Файл: Пути совершенствования расчетов по налогам и сборам в банках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

19) в виде комиссионных сборов при проведении операций с валютными ценностями;

20) в виде сумм восстановленного резерва на возможные потери по ссудам, расходы на формирование которого были приняты в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены статьей 292 НК РФ;

21) в виде сумм восстановленных резервов под обесценение ценных бумаг, расходы на формирование которых были приняты в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены статьей 300 НК РФ;

22) другие доходы, связанные с банковской деятельностью.

Не включаются в доходы банка суммы положительной переоценки средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов банков, а также страховые выплаты, полученные по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщика банка, в пределах суммы задолженности заемщика по заемным (кредитным) средствам и начисленным процентам, погашаемой (прощаемой) банком за счет указанных страховых выплат [22].

Определение расходов банков и его особенности (ст. 291 НК РФ). Кроме предусмотренных статьями 254-269 НК РФ к расходам банка также относятся расходы, возникшие при осуществлении банковской деятельности [1]:

1) проценты по:

  • договорам банковского вклада и прочим привлеченным денежным средствам физических и юридических лиц находящихся на банковских счетах;
  • собственным долговым обязательствам;
  • межбанковским кредитам, в том числе, овердрафт;
  • приобретенным кредитом рефинансирования, включая приобретенные на аукционной основе в порядке, установленном ЦБ РФ;
  • займам и вкладам (депозитам) в драгоценных металлах;
  • иным обязательствам банков перед клиентами.

Проценты по межбанковским кредитам со сроком до 7 дней учитываются при определении налоговой базы без учета положений пункта 1 статьи 269 НК РФ исходя из фактического срока действия договоров [13].

2) суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, подлежащим резервированию;

3) комиссионные сборы за услуги по корреспондентским отношениям, включая расходы по рассчетно-кассовому обслуживанию клиентов, открытию им счетов в других банках, плату другим банкам за расчетно-кассовое обслуживание этих счетов, расчетные услуги ЦБ РФ, инкассацию денежных средств, ценных бумаг, платежных документов и иные аналогичные расходы;

4) расходы (убытки) от проведения операций с иностранной валютой, осуществляемых в наличной и безналичной формах, включая комиссионные сборы при операциях по покупке или продаже иностранной валюты, в том числе за счет и по поручению клиента, от операций с валютными ценностями и расходы по управлению и защите от валютных рисков;


5) убытки по операциям купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью;

6) расходы банка по хранению, транспортировке, контролю за соответствием стандартам качества драгоценных металлов в слитках и монете, расходы по аффинажу драгоценных металлов, а также иные расходы, имеющих отношение к проведению операций со слитками драгоценных металлов и монетой, содержащей драгоценные металлы;

7) расходы по переводу пенсий и пособий, по переводу денежных средств без открытия счетов физическими лицами;

8) расходы по изготовлению и внедрению платежно-расчетных средств;

9) суммы, уплачиваемые за инкассацию банкнот, монет, чеков и других расчетно-платежных документов, а также расходы по упаковке, перевозке, пересылки и доставке принадлежащих кредитной организации или ее клиентам ценностей;

10) расходы по ремонту и реставрации инкассаторских сумок, мешков и иного инвентаря, связанных с инкассацией денег, перевозкой и хранения ценностей, а также приобретению новых и замене пришедших в негодность сумок и мешков;

11) расходы, связанные с уплатой сбора за государственную регистрацию ипотеке и внесением изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке, а также с нотариальным удостоверением договора об ипотеке;

12) расходы по аренде автомобильного транспорта для инкассации выручки и перевозке банковских документов и ценностей;

13) расходы по аренде брокерских мест;

14) расходы по оплате услуг расчетно-кассовых и вычислительных центров;

15) расходы, связанные с осуществлением форфейтинговых и факторинговых операций;

16) расходы по гарантиям, поручительствам, акцептам и авалям, предоставляемым банку другими организациями;

17) комиссионные сборы за проведение операций с валютными ценностями, в том числе за счет и по поручению клиентов;

18) положительная разница от превышения отрицательной переоценки драгоценных металлов над положительной переоценкой;

19) суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, расходы на формирование которого учитываются в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены статьей 292 НК РФ;

20) суммы отчислений в резерв под обесценение ценных бумаг, расходы на формирование которых учитываются в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены статьей 300 НК РФ;

20.1) суммы страховых взносов банков, установленных в соответствии с федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках РФ;


20.2) суммы страховых взносов по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщика банка, в которых банк является выгодоприобретателем, при условии компенсации данных расходов заемщиками;

21) другие расходы, связанные с банковской деятельностью.

