Файл: Современные технологии стресс-менеджмента в профессиональной деятельности.pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Стресс-менеджмент как часть управления в профессиональной деятельности
1.2 Стратегия стресс-менеджмента в организации
1.3 Гендерные особенности принятия решений в организации
Глава II. Экспериментальное исследование стресса в профессиональной деятельности
2.1 Методы диагностики стресса в профессиональной деятельности
2.2 Рекомендации по преодолению стресса при принятии решений
2.3 Анализ и оценка результатов исследования на контрольном этапе эксперимента
Введение
В жизни менеджера, что ставит во главу угла проблему управления стрессом в организации. В последнее время вышло большое количество работ, посвященных анализу стресса на работе.
Стресс – явление частое не только в жизни, но и на работе. Огромное количество дел и задач, планы и отчеты, требования руководства, надлежащее выполнение своих обязанностей, сопутствующие проблемы и неурядицы – это лишь небольшая часть того массива стрессовых факторов, которые могут на нас влиять, и это не может не беспокоить.
В то же время беспокоит данный вопрос не только обычных людей, желающих жить и работать без стресса, но и множество руководителей, менеджеров по персоналу и других специалистов по всему миру. Именно по этой причине сегодня в обиход входит понятие «стресс-менеджмент», идущее рука об руку с проблемой преодоления стресса на рабочем месте.
Теоретические концепции, использующиеся в программах стресс-менеджмента, и основанные на них методические средства обладают существенными ограничениями по их эффективности и областям применения. Возникает ситуация, когда потребности организации в создании системы управления стрессом оказываются в зависимости, с одной стороны, от стиля управления первых лиц организации, их представлений о том, как поддерживать оптимальный уровень стресса персонала, а с другой стороны, от концептуальных пристрастий тренера, обучающего сотрудников навыкам стресс-менеджмента, придерживающегося избранного им теоретического направления, при этом не всегда учитывающего специфику ситуации в организации.
Понятие стресс ввел Ганс Селье в первой половине ХХ в. Согласно его концепции, стресс – это защитная реакция организма на внешние и внутренние раздражители. По сути, стресс помогает нам мобилизовать силы для преодоления проблемных ситуаций и тем самым приспосабливаться к реалиям меняющегося мира; это адаптационный механизм, заложенный в нас природой. Вывод из подобного понимания стресса таков: не будем меняться, адаптироваться - не выживем, и в этом стресс – наш верный помощник. Но изменения последнего времени повлияли на функционирование этого механизма.
Научно-технический прогресс и социально-демографические изменения за последние годы обусловили значительное возрастание темпа жизни, потребовав ускорения мыслительной и производственной деятельности человека. Поток информации, усложнение орудий производства, использование персональных компьютеров и другие факторы намного опережают темпы адаптации человека к новым условиям. Столь стремительные изменения служат причиной перегрузок, стрессов, что сказывается на здоровье человека, снижает его работоспособность.
Достаточно сказать, что проведенный нами анализ российских и зарубежных программ стресс-менеджмента показывает, что подавляющее большинство программ ограничивается двух-трехдневными тренингами с набором тех или иных техник релаксации, йоги, дыхательных упражнений.
Нами впервые проведен анализ состояния проблемы психологии стресса в профессиональной деятельности современных менеджеров, выделены стрессовые факторы профессиональной деятельности менеджеров и тенденции развития стресс-менеджмента в России и за рубежом, описаны методические подходы, применяемые в зарубежных странах при создании программ стресс-менеджмента в организациях, предложен психологический портрет стрессоустойчивого менеджера.
Проведенные исследования позволили разработать структуру и содержание профессионально-ориентированной программы стресс-менеджмента, установлены и описаны закономерности ее формирования и реализации (технологии и техники обучения и консультирования стресс-менеджменту), получены результаты, позволяющие эффективно использовать авторскую программу стресс-менеджмента в психологическом обеспечении профессиональной деятельности менеджеров.
Опираясь на концепцию психологического обеспечения профессиональной деятельности, разрабатываемую Г.С.Никифоровым [1, 2, 3], мы проанализировали стрессовые факторы по сферам профессиональной деятельности менеджеров, а также выделили основные модули программы управления стрессом в организации.
