Файл: Взаимосвязь видов и функций менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ходе контроля определяет такие этапы:

1. Отработка стандартов и параметров.

2. Сопоставление с ними настоящих результатов.

3. Принятие важных корректирующих действий.

В роли стандартов применяются цели, которые считаются определенными, поддаются измерению и имеют границы во времени. Подобные цели формируются в форме показателей результативности, которые позволяют сравнить реально проделанную работу с планами.

Второй этап процесса контроля заключается в сравнении реально полученных итогов с выставленными стандартами. Важно иметь в виду, что контроль должен быть экономически грамотным, т. е. преимущества контрольной системы должны быть больше затрат на ее функционирование. Это можно достичь с помощью применения метода руководства по принципу исключения. Значение его в том, что контрольная система должна работать лишь при наличии заметных отклонений от стандартов. Для этого управление решает основную задачу - выставляет масштаб допустимых отклонений. Если находятся отклонения, которые не уходят за рамки данного масштаба, то такие отклонения не могут вызывать тревоги. [24 с. 60 % тныхьныных направлений за000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000]

Самый сложный и дорогостоящий элемент контроля - измерение итоги, которые позволяют установить, как удалось соблюсти выставленные стандарты. Здесь нужно правильно подобрать единицу измерения, выставить частоту измерений. Все это может определяться спецификой типа деятельности, которая подлежит контролю. Важно не забывать следующее: проведение измерений - не самоцель; в коммерческой работе измерения проводятся ради повышения прибыли, а не для того, чтобы точно понять, что же случилось на самом деле. Каждая система сбора данных и ее выработки довольно дорогая, поэтому управленец должен избегать искушения померить все и как можно точнее.

На 3-м этапе менеджер может определить, какие действия важно предпринимать. Подобными действиями могут быть:

  • невмешательство в деятельность (ничего не нужно предпринимать);
  • устранение недочетов;
  • изменение стандартов в итоге их изучения [24, с. 178].

В первом случае фактические результаты совпадают со стандартами. Во втором следует установить причины отклонений и добиться возвращения к правильным действиям. Это происходит через изменение некоторых внутренних переменных.

Третий случай предусматривает пересмотр планов, а, следовательно, и стандартов. Стандарты могут оказаться нереальными, так как они основываются на планах, а планы - это лишь прогнозы будущего. Бывает так, что в процессе реализации плана становится ясно, что планы составлены слишком оптимистично и требования стандартов выполнить практически невозможно. Это сводит на нет мотивацию. Поэтому стандарты пересматриваются в сторону понижения. Контроль может выявить необходимость пересмотра стандартов в сторону повышения. Это нередко случается в успешно работающих организациях.


В данном случае необходимо рассмотреть поведенческие аспекты контроля. В любом случае при разработке контроля менеджер должен учитывать поведение людей.

Специалисты в области менеджмента дают рекомендации по повышению эффективности контроля:

  • установить осмысленные стандарты, воспринимаемые сотрудниками;
  • обсуждать с сотрудниками ожидаемые результаты;
  • устанавливать жесткие, но достижимые стандарты;
  • избегать чрезмерного контроля;
  • вознаграждать за достижение стандарта [25, с. 182].

Таким образом, в результате изучения данной темы можно сформулировать выводы в форме следующих тезисов.

Функции менеджмента - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работы и контроль деятельности.

Все функции связаны между собой действиями менеджера по принятию решений и коммуникациями.

Эффективность планирования как функции управления во многом зависит от того, какими принципами (руководящими правилами) руководствуются при составлении планов.

Обобщая основные походы к решению этого вопроса, можно выделить следующие принципы планирования: полнота, точность, ясность, непрерывность, экономичность планирования.

Планирование предполагает использование всех методов, тактик и процедур, которые менеджеры используют для планирования, прогнозирования и контроля будущих событий. Все виды техники планирования варьируются от таких традиционных методов, как бюджетные методы, до более сложных - моделирование, разработка планов или отдельных его разделов на основе теории игр и проектов сценариев. [25 с. 20 % тныхьныных направлений за000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000]

Сущность функции организации состоит в том, чтобы обеспечить выполнение решения с организационной стороны, т.е. создать такие управленческие отношения, которые бы обеспечили наиболее эффективные связи между всеми элементами управляемой системы. Организовать - значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ.


3. Практические аспекты использования механизмов мотивации как одной из основных функций менеджмента

Рассмотрев теоретические положения функций менеджмента, необходимо обратить внимание на практическую сторону, в частности, на применение механизмов мотивации. На практике осуществлять эту важнейшую управленческую функцию очень непросто. Труд менеджера в рамках этой функции осуществляется в таких направлениях:

  • работа по совершенствованию материального вознаграждения сотрудников (материальное стимулирование);
  • разработка и осуществление систем и мер моральных стимулов к труду;
  • создание условий привлекательности, интересности труда, эстетичности трудового места и трудовых операций;
  • гарантирование занятости, деловой карьеры, возможностей повышения квалификации и т.д. [25, с. 210].

Менеджер, помимо этого, должен оценить степень трудового участия каждого сотрудника или группы.

Есть несколько способов вознаградить людей за труд:

1. Материальное вознаграждение за более интенсивный труд и лучшее его качество вне зависимости от стажа работника в различной форме.

2. Разовое денежное вознаграждение за выполнение научных и инженерных работ при их внедрении в производство (премии).

