Файл: Современные технологии стресс-менеджмента в профессиональной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главной целью Международной ассоциации управления стрессом сегодня является обучение стресс-менеджменту профессионалов и студентов в таких областях, как бизнес, консультирование, логопедия, медсестринское дело, менеджмент, образование, производственная медицина, психология, психотерапия, стоматология, терапия, физиотерапия. Сегодня Международная ассоциация управления стрессом имеет филиалы во многих странах: в Австралии, Бразилии, Великобритании, Гонконге, Индии, Нидерландах, России, США, Франции, Японии и др.

Привлечение внимания ученых и практиков к проблемам управления организационными и профессиональными стрессами связано с очевидными потребностями в новых технологиях

Понятие «стресс-менеджмент» в буквальном переводе с английского означает «управление стрессом». Дать однозначное определение этому термину не предоставляется возможным: стресс-менеджмент включает в себя и управление собой и своим поведением непосредственно в момент стресса, и преодоление негативных последствий стрессовых ситуаций.

Несмотря на отсутствие однозначного и общепринятого определения большинство практиков понимает под этим термином «управление собой в момент стресса» или «методы преодоления последствий стресса» [1].

В рамках данной статьи под стресс-менеджментом понимается процесс управления стрессом, который включает в себя три главных направления:

1. профилактику факторов, вызывающих стресс (стрессоров),

2. уменьшение напряжения от неизбежных стрессоров,

3. организацию системы преодоления их негативных последствий.

Миссия стресс-менеджмента заключается в том, чтобы помочь людям сохранять их эффективность и обеспечивать их безопасность при осуществлении ими деятельности в зонах низкой компетентности и некомпетентности.

В стресс-менеджменте профессиональной деятельности можно выделить два основных уровня: управление стрессами на уровне организации и управление стрессами на уровне отдельной личности.

Стресс-менеджмент связан с такими видами управления, как менеджмент внутрифирменных коммуникаций, риск-менеджмент, конфликт-менеджмент, поскольку они оказывают стрессовое влияние на весь коллектив компании или некоторых сотрудников. Но в большинстве случаев реакция (то есть всевозможные мероприятия по стресс-менеджменту) на упомянутое стрессовое влияние чаще всего носит спонтанный характер, и задачи решаются исключительно тактические, что противоречит концепции управления стрессом.


Управление стрессом включает следующие меры:

признание (в том числе, и на высшем управленческом уровне) того факта, что на сотрудников оказывается воздействие, которое может негативно сказаться на их физическом и психическом здоровье, а значит, и на делах предприятия;

создание разветвленной системы мер, направленных на ослабление и профилактику, как самого воздействия, так и его возможных последствий.

Существуют две разновидности программ борьбы со стрессом – клиническая и организационная.

Первая инициируется фирмой и направлена на решение индивидуальных проблем: вторая имеет дело с подразделениями или группами трудового коллектива и ориентирована на проблемы группы или всей организации. Некоторые фирмы, например, стараются обеспечить доведение до сведения работников конкретных простых методик, помогающих справиться со стрессом.

Второй вид программ основан на традиционном медицинском подходе к лечению. Элементы программы включают:

Диагноз. Человек, который испытывает проблему, обращается за помощью. Медицинский персонал компании стремится поставить диагноз.

Лечение. Консультирование или укрепляющая терапия. Если персонал компании не в состоянии помочь, то работника отправляют к специалистам.

Скрининг. Периодическое обследование сотрудников на весьма стрессовых работах позволяет выявить ранние признаки проблемы.

Профилактика. Работников, подверженных значительному риску, обучают и убеждают в том, что для борьбы со стрессом следует что-то предпринять [3].

В зарубежных странах раньше осознали проблему стресса в профессио-нальной деятельности. И зарубежными учеными были разработаны различные методы борьбы со стрессом.

