Файл: Учетная политика организации: цель, задачи, формирование, применение..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- методы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля хозяйственных операций;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В соответствии с требованиями п. 7 ПБУ 1/98 учетная политика должна гарантировать:

- полноту отражения всех факторов хозяйственной деятельности ( в бухучете должны отражаться все операции без исключений);

- своевременный учет хозяйственных операций (все факты хозяйственной деятельности должны отражаться в периодах, в которых они имели место);

- приоритет содержания над формой (например, операции, связанные с приемом-передачей арендованного объекта недвижимости, должны отражаться в бухучете независимо от даты госрегистрации договора аренды);

- соответствие данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;

- рациональное ведение бухучета (трудозатраты на получение информации должны быть сопоставимы с ее ценностью);

- большую готовность к признанию в учете возможных расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов (это значит целесообразность создания резервов предстоящих расходов).

Выбор одного из нескольких способов ведения бухучета, предусмотренных законодательством, осуществляется при формировании учетной политики. Указывать способ учета в учетной политике необязательно, если законодательством предусмотрен единственный способ учета конкретных операций. Также возможно разрабатывать способ учета самостоятельно, если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета. Все несоблюдения или отклонения от учетной политики, а также элементы и принципы, без которых нельзя достоверно оценить финансовое положение, раскрываются в Пояснительной записке к бухгалтерской отчетности. Основное, что в ней должно быть отражено:

- способы начисления амортизации по основным средствам т нематериальным активам;

- способы оценки производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции;

- порядок определения прибыли от реализации;

- другие элементы и принципы, которые оказывают влияние на принятие управленческих решений. ( П. 11 и 12 ПБУ 1/98).

Все изменения, которые будут применяться в следующем году, также раскрываются в Пояснительной записке. Копии приказов об утверждении учетной политики для целей бухучета не входят в состав бухгалтерской отчетности, поэтому сдавать их в налоговую инспекцию не нужно.


2.2. Формирование учетной политики для целей налогообложения

В налоговом кодексе существует определение понятия налогового учета – это осуществление плательщиками (иными обязанными лицами) учета объектов налогообложения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено налоговым законодательством. В тоже время Налоговый кодекс не устанавливает такого понятия, как учетная политика для целей налогообложения. Однако в отношении отдельных налогов НК предписывает выбирать по некоторым операциям один из предложенных вариантов расчета, закрепляя его в учетной политике. Также в законодательстве не существует единого порядка составления учетной политики для целей налогообложения. В большинстве случаев Налоговый кодекс РФ допускает различные варианты определения налогооблагаемой базы или уплаты конкретного налога, один из которых фирма выбирает самостоятельно. Выбранный вариант закрепляется в учетной политике для целей налогообложения, и в обязательном порядке утверждается приказом руководителя, который составляется в произвольной форме.

Руководитель самостоятельно определяет сотрудника разбирающегося в налогообложении, ответственного за разработку налоговой политики, так как это не указано в Налоговом кодексе РФ.

В соответствии со статьей 313 Налогового кодекса РФ вновь созданные фирмы должны утвердить учетную политику не позднее того периода, за который они впервые определят базу по налогу на прибыль. [10] Так как данные налогового учета, сформированные на основе утвержденной налоговой политики, нужны для расчета налоговой базы.

Важно, что для целей налогообложения составлять новую учетную политику каждый год не нужно. Ведь в налоговом учете, как и в бухгалтерском, применяется принцип последовательности учетной политики. Однажды принятая учетная политика применяется до тех пор, пока в нее не будут внесены изменения, то есть теоретически должна применяться долго. Однако на практике это почти невозможно. Это связано с тем, что наше налоговое законодательство меняется очень часто. В некоторых случаях проще утвердить новую учетную политику, чем внести изменения в прежнюю.

Нужно учитывать, что налоговая учетная политика едина для всей организации и обязательна для всех ее подразделений – как существующих, так и тех, которые будут созданы в будущем. Разработанная налоговая учетная политика применяется с момента создания фирмы до момента ее ликвидации (гл. 25 части второй Налогового кодекса РФ), от одного налогового периода к другому (ст. 313 гл. 25 часть 2 Налогового кодекса РФ). [10]


Фирма вправе изменить принятую учетную политику в случаях:

- изменения применяемых методов учета;

- существенного изменения условий деятельности организации;

- изменения законодательства о налогах и сборах.

В первом и втором случаях изменения в налоговую учетную политику принимаются с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. В третьем случае – не ранее момента вступления в силу изменений налогового законодательства. Причем первые две ситуации – это добровольное изменение учетной политики, а последняя – обязательное изменение. [1]

Выбрав конкретный вариант учетной политики, использовать другой механизм нельзя, но утвержденную политику можно корректировать. Для целей налогообложения учетную политику можно изменить или дополнить. Для этот нужно:

- подготовить текст изменений или дополнений с их обоснованием;

- определить дату вступления изменений в силу (например, 1 января следующего года);

- проверить ограничения, связанные с продолжительностью применения отдельных методов налогового учета (методы оценки остатков незавершенного производства (п. 1 ст. 319 НК РФ) и формирования покупной стоимости товаров (ст. 320 НК РФ) фирма должна применять, не изменяя, в течение двух налоговых периодов);

- утвердить изменения или дополнения в учетной политике приказом руководителя. [2]

Налоговый кодекс РФ не содержит требования о предоставлении в инспекцию учетной политики для целей налогообложения. Но при изменении учетной политики в связи с вступлением в силу поправок в законодательства или когда налоговики проводят у налогоплательщика проверку (камеральную или выездную) документ об учетной политике предъявляется после получения требования о предоставлении документа (ст. 93 НК РФ). Если требование будут проигнорировано, то налоговые органы вправе привлечь налогоплательщика к ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ (взыскание штрафа или административная ответственность для должностных лиц в виде взыскания штрафа от трех до пяти МРОТ).

