Файл: Современные технологии стресс-менеджмента в профессиональной деятельности.pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Стресс-менеджмент как часть управления в профессиональной деятельности
1.2 Стратегия стресс-менеджмента в организации
1.3 Гендерные особенности принятия решений в организации
Глава II. Экспериментальное исследование стресса в профессиональной деятельности
2.1 Методы диагностики стресса в профессиональной деятельности
2.2 Рекомендации по преодолению стресса при принятии решений
2.3 Анализ и оценка результатов исследования на контрольном этапе эксперимента
Для этого выдохом расслабьтесь и при очередном вдохе чуть отклонитесь назад, поднимите подбородок и слегка откиньте голову. Обратите внимание на то, каким образом отстраненное положение тела начинает изменять перспективу видения обстановки.
На высоте вдоха представьте себе, что вы видите себя и все, что с вами происходит как бы со стороны, как будто смотрите фильм (здесь используется метод режиссирования в позиции «стороннего наблюдателя»). Почувствуйте себя наблюдателем, далеким и в то же время заинтересованным всем тем, что происходит. Спокойно и бесстрастно рассматривайте происходящее как внешнее явление. Установленная дистанция оказывает услугу: вы начинаете видеть, как и что вы делаете, не превращаясь в то, что вы видите.
Вы можете наблюдать свои эмоции, вроде гнева, но не действуете на основании этого гнева. Главное – не дать себя втянуть в ситуацию вновь. Делайте все, что необходимо для поддержания дистанции: вообразите перед собой стеклянный барьер, отодвиньтесь на большее расстояние, поднимитесь над ситуацией и смотрите на нее свысока. На расстоянии вы имеете больше «воздуха для дыхания». Вы можете расслабиться и с этой новой перспективы взвесить все заново. Большинство из нас находят наилучшие решения, оставляя свои эмоции в стороне.
Оцените ситуацию и примите решение об ответной реакции:
- как вам следует себя вести оптимальным образом,
- какой ресурс для этого нужен,
- где вы его можете взять прямо сейчас. Самый надежный источник ресурса – вы сами. Допустим, вы видите, что для оптимального поведения вам необходимо чувство уверенности.
Вспомните ситуацию, когда вы чувствуете себя уверенно: за рулем автомобиля, на теннисном корте или где-либо еще. Еще раз во всей полноте переживите это воспоминание уверенности в себе, ощутите в себе уверенность и силу.
С этим чувством войдите в стрессовую ситуацию и действуйте на основании вашей уверенности. Таким образом, вы можете призвать к себе на помощь любое нужно вам чувство: спокойствие, выдержку, уверенность и т.д. Все, что вам для этого нужно сделать – это взять его оттуда, где оно у вас было, и перенести его туда, где вы в нем нуждаетесь сейчас (метод защищенного и конструктивного отреагирования).
Следующая техника быстрой нейтрализации стресса основывается на различии между фактами и значениями.
Факты – это реально происходящие события. Значения – это результат их интерпретации. Стресс, если он, конечно, не связан с физической угрозой, - есть реакция не на факт, а на приписываемое ему значение. Измените значение, и вы измените свою реакцию на происходящее. Так, например, чтобы не сердиться по поводу шумного поведения своего ребенка, воспримите его резвость как признак хорошего здоровья и т.д. Обеспечьте себе доступ к различным значениям происходящего, и вы приобретете возможность выбора к реагированию на самые трудные ситуации.
Чрезвычайно важно не только защититься от самого стресса, но и освободить себя от возможных последствий. Наиболее опасным из них является остаточное физическое и психическое напряжение. Испытываемое в стрессе напряжение часто сохраняется и после того, как вызываемое его событие ушло. Затем это напряжение трансформируется в невротическое поведение и болезни.
Поэтому очень важно уметь своевременно расслабляться, снимая тем самым остаточное напряжение. Про стресс писать можно много и долго, но, как вы сами понимаете, все истинно познается только через практику.
2.3 Анализ и оценка результатов исследования на контрольном этапе эксперимента
Управление стрессом на уровне организации предполагает изменение организационного климата и антистрессовую поддержку сотрудников в рамках специальных программ. Огромное значение на этом уровне имеет понимание отрицательных последствий влияния стресса, т.к. только с помощью него руководство организации и специалисты по работе с персоналом могут организовать мониторинг стресса и разработать меры по минимизации, смягчению и профилактике последствий стрессогенных факторов.
