Файл: Пути совершенствования расчетов по налогам и сборам в банках.pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты налогообложения банков
1.1 Виды налогов, уплачиваемых банками и их влияние на формирование доходной части бюджета
1.2 Развитие налогообложения банков в современных условиях
2. Особенности исчисления и уплат налогов
2.1 Порядок начисления и уплата налогов по заработной плате
2.2 Особенность начисления и уплаты НДС и налога на имущество
2.3 Учет расчетов по налогу на прибыль в банках
3. Пути совершенствования расчетов по налогам и сборам в банках
Банковская деятельность имеет свою специфику, которая учитывается при разработке порядка исчисления налога на прибыль, например, при определении налогооблагаемой базы, при предоставлении льгот по налогу на прибыль и т.д.
Большинство банков, действовавших в Российской Федерации, до 1991 года принадлежало государству. Появившиеся к этому времени коммерческие и кооперативные банки были немногочисленны и не играли большой роли в экономике. С 1991 года действует Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", который определяет общие принципы построения налоговой системы [8]. Действующее в настоящее время налоговое законодательство не предусматривает каких-либо специальных налогов на банки, рассматривая их в плане налогообложения как обычные предприятия, но с учетом тех или иных особенностей. Таким образом, банки наряду с другими предприятиями, должны платить все федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и местные налоги. Фактически некоторые налоги банки не платят, поскольку Законом "О банках и банковской деятельности" банкам запрещены любые операции по производству и торговле материальными ценностями.
Специфической проблемой стало неисполнение банками платежных поручений клиентов на перечисления налоговых платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Таким образом, к концу девяностых годов назрела такая ситуация, когда изменения в системе налогообложения банков стало просто необходимым.
С 1 января 2001 г. Законом РФ № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» введена в действие специальная (вторая) часть Налогового кодекса. Изменения в системе налогообложения коммерческих банков необходимо рассматривать, учитывая цели налоговой реформы, отраженные в программных заявлениях Президента, Федерального собрания и Правительства РФ.
Таких целей можно выделить:
- снижение и равномерное распределение налогового бремени;
- упрощение налоговой системы;
- повышение эффективности системы сбора налогов.
Из налогов, введенных в действие Законом № 118-ФЗ, непосредственное влияние на деятельность коммерческих банков оказывали только два: НДС и единый социальный налог (ЕСН), но с 01.01.2010 года ЕСН утратил силу [1].
Известно, что налогообложение воздействует не только на достижение важнейших финансовых целей банка (увеличение чистой прибыли и стоимости), но и на управление доходами, расходами, прибылью и капиталом, а опосредованно и на другие направления финансового менеджмента банков (формирование банковской политики, управление кредитным портфелем, портфелем ценных бумаг и т. д.).
Налогообложение выступает одним из факторов, влияющих на финансовые потоки банка, и государство должно учитывать это при разработке налоговой стратегии в целях обеспечения устойчивого функционирования банковского сектора. Вместе с тем динамичное развитие экономической ситуации и высокая конкуренция в банковском секторе требуют учета налоговых факторов и на микроуровне [4].
Кроме учета налоговых аспектов в управлении своей деятельностью, Банк несет и налоговую ответственность:
- при неуплате налоговых отчислений и выплат в бюджеты всех уровней;
- при неисполнении банками запросов налоговых органов за непредоставление налоговому органу сведений о налогоплательщике;
- за предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями;
- при открытии счета организациям, индивидуальным предпринимателям без предъявления свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- при отсутствии уведомлений в налоговый орган об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в пятидневный срок.
Значительную долю в налоговых доходах государства составляют поступления от банков.
2. Особенности исчисления и уплат налогов
2.1 Порядок начисления и уплата налогов по заработной плате
Сбербанк за 2015 – 2016 года уплатил в бюджет следующие налоги [24]:
- налог на прибыль организаций;
- налог на имущество;
- единый социальный налог (ЕСН);
- налог на добавленную стоимость;
- прочие налоги.
До 2001 года существовало четыре внебюджетных фонда, куда платились взносы [1]:
- Пенсионный фонд.
- Государственный фонд социального страхования.
- Федеральный фонд обязательного медицинского образования.
- Фонд службы занятости.
После объединения этих платежей в единый налог, служба занятости была убрана, и осталось только три фонда. Также, с введением ЕСН, была снижена ставка: если до 2001 года суммарная ставка платежей во все внебюджетные фонды была равна 38,5 %, то с введением ЕСН она снизилась до 35,6 % (основная ставка). При этом была введена регрессивная шкала ставок, которая преследует цель избежать теневого учета части заработной платы, поскольку с увеличением начислений в пользу наемного работника снижается размер отчислений ЕСН.
База, как взносов, так и налога рассчитывается как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиком за налоговый период в пользу физических лиц.
В Сбербанке расходы на содержание персонала включают установленные законом взносы в фонд социального обеспечения и пенсионный фонд (ЕСН), в 2015 году в размере 346 000 000 000 рублей, а в 2016 году – 384 300 000 000 рублей [24].
С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ (за исключением отдельных положений), который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а глава 24 НК РФ "Единый социальный налог" утратила силу (ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) [2]. Страховые взносы должны перечисляться отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный). Действие данного Закона не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплата которых регулируется специальными федеральными законами (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
2.2 Особенность начисления и уплаты НДС и налога на имущество
НДС довольно специфичный для банков налог, т.к. для большинства банковских операций не предусмотрено налогообложение этим налогом. Это связано, в основном, тем, что цена на банковские услуги очень зависима от изменений, и увеличение их даже на 1-2 % может привести к резкому снижению доходности банка, а если обложить эти операции НДС, то цена их возрастет на 10-20 %, что может привести к разрушению банковской системы [3].
