Файл: Взаимосвязь видов и функций менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такие виды и направления управленческой работы реализуются и видны в ее функциях. В зависимости от типа менеджмента содержание функций получает специфику, некоторое содержание.

Но, в общем, ключевыми функциями считаются перечисленные выше четыре; это может определить логику дальнейшего изучения темы.

Итак, можно представить следующие обобщения из сделанного краткого обзора теоретических баз видов и функций менеджмента:

  • функции менеджмента - это определенный вид управленческой работы, который проводится специальными приемами и методами, а также соответствующая организация деятельности и контроль всей работы;
  • все функции могут быть связаны между собой действиями менеджера, который принимает решения и осуществляет коммуникации;
  • все типы управленческой работы, имеющие для менеджмента максимально важное значение, можно привести в несколько групп, в любой из которых есть единые направления руководящей работы, а именно: хозяйственное, техническое и социально-психологическое руководства; для каждой сферы характерны специфические качества функций руководства, но цикл менеджмента остается единым для всех областей использования. [4 с. 19 % тныхьныных направлений за000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000]

2 Характеристика основных функций менеджмента

2.1 Сущность и место планирования в цикле менеджмента

Если говорить в общем, то в процессе планирования могут приниматься решения о том, какими должны быть цели предприятия и что должны осуществлять ее члены, чтобы получить этих целей. Это подготовка сегодня к завтрашнему дню, нахождение того, что требуется и как это получить.

План - это сложная социально-экономическая модель будущего положения предприятия [5, с. 86]. Ступени процесса планирования в целом универсальны. Что же касается определенных методов и стратегии, то они значительно различаются. Обычно предприятие формирует общий план для руководства ее общей деятельностью, но в ее пределах некоторыми менеджерами используются для достижения некоторых целей и задач предприятия различные методы. Таким образом, формируется карта пути, по которому должна пройти фирма за некоторый временной период.


Общего метода планирования, соответствующего любой ситуации, просто нет. Тип планирования и ударение, которое делается менеджером в ходе планирования, зависит от его положения в организационной иерархии предприятия, т.е. процесс планирования проводится соответственно ступеням предприятия. Так, стратегическое планирование (максимальный уровень) - это попытка посмотреть в долгосрочной перспективе на главные составляющие предприятия; дать оценку, тенденциям, которые могут наблюдаться в ее окружении; понять, каким, скорее всего, будет организация конкурентов. Основная задача планирования на этой ступени заключается в том, чтобы найти, как предприятие будет себя вести в своей рыночной структуре. [6 с. 62 % тныхьныных направлений за000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000]

Тактическое планирование очень похоже со стратегическим. Разница только в том, что если на предприятии, к примеру, 3 начальника самых разных подразделений, то любой из них обязан координировать или интегрировать свою работу с другими. И это должно быть показано в плане. Поэтому их ответственность с точки зрения тактического планирования заключается в том, чтобы в базисе планирования положить идеи, которые возникают при стратегическом планировании [6, с. 145].

Планирование проводится и на нижнем уровне предприятия. Оно называется оперативным планированием. Это - база основ планирования. В оперативных планах стандарты работы, описание деятельности и т.п. вписываются в такую систему, при которой любой ориентирует свои усилия на получение единых и основных целей предприятия.

Любой менеджер на базе оперативного плана формирует повседневную краткосрочную тактику, чтобы гарантировать эффективность всех действий, найти сильные и слабые стороны функционирования предприятия. Подобный подход формирует правильные условия для регулярного развития личности.

Все 3 типа планирования формируют единую систему, которая может называться генеральным, или единым планом, или бизнес-планом функционирования предприятия. [7 с. 23 % тныхьныных направлений за000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000]

Эффективность планирования как функции руководства во многом зависит от того, какими принципами (управляющими правилами) руководствуются при формировании планов.

Собирая основные походы к решению данного вопроса, можно определить такие принципы планирования:

1) полнота планирования - при планировании обязаны браться в учет все события и ситуации, которые могут иметь значение для формирования предприятия;


2) точность планирования - при формировании планов применяются современные способы, средства, тактики и процедуры, гарантирующие точность прогнозов;

3) ясность планирования - это цель и меры планирования должны иметь простые и легкие при воспроизведении формулировки, доступные всем членам организации;

4) непрерывность планирования - это не одноразовый акт, а непрерывный процесс;

5) экономичность планирования - расходы на планирование обязаны находиться в соразмерном отношении с получаемым от планирования выигрышем [7, с. 78].

Планирование предусматривает использование всех методов, тактик и процедур, которые менеджеры применяют для планирования, прогнозирования и контроля будущих событий. Все типы техники планирования меняются от таких традиционных способов, как бюджетные методы, до более трудных - моделирование, создание планов или некоторых его разделов на базе теории игр и проектов сценариев. Применение такой техники планирования дает возможность снизить неопределенность, увеличивает ясность прогноза, помогает менеджерам выслеживать или изучать факторы, которые влияют на план.

Один из самых распространенных инструментов, который применяется при планировании, - это бюджетный способ. При его помощи можно наглядно показать приток и отток наличности, капитала и остальных запасов [8, с. 148].

