формуле (12).