Файл: Реформа электроэнергетики в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Желание внедрить конкурентные отношения в сферу электроэнергетической естественной монополии было вызвано стремлением преодолеть основные недостатки рынка и свести к минимальному значению транзакционные издержки путём нестандартных форм их уменьшения. Однако, торги за монопольную франшизу сводятся к конкуренции производителей электрической энергии за доступ к электросетям на базе аукционов, систематически проводимых специально создаваемой для этих целей организацией - оператором рынка. [20]

Данная организация выстраивала по порядку конкурирующих друг с другом производителей электроэнергии, опираясь на величину энерготарифа, и подключала к электросетям только тех, кто предлагал свою продукцию по минимальным тарифам. Данный механизм конкуренции по замыслу должен был гарантировать уменьшение среднего энерготарифа на обращающуюся в энергосистеме электроэнергию и стимулирование производителей к уменьшению издержек производства, то есть реализацию преимуществ от конкуренции. [12.C.76]

Окончание структурной реформы совместно с развитием реальной конкуренции в секторе производства и сбыта электроэнергии способствовали отказу от существования головной компании.

На протяжении всей реформы осуществлялись коренные преобразования: видоизменялась система государственного регулирования и контроля отрасли, создавался конкурентный рынок электроэнергии, образовывались новые компании. Значительно изменилась и структура отрасли: осуществилось разделение естественномонопольных (передача и распределение электроэнергии, диспетчеризация) и конкурентных (генерация, сбыт, ремонт и сервис) функций, также взамен прежних вертикально-интегрированных компаний, оказывающих все эти функции, были сформированы структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности. [11.C.6]

Предыдущая монопольная структура электроэнергетики, при которой все элементы - от генерации до сбыта - находились под контролем одной компании, исчезла. На смену РАО «ЕЭС России», после 30 июня 2008 года, пришли новые самостоятельные участники рынка электроэнергетики, которые специализировались на определенных видах деятельности и контролировали соответственные профильные активы. [13.C.11]

Сформировавшаяся на текущий момент структура электроэнергетической отрасли представлена на рисунке 1.1, а степень влияния государства на элементы данной структуры отражена в рисунке 1.2.

Рисунок 1.1— Новая целевая структура электроэнергетической отрасли [11.C.4]


В результате образовались необходимые условия для развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения.

Задачи и цели электроэнергетической реформы обозначены в Постановлении Правительства от 11 июля 2001 г. № 526 (в ред. от 20.03.2013 № 240) «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации».

С учетом последующих изменений в нормативно-правовой базе цели и задачи реформирования были детализированы в «Концепции Стратегии ОАО РАО «ЕЭС России» на 2005-2008 гг. «5+5». [22.C.8]

Рисунок 1.2 — Новая целевая структура электроэнергетической отрасли с учётом степени влияния государства

Предполагаемые изменения были успешно реализованы за период с 2001 по 2008 годы. В результате на территории РФ стали действовать оптовый и розничные рынки электроэнергии, цены которых не регулируются государством, а создаются на основе спроса и предложения. Под контролем Федеральной сетевой компании (ФСК) оказались магистральные сети, в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК) стали объединяться распределительные сети электроэнергетического комплекса, а все права и обязанности региональных диспетчерских управлений перешли общероссийскому Системному оператору. [11.C.5]

Все активы производства были включены в состав межрегиональных компании, состоящих из двух видов. К первому виду относятся генерирующие компании оптового рынка (оптовые генерирующие компании - ОГК), а ко второму - территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК объединяют электростанции, которые специализируются на генерации исключительно электрической энергии. В ТГК же входят главным образом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК формируются на базе тепловых электростанций, а одна («РусГидро») - на основе гидрогенерирующих активов. Тепловые ОГК построены по экстерриториальному принципу, в то время как ТГК объединяют станции соседних регионов. [22.C.8]

Решение об образовании Федеральной сетевой компании было принято Правительством России летом 2001 года в рамках реформирования электроэнергетики. Федеральная сетевая компания создана как организация по управлению Единой национальной электрической сетью (ЕНЭС). Государственная регистрация Компании состоялась 25 июня 2002 года. ОАО РАО «ЕЭС России», выступившее единственным учредителем, передало в уставный капитал Компании системообразующий электросетевой комплекс, относящийся к ЕНЭС. [14.C.21]


В настоящее время правила функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности регулируются Постановлением Правительства РФ №1172 от 27 декабря 2010 года (в ред. от 09.09.2016).[5]

Одновременно в рамках реформирования электроэнергетики происходил процесс консолидации электросетевых объектов, относящихся к ЕНЭС, под управлением Федеральной сетевой компании. В 2007 году на базе реорганизованных АО-энерго (дочерних и зависимых обществ ОАО РАО «ЕЭС России») были созданы 56 Магистральных сетевых компаний (МСК). Принадлежащие ОАО РАО «ЕЭС России» акции МСК были переданы в оплату дополнительного выпуска акций Федеральной сетевой компании. 1 июля 2008 года ОАО РАО «ЕЭС России» и 54 МСК были присоединены к Федеральной сетевой компании. Еще 2 МСК (ОАО «Томские магистральные сети» и ОАО «Кубанские магистральные сети») остались ее дочерними обществами. В результате акционерами Федеральной сетевой компании стали более 470 тысяч бывших акционеров ОАО РАО «ЕЭС России» и МСК. [15.C.8]