3. Повышение в должности, звании, которые в наибольшей степени соответствуют возможностям работника.

4. Поощрение свободным временем или предоставление возможности работнику самостоятельно планировать свой рабочий день, ведущее к росту производительности.

5. Общественное и личное признание заслуг работника посредством наград, благодарностей, грамот, прессы, радио, телевидения, похвалы в соответствующей форме, доверие, предоставление преимуществ и привилегий за лучшую работу [25, с. 209].

Важно разобраться в вопросе, кого и чем можно поощрять, как это делать. Однако в любом коллективе можно увидеть не только тех, кто постоянно стремится к лучшим результатам в труде. В этой связи возникает вопрос о наказании работников, допустивших промахи в работе, злоупотребления, хищения, подлоги, нанесшие материальный и моральный урон фирме.

Говоря о таком способе вознаграждения, как деньги, нет необходимости убеждать, насколько это важно. В бизнесе деньги - символ успеха. Формы денежного поощрения могут быть различны: повышение заработной платы, премии, участие в прибыли фирмы. [22 с. 70 % тныхьныных направлений за000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000]

Организации заработной платы на предприятии придается огромное значение. Организация заработной платы осуществляется с помощью нормативов, тарифной системы, форм и систем заработной платы и т.д.


Тарифная система - совокупность нормативов, определяющих дифференциацию оплаты труда в зависимости от сложности и условий труда, форм заработной платы и специфики отрасли.

Формы и системы заработной платы - порядок ее начисления в зависимости от организационных условий производства и результатов труда. Мы здесь не будем подробно останавливаться на вопросах, которые изучаются в рамках других экономических дисциплин. Дадим только некоторую информацию.

Существует две формы заработной платы: сдельная, при которой заработная плата начисляется за каждую единицу продукции или выполнения объема работ, и повременная, при которой заработная плата начисляется по тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время [22, с. 211 ].

Систем оплаты труда существует очень много, особенно это касается сдельной формы заработной платы. Назовем две:

1. Сдельно-регрессивная система, или «система дележа премий». При этой системе заработки растут медленнее, чем выработка.

2. Система нормирования дневной выработки. Выплачиваются различные ставки в зависимости от уровня выработки.

Среди систем премирования все большее распространение получает система «Скэнлон», основанная на заранее определенной нормативной доле прямых затрат на рабочую силу в общей стоимости условно чистой продукции (стоимости, добавленной отработкой).

В случае успешной работы предприятия и экономии на заработную плату образуется премиальный фонд. 25 % этой экономии идет в резервный фонд, а остальное распределяется между работниками. [24 с. 87 % тныхьныных направлений за000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000]

Разновидностью этой системы является так называемая «формула общего коэффициента», основанная на доле расходов на рабочую силу в объеме реализованной продукции. Обычно это соотношение относительно стабильно на предприятиях. При помощи этого коэффициента находят допустимые расходы на заработную плату. Если фактические затраты на заработную плату меньше, то полученную экономию выплачивают в виде премий.

В системе «Раккер» объем премиального фонда определяется в виде доли от чистой продукции.

Широко применяются формы коллективного премирования. В настоящее время они рассматриваются как лучшие. Их также очень много, но их можно свести к трем основным разновидностям:

1. Система участия в распределении прибылей (заранее определяется доля прибыли, идущая на премии).

2. Система участия в результатах работы предприятия.


3. Дивидендная система (участие в прибыли) [24, с.214 ].

Система участия в распределении прибылей не носит ярко выраженного стимулирующего характера, что ограничивает ее распространение. Дело в том, что величина прибыли является результатом всей коммерческой деятельности предприятия и зависит от размера товарооборота, состояния рынка сбыта, конъюнктуры, уровня цен и других факторов, а не только от производственной деятельности.

Системы участия в результатах работы предприятия строятся на конкретных показателях, премии выплачиваются в результате экономии издержек, увеличения выработки или улучшения других производственных показателей.

Дивидендная система - гибрид первых двух разновидностей, когда учитываются результаты производственной и коммерческой деятельности предприятий. Это делает ее гораздо более гибкой и расширяет возможности применения. [24 с. 38 % тныхьныных направлений за000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000]

Материальное стимулирование практикуется в различных видах. Большое распространение в британских фирмах получило поощрение в форме подарков. Процедура награждения может проводиться в соответствии с достигнутыми успехами: на рабочих местах, на публичных мероприятиях и празднованиях. Это позволяет популяризовать достижения в области повышения эффективности работы, ее качества, которые прежде оставались незамеченными.

Безусловно, мотивационному механизму оплаты труда отводится большая роль, но постоянное повышение уровня оплаты труда не способствует как поддержанию трудовой активности на должном уровне, так и росту производительности труда. Применение этого метода может быть полезным для достижения кратковременных подъемов производительности труда. В конечном итоге происходит определенное привыкание к этому виду воздействия. [25 с. 43 % тныхьныных направлений за000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000]

Еще один конкретный способ вознаграждения - признание. Как ни сильны материальные стимулы, моральные могут быть еще сильнее. Особенно большое удовольствие доставляет человеку общественное признание, когда его работу отмечают в присутствии остальных членов коллектива. Это также повышение в должности, звании.

Следующий способ - свобода. Для некоторых людей постоянный контроль и опека - только помеха в работе. Если такой человек справляется с работой, ему можно предоставить больше свободы, например, разрешить часть работы делать дома.