Среди них можно выделить такие методы как:

стимулирование работников к занятию спортом (включение в социальный пакет работника оплаты занятий в спортивном зале, бассейне);

доведение до сведения работников конкретных простых методик, помогающих справиться со стрессом, включая релаксацию и медитацию;

создание комнат отдыха;

создание возможности получить психологическую помощь или консультацию; арт-терапия [2].

В настоящее время вопросы стресс-менеджмента и правильного преодоления стресса имеют важное значение и для российских компаний. Обобщая их опыт в этой области, выделим следующие основные мероприятия, проводимые с целью профилактики стресса:

1. Правильная мотивация персонала.

2. Поощрение инициативы каждого сотрудника.


3. Обеспечение сопричастность каждого сотрудника ко всем происходящим в организации процессам.

4. Обширные социальные программы, помогающие снижать стрессогенные факторы. Например, специальные курсы о том, как правильно вести себя с конфликтными клиентами или быстро разрешать сложные рабочие ситуации. Современное оборудование рабочих мест позволяют сотрудникам справляться с большими объемами работы даже в условиях высокого жизненного темпа.

5. Психология распорядительных документов.

6. Специальные программы, обучающие сотрудников несложным приемам тайм-менеджмента.

7. Ежеквартальные или ежемесячные психологические опросы.

Стоит отметить, что за рубежом многие люди привыкли пользоваться услугами психологов и психоаналитиков, так как они убеждены в том, что стресс, вызванный проблемами в семье, напряженными отношениями на работе, информационными перегрузками, не только плохо сказывается на здоровье, но и во многом снижает экономические показатели работы. В России проблемы стресса лишь недавно начали приниматься во внимание и поэтому сегодня здесь развито большое количество внешних компаний, предлагающих тренинги и семинары в области стресс-менеджмента.

Однако, несмотря на то, что тренинги по стресс-менеджменту предлагают большое количество консалтинговых центров, их методики значительно не отличаются друг от друга.

Есть три принципа решения проблемы стресса: уход от проблемы, решение проблемы и изменение отношения к проблеме. Тренинги по стресс-менеджменту основаны на том, что бороться с негативными эмоциями, возникшими в стрессовых ситуациях бесполезно, а научиться управлять ими можно. Тренеры используют ролевые игры, моделирование стрессовых ситуаций. Обучение стресс-менеджменту достаточно провести один раз. Главное, чтобы сотрудник сам захотел измениться. Кроме работы с эмоциями и мыслями иногда предлагают воспользоваться физическими упражнениями, гимнастикой, различными техниками релаксации, дыхательной гимнастикой.

Базовая программа стресс-менеджмента занимает от 10 до 12 часов, а затем требуются поддерживающие семинары раз в квартал. Стоимость внедрения этой программы в пересчете на каждого участвующего в ней сотрудника составляет от $60 до $100 в год (в зависимости от числа участников программы и варианта антистрессорной программы), при значительном социальном и экономическом эффекте.

Существенный недостаток тренингов в том, что большинство программ стресс-менеджмента нацелено на индивидуума, а не на организацию, и отделено от процесса диагностики проблем.


Другой подход позволяет сконструировать наиболее эффективную программу управления стрессом путем предоставления необходимой для решения проблемы информации. Такая стратегия была предложена для управления физическим вредом на уровне Европейского сообщества и отдельных стран – контрольный цикл, или систематический процесс, при котором вред идентифицируется, риск анализируется и управляется, а работники защищены.

При использовании модели контрольного цикла следует иметь ввиду, что:

определение вреда – это процесс;

компании необходимо определить адекватные индексы вреда, которые могут быть реально исследованы и проверены;

причинно-следственные связи между фактором и здоровьем должны быть достаточными;

существует методологически нерешенная проблема измерения рабочей среды.

Сам контрольный цикл состоит из 6 шагов:

1. Идентификация вредных факторов.

2. Оценка связанных рисков.

3. Применение соответствующей контрольной стратегии.

4. Мониторинг эффективности контрольной стратегии.