17 июня 2002 года было зарегистрировано ОАО «Системный оператор - Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системой» (ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС») - первая инфраструктурная организация реформируемой электроэнергетики России. В период 2002-2008 годов формировалась организационная структура Системного оператора. В сентябре 2002 года функции по оперативно-диспетчерскому управлению объединенными энергетическими системами приняли филиалы ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» объединенные диспетчерские управления (ОДУ). [17.C.44]

В декабре того же года были выделены из структуры региональных электроэнергетических компаний и приступили к управлению режимами энергосистем субъектов РФ три первых региональных диспетчерских управления (РДУ) - Северокавказское, Свердловское и Тульское. К концу 2004 года в структуре Системного оператора работало уже 56 РДУ. В 2008 году после образования Балтийского, Иркутского, Новосибирского РДУ и РДУ Татарстана, единая трехуровневая диспетчерская вертикаль была полностью сформирована. [13.C.21]

Структура Системного оператора в настоящее время представляет собой работу 7-ми ОДУ, 50-ти РДУ и 15-ти региональных представительств.

Вместе с тем, с 2007 года в составе ОАО «СО ЕЭС» в качестве дочернего зависимого общества находится Научно-исследовательский институт по передаче электроэнергии постоянным током высокого напряжения (НИИПТ). Данный Институт основан в 1945 году и является многопрофильным электроэнергетическим научно-исследовательским центром, головной научной организацией отрасли в области развития системообразующей сети Единой энергетической системы России и межгосударственных электрических связей. [19.C.41]


В конце декабря 2007 - начале январе 2008 года было закончено создание целевой структуры всех тепловых ОГК и ТГК, к своему завершению подошёл первый этап консолидации ОАО «РусГидро». [16.C.43]

В результате реорганизации ОАО РАО «ЕЭС России» на основании решения внеочередного общего собрания акционеров от 26 октября 2007г. было создано Открытое акционерное общество «Холдинг МРСК». Уставный капитал при реорганизации был сформирован за счет добавочного капитала и нераспределенной прибыли прошлых лет ОАО РАО «ЕЭС России», переданных по разделительному балансу. Целью его создания было выделение компании, которой передавались принадлежащие ОАО РАО «ЕЭС России» акции всех межрегиональных распределительных сетевых компаний. Данная цель была обозначена в Концепции Стратегии ОАО РАО «ЕЭС России» «5+5», принятой Советом директоров ОАО РАО «ЕЭС России» 29 мая 2003г.[23.C.11]

Новый холдинг, действовавший в секторе электроэнергетики РФ, объединил в своей структуре межрегиональные и региональные распределительные электросетевые компании (МРСК/РСК), научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты, строительные и сбытовые компании. 97 филиалов МРСК/РСК были расположены на территории 69 субъектов Российской Федерации. В зоне ответственности компаний Холдинга МРСК эксплуатировались электрические сети десяти классов напряжения от 0,4 до 220 кВ. Общая протяженность сетей дочерних операционных компаний Холдинга МРСК превысила 2,1 млн. км. По протяженности линий электропередачи и количеству потребителей компания являлась одной из крупнейших электросетевых в мире. [16.C.5]

В соответствии с директивой Правительства Российской Федерации от 8 мая 2012 г. № 2111п-П13 на основании договора от 10.07.2012 №1007 полномочия единоличного исполнительного органа ОАО «Холдинг МРСК»4 были переданы ОАО «ФСК ЕЭС». Данные действия были проведены в качестве обеспечения комплексного подхода к осуществлению технической политики и принципов управления электросетевым комплексом РФ, а также проведения единой инвестиционной, финансово-экономической и кадровой политики. [19.C.4]

В качестве цели структурных изменений по слиянию магистральных и распределительных электрических сетей считается формирование единого центра ответственности перед акционерами за согласованную работу магистральных и распределительных сетей, организация работы по увеличению экономической эффективности инвестиционной деятельности, образование единых стандартов и показателей качества, рост операционной эффективности магистральных и распределительных сетевых компаний.[17.C.22]


В настоящее время Федеральная сетевая компания имеет разветвленную инфраструктуру, составляющую основу экономики государства. Объекты электросетевого хозяйства находятся в 77 регионах РФ общей площадью более 15 млн кв. км. ФСК занимает лидирующее место в мире по протяженности линий электропередачи (более 139 тыс. км) и трансформаторной мощности (332,5 тыс. МВА) среди публичных электросетевых компаний. В компании задействованы более 24 тысяч человек. Также компания входит в перечень системообразующих организаций, имеющих стратегическое значение.

Выводы:

Одной из наиболее важных целей реформы оказалось создание благоприятных условий для привлечения в отрасль частных инвестиций. В ходе реализации программ IPO и продажи пакетов акций генерирующих, сбытовых и ремонтных компаний, принадлежавших ОАО РАО «ЕЭС России», эта задача была успешно решена. Созданные в процессе реорганизации акционерные общества стали более прозрачны и эффективны. В результате реформы произошло разделение финансового учёта производства и сбыта электрической энергии и образование дочерних сетевых компаний, в собственность которых передавались сетевые активы (линии электропередачи и подстанции).

Разделение финансовой деятельности привело к формированию условий для равного доступа к сетевой инфраструктуре. В сфере естественной монополии произошло усиление государственного контроля. Таким образом, были созданы все условия для создания конкурентного рынка электроэнергии (мощности), цены которого в полной мере не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения. Подобный механизм должен обеспечить электроэнергетическим компаниям финансовую стабильность в случае эффективной работы на оптовом и розничном рынках.

Глава 2. Результаты реформирования электроэнергетической отрасли в России

2.1. Энергетическая стратегия России: цели и задачи развития