Файл: Современные технологии стресс-менеджмента в профессиональной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ходе исследования менеджерам было предложено оценить по 100-балльной шкале уровни ценности и доступности 14 сфер жизни. Среди наиболее ценных указаны: физическое и психическое здоровье (94 балла), интересная работа (87), любовь как духовная и физическая близость с любимым человеком (87), уверенность в себе, свобода от внутренних противоречий (87). По уровню доступности выделяются: материально обеспеченная жизнь, отсутствие материальных затруднений (87), наличие друзей (77), любовь (76), интересная работа (75). Интересно, что среди ценных сторон жизни здоровье ставится менеджерами на 1 место, в то время как по уровню доступности оно занимает 6 место. Здоровье как жизненная ценность положительно коррелирует с такими ценностями, как интересная работа, счастливая семейная, материально обеспеченная, активная и деятельная жизнь, любовь, а также с доступностью переживаний прекрасного. Самая высокая связь (на уровне значимости p_0.001) ценности

ォЗдоровьеサ выявлена с ценностями ォИнтересная работаサ и ォЛюбовьサ.

Уровень доступности здоровья имеет положительную корреляционную связь с общественным признанием (уважением окружающих), свободой, любовью, переживанием прекрасного (красоты природы, искусства), активной жизнью, а также с такими ценностями, как свобода и познание. Кроме того, здоровье как ценность положительно коррелирует с такими факторами, как неритмичная работа (ォштурмовщинаサ), внезапное или систематическое отвлечение внимания, трудность выполняемой деятельности, недостаток необходимых знаний и умений. В данном случае здоровье носит не фундаментальный, а инструментальный характер – в той степени, что позволяет добиваться поставленных на работе задач.

Рассмотрение данных корреляционного анализа свидетельствует о наличие четырех базовых, с точки зрения менеджеров, ценностей, имеющих положительные связи между собой на высоком уровне значимости (p_0,001 и p_0,01): «Здоровье», «Интересная работа», «Любовь», «Счастливая семейная жизнь». Для менеджеров работа, здоровье, любовь и счастье в семейной жизни – взаимосвязанные ценности. Чем более уважительно менеджер относится к работе, тем больше внимания он обращает на здоровье и ценит семейную жизнь и любовь.

Ухудшение здоровья сказывается, по мнению менеджеров, на ценности и доступности ряда жизненных ценностей. Управленцы, оценивающие здоровье как плохое, полагают, что одновременно с ухудшением здоровья они теряют общественное признание (уважение окружающих), имеют меньше возможностей для проявлений творчества. Вместе с тем снижение самооценки здоровья заставляет менеджеров с большим трепетом относиться к такой ценности, как «красота природы, искусства, переживание прекрасного».


Анализ научной литературы, посвященной проблеме психологии стресса в профессиональной деятельности менеджеров, результатов анкетирования и тестирования управленцев российских и зарубежных компаний, позволили сформулировать психологический потрет стрессоустойчивого менеджера:

1) равновесие в эмоциональной сфере и оптимизм;

2) общительность и чувство юмора;

3) способность к разумному снижению неопределенности;

4) умение поощрять себя за достигнутые результаты, самоуважение;

5) высокая приспособляемость к изменяющимся условиям работы;

6) развитые волевые качества (целеустремленность, выносливость, выдержка, внутренний локус контроля);

7) наличие хобби, способствующего полноценному переключению от работы;

8) способность проявлять творческий подход к выполнению функциональных обязанностей, нестандартность (оригинальность) мышления, поступков и решений, ведущих к успеху;

9) развитые навыки самовосстановления и саморегуляции;

10) позитивный взгляд на мир;

11) высокий уровень удовлетворенности работой и возможность контролировать процесс и условия труда.

Анализ печатных и электронных источников показывает, что чаще всего в западных компаниях программы укрепления профессионального здоровья представляют собой комплекс мер организационного и индивидуального характера, направленных на профилактику стресса и выработку способов борьбы с их последствиями.

К организационным мерам относятся: создание благоприятного организационного климата, предоставление работникам возможности самим организовывать их работу, четкое определение должностных обязанностей работников; устранение причин, ведущих к перегруженности и незагруженности работой; социальная поддержка, программы управления стрессами (предусматривающие проведение в организациях специального консультирования), фитнес-программы (программы общего оздоровления).

К индивидуальным методам предотвращения стресса и борьбы с ним относятся:

программы физических упражнений, обучение технике релаксации, биологическая обратная связь, модификация поведения (прежде всего для людей типа А).

