Файл: Пути совершенствования расчетов по налогам и сборам в банках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Банковская деятельность имеет свою специфику, которая учитывается при разработке порядка исчисления налога на прибыль, например, при определении налогооблагаемой базы, при предоставлении льгот по налогу на прибыль и т.д.

Большинство банков, действовавших в Российской Федерации, до 1991 года принадлежало государству. Появившиеся к этому времени коммерческие и кооперативные банки были немногочисленны и не играли большой роли в экономике. С 1991 года действует Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", который определяет общие принципы построения налоговой системы [8]. Действующее в настоящее время налоговое законодательство не предусматривает каких-либо специальных налогов на банки, рассматривая их в плане налогообложения как обычные предприятия, но с учетом тех или иных особенностей. Таким образом, банки наряду с другими предприятиями, должны платить все федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и местные налоги. Фактически некоторые налоги банки не платят, поскольку Законом "О банках и банковской деятельности" банкам запрещены любые операции по производству и торговле материальными ценностями.

Специфической проблемой стало неисполнение банками платежных поручений клиентов на перечисления налоговых платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Таким образом, к концу девяностых годов назрела такая ситуация, когда изменения в системе налогообложения банков стало просто необходимым.

С 1 января 2001 г. Законом РФ № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» введена в действие специальная (вторая) часть Налогового кодекса. Изменения в системе налогообложения коммерческих банков необходимо рассматривать, учитывая цели налоговой реформы, отраженные в программных заявлениях Президента, Федерального собрания и Правительства РФ.

Таких целей можно выделить:

  • снижение и равномерное распределение налогового бремени;
  • упрощение налоговой системы;
  • повышение эффективности системы сбора налогов.

Из налогов, введенных в действие Законом № 118-ФЗ, непосредственное влияние на деятельность коммерческих банков оказывали только два: НДС и единый социальный налог (ЕСН), но с 01.01.2010 года ЕСН утратил силу [1].

Известно, что налогообложение воздействует не только на достижение важнейших финансовых целей банка (увеличение чистой прибыли и стоимости), но и на управление доходами, расходами, прибылью и капиталом, а опосредованно и на другие направления финансового менеджмента банков (формирование банковской политики, управление кредитным портфелем, портфелем ценных бумаг и т. д.).


Налогообложение выступает одним из факторов, влияющих на финансовые потоки банка, и государство должно учитывать это при разработке налоговой стратегии в целях обеспечения устойчивого функционирования банковского сектора. Вместе с тем динамичное развитие экономической ситуации и высокая конкуренция в банковском секторе требуют учета налоговых факторов и на микроуровне [4].

Кроме учета налоговых аспектов в управлении своей деятельностью, Банк несет и налоговую ответственность:

  • при неуплате налоговых отчислений и выплат в бюджеты всех уровней;
  • при неисполнении банками запросов налоговых органов за непредоставление налоговому органу сведений о налогоплательщике;
  • за предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями;
  • при открытии счета организациям, индивидуальным предпринимателям без предъявления свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • при отсутствии уведомлений в налоговый орган об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в пятидневный срок.

Значительную долю в налоговых доходах государства составляют поступления от банков.

2. Особенности исчисления и уплат налогов

2.1 Порядок начисления и уплата налогов по заработной плате

Сбербанк за 2015 – 2016 года уплатил в бюджет следующие налоги [24]:

  • налог на прибыль организаций;
  • налог на имущество;
  • единый социальный налог (ЕСН);
  • налог на добавленную стоимость;
  • прочие налоги.

До 2001 года существовало четыре внебюджетных фонда, куда платились взносы [1]:

  1. Пенсионный фонд.
  2. Государственный фонд социального страхования.
  3. Федеральный фонд обязательного медицинского образования.
  4. Фонд службы занятости.

После объединения этих платежей в единый налог, служба занятости была убрана, и осталось только три фонда. Также, с введением ЕСН, была снижена ставка: если до 2001 года суммарная ставка платежей во все внебюджетные фонды была равна 38,5 %, то с введением ЕСН она снизилась до 35,6 % (основная ставка). При этом была введена регрессивная шкала ставок, которая преследует цель избежать теневого учета части заработной платы, поскольку с увеличением начислений в пользу наемного работника снижается размер отчислений ЕСН.


База, как взносов, так и налога рассчитывается как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиком за налоговый период в пользу физических лиц.

В Сбербанке расходы на содержание персонала включают установленные законом взносы в фонд социального обеспечения и пенсионный фонд (ЕСН), в 2015 году в размере 346 000 000 000 рублей, а в 2016 году – 384 300 000 000 рублей [24].

С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ (за исключением отдельных положений), который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а глава 24 НК РФ "Единый социальный налог" утратила силу (ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) [2]. Страховые взносы должны перечисляться отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный). Действие данного Закона не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплата которых регулируется специальными федеральными законами (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

2.2 Особенность начисления и уплаты НДС и налога на имущество

НДС довольно специфичный для банков налог, т.к. для большинства банковских операций не предусмотрено налогообложение этим налогом. Это связано, в основном, тем, что цена на банковские услуги очень зависима от изменений, и увеличение их даже на 1-2 % может привести к резкому снижению доходности банка, а если обложить эти операции НДС, то цена их возрастет на 10-20 %, что может привести к разрушению банковской системы [3].

