Файл: Реформа электроэнергетики в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Привлеченные в результате реформирования частные инвестиции позволили существенно увеличить размер резервной мощности энергосистемы России. Данные о вводах новых генерирующих мощностей в России за 2011-2015 годы представлены в табл. 2/1.

Таблица 2/1. Ввод генерирующих мощностей по России за 2011-2015 гг., ГВт (данные Министерства энергетики РФ) [23]

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

ГВт

%

ГВт

%

ГВт

%

ГВт

%

ГВт

%

1

2

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Установленная генерирующая мощность по России, в том числе

218,2

100

223,1

100

226,4

100

232,4

100

235,3

100

2

Ввод новых мощностей

4,7

2,2

6,3

2,8

4,0

1,8

7,6

3,3

4,9

2,1

Ввод новых производственных мощностей за 2011-2015 гг. равнялся 27,5 ГВт, что составляет 11,7% установленной генерирующей мощности России в 2015 г. (235,3 ГВт). [23]

Рекордным по вводу в эксплуатацию новых генерирующих мощностей (7,6 ГВт) стал 2014 год. В 2015 году ввод генерирующих мощностей снизился до 4,9 ГВт. За анализируемый период были введены в эксплуатацию Богучарская ГЭС, Няганская ГРЭС, Южноуральская ГРЭС-2, Усть-Среднеканская ГЭС. Строительство новых станций производится в России на основе передовых технологий [22.C.4].

С целью дальнейшего реформирования и повышения эффективности электроэнергетики Правительством Российской Федерации была разработана Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (ЭС-2030), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р. [6]

В связи с геополитическим кризисом 2014 года, введением рядом стран финансовых и технологических санкций против России, волатильностью мировых цен на энергоносители и ужесточением глобальной конкуренции на ресурсы Министерством энергетики РФ был разработан проект Энергетической стратегии до 2035 года (ЭС-2035), находящийся на стадии согласования. [23]

Цель и ключевые задачи Энергетической стратегии России до 2035 года представлены на рис. 2.1. В основу Энергетической стратегии России положено структурно и качественно новое состояние энергетического сектора страны, максимально содействующее ее динамичному социально-экономическому развитию .


Рисунок 2.1. Цель и задачи Энергетической стратегии России до 2035 года (данные Министерства энергетики РФ) [23]

Энергетическая стратегия России предполагает выполнение задач по обеспечению потребностей социально-экономического развития страны энергетической продукцией и услугами по объему, номенклатуре и качеству, гарантирующими энергетическую безопасность страны и надежность производственной структуры энергетики. [19.C.34]

Задача же по совершенствованию территориально-производственной структуры ТЭК предполагает гармоничное энергетическое развитие российских регионов, создание новых топливно-энергетических и энергопромышленных комплексов, стимулирующих развитие российских регионов, экономически обоснованное развитие распределенной генерации, использование местных энергоресурсов и возобновляемых источников энергии. [12.C.56]

А обеспечение технологической независимости энергетического сектора России предполагает стимулирование инновационного импортозамещения, развитие национального рынка высокотехнологичной продукции и технологий, повышение технологической конкурентоспособности российского ТЭК вплоть до активного участия России в формировании мировых технологических трендов. [11.C.3]

2.2.Внутренние проблемы и внешние вызовы развития электроэнергетики в России

В энергетической стратегии до 2035 года были обозначены внешние вызовы, характерные для электроэнергетической отрасли. Важнейшими внешними вызовами российской электроэнергетики являются масштабная трансформация и нестабильность мировых энергетических рынков, а также чрезмерная зависимость оборудования и инновационных технологий от импорта. Подробное обоснование этого и ряда других факторов, а также актуальных задач по их устранению представлено нами в табл. 2.2

Таблица 2.2. Внешние вызовы развития электроэнергетики России (по данным Министерства энергетики РФ) [23]

Внешние вызовы

Актуальные задачи развития

Трансформация и нестабильность мировых энергетических рынков под влиянием:

геополитической и межтопливной конкуренции (традиционных и возобновляемых источников энергии),

высоких темпов научно-технического развития,

волатильности цен на энергоносители,

неизбежности экономических кризисов

Повышение конкурентоспособности электроэнергетики России, создание благоприятных условий для ее диверсификации и поддержки участия российских компаний в международных проектах в энергетической сфере. Содействие развитию экспорта электроэнергии прежде всего в страны Северо-Восточной Азии. Формирование общего рынка электроэнергии Евразийского экономического союза