Следует признать, что разработка подобных программ для российских компаний пока является скорее исключением, нежели правилом.

К основным модулям программы психологического обеспечения отнести:

1) Стимулирование здорового образа жизни.

2) Уменьшение негативного влияния стресса на сотрудников.

3) Организация питания персонала.


4) Организация отдыха сотрудников.

5) Решение проблем, связанных с семьями сотрудников.

6) Включение в компенсационные пакеты блока «Здоровье».

7) Рациональная организация труда на рабочем месте.

8) Налаженный вокруг работы быт сотрудников.

9) Стимулирование сотрудников к нахождению и использованию собственных приемов эмоциональной разгрузки.

Для снижения стрессовых состояний каждому сотруднику следует подобрать подходящие именно ему приемы и способы. Среди наиболее распространенных: интенсивная физическая нагрузка (бокс, теннис, упражнения на велоэргометрах, плавание). Например, посещение бассейна; просмотр мультфильмов, кинокомедий; прослушивание веселой музыки, записей юмористических рассказов; прием коктейлей из отваров трав, шиповника; распыление в воздухе фитонцидов в дозах, соответствующих природным. Возможно также использование специально подобранных способов для отдыха и тренировки вестибулярного органа чувств, снятия усталости глаз, профилактики явлений гиподинамии и снятия эмоционального напряжения.

Очевидно, что длительно существующий стресс оказывает отрицательное влияние на психологическое состояние человека. Сегодня уже нельзя быть социально благополучным без максимального напряжения имеющихся ресурсов жизнеспособности в проблемных ситуациях, умения эффективного преодоления стресса и социальных трудностей.

Поэтому целью нашего исследования является изучение совладающего поведения в стрессовых ситуациях и с этой целью использовались следующие методики: 1) Методика «Локус контроля» ж.Роттер; 2) Методика «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости»; 3) Методика «Прогноз»; 4) Диагностика «стресс-совладающего поведения».

Методика 1. Локус контроля Дж.Роттер

Методика разработана Дж.Роттером и направлена на выявление локуса контроля респондентов.

№ п\п

Ф.И.О.

Возраст

Пол

Локус контроля

1

Б.Д.С.

22

м

э

2

Г.П.Е.

25

ж

э

3

Г.М.Э.

30

ж

э

4

Д.С.О.

29

м

и

№ п\п

Ф.И.О.

Возраст

Пол

Локус контроля

5

Д.М.Ю.

27

м

и

6

Е.Д.Р.

23

м

э

7

И.Д.С.

29

ж

э

8

К.И.В.

26

м

и

9

К.Е.А.

21

ж

э

10

К.Я.Т.

28

ж

э

11

К.Н.М.

20

ж

э

12

Л.М.А.

24

м

и

13

Л.Д.А.

21

м

э

14

М.А.А.

20

ж

э

15

М.С.Н

25

м

и

16

С.В.Р.

23

ж

э

17

С.М.Р.

28

ж

э

18

Т.Р.Д.

26

м

и

19

Х.А.А.

30

м

и

20

Ч.Л.Ю.

29

ж

э


Анализируя данные исследования приведенные в таблице, мы пришли к следующим результатам:

Экстерналы - 13 чел. (65%): м. – 3 чел.(15%) и ж. – 10 чел.(50%);

Интерналы - 7 чел. (35%): м. – 7 чел.(35%) и ж. – 0 чел.(0%).

Результаты исследования показывают, что среди экстерналов большинство женщин (50%). Для экстерналов свойственно внешне направленное защитное поведение, в качестве атрибуции ситуации они предпочитают иметь шанс на успех. В общем плане это указывает на то, что любая ситуация экстерналу желательна как внешне стимулируемая, причем в случаях успеха происходит демонстрация способностей. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы, иначе они работают все хуже.

Интерналы (мужчины – 35%) имеют атрибуцией ситуации чаще всего убеждение в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности.

В структурировании процесса целеобразования и его стратегий ведущей мотивацией для интерналов является поиск эго-идентичности, независимо и ортогонально по отношению к экстравертированности или интровертированности. Поведение интерналов направлено на последовательное достижение успеха путем развития навыков и более глубокой обработки информации, постановки все возрастающих по своей сложности задач. Однако в целом в реальном, внешне наблюдаемом поведении интерналы производят впечатление достаточно уверенных в себе людей, тем более что в жизни они чаще занимают более высокое общественное положение, чем экстерналы, - как считают Дж.Дигман, Р.Кеттелл и Дж.Роттер. Для экстерналов обнаруживается связь с эмоциональной нестабильностью и практическим, неопосредствованным мышлением, для интерналов отмечается эмоциональная стабильность и склонность к теоретическому мышлению, абстрагированию и синтезу представлений.