Иной прием техники планирования - это изучение окупаемости. С помощью аналитической информации об окупаемости можно максимально точно высчитать и соотнести траты, доходы и производственную силу. При простых проектах изучение окупаемости применяется для прогноза количества единиц продукции, которое должно быть реализовано, чтобы доходы выровнялись с расходами или же были больше их.

Имеет место различные техники планирования, но важно иметь в виду, что все способы планирования имеют одну единую цель - помочь менеджеру максимально точно указать на будущее в формировании предприятия, поскольку в управленческой жизни постоянно присутствуют случайности и непонятное развитие событий.

При помощи функции планирования в некоторой мере решается проблема неопределенности на предприятии. Планирование оказывает помощь менеджерам лучше справиться с неопределенностью и максимально эффективно на нее отреагировать [7, с. 79].

2.2 Организация как функция управления


Организация как функция руководства гарантирует упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон работы любого предприятия. Функция организации направлена на упорядочение работы менеджера и исполнителей. Так как всю работу исполняют люди, функция руководства как организация дает возможность определить, кто именно должен исполнять каждое определенное задание из наибольшего количества заданий и какие для этого нужны средства [9, с. 56].

Из всего огромного количества значений термина «организация» в смысле управленческой функции наиболее часто всего применяют два:

1) организация - это системная структура в виде взаимоотношений, прав, целей, ролей, типов деятельности и остальных факторов, которые имеют место, когда люди соединены совместной деятельностью;

2) организация - это процесс, с помощью которого формируется и сохраняется структура предприятия [2, с. 71].

Значение функции организации заключается в том, чтобы гарантировать исполнение решения с организационной стороны, т.е. формировать такие управленческие отношения, которые бы гарантировали максимально эффективные связи между всеми элементами управляемой системы. Организовать - означает поделить на части и делегировать исполнение единой управленческой задачи с помощью разделения ответственности и полномочий, а также выставления взаимосвязей между различными типами деятельности.

Функция организации - это те задачи, которые обязан исполнять менеджер в ходе организации работы коллектива, т.е.:

1) создание организационной структуры руководства предприятием исходя из размеров фирмы, ее целей, технологии, сотрудников и др.;

2) приспособление организационной структуры для целей и задач предприятия;

3) выбор людей для определенной работы и передача им полномочий, прав применения ресурсов предприятия [10, с. 96].

Общность звеньев руководства, которые занимают определенную иерархическую ступень в организационной структуре руководства - степень руководства.

Выделяют 3 уровня руководства:

  • институциональный (нахождение миссии, целей предприятия и их ресурсного обеспечения);
  • управленческий (поиск решения для стратегических и тактических функциональных задач);
  • техническая управленческая ступень (решение оперативных и тактических задач) [Там же, с. 98].

Организационная структура руководства показывает отношение власти и подчинения, которые юридически прикрепляются в нормативных документах (устав, должностные инструкции и др.). Схематично создание структуры предприятия в соответствии с ее целями и направлением работы показано на рис. приложения Б.


В сформированной структуре предприятия важно задать режимы деятельности подразделений, а также устанавливать регламенты взаимоотношений между ними. Для обычного функционирования сформированной структуры важно гарантировать ее работу ресурсами.

Институционально отражение организационной функции менеджмента показано в ее структуре. В цель нашего исследования не включается подробный анализ организационных структур; но краткий обзор важен для понимания механизма организации руководства, расстановки приоритетов в управленческом менеджменте. [11 с. 98 % тныхьныных направлений за000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000]

Максимально приемлемой для простых форм производства считается линейная структура. Отличительными чертами данной структуры считаются прямое влияние на производство и сосредоточение в одних руках всех функций управления. Характеризуется комбинацией в звеньях функций и полномочий, состоит из одних линейных звеньев и имеет те преимущества, что здесь соблюдается принцип единоначалия, простота и ясность связей в ступенях иерархии [11, с. 114 ].

Такая структура имеет ряд недостатков, главным из которых считается важность для руководителя обладать разносторонними знаниями по всем ориентирам деятельности при условиях отсутствия специалистов по некоторым управленческим функциям.

Функциональная структура может отличаться тем, что ее департаменты создаются вокруг главных функций предприятия. Главные функции могут определяться экономической ролью предприятия. Функции, без которых предприятие может обойтись при отсутствии необходимой регламентации, которая обязывает их исполнять, относятся к дополнительным. [12 с. 13 % тныхьныных направлений за000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000]

К главным функциям, как обычно, относятся: продажа, производство, закупка, финансирование, единое руководство, включая операции, которые связаны с наймом персонала. Деление функций на главные и дополнительные носит условный характер и зависит от специфики предприятия.

Для такой структуры характерны такие черты: централизация, высокий профессионализм сотрудников, экономичность (отсутствие дублирования функций). Главным координационным механизмом данной структуры считается стандартизация трудового процесса для неквалифицированной деятельности и стандартизация навыков и знаний - для деятельности профессиональной. Минусы: чрезмерная перегруженность управления оперативными вопросами, замедленная реакция на внешние изменения, узкопрофессиональное видение менеджерами проблем и, как итог, отсутствие у них системного подхода к решению всех проблем. Такая структура не помогает созданию духа новаторства и предпринимательства [12, с. 113 ].