Файл: Пути совершенствования расчетов по налогам и сборам в банках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Относящиеся к будущим отчетным периодам доходы и расходы по хозяйственным и другим операциям, по которым были произведены авансовые платежи в текущем отчетном периоде, учитываются в сумме средств, подлежащих к отнесению на расходы при наступлении того отчетного периода, к которому они относятся [21]. Аналитический учет доходов и расходов по хозяйственным операциям ведется по каждому договору с обязательным отражением даты и суммы полученного аванса, а также периода, в течение которого указанная сумма относится на доходы и расходы.

Комиссионные сборы за услуги по корреспондентским отношениям, уплаченные налогоплательщиком, расчеты по расчетно-кассовому обслуживанию, открытие счетов в других банках и другим аналогичным операциям относятся на расходы на дату совершения операции, если предусмотрено договором. В аналогичном порядке налогоплательщиком ведется учет по доходам, связанных с осуществлением операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов, корреспондентским отношениям и другим операциям [8].

Сумма положительных (отрицательных) разниц, возникающих от переоценки учетной стоимости драгоценных металлов при ее изменении, включается в состав доходов в виде сальдо превышения положительной переоценки над отрицательной, а в состав расходов – в виде суммы сальдо превышения отрицательной переоценки над положительной, на последнее число отчетного периода [1]. При реализации драгоценных металлов доходом признается положительная разница между ценой реализации и учетной стоимостью на дату их реализации, а расходом – отрицательная разница. Под учетной стоимостью драгоценных металлов понимается их покупная стоимость с учетом переоценки, проводимой в течение срока нахождения таких металлов у налогоплательщика в соответствии с требованиями ЦБ РФ. Аналитический учет ведется по каждому договору купли-продажи драгоценных камней. В аналитическом учете отражаются даты совершения операции купли-продажи, цена покупки, цена продажи, количественной и качественной характеристикой драгоценных камней.

В Сбербанке, в консолидированной финансовой отчетности отражены расходы по налогу на прибыль в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ с использованием налоговых ставок и законодательных норм, которые действуют или по существу вступили в силу на отчетную дату. Расходы по налогу на прибыль включают текущие налоговые платежи и отложенное налогообложение и отражаются на счетах прибылей и убытков, если только они не должны быть отражены в составе прочих совокупных доходов в связи с тем, что относятся к операциям, которые также отражены в этом же или другом периоде в составе прочих совокупных доходов.


На основе сумм, ожидаемых к уплате в бюджет (возмещению из бюджета) в отношении налогооблагаемой прибыли или убытков за текущий и предшествующие периоды рассчитывается текущее налогообложение.

Отложенный налог на прибыль признается в отношении отложенных налоговых убытков и временных разниц между налогооблагаемой базой активов и обязательств и их текущей стоимостью в соответствии с финансовой отчетностью. Отложенный налог не учитывается в отношении временных разниц при первоначальном учете не влияет ни на бухгалтерскую, ни на налоговую прибыль.

Активы и обязательства по отложенному налогообложению определяются с использованием ставок налогообложения, которые действуют или по существу вступили в силу на отчетную дату и которые будут применяться в период, когда будут восстановлены временные разницы или зачтены отложенные налоговые убытки. Отложенные налоговые активы и обязательства взаимно зачитываются только в рамках каждой отдельной компании Группы.

Рассмотрим учет расчетов по налогу на прибыль: на примере Сбербанка за 2015 - 2016 года.

Налоговая база для расчета налога на прибыль определяется, как разница между полученными доходами организации и произведенными расходами.

На основании приложения 2 проанализируем процентные доходы и расходы Сбербанка за 2015 – 2016 годы:

- в 2015 году доходы – 25 027 100 000 000 руб., расходы – 22 851 400 000 000  руб.;

- в 2016 году доходы – 26 063 200 000 000 руб., расходы – 23 453 500 000 000 руб.

По всем этим данным наблюдается стабильный рост доходов по основным направлениям операционной деятельности в Сбербанке:

  • увеличение чистого процентного дохода за 2016 год на 37,9 % по сравнению с 2015 годом;
  • увеличение чистого комиссионного дохода за 2016 год на 9,4 % по сравнению с 2015 годом;
  • операционные расходы в 2016 году замедлили темп роста относительно прошлого года и увеличились на 8,7 % – до 677 600 000 000 рублей. По состоянию на конец 2016 года Группа провела переоценку офисной недвижимости, итоги которой оказали отрицательный эффект на операционные доходы в размере 25 000 000 000 рублей.

3. Пути совершенствования расчетов по налогам и сборам в банках

Созданный в 1841 году Сберегательный банк является публичным акционерным обществом, осуществляющим операции в различных юридических формах. Банк работает с 1991 года на основании лицензии, выданной Банком России. Регулируют и контролируют деятельность банка Банк России и Федеральная служба по финансовым рынкам.


У Сбербанка имеются Группы – дочерние компании, которые осуществляют коммерческие и розничные банковские операции. По состоянию на 31 декабря 2016 года банковская деятельность Группы на территории Российской Федерации осуществляется через Сбербанк России, который имеет [24]:

  • 14 территориальных банков,
  • 79 отделений территориальных банков
  • 15016 филиалов.

Деятельность Группы за пределами РФ осуществляется через дочерние банки, расположенных в Украине, Республике Беларусь и Казахстане, а также через представительство в Германии.

