Файл: Методические рекомендации по подготовке диверсификации деятельности предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы стратегии диверсификации предпринимательской деятельности

1.1 Понятие, цели и мотивы диверсификации предпринимательской деятельности

1.2 Виды и методы диверсификации предпринимательской деятельности

1.3 Факторы, влияющие на проведение диверсификации деятельности предприятий

Глава 2. Анализ стратегии диверсификации на примере предприятия ИП Железнов А.Б.

2.1 Анализ экономического состояния предприятия ИП Железнов А.Б.

2.2 Анализ возможных путей развития организации

2.3 Методические рекомендации по подготовке диверсификации деятельности предприятия

2.4Методические рекомендации по осуществлению диверсификации деятельности предприятия

2.5Эффективность разработанных рекомендаций по диверсификации предпринимательской деятельности

Заключение

Список использованных источников

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что основная классификация стратегии диверсификации предполагает ее деление на: централизованную, горизонтальную и конгломеративную диверсификацию.

Методы диверсификации зависят от сферы бизнеса и управления предприятием. Основными методами диверсификации будем считать: адаптацию, экспансию, поглощение, слияние, присоединение, инвестиции, содействие. [14,С. 172]

1.3 Факторы, влияющие на проведение диверсификации деятельности предприятий

В настоящее время существует несколько эталонных стратегий развития предприятия:

  • стратегия концентрированного роста;
  • стратегия интегрированного роста;
  • стратегия диверсифицированного роста;
  • стратегия сокращения.

Для того, чтобы организация выбрала стратегию диверсифицированного роста, должны быть выполнены определенные предпосылки. В своих книгах и публикациях Майкл Портер [3] высказывает мнение, что перед началом проведения диверсификации необходимо осуществить три теста:

  1. тест на привлекательность. Отрасли, выбранные для диверсификации, должны иметь либо привлекательную структуру, либо потенциал для того, чтобы стать привлекательными. Проблема заключается в том, что в таких отраслях будут существовать высокие барьеры вхождения для новых участников. Кроме того, оперирующие в привлекательных отраслях фирмы стоят очень дорого. Структурно непривлекательные отрасли можно рассматривать лишь в том случае, когда существует вероятность того, что корпорация может своими действиями изменить ситуацию в самой отрасли, либо если ожидается улучшение в структуре отрасли; [19,С. 142]
  2. тест на стоимость вхождения в новую отрасль. Золотым правилом в данном случае является то, что издержки вхождения в новую отрасль должны быть оправданы будущими доходами. Проблемы возникают, если приобретающая корпорация сталкивается с конкурентами. Борьба между конкурентами может закончиться тем, что победитель заплатит за свое приобретение сумму большую, чем рыночная стоимость приобретенной компании. А это означает, что в приобретаемом бизнесе должны скрываться такие нераскрытые возможности, которые бы оправдали покупку;
  3. тест на дополнительные выгоды. Организация должна дать своему новому подразделению какие-то значительные конкурентные преимущества, либо само подразделение должно предложить возможности для повышения конкурентоспособности всей корпорации в целом. Однако если это преимущество заключается в реструктуризации «засыпающего» вида деятельности, то корпорация должна продать это подразделение, чтобы обеспечить ресурсы для проведения подобной операции где-либо еще. Некоторые менеджеры иногда путают понятия стоимости корпорации с ее размерами и не решаются продать предприятия, которые уже не могут увеличивать стоимость корпорации. [26]

При осуществлении диверсификации необходимо иметь положительные результаты по всем трем тестам, а не только по одному или двум. [16,С. 41]

Рассмотрим факторы, влияющие на проведение диверсификации деятельности предприятий.

И. Ансофф выделяет следующие факторы диверсификации производства:

