Файл: Особенности барьеров входа и выхода на отраслевых рынках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где AVC - средние переменные издержки; r - нормальная норма прибыли; d — норма амортизации (в долях); К — величина капитальных активов; Q - объем выпуска продукции.

Если в расчетах использовать прямые средние издержки вместо предельных, то величина будет отклоняться от коэффициента Лернера тем сильнее, чем выше норма прибыли, амортизации и величина капитальных активов и чем ниже величина Q.

Индекс Лернера связан с показателем концентрации продавцов на рынке олигополии, если рынок описывается моделью Курно. Для i-ой фирмы, согласно модели, предельная выручка (MR) составит величину, определяемая по формуле (13).

В модели Курно предполагается, что устанавливающая объем продаж i-ая фирма исходит из того, что объем продаж другой фирмы неизменен (14).

Если умножить второе слагаемое на Р/Р и Q/Q и принять предельную выручку как предельные издержки, то получится индекс Лернера:

• для фирмы (15).

Li = -Yi/Ed (15)

где Yi - рыночная доля фирмы; Ed - ценовая эластичность спроса;

• для отрасли (16).

Li = HHI/Ed

где: HHI- индекс концентрации Херфиндаля-Хиршмана.

Согласно модели Курно, при картельном соглашении индекс Лернера не зависит от доли продавцов, а при некорпоративном поведении фирм — линейно зависит (а=0).

Коэффициент Тобина (TI) основан на сравнении рыночной стоимости активов фирмы (рыночная цена ее акций) с восстановительной стоимостью активов, равной сумме расходов, необходимых для приобретения активов в текущий момент времени (20).

TI/CрВ (20)

где: Ср - рыночная стоимость активов фирмы;

Св - восстановительная стоимость активов фирмы.

Преимущество данного индекса заключается в том, что он является упрощенным в вычислениях, поскольку не применяет параметры норм прибыльности в издержках предельного типа. Индекс Тобина принимает значение выше единицы в той ситуации, если анализ активов компаний рынком фондов выше их стоимости восстановления. В данной ситуации компания приобрела либо ожидает приобрести положительный экономический доход. Как показывают некоторые исследования, фирмы с наличием повышенных значений индекса имеют монопольную ренту, то есть выпускают необыкновенные товары и применяют необыкновенное оборудование. Небольшое значение qi дает возможность сделать заключение о том, компания функционирует на регулируемом или конкурентном рынке.

Коэффициент монопольной власти Папандреу (коэффициент проникновения) (PI) демонстрирует в отношении процента изменение объема реализации этой компании в ходе изменения стоимостных цен своих конкурентов на подобную продукцию за один процент (21).



(21)

где:

Qdi - объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью;

Pj - цена конкурента;

λj - коэффициент ограниченности мощности конкурентов, который определяется как отношение потенциального увеличения выпуска продукции к росту объема спроса на товар, вызванного понижением цены.

Выражениеопределяет перекрестную эластичность спроса на товар фирмы, т.е. показывает возможность переключения спроса потребителей на товар фирм-конкурентов. Коэффициент λ характеризует возможность конкурентов воспользоваться увеличением спроса на их продукцию. Чем выше любой из этих сомножителей, тем ниже монопольная власть фирмы.

Таким образом, в присутствии монопольной власти воздействие на объем реализации компании изменений стоимости прочих конкурентных фир значительное низкое. В то же время индикатор перекрестной эластичности остаточного спроса не служит индикатором власти монопольной, поскольку его размер зависит от двух факторов, которые оказывают противоположное воздействие на монопольную власть : от числа компаний, функционирующих на рынке и от степени заменяемости конкретного товара. Чем выше количество компаний, функционирующих на рынке, тем заметно ниже взаимная зависимость и ниже индикатор перекрестной эластичности. На рынке абсолютной конкуренции и на монопольном рынке перекрестная эластичность спроса стремится к нулю.

