Файл: Учетная политика организации: цель, задачи, формирование, применение..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основными задачами учетной политики являются: максимально объективно отразить деятельность предприятия, сформировать полную и достоверную информацию о ней в целях эффективного управления работой предприятия. Учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из нескольких определенных положений по бухгалтерскому учету. Не всегда способы ведения учета каких-либо объектов разработаны положениями, тогда предприятие разрабатывает собственные. Но все же основное условие при организации учетной политики на предприятии - выбор способов ведения бухгалтерского учета должен быть выдержан на единых принципах.

В вопросах учетной политики организации должны разбираться:

- руководитель организации, так как он утверждает учетную политику;

- бухгалтер организации, поскольку он формирует учетную политику, т. е. может грамотно и всесторонне обосновать ее содержание;

- аудитор, так как учетная политика является одним из объектов аудиторской проверки и с нее обычно начинается сам процесс проверки;

- налоговый инспектор, так как от многих принципов учетной политики зависит порядок формирования того или иного объекта налогообложения. [11]

1.2. Определение целей для достижения необходимого результата

В настоящее время в процессе формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета можно выделить два направления:

- организационно-технологическое направление;

- учетная политика для целей финансовой внешней отчетности.

Правовое направление предполагает принятие и утверждение:

- рабочего плана счетов бухгалтерского учета;

- форм первичных документов, не предусмотренных типовыми формами первичной документации (с учетом требований ст. 9 Закона № 129-ФЗ);

- положения о бухгалтерской службе организации;

- должностных инструкций работников бухгалтерии; плана (графика) документооборота;

- порядка внутреннего контроля сохранности ресурсов, их эффективного использования. [7]

Обязательным условием эффективного формирования учетной политики является цель, ради реализации которой она осуществляется. Наличие целей является чрезвычайно важным свойством управления. "Управление, собственно, и возникает потому, что люди желают достичь определенных целей, осуществить свои намерения, удовлетворить свои потребности, получить необходимый результат".


Необходимость учетной политики связана с относительно истины в бухгалтерском учете. Учетную политику можно рассматривать, с одной стороны, как процесс выбора определенных вариантов, а с другой, как инструмент упорядочения, регламентирования учетных приемов и методов.

Выбор тех или иных вариантов и методов ведения учета приводит к тому, что одни и те же факты хозяйственной жизни на разных предприятиях могут интерпретироваться в бухгалтерском учете по-разному и, соответственно, по-разному влиять на балансовые статьи.

То есть с помощью учетной политики можно регулировать размер балансовых статей, влиять на показатели финансового состояния и даже оптимизировать налогообложение. Иначе говоря - эффективно управлять финансовым состоянием предприятия, выбирая те альтернативы, которые дают возможность, с одной стороны, с максимальной степенью достоверности отражать в учете факты хозяйственной деятельности, а с другой - влиять на показатели финансового состояния.

Недостаточное понимание этого бухгалтерами-практиками, руководителями, владельцами предприятий является одним из существенных факторов низкой эффективности формирования учетной политики в практике ведения учета отечественных предприятий.

Таким образом, целью формирования учетной политики в самом общем виде должно быть получение максимального суммарного эффекта от деятельности предприятий. Определение цели учетной политики, кроме указанных выше соображений, должно включать приоритеты, стратегические, тактические и оперативные цели деятельности предприятий. Во время формирование целей учетной политики необходимо учитывать финансовую, инвестиционную, амортизационную политику конкретного предприятия. [11]

Из сказанного выше следует, что определение цели учетной политики должно учитывать особенности деятельности субъектов хозяйствования.

Именно путем постановки и решения определенных задач достигается цель любой деятельности. Поскольку в отечественной учетной системе, несмотря на дискуссии, которые ведутся в профессиональной прессе, реализуются как финансовые, так и управленческие и налоговые функции, основной задачей учетной политики в отношении финансового учета должно быть обеспечение соблюдения единых требований формирования финансовой отчетности и нормативов финансовых коэффициентов с целью достижения максимальной привлекательности для инвесторов; в отношении управленческого (внутрихозяйственного) учета - формирование рациональной системы информационного обеспечения для принятия управленческих решений; относительно налогового учета - оптимизация налогообложения.


2. Особенности формирования учетной политики

2.1 Формирование учетной политики для целей бухгалтерского учета

Для организации процесса формирования учетной политики необходимо определить составляющие предмета учетной политики. Большинство авторов подчеркивает, что учетная политика должна охватывать теорию, методологию, технологию, организацию учета. Такой взгляд является оправданным, поскольку это вытекает из трактовки учетной политики как инструмента управления учетом. Заметим лишь, что организация является функцией управления не зависящей от характера процесса, в связи с этим может применяться к любому элементу, которым необходимо управлять. Например, технологию учетного процесса и технику ведения учета также нужно организовывать. Поэтому для определения предмета учетной политики, следует учитывать также организацию работы учетного аппарата.

Теория учетной политики включает принципы учета, научные положения конструирования информационной системы, определение предмета учета, методов сбора и обработки данных.

