Файл: Типологии корпоративной культуры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Основные теоретические подходы к изучению корпоративной культуры

1.2. Типологии корпоративной культуры

1.3. Формирование и функции корпоративной культуры

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КОМПАНИИ ООО «ПРОГРЕСС»

2.1 Характеристика деятельности компании ООО «Прогресс»

2.2. Исследование построения корпоративной культуры в компании ООО «Прогресс»

2.3. Исследование и анализ корпоративной культуры ООО «Прогресс»

Блок 1. Удовлетворенность работой

Наибольшее количество опрошенных (96%) считают нормальными задержки вне рабочего графика при наличии срочной работы, для 86% опрошенных работа не влияет на личную жизнь, 53% считают, что при поступлении на работу у всех претендентов имеются равные возможности.

Анализ ответа на вопрос: Какие льготы Вы бы еще хотели получать в дополнение к заработной плате?

Большинство опрошенных сотрудников организации в качестве льгот к заработной плате предпочли качественное медицинское обслуживание (35%).

Хотели бы получить дополнительную оплату за выполнение сверхурочной работы 25% коллектива. А 20% сотрудников хотели бы получить в дополнение к заработной плате оплату проезда по работе. Наименьшую важность для сотрудников занимают бесплатные обеды, возможность получения кредита и абонемент в спортклуб.

Блок 2. Оценка работы руководителя

68% сотрудников считают себя членами единой команды с чьим мнением считаются, тем не менее 41% считают, что имеются расхождения между словами руководителя и его практическими делами и лишь 20% не знают цель холдинга и не имеют четкого представления о нем.

Анализ ответа на вопрос: Руководитель нашего подразделения обладает следующими качествами (кол-во чел.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Тест «Уровень корпоративной культуры»

Успех в бизнесе предполагает высокую степень совместимости стратегии и культуры в организации. Могут возникать такие ситуации: игнорируется культура, которая мешает эффективному выполнению выбранной стратегии. Возможен вариант, когда система управления подстраивается под существующую в организации культуру, или делается попытка изменить культуру в соответствии с выбранной стратегией. Есть вариант, когда стратегия может подстроиться под существующую культуру. Ценности организации являются ядром корпоративной культуры, на основе которых вырабатываются нормы и формы поведения в организации. Именно ценности, разделяемые и декларируемые основателями и наиболее авторитетными членами организации, зачастую становятся тем ключевым звеном, от которого зависит сплоченность сотрудников, формируется единство взглядов и действий, а, следовательно, обеспечивается достижение целей организации.

Организационные ценности и нормы, с точки зрения консультантов по управлению и корпоративной культуре, могут включать в себя, например, следующее:

  1. обращение с людьми;
  2. организация работы и дисциплина (добровольная или принудительная дисциплина; гибкость в изменении ролей; использование новых форм организации работы и другое);
  3. стиль руководства и управления (стили авторитарный, консультативный или сотрудничества; использование целевых групп; личный пример; гибкость и способность приспосабливаться);
  4. процессы принятия решений;
  5. характер контактов (предпочтение личным или письменным контактам; жесткость или гибкость в использовании установившихся каналов служебного общения; значение, придаваемое формальным аспектам; возможность контактов с высшим руководством; применение собраний; кто приглашается и на какие собрания; нормы поведения при проведении собраний);
  6. пути разрешения конфликтов (желание избежать конфликта и идти на компромисс; предпочтение применения официальных или неофициальных путей; участие высшего руководства в разрешении конфликтных ситуаций и т.д.)[16].

Подводя итоги, можно сказать, что главными элементами корпоративной культуры, большинство авторов называют человеческий фактор. Уделяют внимание лояльности работника к фирме, набору традиций, призванных укреплять внутреннюю структуру организации.

Корпоративную культуру можно определить как комплекс разделяемых членами организации мнений, эталонов поведения, настроений, символов, отношений и способов ведения бизнеса, обуславливающих индивидуальность компании. Значение корпоративной культуры, её функции для развития любой организации определяются рядом обстоятельств.


Во-первых, она придает сотрудникам корпоративную идентичность, определяет внутригрупповое представление о компании, являясь важным источником стабильности и преемственности в организации. Это создает у сотрудников ощущение надежности самой организации и своего положения в ней, способствует формированию чувства социальной защищенности.

Во-вторых, знание основ корпоративной культуры своей компании помогает новым работникам правильно интерпретировать происходящие в организации события, определяя в них все наиболее важное и существенное.