Технологическое отставание отрасли от уровня передовых стран в использовании прогрессивных оборудования и технологий. Низкая инновационная активность компаний отрасли

Стимулирование и поддержка инновационной активности, инвестиций в НИОКР и инновации, использования перспективных технологий и оборудования

Чрезмерная зависимость электроэнергетики России от импорта оборудования, технологий, сервисных, инжиниринговых услуг и капитала в условиях экономических санкций

Необходимость энергетического самообеспечения: увеличения закупок отечественного оборудования, программного обеспечения, технологий и услуг


В то же время электроэнергетика России сталкивается с комплексом внутренних проблем, которые в совокупности с задачами развития электроэнергетики России, систематизированы нами в табл. 2.3.

Таблица 3. Внутренние проблемы развития электроэнергетики России (по данным Министерства энергетики РФ) [23]

Внутренние проблемы

Актуальные задачи развития

Замедленное посткризисное развитие экономики и электроэнергетики России

Рост финансовой стабильности субъектов отрасли и надежности электроснабжения

Старение и высокий уровень износа основного энергетического оборудования, низкие темпы его обновления. Эксплуатация энергетического оборудования за пределами нормативных сроков при недостатке стимулов для вывода его из эксплуатации или модернизации. Ограниченные возможности для привлечения долгосрочных финансовых ресурсов

Разработка и реализация новых механизмов привлечения инвестиций в развитие электроэнергетики, модернизацию и обновление энергетического оборудования, вывода из эксплуатации или модернизации экономически неэффективного, физически и морально устаревшего оборудования с введением необходимого объема новых мощностей

Высокий уровень энергоемкости и электроемкости ВВП, низкая энергоэффективность отрасли

Развитие потенциала энергосбережения и энергоэффективности. Снижение уровня энергоемкости и электроемкости ВВП

Низкая доля возобновляемых источников энергии и малой распределительной генерации в структуре производства электроэнергии, необходимость структурной трансформации электроэнергетики

Оптимизация структуры электроэнергетики по типам генерации и видам используемых энергоресурсов, эффективное сочетание централизованного энергоснабжения, распределенной генерации и ВИЭ

Негативное влияние электроэнергетики на окружающую среду

Снижение до технологического и экономического предела показателей загрязнения.

Незавершенность модели функционирования внутренних энергетических рынков, недостаточный уровень конкуренции на рынке электроэнергии и мощности.

Проблема перекрестного субсидирования и установления экономически обоснованных цен (тарифов) на электроэнергию.

Отсутствие обязательных требований к субъектам и объектам электроэнергетики, их созданию и эксплуатации, техническим характеристикам, персоналу

Повышение конкуренции и эффективности функционирования энергетических рынков. Развитие энергетической инфраструктуры.

Ликвидация всех видов перекрестного субсидирования и переход к полноценному долгосрочному ценообразованию.

Совершенствование государственной системы регулирования, формирование нормативной правовой базы, защищающей права инвесторов. Устранение необоснованных административных барьеров

Нехватка квалифицированных кадров

Полное обеспечение квалифицированными кадрами


Внутренние проблемы развития энергетики России исследованы автором на основе анализа ключевых показателей, характеризующих состояние отрасли, к числу которых относятся объемы выработанной и потребленной электроэнергии, коэффициент использования и структура установленной мощности электростанций, уровень износа основных производственных фондов и другие. [21.C.3]

Российская энергосистема включает в себя тепловые электростанции, объекты атомной энергетики и гидроэнергетики. Динамика производства электроэнергии в Российской Федерации по типам электростанций за 2006-2015 гг. рассчитана нами по данным ОАО «Системный оператор единой энергетической системы» и представлена на графике (рис. 2.2).

Рисунок 2.2. - Динамика производства электроэнергии в России за 2006-2015 годы [23]

Производство электроэнергии в России за 2006-2015 гг. увеличилось с 995,8 млрд. кВт*ч. до 1026,9 млрд. кВт*ч., то есть на 3,12% [Отчет о функционировании ЕЭС..., 2016, 15].