В статье 313 Налогового кодекса РФ прописан изложенный порядок внесения изменений или дополнений в учетную политику. [10]

3. Применение учетной политики в УЗ «Слонимская ЦРБ»

Формирование учетной политики – это совокупность действий организации (ее уполномоченных лиц), выражающихся в определении (выборе, разработке) способов ведения бухгалтерского учета (элементов учетной политики), их принятия и утверждения. [3]


При формировании учетной политики организации необходимо учитывать следующее.

Во- первых, учетная политика формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации в соответствии с требованиями нормативных документов.

Во-вторых, формирование учетной политики должно осуществляться с учетом определенных предложений (допущений).

Так, в соответствии с пунктом 10 Положения по ведению бухгалтерского учета и пункту 6 ПБУ 1/98 для ведения бухгалтерского учета в организации учетная политика формируется с учетом предложения:

  1. Имущественной обособленности (допущение имущественной обособленности);
  2. Непрерывности деятельности организации (допущение непрерывности деятельности);
  3. Последовательности применения учетной политики (допущение последовательности применения учетной политики);
  4. Временной определенности факторов хозяйственной деятельности (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности).

В-третьих, принятая учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты.

Под применением учетной политики необходимо понимать использование избранных организацией способов ведения бухгалтерского учета в течение отчетного периода с целью отражения фактов финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и составления отчетности данной организации. Ежегодно при утверждении ученой политики на очередной финансовый год главный бухгалтер отслеживает изменения, произошедшие в действующих нормативно-правовых актах, влияющие на порядок ведения учета и, соответственно, на содержание учетной политики.

Рассмотрим на примере организации УЗ «Слонимская ЦРБ» разработанную главным бухгалтером учетную политику на 2018 год.

В соответствии с нормативными и законодательными документами составлен приказ об учетной политике учреждения на 2018 год (Приложение 1) с указанием нормативных документов и ответственных лиц. Разработана инструкция об учетной политике учреждения в целях бухгалтерского, налогового учета и ценообразования на 2018 год. (Приложение 2) Данная инструкция содержит три части:

  1. В целях бухгалтерского учета;
  2. В целях налогового учета;
  3. В целях ценообразования.

Первая часть включает:

- общие положения;

- методический аспект, в котором раскрываются критерии разделения имущества на основные средства и отдельные предметы в составе оборотных средств; способы начисления амортизации по основным средствам; учет доходов и расходов по разным видам деятельности; оценку производственных запасов; порядок и распределение накладных расходов; метод учета выручки; учет финансовых результатов; признание внереализационных доходов и расходов; формирование фондов и распределения прибыли;


- организационно-технический аспект включает порядок ведения бухгалтерского учета; порядок организации бухгалтерского учета;

- заключительные положения.

Отдельно оговорены и подробно раскрыты:

- формы первичных документов;

- учет бланков строгой отчетности;

- форма бухгалтерского учета (мемориально-ордерная форма);

- проведение инвентаризации;

- график документооборота (Приложение 3);

- рабочий план счетов (Приложение 16);

- учет расчетно-кассовых операций;

- организация аналитического и синтетического учета.

Вторая часть, как и первая, раскрывает общие положения, методический аспект и организационно-технический аспект, но в целях налогового учета. Как установлено нормативными документами, указаны виды доходов, которые являются объектом налогообложения для исчисления НДС и налога на прибыль. Также применяется освобождение операций от НДС, электронное декларирование и оговорены подробно все аспекты, требующие внимания.

В третьей части оговариваются ценообразование на платные услуги, оказываемые организацией.

В приложениях четко и ясно прописаны:

- график документооборота, с указаниями наименования документа и даты поступления в бухгалтерию (Приложение 3);

- график составления и представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности, расчетов по налогам и сборам, где указываются наименование отчетности, дата составления и представления и кому предоставляется (Приложение 4);

- выписки из графика документооборота и графика составления и представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности, расчетов по налогам и сборам, с указанием ответственных лиц (ознакомленных под роспись), наименования отчетности, даты составления и представления и кому представляется (Приложения 5 - 15);

- экономическая классификация расходов бюджета, в которой раскрываются категории, статьи, подстатьи, элементы и их наименования (Приложение 17);

- инструкция о порядке оформления транспортных документов (Приложение 18);

- положение о расчетах с подотчетными лицами по хозяйственно-операционным расходам в УЗ «Слонимская ЦРБ», где прописываются общие положения, выдача средств под отчет, отчет об израсходованных подотчетных суммах (Приложение 19);

- перечень лиц, которым могут выдавать суммы под отчет, с указанием должности, ФИО, цели и сроков (Приложение 20).

Подведя итог вышеизложенного, можно сказать, что учетная политика определяет и направляет дальнейшую работу не только бухгалтерии и финансовых служб, но и всей организации в целом.