Файл: Реформа электроэнергетики в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее эффективное использование производственных мощностей, как видно из рис. 2.3, наблюдается в атомном секторе электроэнергетики, где коэффициент использования установленной мощности за 2010-2015 гг. вырос с 81,6% до 84,7%. Коэффициент использования установленной мощности по объектам ТЭС и ГЭС за анализируемый период, напротив, сократился с 52,9% до 47,2% и с 40,8% до 38,3%, соответственно. Средний уровень эффективности угольных электростанций в России по состоянию на 2014 год составляет 34,9%, станций, работающих на газе - 38,3% (сравненим с уровнем эффективности в странах ОЭСР, где угольных станций 45% и современных парогазотурбинных установок 58%) [Россия 2014, 2014, 212].

Важной причиной низкого уровня эффективности электростанций является значительный объем устаревшего энергетического оборудования. Поэтому главным внутренним вызовом энергетической политики России является необходимость глубокой и всесторонней модернизации электроэнергетики.

Рисунок 2.4. Износ основных фондов организаций, осуществляющих производство и распределение электроэнергии, газа, воды за 2004-2015 гг.,% [24]

Сведения о степени износа основных фондов коммерческих организаций России, за исключением субъектов малого предпринимательства, в сопоставлении с показателями по виду деятельности производства и распределения электроэнергии, газа и воды за 2004-2015 гг. представлены нами по данным Росстата России (рис. 2.4).[13.C.7]

Согласно сведениям, представленным на рис. 4, в 2004 году степень износа основных фондов электроэнергетики составляла 54,5%, что превышало среднее значение по всем видам экономической деятельности (43,5%). В результате реформирования отрасли степень износа основных фондов в электроэнергетики в 2015 году сократилась до 40,2%, при среднем значении по всем видам экономической деятельности, составившем 48,2% [Степень износа., 2016]. Однако доля вновь введенного оборудования энергетического оборудования в России за последние годы остается достаточно низкой. Недостаточные инвестиции в обновление основных производственных фондов, а также в их реконструкцию и модернизацию могут привести к техническим ограничениям и снизить надежность энергоснабжения потребителей. [11.C.8]

Проблема физического и морального устаревания электроэнергетического оборудования является очень острой и представляет угрозу энергетической безопасности России. Высокий уровень изношенности энергетического оборудования увеличивает также риски возникновения аварий на объектах электроэнергетики. Только вывод из эксплуатации устаревшей инфраструктуры и масштабные инвестиции в новые эффективные мощности позволит повысить конкурентоспособность и эффективность отечественных энергетических компаний, улучшит экологические характеристики отрасли, снизит риски возникновения аварий. [10.C.45]


Даже при условии низких темпов роста спроса на электроэнергию в средне - и долгосрочной перспективе важнейшим приоритетом остается реконструкция и модернизация мощностей генерации, что может стать гарантией для развития отечественной промышленности. Актуальной проблемой является разработка нового механизма привлечения инвестиций в электроэнергетику после реализации уже заключенных договоров поставки мощности 2011-2015 гг., в том числе путем совершенствования системы налогового стимулирования инвестиционной и инновационной активности в отрасли. Целевым показателем ЭС-2035 является рост среднегодовых инвестиций в энергетический сектор в 1,15-1,25 раза после преодоления краткосрочного спада [23].

Таким образом, анализ производственных показателей, свидетельствует о том, что электроэнергетика России находится в стадии активного развития. Дальнейший успех реформы во многом будет определяться своевременностью и полнотой обеспечения отрасли инвестициями и прогрессивными технологиями.

Выводы:

Реформа отрасли в значительной степени способствовала развитию электроэнергетики России. В то же время важнейшими проблемами продолжают выступать технологическое отставание от уровня развитых стран, высокий уровень износа основных фондов, низкая доля возобновляемых источников энергии и объектов малой генерации в структуре производства электроэнергии.

Вызовом для энергетики России является необходимость энергетического самообеспечения в условиях экономических санкций и высокой зависимости от импорта оборудования, технологий, сервисных, инжиниринговых услуг и капитала. Дальнейший успех реформ в электроэнергетике во многом будет определяться своевременностью и полнотой обеспечения отрасли инвестициями и прогрессивными технологиями.

Заключение

Реформа отрасли в значительной степени способствовала развитию электроэнергетики России. В то же время важнейшими проблемами продолжают выступать технологическое отставание от уровня развитых стран, высокий уровень износа основных фондов, низкая доля возобновляемых источников энергии и объектов малой генерации в структуре производства электроэнергии.