  1. фирмы диверсифицируются, когда они не могут достичь поставленных целей в рамках имеющегося бизнес-портфеля. Если говорить о ближайших целях и долгосрочной рентабельности, факторами диверсификации могут стать насыщенность рынка, общее уменьшение спроса, конкуренция или устаревание продуктов фирмы. Обычные симптомы этого – уменьшение нормы возврата инвестиций, «высыхание» потока новых возможностей. Если говорить о гибкости, фактором диверсификации может быть непропорционально большая часть объема продаж, приходящаяся на одного покупателя, узкий рынок или ограниченная технологическая база, появление новых технологий;
  2. даже если компания имеет привлекательные возможности для расширения производства, успешно движется к поставленным целям, она может принять решение о диверсификации, если сумма остающейся у нее прибыли недостаточна для выполнения планов по расширению текущей деятельности;
  3. даже если достигаются текущие цели, компания может принять решение о диверсификации в случае, если это позволяет ей получать большую прибыль, нежели простое расширение производства. Такая ситуация может быть в случаях:
    • когда возможности диверсификации настолько привлекательны, что покрывают неизбежный в таких случаях малый синергизм;
    • когда отдел исследований и разработок разработал перспективные новые продукты;
    • когда руководство не придает особого значения синергизму и, следовательно, синергетические преимущества, которыми обладает расширение перед диверсификацией, не существенны. Это особенно характерно для конгломератов;
  4. компании нередко страдают синдромом «хорошо там, где нас нет». Не обладая достаточно надежной информацией об альтернативах диверсификации, такие компании вместо тщательного сравнения возможностей переходят к немедленным практическим действиям. Гораздо более дешевой и оправданной является заблаговременная покупка надежной информации [21, с. 211].

Зуб А.Т. выделяет другие причины выбора стратегии диверсифицированного роста, такие как:

  1. «новые продукты могут иметь циклические схемы продаж, уравновешивающие цикличность продаж существующих продуктов организации;
  2. существующие каналы распределения организации могут использоваться для сбыта новых продуктов имеющимся покупателям;
  3. прибыль, получаемая от имеющихся у организации продуктов или услуг, может значительно возрасти за счет добавления новых, не связанных с ними, продуктов;
  4. диверсификация может быть необходима в связи с тем, что организация конкурирует в высоко конкурентной или не растущей отрасли, имея в результате низкие уровни прибыли» [11, с. 93].

Наиболее полно описал основные факторы, влияющие на проведение диверсификации деятельности предприятий, Вигман С.Л. По его мнению ими являются: [13,С. 52]

  • «рынки для осуществляемого бизнеса оказываются в состоянии насыщения, либо же сокращения спроса на продукт вследствие того, что продукт находится на стадии умирания;
  • текущий бизнес дает превышающее потребности поступление денег, которые могут быть прибыльно вложены в другие сферы бизнеса;
  • новый бизнес может вызвать синергетический эффект за счет лучшего использования оборудования, комплектующих изделий, сырья и т.п.;
  • антимонопольное регулирование не разрешает дальнейшего расширения бизнеса в рамках данной отрасли;
  • могут быть сокращены потери от налогов;
  • может быть облегчен выход на мировые рынки;
  • могут быть привлечены новые квалифицированные служащие, либо же лучше использован потенциал имеющихся менеджеров» [5, с. 69].

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что стратегия диверсификации применима на стадии насыщения рынка, в ситуации, когда имеется возможность выгодно вложить финансы в развитие нового бизнеса или когда новый бизнес способен повысить шансы уже имеющейся деятельности.

Глава 2. Анализ стратегии диверсификации на примере предприятия ИП Железнов А.Б.

2.1 Анализ экономического состояния предприятия ИП Железнов А.Б.

Индивидуальный предприниматель Железнов А.Б. осуществляет свою торговую деятельность на потребительском рынке г. Новосибирска с 2002 года и по своей организационно-правовой форме является предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в Новосибирском Муниципальном Банке, круглую печать и действует на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости.

Основными целями деятельности ИП Железнов А.Б. являются:

  • наиболее полное и качественное удовлетворение потребностей потребителей продукцией, реализуемой организацией в соответствии с уставными видами деятельности;
  • получение прибыли и реализация на ее основе социально-экономических интересов членов трудового коллектива и предпринимателя.

Основным видом деятельности ИП Железнов А.Б. является розничная торговля аудио- и видеопродукцией.

Рассмотрим изменение основных экономических показателей за последние три года.

Выручка – количество денежных средств или иных благ, получаемое компанией за определенный период ее деятельности, в основном за счет продажи продуктов или услуг своим клиентам.

Себестоимость – все издержки (затраты), понесенные предприятием на производство и реализацию (продажу) продукции или услуги.

Валовая прибыль – разница между выручкой от продаж и себестоимостью реализованной продукции или услуги, расчитывается по формуле ).

ВП = В-С (2.1)

где ВП – валовая прибыль;

С – себестоимость;

В-выручка.