Глава 1. Стресс-менеджмент как часть управления в профессиональной деятельности
1.1 Основы стресс-менеджмента
Постоянно меняющийся современный мир оказывает серьезное влияние на психическое и физическое здоровье человека, развивается стресс. Повышенный темп, скорость, перегрузки присутствуют во всех сторонах жизни современного человека, особенно, в мире бизнеса. Часто бывает так, что человек занятый в сфере бизнеса – предприниматель, менеджер, специалист высокого класса, в погоне за жизненными благами забывает о своем здоровье, что приводит к необратимым последствиям. Стресс – атрибут современного общества, формированию стресса способствует жизнь в напряженном ритме. Повседневное напряжение накапливаясь, способно подорвать здоровье, снизить работоспособность, стать причиной болезни.
В современном обществе жизнь человека неразрывно связана с его профессиональной деятельностью. По статистике человек проводит на рабочем месте 20% времени. И поэтому каждый человек на своем рабочем месте может испытывать профессиональный стресс.
Прежде чем говорить о борьбе со стрессом в организации, следует определиться с понятием «стресс» и причинами, его вызывающими.
Существует три различных подхода к определению и изучению стресса.
Первый подход рассматривает профессиональный стресс как создающую негативное отношение или отрицательную характеристику трудовой среды и трактует его как независимую причину нарушения здоровья. Это так называемый инженерный подход.
Второй подход определяет стресс в терминах физиологических последствий широкого ряда защитных и отрицательных стимулов. Он трактует стресс как зависимую переменную – как физиологический ответ на опасную среду. Этот подход получил название физиологического.
Третий подход рассматривает профессиональный стресс в условиях динамичного взаимодействия человека и его рабочей среды. Это психологический подход.
Первые два подхода являются эмпирическими, т.к. и инженерный и физиологический подходы не соответствуют собранным данным, также они концептуально основываются на относительно простой схеме «стимул-реакция» и практически игнорируют индивидуальные различия в психологической природе и процессах восприятия и познания, которые могут быть фундаментальными. Поэтому, на наш взгляд, психологический подход является наиболее приемлемым для определения стресса и причин, его вызвавших.
Существует много причин профессионального стресса. К их числу относятся как организационные факторы, так и личностные особенности каждого человека.
В основном стрессы в организациях связаны непосредственно с деятельностью на работе. Около 60% людей боятся своих руководителей, особенно если их начальство слишком авторитарно и не дает никакой поддержки. Кроме этого, практически в любом виде профессиональной деятельности распространены следующие причины стресса:
1. Дефицит времени и высокая ответственность, а также боязнь совершить ошибку.
2. Неясные перспективы профессионального роста и развития карьеры, кризисы ее завершения.
3. Размытые обязанности, границы полномочий и ответственность.
4. Социальная значимость, престиж профессии и стремление к ее соответствию внутренним запросам личности.
5. Напряженный психологический климат в организации, рабочей группе.
6. Стрессогенная внутрифирменная политика и стиль менеджмента.
7. Изменение характера информационных нагрузок как следствие внедрения в компании IT-технологий.
8. Деперсонализация профессиональных контактов.
9. Проблема распределения времени.
10. Конфликт работы с личной жизнью. [4].
Еще один фактор стресса – это уровень увлеченности. Если человеку не нравится его работа, если она не вызывает интереса, то это приводит к постоянному недовольству и накоплению отрицательных переживаний.
К возникновению стресса в организации могут также привести неблагоприятные условия труда, а именно плохое освещение помещения, шумы, плохая вентиляция, неудобное рабочее место. Из личных факторов наиболее значимыми являются низкий уровень стрессоустойчивости, холерический темперамент, плохая адаптация, а также проблемы в других сферах жизни, которые человек переносит на работу.
По статистике, в США 90% населения постоянно находится в состоянии сильного стресса. Из них 60% испытывает стресс 1 – 2 раза в неделю, 30% – почти каждый день.
