Файл: Учетная политика организации: цель, задачи, формирование, применение..pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие, цель и задачи учетной политики организации
1.1. Сущность и задачи учетной политики
1.2. Определение целей для достижения необходимого результата
2. Особенности формирования учетной политики
2.1 Формирование учетной политики для целей бухгалтерского учета
2.2. Формирование учетной политики для целей налогообложения
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- методы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля хозяйственных операций;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
В соответствии с требованиями п. 7 ПБУ 1/98 учетная политика должна гарантировать:
- полноту отражения всех факторов хозяйственной деятельности ( в бухучете должны отражаться все операции без исключений);
- своевременный учет хозяйственных операций (все факты хозяйственной деятельности должны отражаться в периодах, в которых они имели место);
- приоритет содержания над формой (например, операции, связанные с приемом-передачей арендованного объекта недвижимости, должны отражаться в бухучете независимо от даты госрегистрации договора аренды);
- соответствие данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
- рациональное ведение бухучета (трудозатраты на получение информации должны быть сопоставимы с ее ценностью);
- большую готовность к признанию в учете возможных расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов (это значит целесообразность создания резервов предстоящих расходов).
Выбор одного из нескольких способов ведения бухучета, предусмотренных законодательством, осуществляется при формировании учетной политики. Указывать способ учета в учетной политике необязательно, если законодательством предусмотрен единственный способ учета конкретных операций. Также возможно разрабатывать способ учета самостоятельно, если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета. Все несоблюдения или отклонения от учетной политики, а также элементы и принципы, без которых нельзя достоверно оценить финансовое положение, раскрываются в Пояснительной записке к бухгалтерской отчетности. Основное, что в ней должно быть отражено:
- способы начисления амортизации по основным средствам т нематериальным активам;
- способы оценки производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции;
- порядок определения прибыли от реализации;
- другие элементы и принципы, которые оказывают влияние на принятие управленческих решений. ( П. 11 и 12 ПБУ 1/98).
Все изменения, которые будут применяться в следующем году, также раскрываются в Пояснительной записке. Копии приказов об утверждении учетной политики для целей бухучета не входят в состав бухгалтерской отчетности, поэтому сдавать их в налоговую инспекцию не нужно.
2.2. Формирование учетной политики для целей налогообложения
В налоговом кодексе существует определение понятия налогового учета – это осуществление плательщиками (иными обязанными лицами) учета объектов налогообложения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено налоговым законодательством. В тоже время Налоговый кодекс не устанавливает такого понятия, как учетная политика для целей налогообложения. Однако в отношении отдельных налогов НК предписывает выбирать по некоторым операциям один из предложенных вариантов расчета, закрепляя его в учетной политике. Также в законодательстве не существует единого порядка составления учетной политики для целей налогообложения. В большинстве случаев Налоговый кодекс РФ допускает различные варианты определения налогооблагаемой базы или уплаты конкретного налога, один из которых фирма выбирает самостоятельно. Выбранный вариант закрепляется в учетной политике для целей налогообложения, и в обязательном порядке утверждается приказом руководителя, который составляется в произвольной форме.
Руководитель самостоятельно определяет сотрудника разбирающегося в налогообложении, ответственного за разработку налоговой политики, так как это не указано в Налоговом кодексе РФ.
В соответствии со статьей 313 Налогового кодекса РФ вновь созданные фирмы должны утвердить учетную политику не позднее того периода, за который они впервые определят базу по налогу на прибыль. [10] Так как данные налогового учета, сформированные на основе утвержденной налоговой политики, нужны для расчета налоговой базы.
Важно, что для целей налогообложения составлять новую учетную политику каждый год не нужно. Ведь в налоговом учете, как и в бухгалтерском, применяется принцип последовательности учетной политики. Однажды принятая учетная политика применяется до тех пор, пока в нее не будут внесены изменения, то есть теоретически должна применяться долго. Однако на практике это почти невозможно. Это связано с тем, что наше налоговое законодательство меняется очень часто. В некоторых случаях проще утвердить новую учетную политику, чем внести изменения в прежнюю.
Нужно учитывать, что налоговая учетная политика едина для всей организации и обязательна для всех ее подразделений – как существующих, так и тех, которые будут созданы в будущем. Разработанная налоговая учетная политика применяется с момента создания фирмы до момента ее ликвидации (гл. 25 части второй Налогового кодекса РФ), от одного налогового периода к другому (ст. 313 гл. 25 часть 2 Налогового кодекса РФ). [10]
Фирма вправе изменить принятую учетную политику в случаях:
- изменения применяемых методов учета;
- существенного изменения условий деятельности организации;
- изменения законодательства о налогах и сборах.
В первом и втором случаях изменения в налоговую учетную политику принимаются с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. В третьем случае – не ранее момента вступления в силу изменений налогового законодательства. Причем первые две ситуации – это добровольное изменение учетной политики, а последняя – обязательное изменение. [1]
Выбрав конкретный вариант учетной политики, использовать другой механизм нельзя, но утвержденную политику можно корректировать. Для целей налогообложения учетную политику можно изменить или дополнить. Для этот нужно:
- подготовить текст изменений или дополнений с их обоснованием;
- определить дату вступления изменений в силу (например, 1 января следующего года);
- проверить ограничения, связанные с продолжительностью применения отдельных методов налогового учета (методы оценки остатков незавершенного производства (п. 1 ст. 319 НК РФ) и формирования покупной стоимости товаров (ст. 320 НК РФ) фирма должна применять, не изменяя, в течение двух налоговых периодов);
- утвердить изменения или дополнения в учетной политике приказом руководителя. [2]
Налоговый кодекс РФ не содержит требования о предоставлении в инспекцию учетной политики для целей налогообложения. Но при изменении учетной политики в связи с вступлением в силу поправок в законодательства или когда налоговики проводят у налогоплательщика проверку (камеральную или выездную) документ об учетной политике предъявляется после получения требования о предоставлении документа (ст. 93 НК РФ). Если требование будут проигнорировано, то налоговые органы вправе привлечь налогоплательщика к ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ (взыскание штрафа или административная ответственность для должностных лиц в виде взыскания штрафа от трех до пяти МРОТ).