Таблица 1

Основные экономические показатели ИП Железнов А.Б. за 2014–2016 гг.

Показатели

Год

Изменение (+,–)

Темп изменения (%)

2014

2015

2016

2015 к 2014

2016 к 2015

2015 к 2014

2016 к 2015

1. Выручка от продажи товара (т.р.)

8230

11176

10953

2946

– 223

135,7

98

2. Себестоимость проданного товара (т.р.)

7482

10260

9857

2778

– 403

137,1

96,1

3. Валовая прибыль (т.р.)

748

916

1096

168

180

122,4

119,7

Из таблицы мы видим, что выручка от продажи товара в 2015 году увеличилась более чем на 30% по сравнению с предыдущим годом. Это связано с открытием нового пункта розничной торговли. Однако, в следующем году произошел ее спад.

С себестоимостью товара происходит то же самое, хотя организации в 2016 году удалось ее понизить за счет появления более выгодных условий поставок. Это привело к тому, что темп изменения валовой прибыли предприятия хоть и снизился, но остался положительным.

Проанализируем эффективность использования трудовых ресурсов в ИП Железнов А.Б.

Фонд оплаты труда рассчитывается по формуле .

ФОТ = ЗП * Ч * 12 (2.2)

где ФОТ – фонд оплаты труда;

ЗП – среднемесячная заработная плата;

Ч – численность работников организации.

Таблица 2

Эффективность использования трудовых ресурсов

за 2014–2016 гг.


Показатели

Год

Изменение

Темп изменения (%)

2014

2015

2016

2015 к 2014

2016 к 2015

2015 к 2014

2016 к 2015

1. Численность работающих (чел.)

4

6

6

2

0

150

100

3. Среднемесячная заработная плата (т.р.)

8

8

9

0

1

100

112,5

2. Фонд оплаты труда (т.р.)

384

576

648

192

72

150

112,5

Среднемесячная заработная плата в 2014 и 2015 годах составила 8 т.р., на следующий год она увеличилась до 9 т.р. Также численность рабочих увеличилась в 2015 году в полтора раза. Эти показатели повлияли на ежегодное увеличение фонда оплаты труда.

Рассмотрим эффективность использования основных средств.

Основные средства – это средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму. Предназначаются для нужд основной деятельности организации и должны иметь срок использования более года. По мере износа, стоимость основных средств уменьшается и переносится на себестоимость с помощью амортизации.

Фондоотдача – отношение выручки от реализации за период к средней балансовой стоимости основных средств [28]. Фондоотдача рассчитывается по формуле.

ФО = В / ОС (2.3)

где ФО – фондоотдача;

ОС – основные средства.

Фондоемкость – это параметр, обратный параметру фондоотдачи, рассчитанный как отношение стоимости основных средств к стоимости годового выпуска продукции. Фондоемкость рассчитывается по формуле.

ФЕ = ОС / В (2.4)

где ФЕ – фондоемкость.

Фондовооруженность – отношение стоимости основных фондов к численности персонала. Фондовооруженность рассчитывается по формуле .

ФВ = ОС / Ч (2.5)

где ФВ – фондовооруженность.

Фондорентабельность – показатель, характеризующий сколько рублей прибыли (от реализации или до налогообложения) приходится на 100 рублей основных фондов. Рассчитать фондорентабельность мы сможем по формуле ).

ФР = ВП / ОС (2.6)

где ФР – фондорентабельность.

Таблица 3

Эффективность использования основных средств

за 2014–2016 гг.

Показатели

Год

Изменение

Темп изменения (%)

2014

2015

2016

2015 к 2014

2016 к 2015

2015 к 2014

2016 к 2015

1. Выручка от продажи товара (т.р.)

8230

11176

10953

2946

-223

135,7

98

2. Валовая прибыль (т.р.)

748

916

1096

168

180

122,4

119,7

3. Численность работающих (чел.)

4

6

6

2

0

150

100

4. Среднегодовая стоимость основных средств (т.р.)

268

337

332

69

-5

126

98

5. Фондоотдача

30,7

33,2

33

02,5

-00,2

110

99

6. Фондоемкость (р.)

0,033

0,03

0,03

-0,003

0

91

100

7. Фондовооруженность (т.р./чел.)

67

56,2

55,3

-10,8

-0,9

84

98

8. Фондорентабельность (%)

280

272

330

8

58

97

121