По данным американских ученых 2/3 всех визитов к врачу вызваны симптомами, в основе которых лежит стресс. Многие крупные корпорации тратят сотни миллионов долларов на медицинские последствия, вызванные стрессом. В итоге экономические потери от стресса в США превышают 300 миллиардов долларов ежегодно. Стресс обходится корпоративной Америке в сумму 68 млрд. дол. в год за счет снижения производительности труда, вызванной отсутствием людей на рабочем месте.
40 млн. из 147 млн. рабочих в странах Европейского союза страдают от стрессов, что ежегодно обходится обществу в 19 млрд. долларов США. Многие жители стран Европы страдают теми или иными последствиями стрессовых ситуаций. Например, 13% сетуют на постоянную головную боль, 17% – на мышечные боли, еще 30% испытывают неприятные ощущения и боли в области спины.
В России, на сегодняшний день, не ведется столь точная статистика стресса, но по приблизительным оценкам примерно 70% россиян постоянно находятся в состоянии стресса, а треть всего населения – в состоянии сильного стресса. По результатам исследования, проведенного в центральной полосе России, было выявлено, что:
45% опрошенных считают, что их работа связана с очень высокой стрессовой нагрузкой,
27% человек уверены, что именно работа спровоцировала сильные стрессы,
70% обвинили стресс на работе в ухудшении их умственного и физического здоровья.
Ученые считают, что при отсутствии других объективных причин, умственная и физическая усталость в течение дня, раздражительность, депрессия и подавленность, повышение артериального давления – все это проявления стресса на работе. Этим проявлениям можно и нужно противостоять.
Вследствие постоянных стрессов, почти 80% людей зарабатывают болезнь, называемую синдромом хронической усталости. Симптомы этого заболевания: быстрая утомляемость, слабость по утрам, «песок» в глазах, частые головные боли, бессонница, конфликтность, склонность к одиночеству.
Стресс блокирует достижение основополагающих целей компании: ее успех, процветание, устойчивое развитие, получение прибыли, конкурентоспособность на рынке, так как приводит к профессиональному выгоранию и хронической усталости персонала, в результате чего он перестает быть результативным.
Профессиональное выгорание – это частный случай профессиональной деформации. Термин «эмоциональное выгорание» впервые ввел в психологическую практику американский психиатр Фрейденберг в 1974 году. Синдром профессионального выгорания связан с продолжительным воздействием стрессообразующих факторов средней интенсивности, связанных с профессиональной деятельностью. По сути, профессиональное выгорание – это длинный хронический стресс.
Синдрому профессионального выгорания в наибольшей степени подвержены:
1. Люди, длительное время работающие в состоянии стресса
2. Те, кто по роду деятельности вынужден постоянно общаться с большим количеством людей
3. Тревожные, не уверенные в себе люди со склонностью к депрессии
Кроме того, стресс приносит значительные убытки, которые характеризуют данные компании International Association for Human Values:
40% текучести кадров происходит из-за стресса;
60-80% несчастных случаев на работе вызваны стрессом;
60% прогулов происходят по вине стрессов.
Избежать стресса трудно, но иногда этого и не требуется – многие психологи считают, что небольшие стрессы даже полезны. Но очень важно понимать механизмы возникновения стресса, знать стрессоры (факторы, вызывающие стресс) и уметь управлять потоком стрессовых ситуаций. Поэтому в современных организациях важно диагностировать стрессовые ситуации и принимать меры по их нейтрализации.
Исследования в области физиологии и психологии ведутся с 1930-х гг., прежде всего в Европе и США. Однако, стресс-менеджмент как самостоятельное научно-практическое правление сформировался в начале 1990-х гг. В 1973 году по инициативе доктора Э. Джейкобсона и профессора Ф. Макгуигана была создана Международная ассоциация управления стрессом, первоначальной целью которой было содействие в приобретении и распространении научных знаний об управлении напряжением. Данная организация создавалась как междисциплинарная организация, которая будет объединять специалистов из разных областей, таких как психология, психотерапия, образование, логопедия, стоматология, терапия, физиотерапия. Позже к ним добавились бизнес, производство, консультирование, производственная медицина.