Формирование благоприятного организационного климата – одна из первостепенных задач эффективного стресс-менеджмента организации, ведь такой климат служит, пожалуй, самой лучшей профилактикой стресса вообще.
Если возникает стрессогенная ситуация, климат в организации способен либо усиливать ее воздействие, либо преобразовывать отрицательные реакции персонала в положительные. Интересно, что сложные ситуации могут благотворно сказаться на сплоченности коллектива и усилить его творческий потенциал.
Исходя из этого факта, руководство множества организаций сегодня принимает все меры для создания внутри своих коллективов атмосферы доверия и уважения друг к другу, причем это касается не только сотрудников одних уровней – конструктивные взаимоотношения выстраиваются и между руководителями и подчиненными.
Однако создать правильный благоприятный климат – задача не из легких, и огромную роль при ее решении играют «мелочи», кажущиеся на первый взгляд несущественными. Поэтому для достижения данной цели принято применять специальные методы:
организация системы обратной связи с помощью корпоративных средств связи (сайт, почта, пресса);
привлечение сотрудников к принятию важных для организации решений (реорганизация структуры, доработка технологического процесса и т.д.);
применение командных и проектных форм организации труда.
Большие надежды сегодня возлагаются также на корпоративные мероприятия, направленные на сплочение организации и усиление корпоративного духа, но этот подход уже не является чем-то инновационным – скорее его можно назвать стандартным. Поэтому специалисты предупреждают, что при его использовании можно столкнуться с разного рода трудностями и неприятностями.
Да, можно устраивать массу интересных и веселых праздников для сотрудников, но при этом не иметь налаженной системы обратной связи, позволяющей руководству иметь представление о потребностях персонала и персоналу осознавать реальные бизнес-задачи, которые ставит организация. Такая политика приведет лишь к тому, что сотрудники превратятся в потребителей развлечений и зарплаты, не берущих на себя никакой ответственности за то, что происходит в компании.
Пример, конечно, частный, но он прекрасно подчеркивает невозможность создания благоприятного климата при использовании стандартных схематичных подходов. Тем более здесь не берутся во внимание два важных принципа:
Принцип уважения к личности и предоставления ей прав и ответственности. Люди, занятые в компании, должны понимать ее главные цели и задачи, быть причастны к ее победам и достижениям, осознавать причины, по которым принимаются те или иные решения.
Принцип разработки мер по формированию благоприятного корпоративного климата. При этом должны изучаться настроения, интересы и потребности персонала. Понимание этих особенностей помогает подбирать оптимальные методы взаимодействия с сотрудниками посредством удовлетворения их основных потребностей.
Методики создания благоприятного климата описываются в специализированной литературе, посвященной исследованиями организационного климата. При правильном подходе благоприятный климат способен стать эффективной мерой по профилактике и смягчению стрессогенных факторов, а также способом релаксации и восстановления.
Также следует упомянуть еще об одном факторе стресс-менеджмента на организационном уровне. Им является предоставление персоналу большего объема ответственности за результаты своей деятельности. Но этот фактор будет действовать лишь в совокупности с четким распределением функционала и нагрузки, позволяющим предупредить как недостаточную загруженность, так и перегруженность работой.
Если сотрудники будут сами решать, что и как им делать во время работы, негативные последствия стресса уменьшатся в разы. Однако на практике осуществить это очень сложно, хотя некоторые способы все же есть. Например, плановые совещания по обсуждению задач с каждым конкретным подразделением.
Не менее важное значение имеет и перераспределение обязанностей. Конечно, оно возможно далеко не всегда, но менеджеры, занимающиеся управлением стрессом, об этом вопросе должны помнить всегда. А чтобы его решить, можно использовать самые разные рабочие ситуации, к примеру, увольнение одного из сотрудников.
При увольнении освобождается рабочее место, и это легко использовать как повод пересмотреть должностные инструкции и рабочие задания, чтобы сделать другие рабочие места более интересными для остального персонала, а также оптимизировать нагрузку. При этом применяются разные методы анализа работы, такие как экспертная оценка, хронометраж времени, фотография рабочего дня и т.д.
Еще одним отличным средством профилактики стресса на рабочем месте является внедрение гибкого рабочего графика. Минимизировать стрессовые нагрузки и повысить удовлетворенность трудом можно, если дать хотя бы части сотрудников возможность самостоятельно выстраивать свой график, исходя из производственной необходимости и функционала.