Методика 2. Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости

Методика разработана Фетискиным Н.П. и направлена на оценку типа стрессоустойчивости.

№п\п

Ф.И.О.

Возраст

Пол

Баллы

Тип людей

Уровень стрессоустойчивости

1

Б.Д.С.

22

м

5

Б

в

2

Г.П.Е.

25

ж

14

СБ

с

3

Г.М.Э.

30

ж

34

А

н

4

Д.С.О.

29

м

30

А

н

5

Д.М.Ю.

27

м

32

А

н

6

Е.Д.Р.

23

м

23

СА

с

7

И.Д.С.

29

ж

19

СБ

с

8

К.И.В.

26

м

21

СА

с

9

К.Е.А.

21

ж

13

СБ

с

10

К.Я.Т.

28

ж

8

Б

в

11

К.Н.М.

20

ж

35

А

н

12

Л.М.А.

24

м

36

А

н

13

Л.Д.А.

21

м

27

СА

с

14

М.А.А.

20

ж

17

СБ

с

15

М.С.Н

25

м

11

СБ

с

16

С.В.Р.

23

ж

27

СА

с

17

С.М.Р.

28

ж

31

А

н

18

Т.Р.Д.

26

м

33

А

н

19

Х.А.А.

30

м

6

Б

в

20

Ч.Л.Ю.

29

ж

24

СА

с


Анализируя полученные результаты, мы пришли к следующему выводу:

Высокий уровень стрессоустойчивости – 3 ч.(15%): м. – 2 ч.(10%), ж. – 1 ч.(5%);

Средний уровень стрессоустойчивости – 10 ч.(50%): м. – 4 ч.(20%), ж. – 6 ч.(30%);

Низкий уровень стрессоустойчивости - 7 ч.(35%): м. – 4 ч.(20%), ж. – 3 ч.(15%);

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к следующим выводам: 15% испытуемых (из них мужчин - 10%, женщин –5%) принадлежите к типу Б. Люди такого типа четко определяют цели своей деятельности и выбирают оптимальные пути их достижения. Они стремятся справиться с трудностями сами, трудности и их возникновение подвергают анализу, делают правильные выводы. Могут долгое время работать с большим напряжением сил. Умеют и стремятся рационально распределять время. Неожиданности, как правило, не выбивают их из колеи. Люди типа Б имеют высокий уровень стрессоустойчивости.

50% испытуемых (из них мужчин – 20%, женщин – 30%) имеют средний уровень стрессоустойчивости, то есть их устойчивость к стрессам зависит от жизненных ситуаций.

35% (из них мужчин – 20%, женщин – 15%). Эта группа испытуемых принадлежит типу А. Люди такого типа характеризуются стремлением к конкуренции, достижению цели, обычно бывают не удовлетворены собой и обстоятельствами и начинают рваться к новой цели. Часто они проявляют агрессивность, нетерпеливость, гиперактивность, у них быстрая речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры.

Методика 3. Методика «Прогноз»

Методика разработана в Военно-медицинской академии и предназначена для первоначального ориентировочного выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволяет выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека.

№ п/п

Испытуемые

Возраст

Пол

Баллы

Уровень

1

Б.Д.С.

22

м

10

в

2

Г.П.Е.

25

ж

14

с

3

Г.М.Э.

30

ж

25

н

4

Д.С.О.

29

м

24

н

5

Д.М.Ю.

27

м

28

н

6

Е.Д.Р.

23

м

17

с

7

И.Д.С.

29

ж

22

н

8

К.И.В.

26

м

17

с

9

К.Е.А.

21

ж

14

с

10

К.Я.Т.

28

ж

18

н

11

К.Н.М.

20

ж

27

н

12

Л.М.А.

24

м

30

н

13

Л.Д.А.

21

м

22

н

14

М.А.А.

20

ж

8

в

15

М.С.Н

25

м

12

в

16

С.В.Р.

23

ж

23

н

17

С.М.Р.

28

ж

17

с

18

Т.Р.Д.

26

м

32

н

19

Х.А.А.

30

м

14

с

20

Ч.Л.Ю.

29

ж

19

н