Методология учета предусматривает процедуры получения первичных данных, оценки ресурсов, ведение счетов, начисление амортизации, учета ремонтов, определения объема реализации, доходов, финансовых результатов и тому подобное.

Технология обработки данных включает: план счетов; формы учета; последовательность прохождения документов; организацию внутреннего контроля; порядок ведения регистров, сведений; проведение инвентаризации; составление отчетов.

Учет предусматривает определение структуры бухгалтерии, централизованную и децентрализованную системы обработки данных, разработка рабочих инструкций для работников бухгалтерии, графиков документооборота, внутренних стандартов, коммуникационные связи бухгалтерии с другими отделами и службами.

Основы формирования и раскрытия учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации". Данное Положение распространяется:

- в части формирования учетной политики - на все организации независимо от организационно-правовых форм;


- в части раскрытия учетной политики - на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность, полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

ПБУ 1/08 устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (предания гласности) учетной поливки организаций.

В целом ПБУ 1/08 распространяется на все юридические лица, образованные по законодательству РФ, кроме бюджетных и кредитных учреждений. В то же время уточнено, что в части формирования учетной политики оно распространяется на все организации независимо от их организационно-правовых форм, а в части раскрытия учетной политики - только на те организации, которые публикуют свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично.

Для филиалов и представительств иностранных организаций, находящихся на территории РФ, ПБУ 1/08 носит необязательный характер, так как они могут формировать свою учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации.

Независимо от организационно-правовой формы и формы собственности каждая фирма должна разработать и принять политику для целей бухгалтерского учета (п. 1 и 3 ПБУ 1/98). Принятая учетная политика обязательна для применения всеми подразделениями фирмы, включая территориально отдаленные и выделенные на отдельный баланс (п. 10 ПБУ 1/98). Принятую учетную политику нужно применять последовательно из года в год (п. 4 ст. 6 Закона «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ).

Учетную политику можно изменять или дополнять, если:

- меняются нормы законодательства, регулирующего порядок ведения бухучета;

- фирма внедряет новые способы ведения бухучета (например, переходит на компьютерную обработку данных);

- меняются условия работы фирмы (смена собственников, реорганизация, отказ от какой-либо деятельности, освоение новых видов бизнеса и т.д.).

Такие правила установлены пунктом 16 ПБУ1/98.

Для правильного и обоснованного отражения изменений учетной политики в бухгалтерской отчетности следует:

- определить перечень необходимых изменений и подготовить их обоснование;

- утвердить изменения в учетной политике приказом руководителя;

- сформировать бухгалтерскую отчетность на основе прежней учетной политики;

- определить, нужно ли пересчитывать показатели бухгалтерской отчетности. Если есть такая необходимость, то заранее следует определить период перерасчета и оценить возможность его проведения. Согласно п. 21 ПБУ 1/98 перерасчет требуется проводить минимум за два года. Но если нормативно-правовым актом, из-за которого меняется учетная политика, предусмотрен другой период или порядок перерасчета (п.20 ПБУ 1/98) или перерасчет нельзя сделать с достаточной точностью (п. 21 ПБУ 1/98), то перерасчет можно не проводить;


- пересчитать показатели исходя из того, что новая учетная политика применялась в течение всего периода перерасчета. Обязательным при этом является сохранение всех изменений и результатов перерасчета, так как они будут документальным обоснованием для изменений показателей отчетности;

- внести изменения в данные бухгалтерской отчетности за весь период перерасчета. Составляется также промежуточная форма отчетности для сопоставимости показателей за год предшествующий изменениям. Данные документы в налоговую инспекцию не сдаются;

- отразить в бухучете разницу между фактическими данными и результатами перерасчета. Необходимые записи вносятся в учет в межотчетном периоде между 31 декабря и 1 января. В итоге они не попадают в заключительное сальдо баланса, но включаются во вступительное сальдо баланса следующего года. Различия между этими двумя показателями будут отражать денежную оценку изменений в учетной политике. Результаты переоценок относятся на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», который непосредственно используется при переоценке статей баланса в межотчетные периоды. Это соответствует письму Минфина России от 2 февраля 2002 г. № 16-00-14/42;

- раскрыть изменения учетной политики в пояснительной записке за отчетный год.

Данный порядок соответствует пунктам 22 и 23 ПБУ 1/98.

Учетная политика вновь созданной фирмы утверждается в обязательном порядке в течение 90 дней с момента государственной регистрации и применяется с момента создания фирмы (абзац 2 пункт 10 ПБУ 1/98).

Согласно п. 5ПБУ 1/98 учетная политика разрабатывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. Приказ об утверждении составляется в произвольной форме. (Приложение 1)

Учетная политика в организациях может составляться раздельно в целях бухгалтерского и налогового учета и и совместно. Однако почти все организации формируют одну учетную политику (одно положение), которая имеет два раздела:

Учетная политика для целей бухгалтерского учета;

Учетная политика для целей налогового учета.

В учетной политике для целей бухгалтерского учета определяются:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, которые применяются для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;