В статье 313 Налогового кодекса РФ прописан изложенный порядок внесения изменений или дополнений в учетную политику. [10]
3. Применение учетной политики в УЗ «Слонимская ЦРБ»
Формирование учетной политики – это совокупность действий организации (ее уполномоченных лиц), выражающихся в определении (выборе, разработке) способов ведения бухгалтерского учета (элементов учетной политики), их принятия и утверждения. [3]
При формировании учетной политики организации необходимо учитывать следующее.
Во- первых, учетная политика формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации в соответствии с требованиями нормативных документов.
Во-вторых, формирование учетной политики должно осуществляться с учетом определенных предложений (допущений).
Так, в соответствии с пунктом 10 Положения по ведению бухгалтерского учета и пункту 6 ПБУ 1/98 для ведения бухгалтерского учета в организации учетная политика формируется с учетом предложения:
- Имущественной обособленности (допущение имущественной обособленности);
- Непрерывности деятельности организации (допущение непрерывности деятельности);
- Последовательности применения учетной политики (допущение последовательности применения учетной политики);
- Временной определенности факторов хозяйственной деятельности (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности).
В-третьих, принятая учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты.
Под применением учетной политики необходимо понимать использование избранных организацией способов ведения бухгалтерского учета в течение отчетного периода с целью отражения фактов финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и составления отчетности данной организации. Ежегодно при утверждении ученой политики на очередной финансовый год главный бухгалтер отслеживает изменения, произошедшие в действующих нормативно-правовых актах, влияющие на порядок ведения учета и, соответственно, на содержание учетной политики.
Рассмотрим на примере организации УЗ «Слонимская ЦРБ» разработанную главным бухгалтером учетную политику на 2018 год.
В соответствии с нормативными и законодательными документами составлен приказ об учетной политике учреждения на 2018 год (Приложение 1) с указанием нормативных документов и ответственных лиц. Разработана инструкция об учетной политике учреждения в целях бухгалтерского, налогового учета и ценообразования на 2018 год. (Приложение 2) Данная инструкция содержит три части:
- В целях бухгалтерского учета;
- В целях налогового учета;
- В целях ценообразования.
Первая часть включает:
- общие положения;
- методический аспект, в котором раскрываются критерии разделения имущества на основные средства и отдельные предметы в составе оборотных средств; способы начисления амортизации по основным средствам; учет доходов и расходов по разным видам деятельности; оценку производственных запасов; порядок и распределение накладных расходов; метод учета выручки; учет финансовых результатов; признание внереализационных доходов и расходов; формирование фондов и распределения прибыли;
- организационно-технический аспект включает порядок ведения бухгалтерского учета; порядок организации бухгалтерского учета;
- заключительные положения.
Отдельно оговорены и подробно раскрыты:
- формы первичных документов;
- учет бланков строгой отчетности;
- форма бухгалтерского учета (мемориально-ордерная форма);
- проведение инвентаризации;
- график документооборота (Приложение 3);
- рабочий план счетов (Приложение 16);
- учет расчетно-кассовых операций;
- организация аналитического и синтетического учета.
Вторая часть, как и первая, раскрывает общие положения, методический аспект и организационно-технический аспект, но в целях налогового учета. Как установлено нормативными документами, указаны виды доходов, которые являются объектом налогообложения для исчисления НДС и налога на прибыль. Также применяется освобождение операций от НДС, электронное декларирование и оговорены подробно все аспекты, требующие внимания.
В третьей части оговариваются ценообразование на платные услуги, оказываемые организацией.
В приложениях четко и ясно прописаны:
- график документооборота, с указаниями наименования документа и даты поступления в бухгалтерию (Приложение 3);
- график составления и представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности, расчетов по налогам и сборам, где указываются наименование отчетности, дата составления и представления и кому предоставляется (Приложение 4);
- выписки из графика документооборота и графика составления и представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности, расчетов по налогам и сборам, с указанием ответственных лиц (ознакомленных под роспись), наименования отчетности, даты составления и представления и кому представляется (Приложения 5 - 15);
- экономическая классификация расходов бюджета, в которой раскрываются категории, статьи, подстатьи, элементы и их наименования (Приложение 17);
- инструкция о порядке оформления транспортных документов (Приложение 18);
- положение о расчетах с подотчетными лицами по хозяйственно-операционным расходам в УЗ «Слонимская ЦРБ», где прописываются общие положения, выдача средств под отчет, отчет об израсходованных подотчетных суммах (Приложение 19);
- перечень лиц, которым могут выдавать суммы под отчет, с указанием должности, ФИО, цели и сроков (Приложение 20).
Подведя итог вышеизложенного, можно сказать, что учетная политика определяет и направляет дальнейшую работу не только бухгалтерии и финансовых служб, но и всей организации в целом.