В-третьих, внутрикорпоративная культура, более чем что-либо другое, стимулирует самосознание и высокую ответственность работника, выполняющего поставленные перед ним задачи. Признавая и награждая таких людей, корпоративная культура идентифицирует их в качестве ролевых моделей (образцов для подражания).

Тема корпоративной культуры вызывает большой интерес исследователей не только в силу особого, междисциплинарного положения, но и в силу высокой практической и экономической значимости для жизнедеятельности компаний, фирм, других организаций. Причем, с одной стороны, она изучается учеными совершенно разных направлений - психологами, социологами, экономистами, специалистами по управлению и др., а с другой стороны - разрабатывается практиками - сотрудниками специализированных фирм, руководителями отделов по управлению персоналом, различного рода консультантами.

Корпоративная культура – это новая область знаний, входящая в серию управленческих наук. Она выделилась также из сравнительно новой области знаний – организационного поведения, которая изучает общие подходы, принципы, законы и закономерности в организации.

Наиболее близкое нам определение корпоративной культуры подразумевает систему ценностей организации, воплощенных в различных сторонах ее деятельности (микроклимат, атмосфера, стиль руководства и ведения бизнеса, нормы и правила, производственные традиции и т. д.).

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КОМПАНИИ ООО «ПРОГРЕСС»

2.1 Характеристика деятельности компании ООО «Прогресс»


ООО «Прогресс» - общество с ограниченной ответственностью. Это крупная торговая компания, основанная в 1995 году. Численность работающих данной компании более 200 человек. Предприятие занимается розничной торговлей продуктов питания. ООО «Прогресс» - сеть магазинов довольно устойчивые позиции на рынке Тулы.

История компании началась в 1992 году с открытия первого магазина. На тот момент магазины современных форматов розничной торговли продуктами питания только появлялись и были в новинку покупателям, однако интерес к ним рос. Именно поэтому было принято решение об открытии первого супермаркета, который должен был отличаться широким ассортиментом, представленном на относительно небольшой торговой площади, и высоким уровнем обслуживания.

К 2017 году было открыто 4 супермаркета. В том же году было принято решение объединить данные магазины под единой концепцией бренда, провести реинжиниринг бизнес процессов и позиционировать сеть в формате премиум. Параллельно с работой над визуальной концепцией бренда менеджментом сети были формализованы Миссия и Ценности компании, прописаны основные политики сети: ассортиментная, ценовая, закупочная, кадровая. В результате предпринятых действий, сеть стала развиваться в рамках единой маркетинговой, ценовой, мерчандайзинговой, закупочной, операционной и кадровой политики, а также единого внутрифирменного стиля.

Корпоративная структура ООО «Прогресс» имеет следующий вид (рисунок 1).

Собрание учредителей

Региональные представительства

Региональные представительства

Филиал

Филиал

Региональное отделение

Региональное отделение

Рис. 1. Структура ООО «Прогресс»

Нами была выбрана организация, занимающаяся розничной торговлей продуктами питания. В составе организации имеются 4 супермаркетов, в которых заняты около 250 работников. Персонал компании – это группа людей в возрасте от 18 до 50 лет. Средний возраст сотрудника «Прогресс» - 28 лет. В организации, в основном, женщины. 80% сотрудников – иногородние, снимающие в г. Туле жилье. Почти 60% сотрудников имеют высшее образование.

В нашем исследовании был задействованы сотрудники одного из супермаркета компании. В исследовании приняли участие 51 человек, представители самых различных должностей.

Практическую работу по созданию, поддержанию и развитию корпоративной культуры осуществляют три категории специалистов. Прежде всего - это руководители супермаркетов - именно они являются основными носителями, создателями культуры. Кроме них, работы, связанные с корпоративной культурой осуществляют специалисты-профессионалы - менеджеры. К третьей категории можно отнести работников торгового зала супермаркетов. Именно транслируют культуру людям. Развитием и поддержанием корпоративной культуры непосредственно занимаются генеральный директор.


 Одним из конкурентных преимуществ ООО «Прогресс» является наличие сильной корпоративной культуры, сложившейся внутри коллектива сети с момента ее основания. Каждый сотрудник, попадающий в ООО «Прогресс», имеет возможность полностью сконцентрироваться на выполнении своих прямых обязанностей и гордиться самим фактом работы в Компании. Ценится и поддерживается стремление к развитию, готовность и открытость новому, и предоставляются широкие возможности для профессионального обучения и роста. Кадровая политика ООО «Прогресс», полностью соответствует всем законам и нормам Российского законодательства. Все сотрудники сети работают на основании Трудовых договоров.