Банками осуществляются следующие банковские операции, не подлежащих налогообложению НДС на территории РФ [6]:

  • привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады;
  • размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банка и за их счет;
  • открытие и ведение банковских счетов организации и физических лиц, в том числе банковских счетов, следующих для расчетов по банковским картам, а также операции, связанные с обслуживанием банковских карт;
  • осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
  • кассовое обслуживание организаций и физических лиц;
  • купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
  • осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ;
  • по исполнению банковских гарантий (выдаче и аннулировании банковской гарантии, подтверждение и изменение условий указанных гарантий, платеж по такой гарантии, оформление и проверка документов по этой гарантии), а также осуществление банками следующих операций:
  • выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
  • оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатации системы «клиент-банк», включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанию систему персонала;
  • получение от заемщика сумм в счет компенсации страховых компенсаций, уплаченных банком по договору страхованию на случай смерти или наступлению инвалидности указанных заемщиков, в которых банк является страхователем и выгодоприобретателем;
  • услуг, связанных с обслуживанием банковских карт;
  • операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработки и рассылки участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами;
  • осуществление отдельных банковских операций организациями, которые в соответствии с законодательством РФ вправе их совершать без лицензии ЦБ РФ.

Незначительная часть операций, проводимых банками подлежит обложению НДС, и большинство этих операций не относятся к банковским. Ставка налога составляет 18% [2].

В Сбербанке, на основе приложения 1, чистые комиссионные доходы составляют за 2015 год – 319 000 000 000 рублей, за 2016 год – 349 100 000 000 рублей, учитывая эти данные НДС составит:

в 2015 году

319 000 000 000 · 0,18 = 57 420 000 000 рублей,

в 2016 году

349 100 000 000 · 0,18 = 62 838 000 000 рублей.

Налог на имущество в Сбербанке. Налогооблагаемая база определяется как среднегодовая стоимость имущества по следующей формуле:

,

где n1, n2, n3, n4, n5 – соответственно стоимость налогооблагаемого имущества на начало отчетного года, на начало второго, третьего, четвертого кварталов и на конец года.

Следует отметить, что при расчете стоимости налогооблагаемого имущества, его сумму необходимо уменьшать на сумму амортизации, начисленной на данный вид имущества [7]. Ставка налога равна 2 %.

2.3 Учет расчетов по налогу на прибыль в банках

Главой 25 НК РФ введено понятие налогового учета по налогу на прибыль.

Согласно статье 313 НК РФ – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основании первичных документов.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций [8].

Систему налогового учета организует налогоплательщик самостоятельно, следуя принципу последовательности применения норм и правил налогового учета [2].

Данные налогового учета должны быть документально подтверждены и отражать следующее:

  • порядок формирования суммы доходов и расходов;
  • порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем отчетном периоде;
  • сумму остатка расходов, подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
  • порядок формирования сумм создаваемых резервов;
  • сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждаются данные налогового учета специальными документами, в состав которых входят первичные учетные документы, аналитические регистры налогового учета и расчет налоговой базы [9].

Для определения налоговой базы существуют формы аналитических регистров налогового учета, которые должны содержать следующие реквизиты:


  • наименование регистра;
  • период (дата) составления;
  • измерители операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись лица, ответственного за составление регистра.

Аналитические данные регистра налогового учета могут содержать таблицы, ведомости, журналы, книги, в которых без отражения на счетах бухгалтерского учета группируются данные первичных учетных документов для формирования налоговой базы по налогу на прибыли.

Объектами налогового учета являются имущество, а также обязательные и хозяйственные операции организаций, стоимостная оценка которых определяет размер налоговой базы текущего отчетного периода. К данным налогового учета можно отнести информацию о величине или иной характеристике показателей, определяющей объект учета, отражаемой в разработочных таблицах, справки бухгалтера и иные документы налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения [5].

Под организацией системы налогового учета понимается определение совокупности показателей, которые прямо или косвенно влияют на размер налоговой базы, критериев или систематизации в ресурсах налогового учета, а также порядке ведения учета, в формировании и отражении в ресурсах информации об объектах налогового учета [10].

Налогоплательщик на основании аналитического учета внереализационных доходов и расходов ведет расшифровку доходов и расходов в виде процентов по ценным бумагам, по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада и иным образом оформленным долговым обязательствам.

В аналитическом учете налогоплательщик самостоятельно отражает сумму доходов (расходов) в сумме причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров. Сумма дохода (расхода) в виде процентов по долговым обязательствам учитываются в аналитическом учете исходя из установленной по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде на дату признания доходов (расходов) [11]:

  • проценты, учитываемые банком по договору банковского счета, включаются налогоплательщиком в налоговую базу на основании выписки о движении денежных средств по банковскому счету налогоплательщика;
  • проценты по договорам кредита, займа и иным аналогичным договорам учитываются на дату признания (расхода);
  • проценты, полученные налогоплательщиком за предоставление в пользование денежных средств, учитываются в составе доходов (расходов), подлежащих включению в налоговую базу, на основании выписки о движении денежных средств налогоплательщика по банковскому счету.