Файл: Особенности барьеров входа и выхода на отраслевых рынках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Барьеры входа на рынок и выхода с рынка выступают наиболее значимыи характеристиками рыночной структуры. Барьеры входа на рынок – аналогичные факторы субъективного и объективного направления, по причине которых сложно новым компаниям, а иногда невозможно начать собственное дело в желаемой отрасли. Благодаря аналогичного вида барьерам, фирмы, которые уже функционируют на рынке, могут не бояться конкуренции. К аналогичным результатам приводит и присутствие барьера выхода из отрасли. Если выход из отрасли в ситуации неудачи на рынке является сопряженным с существенными затратами (к примеру, выпуск товаров требует узкоспециализированного оборудования, которое сложно осуществить в ситуации банкротства компании) - следовательно, повышен риск работы в отрасли, - возможность входа на рынок нового продавца относительно невысока[1].

Именно присутствие барьеров для входа в комплексе с высоким уровнем сосредоточенности производителей в конкретной отрасли позволяет фирмам поднимать цены выше предельных затрат и получать позитивный экономический доход не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периодах, что и обусловливает власть рынка данных фирм[2]. Там же, где барьеры для входа не присутствуют или достаточно слабы, фирмы даже при наличии высокой концентрации на рынке вынуждены принять в учет конкуренцию со стороны вероятных или реальных соперников[3].

Барьеры порождаются объективными характеристиками рынка отрасли, связанными с производственной технологией, характером пожеланий и предпочтений самих потребителей, динамикой спроса, зарубежной конкуренцией и т. д. Аналогичные барьеры принадлежат к нестратегическим факторам структуры рынка. Другая разновидность барьеров - барьеры, которые вызваны стратегическим поведением фирм, функционирующих на рынке (стратегическое образование цен, которое ограничивает вход вероятных конкурентов в отрасль, стратегическая концепция в сфере затрат на исследования и инновации, патентов, вертикальная дифференциация и интеграция интеграция и и т. д.)[4].

Цель работы – состоит в изучении особенностей барьеров входа и выхода на отраслевых рынках.

Задачи курсовой работы:

- изучить структуру рынка и силы рыночных структур;

- рассмотреть количественные показатели структуры товарного рынка;

- выделить показатели рыночной власти фирм;


- анализировать концепции фирм и их цели

- выделить основные стратегические концепции фирмы.

Методы исследования. В курсовой работе использовались следующие методы: сравнение, описание, анализ.

Структура курсовой работы такова:

1. В первой главе рассматривается сущность теории организации отраслевых рынков, а именно понятие, подходы и классификация отраслевых рынков.

2. Во второй главе рассматривается барьеры входа и выхода на отраслевых рынках.

В заключении делается вывод по всей курсовой работе: нужны ли барьеры входа и выхода на отраслевых рынках.

1. Структура отраслевого рынка и рыночная власть

1.1 Структура рынка и силы рыночных структур

Рынок — основное понятие отраслевой экономики. Именно на рынке осуществляют компании, и параметры их баланса на рынке и возможности его преобразования представляют преобладающую заинтересованность для инвесторов и владельцев.

Существует множество критериев и определений рыночной оценки. Наиболее единое понятие предоставил Ж. Тироль, который предложил считать рынком «…однородный товар, или группу различных продуктов, которые представляют собой хорошие дополнители (заменители) по крайней тепени, для одного из продукции данной группы и осуществляющие ограниченное взаимодейстие с прочей экономикой»[5].

Рыночная идентификация зависит от узости и широты его границ. Выделяют определенные типы рыночных границ: продуктовые, представляющие потенциал товарной продукции заменять друг друга в использовании, локальные и временные. Обязательная узость и широта границ в определенной ситуации зависит, во-первых, от специфики товара, во-вторых, от задач анализа[6].