Негативные тенденции на финансовых рынках сказываются на состоянии экономики РФ, а также приводят к замедлению темпа экономического в других странах. Финансовый кризис, начавшийся в 2014 году, привел к возникновению неустойчивости на рынках капитала, значительному сокращению ликвидности в банковском секторе, а также к более жестким кредитным требованиям к заемщикам на территории РФ. Хоть и приняты российским Правительством соответствующие меры по поддержанию экономической стабильности, которые направленны на увеличение уровня ликвидности в экономике, оказание поддержки российским банкам и компаниям по рефинансированию иностранных долгов, – все же сохраняется некоторая неопределенность в возможности Группы и ее контингентов привлекать новые заемные средства на приемлемых ценовых условиях, что в свою очередь может повлиять на финансовое положение, результаты операций и перспективы развития Группы.

Правительство РФ продолжает проводить работу по осуществлению экономических реформ и совершенствованию юридического, налогового и нормативного законодательства. От результатов проведения этих реформ и эффективности экономических, финансовых и денежно-кредитных мер, предпринятых Правительством, в значительной степени зависит стабильность российской экономики в будущем.

В современное налоговое и банковское законодательства содержит множество противоречий, для решения которых необходимы поправки к налоговой реформе. Целесообразно совершенствование налогообложения кредитных организаций осуществлять исходя из содержания проводимых ими операций с учетом анализа практики применения российского налогового законодательства и международного опыта.

На практике происходит постепенная эволюция взглядов на задачи, решить которые должен учет налоговых факторов в процессе принятия управленческих решений. Минимизация налоговых платежей банков в основном стремились минимизировать свои налоговые платежи за счет «схем» ухода от налогообложения.


В связи с кризисом на первый план вышла высокая чувствительность бизнеса к рискам различного рода, в том числе налоговым. Усложнение налогового законодательства, увеличение международных транзакций, значительные санкции и даже банкротство в случае выявления уклонения от налогов, наконец, ущерб, наносимый репутации банка судебными разбирательствами, – все это вызывает необходимость рассмотрения налогообложения как сферы потенциальных рисков для организации. В результате руководители многих банков в настоящее время с опаской относятся к операциям, которые могут повлечь негативную реакцию налоговых органов или необходимость судебной защиты налогового планирования.

В настоящее время налоговый аспект присутствует в любом сегменте управления финансами хозяйствующих субъектов, влияет на все ключевые финансовые решения. Налогообложение воздействует не только на достижение важнейших финансовых целей банка, а именно: увеличение чистой прибыли и стоимости, но и на управление доходами, расходами, прибылью и капиталом, и на другие направления финансового менеджмента банков (формирование банковской политики, управление кредитным портфелем, портфелем ценных бумаг и т. д.).

В связи с этим, неотъемлемой частью современной системы финансового менеджмента в банке должен стать учет налоговых аспектов в процессе принятия управленческих решений, согласовываться с его целями и задачами, пронизывать все его этапы. Для этого должен проводиться на постоянной основе учет налоговых аспектов, быть закреплен внутренней организационно-распорядительной документацией, его цели и задачи должны быть согласованы с членами правления (Совета директоров) банка.

ФНС РФ разработала рекомендации по проведению проверок за уплатой НДС. Налоговики не будут подвергать проверке компании, доля вычетов которых стабильно составляло менее 90% от начисленных сумм налога. А также те фирмы, суммарные вычеты которых за налоговый период не превысило 1 000 000 рублей.

В некоторых субъектах Российской Федерации завершается опытная эксплуатация программно-технического комплекса «Банковские счета», введение которого должно повысить эффективность и оперативность получения от банков информации об открытых счетах налогоплательщиков, а также снизить затраты банков по составлению и направлению соответствующих сообщений в налоговый орган. Программно-технический комплекс «Банковские счета» позволяет осуществить представление указанных сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.


Сохранение действующей системы налогообложения банковских операций нецелесообразно, т.к. существует некоторые проблемы:

Во-первых, разница между облагаемыми и освобождаемыми операциями банка все более уменьшается.

Во-вторых, банки часто предоставляют клиентам комплекс финансовых и нефинансовых услуг, а нефинансовые организации при этом оказывают некоторые финансовые услуги.

Оказать влияние на решение этих проблем должно проведение следующих мероприятий:

      • проведение реформы системы налогообложения финансовых организаций;
      • введение дополнительных компенсационных налогов;
      • расширение системы косвенного налогообложения, действующей на сегодняшний день.

Заключение

Рассматривая налоги, которые подлежат уплате кредитным организациям в бюджет, а также порядок начисления и уплаты налогов на примере Сбербанка, можно с уверенностью сказать, что проблемы, возникшие с введением закона, постепенно решаются путем введения более точных трактовок статей, с нарастанием опыта служащих банка, которые непосредственно исчисляют налоги. Но вполне очевидно, что уровень решения таких вопросов целесообразно повысить до государственного. При этом следует обязательно учитывать мнение тех, на кого ложится все бремя, т.е. кредитных организаций.

В налоговой системе произошли значительные сдвиги в положительном направлении, которые позволили улучшить финансовое состояние кредитных организаций благодаря существенному уменьшению налогового бремени.

Также немаловажно проведение мероприятий по совершенствованию налогового администрирования. С одной стороны пресекаются часто повторяющиеся случаи уклонения от налогообложения путем использования имеющихся недоработок в законодательстве о налогах и сборах. С другой стороны, обеспечиваются законные права налогоплательщиков, повышается уровень их защищенности от неправомерных требований налоговых органов, а также создается для налогоплательщиков максимально комфортные условия для уплаты налогов и сборов.

Кроме пополнения доходной части бюджета в конечном итоге система налогообложения должна способствовать подъему экономики, т.е. создать экономически выгодные условия для того, чтобы производитель увеличивал производственные мощности и наращивал объемы реализации продукции (работ, услуг).