Кроме того, существенным организационным фактором, способным смягчить стресс на работе, служит социальная поддержка сотрудников, выполняемая непосредственными руководителями и сплоченными коллективами. Многие исследователи считают, что они играют роль буфера между людьми и стрессом.
Здесь важно заметить, что для оказания социальной поддержки осваивать антистрессовые программы в первую очередь должны менеджеры по управлению стрессом. Сегодня многие такие программы есть в зарубежных компаниях. Они включают в себя поведенческие и когнитивные методы борьбы со стрессами, а практика их применения показывает, что они снижают напряжение, улучшают сон и повышают сопротивляемость организма стрессам на работе.
Исследований на эту тему проводилось немало. К примеру, в Нидерландах проводился эксперимент, где принимали участие 130 человек. Он показал, что корпоративные программы по обучению персонала методам управления стрессами не только снижают нервозность, но и приводят к психологическому комфорту, повышают уверенность в себе и даже увеличивают производительность труда. Причем этот эффект сохранялся полгода, после чего нужно было просто применить антистрессовые методы вновь.
Для большей эффективности таких программ изначально можно обучать им более чувствительных сотрудников – в последствии они помогут своим менее восприимчивым к нововведениям коллегам научиться справляться со стрессами. А сопутствующее положительное влияние такого подхода выражается в существенной экономии средств на разработку и внедрение программ по управлению стрессами, а также в повышении статуса сотрудников, обучающих других людей.
Стоит сказать и еще об одном антистрессовом факторе – это фитнес-программы, предоставляемые сотрудникам организациями, – они позволяют укрепить физическое здоровье. Но это не единственное их назначение, ведь умеренные физические нагрузки, как известно, благоприятно влияют и на психику.
Однако данные программы отличаются важным нюансом – ответственность за посещение занятий, соблюдение режима и ведения здорового образа жизни лежит на самих сотрудниках. Если отследить посещаемость фитнес-программ людьми еще возможно, то принудить к их посещению возможным не представляется. Но если говорить более объективно, то внедрить в организацию методы управления стрессом и обучить им персонал в разы дешевле, чем организовать фитнес-программу.
Поэтому более эффективными все же считаются такие средства снижения влияния стресса как семинары, мастер-классы и тренинги, где сотрудники могут обучиться техникам расслабления и методам изменения поведения, овладеть навыками деловой коммуникации и полезным приемам поведения в конфликтных ситуациях.
Как видите способов управления стрессом на уровне организаций достаточно много, но эта информация все же более полезна управленцам и руководителям, нежели рядовым сотрудникам, которые просто каждый день ходят на работу и выполняют возложенные на них функции. На уровне личности пользы будет намного больше, если применять индивидуальные меры управления стрессами.
После разработки и апробации рекомендаций по преодолению стресса при принятии решений была проведена контрольная диагностика, которая показала следующие результаты.
Результаты методики «Локус контроля Дж.Роттер» на контрольном этапе эксперимента
№ п\п |
Ф.И.О. |
Возраст |
Пол |
Локус контроля |
1 |
Б.Д.С. |
22 |
м |
э |
2 |
Г.П.Е. |
25 |
ж |
э |
3 |
Г.М.Э. |
30 |
ж |
э |
4 |
Д.С.О. |
29 |
м |
и |
5 |
Д.М.Ю. |
27 |
м |
и |
6 |
Е.Д.Р. |
23 |
м |
и |
7 |
И.Д.С. |
29 |
ж |
э |
8 |
К.И.В. |
26 |
м |
и |
9 |
К.Е.А. |
21 |
ж |
э |
10 |
К.Я.Т. |
28 |
ж |
э |
11 |
К.Н.М. |
20 |
ж |
э |
12 |
Л.М.А. |
24 |
м |
и |
13 |
Л.Д.А. |
21 |
м |
э |
14 |
М.А.А. |
20 |
ж |
э |
15 |
М.С.Н |
25 |
м |
и |
16 |
С.В.Р. |
23 |
ж |
э |
17 |
С.М.Р. |
28 |
ж |
э |
18 |
Т.Р.Д. |
26 |
м |
и |
19 |
Х.А.А. |
30 |
м |
и |
20 |
Ч.Л.Ю. |
29 |
ж |
э |