Одним из главных экономических вопросов выступает соотношение отрасли и рынка. Отраслью выступает комплекс организаций, которые выпускают товары, являющиеся производственными субститутами (производимые с применением одинаковых технологий и ресурсов однородного состава)[7]. Различия между отраслью и рынком на том, что рынок интегрирован удовлетворяемой необходимостью, а отрасль - характером применяемых технологий. Рынки интегрируют товары, которые являются субститутами с позиции потребителей. Приближенности замещения определяется позитивным коэффициентом уровня эластичности спроса.


Понятие отрасли является значительно шире рыночного понятия. Допустим, химическая промышленность в качестве отрасли способно обслуживать некоторые рынки, на которых существует спрос на разнообразную продукцию. В свою очередь, подотрасль и рынок, объединяемые в контексте определенной отрасли изготовлением близкой продукции, в некоторых ситуациях могут быть рассмотрены в виде понятий, связанных между собой. Аналогичное упрощение является наиболее допустимым, нежели специализированы организации подотрасли[8].

Мировая практика применяет нижеуказанные критерии рыночного выделения:

  1. Ценовая эластичность спроса (индикатор преобразования выручки в процессе изменения стоимости). Пусть, допустим, стоимость товара А увеличивается, была изменена и выручка изготовителей данной продукции. Если происходит рост выручки (либо дополнительный доход потребителей позитивная)
  2. Рынок ограничен лишь товаром А. Если произошло сокращение выручки (дополнительный доход изготовителей отрицательна), то присутствует близкий заменитель, товар В. Поэтому неправильно говорить о рынке товара А, необходимо осуществлять поиск товара и проверять рынок товара А+В согласно предлагаемой методике[9]. Таким образом, динамика прибыли и выручи компаний – производителей в ходе продолжительного повышения цены указываает на рыночные границы. При достаточно агрегированном рыночном определении спрос на аналогичном рынке бывает довольно неэластичным. В данной ситуации повышение цены продавцов приводит к повышению их выручки [10].

Рынок предполагает собой систему с собственной внутренней структурой, взаимосвязями и иерархией самостоятельных элементов[11]. Рыночное пространство осуществляет сложение из самостоятельных, хотя их между собой связанных рынков (рисунок 1).

Рисунок 1. Подсистемы рынка

Однако рыночные элементы (самостоятельные рынки) не являются одинаковыми по собственному смыслу. Рынок берет начало с вероятности получения ресурсов труда (рабочей силы) и производственных средств (средств инвестиции)[12]. Без данных элементов сил производительности, без их объединения посредством капитала не способно функционировать производство. Это происходит в рамках соответствующей технологии (производственного варианта), выступающая в виде товара на конкретном рынке – технологическом рынке[13].


Экономический смысл приобретает рынок потребления, то есть продовольственный рынок, рынок одежды, обуви, легковых автомобильных машин и прочих потребительских предметов. От его положения зависит степень обепеченности всего населения, потребительский уровень, стабильность обращения денежных средств[14].

Рынок ссудных капиталов (финансовый рынок) обеспечивает подвижность самих капиталов, их вложение в самые доходные, а, следовательно, перспективные, самые значимые производственные отрасли. Это один их наиболее комплексных рынков, зачастую он подразделяется на рынок капиталов и рынок денежных средств[15].

Существует рынки духовных благ и услуг, которые превращают в объект приобретения-реализации технологии и идеи духовного развития, которые стимулируют их возникновение, применение и распространение.

Взаимодействие всякого рыночного элемента приводит к резульативному функционированию целого хозяйства рыночного типа. Рынок осуществляет некоторые функций: посредническую, информационную, регулирующую, ценообразующую, санирующую и распределительную[16].

Рыночная структура – это основные типичные особенности, которые определяют характер и соотношения взаимосвязи между рыночными субъектами. К числу аналогичных характерных черт принадлежат:размеры и число компаний, степень отличия и сходства товаров различных компаний, легкость выхода и входа с определенного рынка, доступность информации о рынке.

