Файл: Реформа электроэнергетики в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Регулирования положения данного рынка осуществлялось с помощью Постановления Правительства РФ «О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)» от 12 июля 1996 г. № 793 с последующими дополнениями и изменениями. [5]

Образование ФОРЭМ основывалось на определённых принципах:

  1. формирование рынка исключительно из производителей электроэнергии - региональных акционерных обществ (АО «Энерго») и крупных потребителей электроэнергии, в том числе перепродавцов. Весь электроэнергетический рынок условно необходимо делить на две зоны - Европейскую и Сибирскую, в которых наблюдаются существенные экономические различия в условиях производства и поставок электрической энергии и мощности; [21.C.5]
  2. организация условий для заключения на рынке долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных контрактов на поставку электрической энергии и мощности между субъектами ФОРЭМ. Краткосрочные договоры и заказы, включая суточные, заключаемые в реальном режиме времени, должны образовывать «спотовый рынок»;
  3. оказание диспетчерского регулирования графиков нагрузки и предоставление нужного резервирования электроэнергетических мощностей с помощью ЦДУ (центрального диспетчерского управления) и ОДУ (объединенных диспетчерских управлений);
  4. государственный контроль и регулирование региональных тарифов на электрическую энергию и мощность, а также образования многоставочных тарифов. [9.C.39]

Следует отметить, что на ФОРЭМ действовали не рыночные механизмы формирования цены. Тарифы на электроэнергию и размер платы за услуги устанавливала Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК). На площадке ФОРЭМ свою продукцию продавали электростанции федерального уровня, генерирующие компании (группы электростанций), АО-энерго и другие производители электроэнергии. Основными покупателями электроэнергии были региональные АО-энерго и конечные потребители (юридические лица) - оптовые покупатели, допущенные на ФОРЭМ. [15.C.31]

Появление данного рынка привело к тому, что компании отказались покупать энергию у региональных АО-энерго и стремились выйти на прямые ее покупки на ФОРЭМ. Это объяснялось тем, что в цену энергии, которую продавали АО-энерго, включались расходы на перекрестное субсидирование льготных абонентов (население, бюджетные организации и др.). А при покупке на ФОРЭМ перекрестной составляющей в тарифах не было, в результате цена оказывалась ниже в 2 раза и более. Поэтому в 2001 году началось бегство промышленных предприятий от АО-энерго на ФОРЭМ. Однако удалось это не более 20 промышленным предприятиям. [18.C.43]


Массовому выходу мешали технические сложности и административные барьеры. Формально выход на ФОРЭМ был открыт для любого предприятия, имевшего не менее 100 млн кВт-ч годового потребления электроэнергии. На практике этому препятствовали региональные энергетические комиссии и РАО «ЕЭС России», потому что региональное АО- энерго, растеряв крупных покупателей (крупных предприятий) и лишившись части денег, необходимых для доплаты за льготных потребителей, неизбежно сталкивалось с необходимостью в одночасье повышать тарифы для населения и бюджетных организаций в 2 раза, что было недопустимо по политическим и социальным соображениям либо оказаться банкротом. [11.C.43]

Проблема перекрестного субсидирования в то время требовала особенного внимания, однако в полной мере она не разрешена и сегодня. После разделения региональных АО-энерго на конкурентные и монопольные виды деятельности механизм, по которому работал ФОРЭМ, стал мешать развитию энергосистемы. На ФОРЭМ главным приходилось соблюдение планового сальдо перетоков. Сбытовым подразделениям АО-энерго оказалось удобнее загружать неэффективные электростанции внутри конкретного региона, чем дать возможность потребителям получать более дешевую энергию извне. Данная схема полностью противоречила системе конкуренции среди генерирующих компаний. Против конкуренции также работал и механизм регулирования тарифов на ФОРЭМ. В результате этих событий ФОРЭМ прекратил свое существование в сентябре 2006 года. [13.C.76]

Таким образом, первый этап реформирования электроэнергетики, осуществлявшийся в период с 1992 года по 1997 год в России, связан с попытками сформировать «классический рынок» электроэнергии с помощью принудительного распада единого электроэнергетического комплекса. При этом прогнозировалось, что механизм цен в либерализованной среде автоматически будет способствовать уменьшению тарифов на электрическую энергию. [11.C.40]