Суммы отрицательной переоценки средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов кредитных организаций, в расходы банка не включаются.

Расходы на формирование резервов банков.

1. Банки вправе помимо резервов по сомнительным долгам, предусмотренных статьей 266 НК РФ, создавать резерв на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности (в том числе задолженность по межбанковским кредитам и депозитам).

Суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные в порядке, установленном ЦБ РФ в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», признаются расходы с учетом ограничений.

При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные банками под задолженность, а также в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные под векселя [14].

2. Суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, включаются в состав внереализационных расходов в течение отчетного периода.

При принятии банком решения о списании с баланса кредитной организации безнадежной задолженности по ссудам прекращается начисление процентов на нее.

Прибыль, полученная ЦБ РФ от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», облагается налогом по налоговой ставке 0 % [1].

Наличие разных форм собственности, их экономическое соперничество вызывают необходимость взимания налога не только с получателей доходов, но и стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода организации.

Критерии классификации налогов относят налог на имущество предприятий к определенной группе:

  1. по субъекту обложения – к имущественным налогам;
  2. по уровню подчиненности – к региональным.

Все это свидетельствует о том, что налог на имущество предприятий является неотъемлемой части налоговой системы страны.

Среди имущественных налогов налог (налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на наследование или дарение) налог на имущество предприятий занимает ведущее место по сумме поступлений (около 99%) [5].


Это исторически обусловлено – большая часть имущества в его стоимостном выражении находится в ведении юридических лиц.

При его взимании реализуются обе функции налога: фискальная и экономическая.

  • первая функция – поскольку обеспечиваются небольшие, но стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов;
  • вторая функция – через заинтересованность предприятий в уплате меньших сумм налога через освобождение от лишнего, неиспользуемого, не приносящего дохода имущества.

Кроме того, удобство налога на имущество для государства вполне очевидно: имущество – овеществленный доход, и скрыть его сложнее.

Для отнесения хозяйствующего субъекта к плательщикам данного налога необходимо наличие у него статуса юридического лица и имущества на территории РФ.

Налогоплательщиками налога признаются российские организации, имеющие в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения и иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ.

Объектом налогообложения признается:

  • для российских организаций признается: движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета;
  • для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства признаются: движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Признаваемое объектом налогообложения имущество при определении налоговой базы учитывается по его остаточной стоимости, которая формируется в соответствии с установленном порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденной в учетной политике организации.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 %.

Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Земельный налог в современных условиях является наиболее фискальным в структуре местных налогов и сборов. В настоящее время порядок исчисления и уплаты в бюджет земельного налога регулируется инструкцией МНС РФ «По применению Закона РФ «О плате за землю» от 12.04.2002 года.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли.


Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налогоплательщиками не могут быть признаны организации и физические лица в отношении находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды земельных участков.

Земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог, признаются объектом налогообложения.

Кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, формируют налоговую базу. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

1.2 Развитие налогообложения банков в современных условиях

Налоги в банковской системе как инструмент проведения централизованной финансово-кредитной политики государства занимают важное место и направлены на обеспечение [8]:

  • фискальной политики, накопление централизованных финансовых ресурсов в банках на разных уровнях управления (федеральном, республиканском, краевом, областном, местном), необходимых для финансирования различных мероприятий, осуществляемых за счет государственного и местного бюджетов;
  • взаимоотношений предприятий с бюджетом. Переход к налоговым методам финансового взаимодействия государства с предприятиями предполагает единство регулирования затрат на производство и реализацию продукции и исчисления прибыли;
  • защиты хозрасчетных, коммерческих интересов предпринимателя (предприятия) и покупателей в условиях рыночной экономики;
  • создания мотивации в связи со стремлением получить прибыль для внедрения достижений научно-технического прогресса и новых технологий, обеспечивающих выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции;
  • формирования косвенных методов регулирования перераспределения финансовых ресурсов для обеспечения приоритетного развития отдельных отраслей, народнохозяйственных комплексов и регионов, важнейших научно-технических программ, экспорта и импорта товаров и других стратегических направлений, реализации экономической политики государства. Это достигается при помощи различных льгот и пониженных ставок налогообложения;
  • проведения (через ставки, льготы) антимонопольной политики, ограничение экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, включенных в государственный реестр России;
  • приближения методов распределения доходов к системе налогообложения стран с развитой рыночной экономикой, что является одной из экономических предпосылок участия в мирохозяйственных связях. Однако это в полной мере может быть решено лишь при сопоставимости других показателей и, в первую очередь, уровня оплаты труда.