Различаются четыре разновидности структур рынка: олигополия, монополия, монополистическая конкуренция, чистая конкуренция.

В Законе РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»[17] рыночная структур определяется — комплексом качественных и количественных индикаторов, к которым принадлежат: количество субъектов хозяйствования и удельной доли, занимаемой ими на конкретно рынке товаров; индикаторы рыночного сосредоточения; условия входа на рынок; рыночная доступность для международной и межрегиональной торговли»[18]. В основу классификации рынков положен разнообразные критерии. Самый широко распространенный среди них критерий – количество рыночные участников (таблица 1).

Таблица 1. Классификация рынков по Штакельбергу

Э. Чемберлин предложил применять для разделения рынков два критерия - взаимозаменяемость товаров, которые предлагаются различными организациями, и взаимозависимость данных организаций[19]. Самый первый критерий представляется коэффициентом перекрестной ценовой эластичности спроса на товары, и осуществляет характеристику воздействия ценового изменения j-гo организации на выпуск i-гo, второй – воздействие выпуска j-гo организации на цену i-гo. Чем выше коэффициент перекрестной стоимстной эластичности уровня спроса, тем выше однородный характер производимых организациями товаров (их взаимозаменяемость). Второй критерий может характеризоваться коэффициентом количественной и объекмной эластичности перекрестного вида. Чем выше данный коэффициент, тем более жесткая взаимозависимость организаций[20].


Дж. Блейн добавил следующий третий критерий - условие входа на рынок (Е), определяющееся относительным превыщением реальной товарной цены (P) и его конкурентной стоимости, равной средним совокупным раходам продолжительного периода (Рс) (1).

Чем выше Е, тем наиболее привлекателен рынок, и возможнее вход на него. В ситуации монополии, как правило Е>0, но рыночный вход является заблокированным[21].

Совершенная конкуренция — состязание субъектов экономики на рынке товаров, при котором ни один из них не обладает достаточной рыночной долей, чтобы воздействовать на стоимость продукта. Поскольку модель абсолютной конкуренции выступает теоретической абстракцией, то все действительно присутствующие рынки в определенной мере не совершенны.

Несовершенная конкуренция – это когда два или более продавцов, имея ограниченный характер контроля над стоимостью, осуществляют конкуренцию между собой за реализацию. Выделяют некоторые разновидности рынков с неабсолютной конкуренцией (по мере снижения конкурентности): конкуренция монополистического типа, монополия, олигополия (таблица 3)[22].

Основное отличие структур рынка с позиции науки экономики заключается в том, сколько продавцов на рынке и какими именно способностями они обладают с позиции формирования цен на рынке.

В настоящей жизни не присутствует совершенной (чистой) или лишь «чистой» монополии в процессе неабсолютной конкуренции. «Чистая» совершенная монополия и абсолютная конкуренция – это две рыночные полярные ситуации. Модель абсолютной конкуренции отличается нижеследующими пятью признаками[23]:

  1. присутствие множества покупателей и продавцов;
  2. товар является однородным и не один из продавцов не способно выделиться особенными признаками собственной продукции;
  3. невозможность воздействия на стоимость рынка, поскольку ни один из покупателей или продавцов не имеет значительной рыночной доли;

4. свободный вход и выход с рынка;

5. информационная доступность о товарах и ценах.

Чистая и совершенная конкуренция в экономике рыночного типа, не способно решать подобные проблемы как[24]:

1. рационального распределения прибыли;

2. развития значимых экономических направлений (подготовки кадров, обороны, положения среды окружения и др.).

Монополия – разновидность рынка отрасли, на котором присутствует единственный товарный продавец, не имеющего приближенных заменителей. Монополист реализует контроль над объемами и стоимостью выпуска, что дает возможность получать ему доход от монополии. При монополии существуют высокие запретительные преграды вхождения в конкретную отрасль.