По мнению ряда экономистов и специалистов, в области электроэнергетики, первый этап реформирования выявил негативные тенденции. Стал наблюдаться неуклонный спад эффективности в области применения ресурсов. Несмотря на планируемое уменьшение тарифов на электрическую энергию только в течение первых двух лет после начала реформирования отрасли цены на электрическую энергию увеличились в 375,4 раза при росте средних цен на промышленную продукцию в 173,4 раза.[9]

Также начало проведения реформы вызвало уменьшение (примерно на 510 % ежегодно) объемов производства продукции, обладающей абсолютной ликвидностью. Параллельно с этим на протяжении первого этапа реформирования отрасли более чем на 60 % уменьшились капиталовложения в электроэнергетику, прекратилось развитие атомной и гидроэнергетики, оказалось заморожено строительство более 60 электростанций общей мощностью около 100 млн кВт, почти в 10 раз снизился ввод в эксплуатацию новых энергомощностей, что вызвало стремительное ухудшение возрастной структуры основных фондов отрасли. Рентабельность продукции электроэнергетики России стала постепенно уменьшаться с 25,5 % в 1994 г. до 12 % в 1998 г. В результате возник острейший кризис неплатежей. Обычными явлениями стали длительные отключения электричества в ряде регионов страны. [11.C.7]


Таким образом, усиленные нерациональной тарифной политикой недостатки действующей на тот момент организации электроснабжения привели к крайне неудовлетворительному финансовому положению электроэнергетических компаний и, как следствие, к их низкой инвестиционной привлекательности. [113.C.78]

Сложившееся положение стимулировало новые реформы электроэнергетических компаний России (второй этап). Планируемые изменения должны были обеспечить рост эффективности работы отрасли, а также инвестиционной привлекательности бизнеса, создать все благоприятные условия для расширения масштабного инвестиционного процесса в электроэнергетики, потенциально необходимого в условиях развернувшегося экономического роста. [14.C.32]

Противоречие среди интересов проявляется при функционировании оптового рынка, когда РАО «ЕЭС России», обладая собственными генерирующими мощностями, параллельно контролирует:

  • процессы выборки генерирующих мощностей;
  • производственно-технологическое управление оптовым рынком;
  • процессы распределения нагрузки между всеми участниками этого рынка. [22.C.8]

При осуществлении операторских функций и увеличении доверия всех участников оптового рынка к механизму его функционирования появляется потребность в разграничении функций владельца генерирующих мощностей и оператора оптового рынка. Неоправданное различие в правах и обязанностях проявляется и по отношению к атомным электростанциям, функционирующим на оптовом рынке, в части их загрузки. [17.C.76]

Вместе с тем, РАО «ЕЭС России» не имело интереса в возникновении на оптовом рынке новых генерирующих мощностей конкурирующих компаний, так как выход на оптовый рынок новых, наиболее эффективных электростанций способствует вытеснению мощности этого акционерного общества и вызывает снижение его доходов.

Общую ситуацию в отрасли можно было охарактеризовать по следующим показателям:

  • существенное отставание технологических показателей (средний коэффициент полезного использования оборудования, удельный расход топлива,
  • рабочая мощность станций и прочее) российских электроэнергетических компаний от своих аналогов в развитых странах;
  • недостаток стимулов для увеличения эффективности, грамотного планирования режимов генерации и потребления электрической энергии, а также энергосбережения;
  • наличие высокой опасности крупных аварий в силу электроэнергетического кризиса, поскольку наблюдались серьёзные перебои электроснабжения в ряде отдельных регионов; [21.C.71]
  • обилие неплатежей по причине отсутствия платежной дисциплины;
  • отсутствие информационной и финансовой прозрачности среди компаний отрасли;
  • наличие закрытого доступа на рынок для новых, независимых участников. [14.C.21]

Все перечисленные обстоятельства свидетельствовали о целесообразности модернизации в электроэнергетике, которая должны была сформировать стимулы для увеличения эффективности электроэнергетических компаний, а также дать возможность значительно повысить объем инвестиций в отрасли. В противном случае, последующее расширение внешнеэкономических отношений может негативно отразиться на российских компаниях, поскольку они могут существенно проиграть экономическое соревнование не только на зарубежных рынках, но и на внутреннем рынке страны. [20]