2. Фирма в теории экономики рынка

2.1 Концепции фирм и их цели

Фирма выступает экономическим и специфическим рыночным агентом, который определяет последствия и особенности отраслевой деятельности. Фирма в качестве одного из главных институтов системы экономики подразумевает собой обособленный субъект деятельности экономического характера, реализующий собственные функции в экономической внешней среде, к которой принадлежат: поставщики, потребители, конкуренты, государство, условия природы и в целом общество. Отличие фирмы от прочих субъектов хозяйствования заключается в том, что она:

• представляет собой организационно оформленную единицу;

• выступает отдельным юридически самостоятельным экономическим агентом;

• осуществляет особую функцию в экономике: приобретает ресурсы в целях производства и выпуска услуг и товаров. Фирма выступает средством распределения ресурсов в экономике между альтернативными способностями их применения;


• получает доход как основную задачу или в качестве одного из важных поведенческих критериев.

Существуют три концептуальных подхода к определению фирмы, каждый из которых принимает в учет разнообразные аспекты ее работы: контрактная, технологическая, стратегическая.

Технологическая концепция фирмы.

Роль фирм в экономике заключается в производстве и выпуске услуг и товаров и технологический подход выступает одним из срединных в рыночной теории.

Согласно данному подходу, фирма изучается в качестве структуры, которая оптимизирует расходы при данном выпуске, что объясняется особенностями технологии производства. Минимальные затраты на единицу товарной продукции обеспечиваются в процессе выпуска, именуемом минимально действенным выпуском для конкретной отрасли.

Зависимость издержек от выпуска устанавливает технологические барьеры фирмы, вертикальную и горизонтальную границу ее повышения.

Горизонтальная граница это объем производства и выпуска одной разновидности товарного продукта (границы роста фирмы, выпускающей один вид товарной продукции) или многообразие товаров в рамках одной компании (пределы производственной диверсификации).

В связи с этим фирмы классифицируются на одно- и многопродуктовые (по общему числу товаров, которые выпускаются в рамках одной компании), с одной стороны, и на одно - и многозаводские (по числу организаций с наличием относительно замкнутого производственного цикла - заводов), с другой.

Горизонтальная величина фирмы устанавливается позитивным масштабным эффектом, то есть субаддитивностью расходов, когда они меньше при обоюдном выпуске некоторого числа товаров, нежели при самостоятельном производстве в рамках разнообразных компаний (2.1).

∑TC (gi ) >TC (∑gi ) (2.1),

где ∑TC(gi) - общие издержки при суммировании выпуска нескольких товаров в рамках самостоятельныз производств;

TC(∑gi) - совокупные издержки совместного выпуска тех же товаров.

Существует две самостоятельные трактовки gi:

- если рассматривается изготовление и выпуск одного товара, то подразумевается простой позитивный эффект масштаба — сокращение средних затрат выпуска товара при повышении его общего количества;

- если происходит рассмотрение производства и выпуска нескольких товаров, то говорится о позитивном эффекте разнообразия – снижении средних издержек изготовления и выпуска одной разновидности товаров при повышении общего числа товарных марок, которые выпускаются в рамках одной фирмы.


Субаддитивность издержек в рамках технологического подхода к фирме дает возможность предоставить ответ на подобный вопрос, почему в целом экономика и отрасль не способны представлять собой единственную фирму. Рост затрат на единицу производства и выпуска в процессе повышения производственных масштабов формирует пределы технологии фирмы.

Устранение же тенденции повышения средних затрат в рамках одинаковой фирмы вероятно посредством выделения внутри нее некоторого числа относительно самостоятельных подразделений, действовавшие в качестве квазифирм, то есть посредством изменения внутреннего устройства фирмы.

Субаддитивность издержек также устанавливает вертикальные величины фирмы: выбор фирмы между приобретением на рынке или выпуском внутри компании продуктов и товаров последовательных этапов переработки. Товары производятся внутри компании (фирм будет интегрированной вертикальным способом), если затраты их комплексного производства и выпуск заметно меньше, нежели при их приобретении (2.2).

