Файл: Особенности барьеров входа и выхода на отраслевых рынках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Функции контроля находятся «по линейке», что предоставляет заметную экономию издержек контроля: одно подразделение осуществляет контроль лишь одним звеном или подразделением. Однако так как с покупателем имеет дело лишь самое последнее звено или подразделение (сбытовой отдел), а оставшиеся не затрагивают рынок, аналогичный тип применяется в однородном малом производстве. При росте объема или номенклатуры выпуска продукции не присутствие взаимосвязи с рынком усложняет производственную реакцию на изменение нужд, что делает эту форму наименее конкурентоспособной и гибкой в перспективе на долгосрочный период.

Аналогичная форма характерна для средних и малых предприятий, имеющие повышенные затрат на осуществление внешних соглашений. U-форма вызывает появлением малых расходов контроля благодаря высоким издержкам трансакционного типа. М-форма предполагает собой параллельное подчинение всех этапов производства и выпуска каждого продукта единственному продуктовому центру (рисунок 3).

Рисунок 3. Организация многопродуктовой фирмы

В данном случае существует центральное руководство, что позволяет в оперативном виде давать реакцию на изменение спроса на всякий производимый товарный продукт. Это способствует производственной гибкости и устойчивости, а также приводит к организации в крупных масштабах многопродуктового процесса.

Трансакционные издержки уменьшаются, поскольку большинство промежуточных продуктов выпускаются внутри одной фирмы. Однако затруднением управленческой системы приводит к повышению затрат контроля.

2.2 Стратегическая концепция фирмы

В рассматриваемых концепциях фирма выступила в качестве объекта функционирования внешней среды, как пассивная экономическая структура.

За фирмой одобрялась вероятность давать реакцию на среду окружения (контрактные взаимоотношения или технологию, которые господствуют в отрасли), однако она самостоятельно формирует их. Позиция на фирму как на активный рыночный субъект образует базу стратегического подхода к фирме.

Цель фирмы осуществляется в ее стратегии. Стратегия рассматривается в качестве целенаправленного и осознанного фирменного поведения в долгосрочном и краткосрочном периодах. Формируя стратегию, фирма принимает в учет поведение прочих агентов экономики, в самую первую очередь, собственных конкурентных фирм, а также спрос и правительственные действия. Фирма активным образом влияет на уровень спроса, формируя при этом предпочтения самих потребителей. Фирма влияет на правительство, достигая преднамеренного регулирования обложения налогами, таможенных квот и пошлин, выделения государственных субсидий, принятия законов антимонопольного регулирования и исключений из них. Фирма становится активным участником образования микроэкономической и отраслевой, а также макроэкономический государственной политики.


В данной ситуации поведенческие параметры фирмы – качество, цена и количество выпускаемого товара, приобретение ресурсов, выпуск ценных бумаг, наем сотрудников, финансовые взаимоотношения с заказчиками и поставщиками – выступают в качестве факторов стратегического поведения фирмы, посредством которых она осуществляет собственные цели.

В рамках микроэкономической теории задачей фирмы выступает максимизация экономического дохода – разниц между общей выручкой и общими затратами, включая альтернативную значимость собственных ресурсов компании. Однако в реальности компании ставят перед собой разнообразные цели в зависимости от заинтересованностей агентов экономики, которые контролируют функционирование фирмы (менеджеров, собственников, работников и т. д).

Цели индивидуального собственника. Для экономического агента, имеющего право владения на фирму и при этом, в силу несущественности размеро самой фирмы, функционирующего на ней, - целью выступает максимизация полезности при выборе между прибылью (денежным доходом) и временем досуга.

Прибыль и время досуга выступает совершенно нормальными благами для самого индивида. Кривые безразличия для данных двух разновидностей благ имеют негативный наклон (что целиком соответствует убывающей предельной полезности благ) и вогнуты к координатному началу (что соответствует убывающей предельной норме замены одного блага другим) (рисунок 4,5).

Простая функция полезности имеет вид (3).