Банками осуществляются следующие банковские операции, не подлежащих налогообложению НДС на территории РФ [6]:
- привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады;
- размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банка и за их счет;
- открытие и ведение банковских счетов организации и физических лиц, в том числе банковских счетов, следующих для расчетов по банковским картам, а также операции, связанные с обслуживанием банковских карт;
- осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
- кассовое обслуживание организаций и физических лиц;
- купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
- осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ;
- по исполнению банковских гарантий (выдаче и аннулировании банковской гарантии, подтверждение и изменение условий указанных гарантий, платеж по такой гарантии, оформление и проверка документов по этой гарантии), а также осуществление банками следующих операций:
- выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
- оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатации системы «клиент-банк», включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанию систему персонала;
- получение от заемщика сумм в счет компенсации страховых компенсаций, уплаченных банком по договору страхованию на случай смерти или наступлению инвалидности указанных заемщиков, в которых банк является страхователем и выгодоприобретателем;
- услуг, связанных с обслуживанием банковских карт;
- операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработки и рассылки участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами;
- осуществление отдельных банковских операций организациями, которые в соответствии с законодательством РФ вправе их совершать без лицензии ЦБ РФ.
Незначительная часть операций, проводимых банками подлежит обложению НДС, и большинство этих операций не относятся к банковским. Ставка налога составляет 18% [2].
В Сбербанке, на основе приложения 1, чистые комиссионные доходы составляют за 2015 год – 319 000 000 000 рублей, за 2016 год – 349 100 000 000 рублей, учитывая эти данные НДС составит:
в 2015 году
319 000 000 000 · 0,18 = 57 420 000 000 рублей,
в 2016 году
349 100 000 000 · 0,18 = 62 838 000 000 рублей.
Налог на имущество в Сбербанке. Налогооблагаемая база определяется как среднегодовая стоимость имущества по следующей формуле:
,
где n1, n2, n3, n4, n5 – соответственно стоимость налогооблагаемого имущества на начало отчетного года, на начало второго, третьего, четвертого кварталов и на конец года.
Следует отметить, что при расчете стоимости налогооблагаемого имущества, его сумму необходимо уменьшать на сумму амортизации, начисленной на данный вид имущества [7]. Ставка налога равна 2 %.
2.3 Учет расчетов по налогу на прибыль в банках
Главой 25 НК РФ введено понятие налогового учета по налогу на прибыль.
Согласно статье 313 НК РФ – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основании первичных документов.
Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций [8].
Систему налогового учета организует налогоплательщик самостоятельно, следуя принципу последовательности применения норм и правил налогового учета [2].
Данные налогового учета должны быть документально подтверждены и отражать следующее:
- порядок формирования суммы доходов и расходов;
- порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем отчетном периоде;
- сумму остатка расходов, подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
- порядок формирования сумм создаваемых резервов;
- сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.
Подтверждаются данные налогового учета специальными документами, в состав которых входят первичные учетные документы, аналитические регистры налогового учета и расчет налоговой базы [9].
Для определения налоговой базы существуют формы аналитических регистров налогового учета, которые должны содержать следующие реквизиты:
- наименование регистра;
- период (дата) составления;
- измерители операции в натуральном и денежном выражении;
- наименование хозяйственных операций;
- подпись лица, ответственного за составление регистра.
Аналитические данные регистра налогового учета могут содержать таблицы, ведомости, журналы, книги, в которых без отражения на счетах бухгалтерского учета группируются данные первичных учетных документов для формирования налоговой базы по налогу на прибыли.
Объектами налогового учета являются имущество, а также обязательные и хозяйственные операции организаций, стоимостная оценка которых определяет размер налоговой базы текущего отчетного периода. К данным налогового учета можно отнести информацию о величине или иной характеристике показателей, определяющей объект учета, отражаемой в разработочных таблицах, справки бухгалтера и иные документы налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения [5].
Под организацией системы налогового учета понимается определение совокупности показателей, которые прямо или косвенно влияют на размер налоговой базы, критериев или систематизации в ресурсах налогового учета, а также порядке ведения учета, в формировании и отражении в ресурсах информации об объектах налогового учета [10].
Налогоплательщик на основании аналитического учета внереализационных доходов и расходов ведет расшифровку доходов и расходов в виде процентов по ценным бумагам, по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада и иным образом оформленным долговым обязательствам.
В аналитическом учете налогоплательщик самостоятельно отражает сумму доходов (расходов) в сумме причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров. Сумма дохода (расхода) в виде процентов по долговым обязательствам учитываются в аналитическом учете исходя из установленной по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде на дату признания доходов (расходов) [11]:
- проценты, учитываемые банком по договору банковского счета, включаются налогоплательщиком в налоговую базу на основании выписки о движении денежных средств по банковскому счету налогоплательщика;
- проценты по договорам кредита, займа и иным аналогичным договорам учитываются на дату признания (расхода);
- проценты, полученные налогоплательщиком за предоставление в пользование денежных средств, учитываются в составе доходов (расходов), подлежащих включению в налоговую базу, на основании выписки о движении денежных средств налогоплательщика по банковскому счету.