TC (g1,0 )+TC (0, g2 ) >TC (g1, g2 ) (2.2),

где g1и g2 - продукты последовательных стадий переработки.

Соответственно, уменьшение субаддитивности издержек способствует приостановлению вертикальной экспансии фирмы и ограничивает ее вертикальный рост.

Таким образом, технологический подход к оценку фирмы дает возможность обнаружить производственные недопущения распространения компании вглубь и вширь, утвердить натуральные пределы ее величин, установить технические условия результативности ее действия.

Контрактная концепция фирмы.

Фирма предполагает собой комплекс взаимоотношений между сотрудниками, владельцами и менеджментом. Данные взаимоотношения находят выражение формально заключенными соглашениями – контрактами.

Но даже если взаимоотношения не регламентируются соглашением, присутствуют поведенческие правила между сотрудниками компании, управляющими и работниками, потребителями и поставщиками продукции и товаров. Они могут быть рассмотрены в виде неформальных соглашений, поскольку довольно устойчивы в течении продолжительных временных периодов, а их несоблюдение способствует санкциям неформального или формального характера других участников.

Фирма, представляя собой комплекс внешних и внутренних контрактов способно столкнуться с двумя разновидностями расходов на обеспечение их реализации. Это трансакционные издержки и контрольные издержки.

Трансакционные издержки - это явные и неявные расходы, направленные на обеспечение реализации внешних соглашений, в противоположность расходам, которые связаны с внутренними соглашениями – контрольными издержками. К трансакционными издержками принадлежат расходы на реализацию деловых действия, включая нахождение делового партнера, проведение процесса переговоров, заключение и подписание соглашения, обеспечение осуществления соглашения.


Издержки контроля включают затраты на мониторинг реализации внутренних соглашений, а также утраты вследствие их не реализации.

Рынок и фирма с данной позиции предполагает собой альтернативные методы заключения и подписания соглашений. Рынок интерпретируется в качестве сети внешних соглашений, а фирма – в качестве сети внутренних соглашений. Фирма способна приобрести услугу и продукт на рынке путем заключения контракта в прочим внешним контрагентом.

Но она способна выпустить товар и самостоятельно, применяя внутренние соглашения с сотрудниками. Выбор между внутренними и внешними соглашениями зависит от соотношения затрат их применения. Чем выше трансакционные затраты в сопоставлении с затратами контроля, тем выше возможность того, что товар станет выпускаться компанией, а не рынком.

Трансакционные издержки являются особенно повышенными в сопоставлении с затратами контроля в аналогичных обстоятельствах, когда имеются стимулы и возможности для оппортунистического поведения:

• производство неповторимого и уникального товара;

• динамический рынок с наличием неизвестного спроса и непредсказуемого ценового движения;

• асимметрия информации на рынке.

Рост трансакционных издержек по причине неэффективности внешних соглашений заметно ограничивает область рыночной деятельности. Это в свою очередь обусловливает присутствие относительно больших фирм, перед которыми вопрос внешнего контракта и способности оппортунистического поведения с большинстве ситуации ликвидируется посредством развития

Таким образом фирма в качесте обособленного субъекта экономической деятельности присутствует между двумя разновидностями издержек.

- трансакционными издержками, определяющие нижнюю границу фирмы и ее минимальную величину, и затратаи контроля, задающие верхнюю границу и ее максимальную величину (рисунок 1).

Рисунок 1. Границы фирмы в рамках контрактного подхода

Контрактный подход к фирме дает возможность обозначить две принципиальные организационные формы фирмы: U-форму и М-форму. U-форма характеризуется малыми затратами контроля и значительными издержками трансакционного вида. Это упрощенная фирма линейного типа, для которой свойствен последовательный процесс подчинения этапов производства и выпуска одному центру регулирования (рисунок 2).

Рисунок 2. Организация однопродуктовой фирм