2.2. Исследование построения корпоративной культуры в компании ООО «Прогресс»

Процесс формирования корпоративной культуры связан с установлением определенного типа отношений между членами организации, а также между ними и внешней средой. Это нахождение способов совместной работы и сосуществования. На данном этапе руководителю необходимо поработать над формированием следующих элементов корпоративной культуры.

Первый блок этих элементов связан с внешней адаптацией. К ним относятся следующие составляющие.

1) Миссия компании ООО «Прогресс» (ее основное предназначение): зачем мы нужны обществу

2) Будущее компании ООО «Прогресс»: что будет через год, пять лет, десять

3) Цели компании ООО «Прогресс», отражающие миссию: как мы будем идти в наше будущее, т.е. конкретные шаги в реализации миссии и выбор стратегии достижения этих целей.

4) Клиенты компании ООО «Прогресс»: для кого работает компания

5) Партнеры компании ООО «Прогресс»: вместе с кем предстоит работать во внешней среде

Второй блок элементов связан с внутренней интеграцией.

На формирование корпоративной культуры, её содержание и отдельные пара­метры влияют ряд факторов внешнего и внутреннего окружения.

Анализ факторов формирования корпоративной культуры показывает, что последняя является предметом развития и изменений в течение всей жизни организации. При этом в силу «глубинности» базовых предположений и их «устойчивости» указанные процессы про­текают скорее постепенно и эволюционно, чем радикально и революционно. Построение корпоративной культуры, вращивание основных её элементов в психологию персонала требует от админист­рации, руководителей разных рангов ничуть не меньше усилий, чем, скажем, внедрение новой технологии или проведение структурных преобразований.


В компании ООО «Прогресс» построение корпоративной культуры велось с первого дня её создания. Закладывались организационные ценности, стандарты поведения, регламентирование различных ситуаций.

Изначально в компании формировалась клановая культура, которая предполагает наличие большого количества общих интересов у сотрудников организации. Основной упор делался на развитие «семейных» отношений. Во главу угла ставились преданность организации и традиционный уклад. Ярко выражена высокая обязательность организации перед сотрудниками. Особое значение придается сплоченности коллектива и моральному климату.

Таким образом, сотрудники склонны в большей мере доверять руководителю и предоставлять ему право принятия высокорискованых управленческих решений.

Теперь обратимся к системе ценностей организации. Построение организации началось с формирования миссии и стратегии компании ООО «Прогресс».

Стратегическими задачами были названы:

  1. Стремительный захват рынка и освоение территории премиум – класса.
  2. В перспективе освоение новых отраслей деятельности: помимо традиционных супермаркетов постепенно оснащать новыми и востребованными услугами: открытие кулинарий и производство домашнего питания, открытие отделов национальной кухни, изготовление деликатесов.
  3. Выход на лидирующие позиции на рынке среди супермаркетов, работающих в сегменте премиум – касса.
  4. Создание новых проектов.
  5. Формирование и популяризация доктрины самообучения и самосовершенствования.
  6. Создание банка инновационных идей.
  7. Поддержка молодых и перспективных сотрудников.

Миссия организации – постоянно совершенствовать бизнес на благо потребителей, сотрудников и деловых партнеров компании, содействовать продвижению культуры потребления продуктов питания населением.

Каждый год компания открывает новые магазины, что доказывает – компания не стоит на месте и ищет новые пути развития. ООО «Прогресс» стала первой компанией, которая стала пропагандировать «здоровое питание» как основную ценность при потреблении продуктов. Именно после этого и в других сетях стали появляться акции «здорового питания» и акции по сезону. Главной задачей стало предложение потребителям новых продуктов и вариантов приготовления традиционных блюд.

Корпоративная культура компании базируется на следующих принципах:

  1. Эффективная совместная работа директора компании и руководителей всех подразделений.
  2. Еженедельное ознакомление с текущими целями и обсуждение способов их достижение.
  3. Контроль и проверка прогресса в достижении поставленных целей.
  4. Приобщение сотрудников к ценностям организации и повышение лояльности компании.
  5. Создание благоприятных условий труда. К примеру, существует оплата питания, и компенсация мобильной связи части сотрудников, дополнение трех дней к ежегодному оплачиваемому отпуску некурящим сотрудникам. В компании приветствуются следующие принципы взаимодействия: постоянный и систематический обмен информацией, доступность руководства для сотрудников организации, вежливость и корректность сотрудников по отношению друг к другу.