Целевое видение развития электроэнергетики в соответствии с Проектом ЭС-2035 предполагает рост производства электроэнергии в 1,3-1,4 раза к 2035 году, что соответствует среднегодовому темпу роста 1,5-1,9% [Энергетическая стратегия, 2016, 32].

Установленная мощность электростанций представляет собой сумму паспортных мощностей всех генераторов электростанций и изменяется в результате реконструкции действующих генераторов или ввода в эксплуатацию нового оборудования. [23]

Россия является четвертой после США, Китая и Японии страной по объему установленной мощности [15.C.5]. За 2010-2015 гг. установленная мощность электростанций России возросла с 214,9 ГВт до 235,3 ГВт, главным образом, за счет ввода новых генерирующих мощностей в ходе реформирования отрасли, что свидетельствует о результативности реформ в данном направлении. Структура установленной мощности российской электроэнергетики в 2010-2015 гг. отличается стабильностью.

Исходя из данных ОАО «Системный оператор единой энергетической системы», мы проанализировали структуру установленной мощности по видам электростанций России за 2010-2015 гг. (табл. 2.4).

Таблица 2.4. Структура установленной мощности по видам электростанций России за 2010-2015 гг.,% [23]

Наименование

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014г.

2015 г.

ГВт

%

ГВт

%

ГВт

%

ГВт

%

ГВт

%

ГВт

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Всего по России

214,9

100

218,2

100

223,1

100

226,4

100

232,4

100

235,3

100

2

ТЭС

146,3

68,1

149,3

68,4

152,6

68,4

154,5

68,2

158,5

68,2

160,2

68,1

3

ГЭС

44,3

20,6

44,5

20,4

45,3

20,3

46,6

20,6

47,6

20,5

47,8

20,3

4

АЭС и прочие ЕС

24,3

11,3

24,4

11,2

25,2

11,3

25,2

11,2

26,3

11,3

27,3

11,6


Наибольший (около 68%) удельный вес в структуре установленной мощности приходится на тепловые станции, удельный вес гидроэлектростанции составляет около 20%, атомных электростанций - не многим более 11% [Отчет о функционировании ЕЭС., 2016, 22].

В целях достижения устойчивой структуры генерирующих мощностей ЭС-2035 предусматривается развитие всех типов электростанций, в том числе малых распределительных генерирующих установок и электростанций, работающих на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ). Последние представлены в России, главным образом, гидроэнергетикой, также с 2015 года в России функционируют 3 геотермальные, 23 солнечные и 29 ветряных электростанций. В настоящее время главной проблемой использования возобновляемых источников энергии является их низкая конкурентоспособность. В то же время Россия обладает значительным потенциалом развития возобновляемой энергии, что превращает Россию потенциального «зеленого гиганта» энергетики [23].

Производство электроэнергии на основе ВИЭ в 2015 году составило 2,3 млрд. к Вт-ч, что составляет 0,22% от общего объема производства электроэнергии и является крайне низким. В мировом энергобалансе в 2015 году доля возобновляемых источников энергии составляла около 6% [16.C.4]. Стратегическим ориентиром ЭС-2035 является рост производства электроэнергии на основе ВИЭ в 13-20 раз (с 2,3 млрд кВт*ч в 2015 году до 29-46 млрд кВт*ч в 2035 году), которого предполагается достичь за счет привлечения инвестиций в сектор ВИЭ и повышения их экономической эффективности на основе отечественных научных разработок [Энергетическая стратегия России..., 2016, 64]. Установленная мощность объектов генерации на основе ВИЭ к 2024 году должна составить 5,9 Гвт [13.C. 50].

Развитие возобновляемой энергетики в России нуждается активной государственной поддержке и стимулировании, в том числе, на основании использования механизмов налогообложения. В свою очередь, развитие возобновляемой энергетики позволит обеспечить устойчивый экономический рост и энергетическую безопасность России, особенно в отдаленных районах.

Рисунок 2.3.- Коэффициент использования установленной мощности по видам электростанций России за 2010-2015 гг.,% [23]

Эффективность использования установленной мощности электростанций ЕЭС России характеризуется коэффициентом использования установленной мощности, динамика которого за 2010-2015 годы по видам электростанций России (без учета электростанций, принадлежащих промышленным предприятиям) составлена нами на основе данных ОАО «Системный оператор единой энергетической системы» и представлена на графике (рис. 2.3).