Второй этап реформирования электроэнергетической отрасли России, начался в 1998 года и был обусловлен отказом от всех попыток создать классический рынок электроэнергии. Его основой послужил указа Президента РФ «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» № 426 от 28 апреля 1997 г. В результате 1998 год была внедрена новая схема купли-продажи электрической энергии, представлявшая собой соперничество производителей за доступ к рынку. Также в 1998 году произошёл запуск линии Барнаул - Итат напряжением 500 кВ. Спустя год возобновилась параллельная работа ОЭС Сибири и Казахстана с Европейской частью России, также были подписаны договоры о синхронной работе с Грузией и Азербайджаном. Заключение подобного рода соглашения с Украиной и Литвой восстановило единое энергопространство на территории бывшего СССР. [21.C.65]

До 2000 года уровень оплаты услуг со стороны потребителей в сфере электроэнергетики оставался довольно низким показателем. По статистическим данным на начало 1998 года задолженность потребителей оказалась выше 100 миллиардов рублей. В свою очередь, это способствовало стремительному росту кредиторской задолженности компаний холдинга РАО «ЕЭС России». Значительно осложняло текущую деятельность электроэнергетических компаний и отсутствие финансирования, которое проявлялось через нехватку топлива, задержку зарплаты персоналу, остановку строительства новых энергообъектов, а также сокращение объемов ремонтов.

К 2000 году РАО «ЕЭС России» смогло добиться стопроцентного уровня оплаты электрической энергии со стороны потребителей, а также нашло способ урегулировать свою задолженность перед бюджетами и бизнес-партнерами. [12.C.61] Также в очень короткие сроки была устранена угроза несостоятельности (банкротств) ряда региональных электроэнергетических компаний холдинга, погашены долги по заработной плате и остановлен отток квалифицированных кадров. [11.C.6]


Установившийся с 2000 года экономический рост в России вызвал также и рост энергопотребления. Спрос на электрическую энергию в России ежегодно повышался на 2—4%. В период с 2000 по 2007 год он увеличился на 15,7% — с 851,2 до 985,2 млрд кВт-ч. [12.C.51]

Совету директоров РАО «ЕЭС России» 4 апреля 2000 года был представлен на обсуждение первый проект Концепции реструктуризации компании. С целью усиления процесса преобразований была разработана детальная программа реформирования электроэнергетики. За основу данной программы была взята комплексная система мер по реструктуризации электроэнергетической отрасли, включающая:

  • разделение условий коммерческой деятельности компаний на рынке электроэнергии: ужесточение тарифного регулирования в естественно монопольных секторах и поэтапная либерализация совместно с внедрением конкурентных механизмов в секторах генерации и сбыта электрической энергии;
  • постепенную ликвидацию вертикально - интегрированной структуры бизнеса и др.);
  • преобразование структуры собственности с разделением по выделенным секторам, где обеспечивается доминирующая роль государства в сетевом бизнесе и последовательное снижение государственного участия в компаниях, генерирующих и сбывающих электрическую энергию, с соответствующим повышением доли частного капитала в этих потенциально конкурентных сферах. [21.C.33]

Таким образом, предложенная программа была нацелена на ликвидацию существовавшего дисбаланса интересов государства и бизнеса при помощи организационного и имущественного отнесения интересов последних к отдельным секторам в электроэнергетике. Согласно цели программы реформирования область доминирующего влияния бизнеса постепенно овладеет всеми видами оперативно-хозяйственной деятельности. Главная цель преобразований состояла в создании условий для развития электроэнергетики на основе стимулирования инвестиций, то есть увеличении эффективности электроэнергетических компаний с помощью формирования условий для прихода в отрасль частных инвесторов и обеспечения качественного и устойчивого электроснабжения потребителей. [13.C.46]

В ходе реформы все региональные АО-энерго были разделены на генерирующие, сбытовые и сетевые компании. Реформирование электроэнергетики должно было исполняться с учетом результатов приватизации компаний отрасли и основываться на следующих принципах:

  • отнесение к особым видам деятельности передачу, распределение электрической энергии, а также диспетчеризации, функционирование которых возможно только на основании лицензий;
  • ввод комплекса экономических и законодательных мер государства по ограничению деятельности монополий и развитие конкуренции в сфере генерирования, сбыта и оказания услуг (ремонт, проектирование, наладка и прочее);
  • предоставление всем производителям и потребителям электроэнергии одинакового доступа к инфраструктуре рынка;
  • организация единых стандартов безопасности, технических норм и правил, свойственных электроэнергетической отрасли;
  • предоставление финансовой прозрачности рынков электроэнергии и деятельности компаний регулируемых секторов электроэнергетики;
  • гарантия прав инвесторов, кредиторов и акционеров при проведении структурных изменений. [22.C.8]