U = f ( Ï ñ, Ls ) (3)

где: Пс - прибыль (денежный доход) собственника фирмы;

Ls - время досуга.

Условия первого и второго порядков при максимизации полезности представлены на рисунке 4.

Рисунок 4. Выбор собственника фирмы, максимизирующего полезность

Ограничение в этой ситуации предполагает собой некую зависимость дохода от рабочего времени отдыха, поскольку отдых и работа взаимно исключают друг друга. При повышении рабочего времени (и определенно сокращении периода отдыха) доход на первоначальной стадии подвергается росту. Но начиная с конкретного периода, уменьшение предельной ресурсной производительности – предпринимательских и трудовых усилий владельца – приводит к уменьшению дохода. Функция прибыли (бюджетного ограничения) имеет перевернутую U – образную форму, как показано на рисунке 4.

Точка Е показывает сочетание досуга и общей суммы дохода, которые обеспечивают максимальный уровень полезности владельца при этом ограничений. Совпадение интересов максимизации прибыли и максимизации полезности вероятно лишь при условии, что денежная прибыль предполагает собой единственную значимость для самой личности, предельный норматив замещения досуга прибылью равна нулю. Тогда кривые безразличия обладают видом горизонтальных линий, а точка соприкосновения линии бюджетного ограничения с кривой безразличия совпадает с точкой максимума функции прибыли (рисунок 5).


Рисунок 5. Выбор собственника, для которого досуг служит нейтральным благом

Цели менеджмента (управляющих). Менеджеры, так же как и сами акционеры, предполагают собой агентов экономики, совокупной стратегией которых выступает удержание своего состояния в рамках этой фирмы. При этом могут применяться совершенно разнообразные способы, каждый их которых и предполагает особую цель управленцев.

Это во-первых, максимизация общей выручки фирмы. Одним из методом укрепления собственного положения управляющего является расширение масштабов деятельности фирмы, т. к. именно на основе информации об увеличении или сокращении выпуска, собственники фирмы делают вывод о качестве его работы. Основным показателем масштаба деятельности фирмы служит ее общая выручка.

Предельная выручка фирмы (MR), максимизирующей прибыль, равна предельным издержкам (MR = МС > 0). Предельная выручка фирмы, максимизирующей общую выручку, равна нулю (MR = 0). Так как функция предельной выручки является убывающей (dMR/dq < 0), и в первом случае предельная выручка больше, чем во втором, то q1 < q2, где q1 - выпуск при максимизации прибыли, q2 - выпуск при максимизации совокупной выручки. Объем производства при максимизации совокупной выручки всегда будет больше, чем при максимизации прибыли. Можно отметить, что положение фирмы, максимизирующей выручку, достаточно устойчиво. Менеджеры фирмы не заинтересованы в сокращении выпуска, даже если это привело бы к росту прибыли. Снижение продаж ведет к ряду отрицательных для управляющего и для фирмы в целом последствий:

• эффекту снежного кома: сокращение (даже временное) объема продаж ведет к снижению популярности фирмы у потребителей;

• снижению привлекательности фирмы в глазах потенциальных инвесторов (акционеров) и кредиторов. Сокращение выпуска приводит к снижению доверия к фирме как благонадежному заемщику, что уменьшает возможности привлечения заемных финансовых ресурсов и может привести к падению курсовой стоимости акций;

• потере дистрибьюторов и как следствие - сокращение каналов сбыта;

• снижению рыночной власти из-за сокращения рыночной доли.

В итоге фирма становится уязвимой по отношению к возможным колебаниям в экономике. Переход от максимизации продаж к другой цели, требующей сокращения выпуска, ставят под угрозу положение фирмы на рынке в целом.

Другая модель поведения менеджеров предполагает, что их полезность зависит от прибыли и суммы административных расходов.


Величина прибыли оказывает влияние на положение менеджеров косвенным образом, через выплаты премий и бонусов или через санкции собственников и сокращение дополнительных денежных поступлений.