5. Переоценка риска.

6. Пересмотр информационных потребностей и потребностей в обучении персонала, подвергающегося негативному воздействию.

1.2 Стратегия стресс-менеджмента в организации

Корни тревожных расстройств некоторые ученые (К. Хорни) видят и во влиянии культурных условий. Культ конкурентности, рациональности и сдержанности породил запрет на эмоции. В результате психика работает по принципу «парового котла без клапана». Расплатой становится «разрастание физиологического компонента в виде болей и неприятных ощущений».

В производственной сфере это порождает такую картину: «работающий профессионал находится в двойственной позиции, как бы внутри своеобразных тисков; негативных переживаний на работе становится все больше, при этом требования к эмоциональной саморегуляции становятся все выше».

Уровень профессионального стресса постоянно растет. Признавая данный факт, Всемирная Организация Здравоохранения называет его «болезнью двадцать первого века», потому что этот вид стресса принял размеры «глобальной эпидемии». В связи с этим на современном этапе особенно остро встает проблема поиска новых, более эффективных способов адаптации к стрессовым ситуациям и путей преодоления вредного воздействия стресса на организм человека. Такое положение вещей обусловило потребность в разработке современных концепций стрессоустойчивости. Стрессоустойчивостъ - способность противодействовать воздействию стрессоров, либо активно преобразовывая ситуацию, в которой они проявляются, либо приспосабливаясь к ней.


Одной из популярных на сегодняшний день концепций является ресурсная концепция стресса. Для повышения стрессоустойчивости важным оказывается накопление ресурсов, даже если стресс еще не проявил себя. При этом специалисты говорят о так называемых внешних и внутренних ресурсах.

Социальная поддержка - важный внешний ресурс сохранения психологической устойчивости личности в стрессовых ситуациях. Многие специалисты отмечают, что стрессоустойчивость во многом зависит от наличия положительного социального окружения (семья, друзья, коллеги),поддержки, моральной помощи, соучастия, сочувствия других людей, солидарности группы.

Но социальная поддержка как внешний ресурс зависит от готовности самого человека обратиться за помощью. Способность обратиться за внешней поддержкой и принять ее - внутренний ресурс личности, которым не каждый способен в нужный момент воспользоваться. «Культ силы и успеха мешает принимать помощь, даже когда она необходима: сама потребность в помощи воспринимается как проявление непозволительной слабости. Нарисованная картина во многом отражает неписаный закон взаимоотношений в преступном мире, где любое проявление слабости может иметь роковые последствия: «Не верь, не бойся, не проси». Тем не менее, социальная поддержка - важнейший ресурс стрессоустойчивости. Некоторые специалисты (Д. Кассель, С Кобб) отмечают, что люди, равно как и животные, перенесшие стресс в компании себе подобных, сталкиваются с гораздо менее тяжелыми последствиями, чем те, которые оказались в изоляции. На этом основании и возникла концепция, согласно которой социальная поддержка может играть роль защитного фактора, ослабляющего воздействие стрессов на человека. Соответственно были описаны пять составляющих элементов социальной поддержки:

- эмоциональная поддержка: забота, любовь, симпатия, привязанность;

- поощрение: высокие оценки, комплименты; степень, в которой индивидуум чувствует себя вдохновленным поддержкой, готовым одержать победу;

- совет: информация, полезная для решения стоящих перед индивидом проблем; степень, в которой индивидуум чувствует себя информированным;

- общение: время, проведенное с тем, кто готов оказать поддержку; степень, в которой индивидуум не чувствует себя одиноким;

- доступная помощь: деньги или помощь по дому; степень, в которой индивидуум чувствует облегчение от бремени забот.

Область внутренних ресурсов весьма обширна, но здесь важно понимать, насколько эффективно мы используем эти ресурсы, насколько продуктивны те модели поведения, к которым мы привычно прибегаем в ситуации стресса, иными словами, какие мы используем копинг-стратегии.