Прямое влияние на полезность менеджера оказывают административные расходы. Для менеджеров прибыль и административные расходы служат в одинаковой степени нормальными благами. В этой ситуации, кривые безразличия будут иметь «нормальный» вид, если U = f (π , Exp) - функция полезности при π - величине прибыли и Ехр - величине административных расходов.

В качестве бюджетного ограничения можно рассматривать зависимость прибыли от величины административных расходов, которая имеет перевернутую U-образную форму.

Первоначально рост административных расходов стимулирует менеджеров работать лучше - прибыль увеличивается. Затем дополнительные административные расходы ведут к понижению прибыли из-за более быстрого роста затрат фирмы по сравнению с выручкой.

Оптимальная величина административных расходов при максимизации прибыли достигается в точке E1, а при максимизации полезности - в точке касания линии бюджетного ограничения и кривой безразличия Е2 на нисходящей ветви параболы. При максимизации прибыли условие первого порядка составляет: , а для максимизации полезности . Следовательно, Ехр1 < Ехр2, где Ехр1 – величина административных расходов при максимизации прибыли, Ехр2 –величина административных расходов при максимизации полезности от собственного положения (рис. 2.6).

Рисунок 6. Выбор менеджера между прибылью и административными расходами

Совпадение интересов максимизации полезности и максимизации прибыли возможно при условии, что административные расходы являются нейтральным благом для менеджеров. А это возможно, когда управляющие являются одновременно и собственниками фирмы.

Целью менеджеров может стать максимизация темпов роста фирмы. Если предположить, что рост фирмы финансируется за счет нераспределенной прибыли, то максимизация темпов роста фирмы означает максимизацию нераспределенной прибыли (2.4).

maxπ (re) =TR−TC −π (div) (2.4),

где: π(re) - нераспределенная прибыль фирмы;

TR - совокупная выручка от продажи товара;

ТС - совокупные издержки производства и сбыта данного товара;

π (div) - распределенная часть прибыли (выплачиваемая в виде дивидендов).


В качестве первого условия максимизации нераспределенной прибыли получается (2.5) и (2.6).

Оптимальный объем выпуска фирмы зависит как от предельных издержек фирмы, так и ее дивидендной политики. Если величина дивидендов изменяется пропорционально объему выпуска, то предельная выручка, обеспечивающая максимизацию прибыли, окажется ниже предельной выручки при максимизации темпов роста. Таким образом, если фирма максимизирует темпы роста, то она будет сокращать выпуск (и увеличивать цену) по сравнению с условиями максимизации прибыли, так как здесь максимизируется меньшая величина (не вся прибыль, а только ее нераспределенная часть).

Если же дивидендная политика фирмы не зависит от объема выпуска , то решение менеджеров об объеме продаж и ценах совпадет с их решением как и в случае, когда они максимизируют прибыль. Различия в поведении фирм, управляемых собственниками и менеджерами, проявляются и в отношении к риску. Менеджеры, распоряжаясь чужим капиталом, в большей степени склонны к риску, чем собственники.

Таким образом, мы пришли к выводу, что фирмка в рамках стратегической концепции рассматрвается в киде активного субъекта экономики, реализующей собственную рыночную стратегию. Стратегия фирмы подразумевает собой осознанное поведение фирмы в целяз достижения намеченных долгосрочных и краткосрочных задач, в условиях присутствия конкуренции прочих фирм, функционирующих на рынке. Конкуренция со стороны прочих фирм делает обязательным в процессе формирования стратегии приниматьяв учет их поведение и стремиться к получению конкретных преимуществ перед ними.

Заключение

Экономическое развитие в современном мире ставит перед экономистами все новые и новые задачи. В настоящее время им уже мало знать курсы общей экономической теории в виде микро- и макроэкономики, теперь необходима отличная теоретическая основа и специальных сферах. Одной из подобных сфер фундаментальной экономической теории выступает экономическая теория рынков - наука о методах формирования, разновидностях и экономических последствиях деятельности структур рынка, содержащая особенности поведения предприятий на уровне самостоятельных регионов и отраслей.

Данная теория показывает поведение субъекта хозяйствования в зависимости от настоящих и вероятных операций прочих экономических агентов, включая государство.