Вызовом для энергетики России является необходимость энергетического самообеспечения в условиях экономических санкций и высокой зависимости от импорта оборудования, технологий, сервисных, инжиниринговых услуг и капитала. Дальнейший успех реформ в электроэнергетике во многом будет определяться своевременностью и полнотой обеспечения отрасли инвестициями и прогрессивными технологиями.


Одной из наиболее важных целей реформы оказалось создание благоприятных условий для привлечения в отрасль частных инвестиций. В ходе реализации программ IPO и продажи пакетов акций генерирующих, сбытовых и ремонтных компаний, принадлежавших ОАО РАО «ЕЭС России», эта задача была успешно решена. Созданные в процессе реорганизации акционерные общества стали более прозрачны и эффективны. В результате реформы произошло разделение финансового учёта производства и сбыта электрической энергии и образование дочерних сетевых компаний, в собственность которых передавались сетевые активы (линии электропередачи и подстанции).

Разделение финансовой деятельности привело к формированию условий для равного доступа к сетевой инфраструктуре. В сфере естественной монополии произошло усиление государственного контроля. Таким образом, были созданы все условия для создания конкурентного рынка электроэнергии (мощности), цены которого в полной мере не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения. Подобный механизм должен обеспечить электроэнергетическим компаниям финансовую стабильность в случае эффективной работы на оптовом и розничном рынках.

Библиография:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017)
  2. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об электроэнергетике"
  3. Федеральный закон от 26.03.2003 № 36-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике».
  4. О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 28.07.2015 № 1472-р // Собрание законодательства РФ. 2015. № 31. Ст. 4741. 3 августа.
  5. О реформировании электроэнергетики Российской Федерации (ред. от 20.03.2013): постановление Правительства Рос. Федерации от 11.07.2001 № 526 // Российская газета. 2001. № 140. 25 июля.
  6. Об утверждении энергетической стратегии России на период до 2030 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 13.11.2009 № 1715-р // Собрание законодательства РФ. 2009. № 48. Ст. 5836. 30 ноября.
  7. Адамов Н.А., Кириллова А.А. Управление затратами в условиях финансового кризиса // Финансовая газета. - 2017. - № 48.
  8. Альгина М.В., Синельников В. С., Авласенко Л.М. Процесс инновизации российской экономики: управление и эффективность // Российский экономический интернет-журнал. - 2014. - № 3.
  9. Баркин О.Г. Электроэнергетика Российской Федерации: текущий статус, возможные сценарии, развилки выбора, целевое видение // Эффективное антикризисное управление. 2017. № 3 (66). С. 34-41.
  10. Войко А. Страхование дебиторской задолженности в электроэнергетике // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2015. - № 2. - С. 266-269.
  11. Гительман Л.Д., Ратникова Б.Е. Эффективная энергокомпания: Экономика. Менеджмент. Реформирование. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2016. 544 с.
  12. Глушко Т. Система сбалансированных показателей для электроэнергетических компаний, работающих по модели «Энергосервис» // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2015. - № 3. - С. 192-197.
  13. Григорьев А.В., Шафран А.М. Электроэнергетическая отрасль: насколько реализованы цели реформирования?//Менеджмент и бизнес-администрирование. 2017. № 1. С. 62-71.
  14. Казьмина О.А. Обоснование рациональной организации развития электроэнергетики в условиях модернизации экономики России: дис. ... канд. экон. наук. Апатиты, 2015. 166 с.
  15. Кузнецов Н.В. Концепция управления финансовым обеспечением предприятий электроэнергетики // Экономика и предпринимательство. 2014. № 8(49). С. 466-471.
  16. Отчет о функционировании ЕЭС России в 2015 году. М., 2016. 40 с. URL: http://so-ups. ru/fileadmin/files/company/reports/disclosure/2016/ups_rep2015.pdf
  17. Пансков В.Г. Совершенствование амортизационной политики в контексте модернизации российской экономики // Финансы. 2010. № 11. С. 27-31.
  18. Папенов К.В., Казанцева А.Н. Государственная поддержка развития альтернативной энергетики // Предпринимательское право. 2016. № 2. С. 44-52.
  19. Россия 2014. Детальный обзор энергетической политики. Международное энергетическое агентство OECD/IEA. Париж, 2014. 361 с. URL: http://www.iea.org/media/russian/ IDR_RUSSIA_2016_RUS.pdf
  20. Сколько стоит Россия: 10 лет спустя. Раздел 2. Промышленность. – М.: Институт стратегического анализа, 2014. – С.21.
  21. Фомина В.Н. Экономика электроэнергетики. М.: ИУЭ ГУУ, ВИПКэнерго, ИПК госслуж-бы, 2016. 283 с.
  22. Черезов А.В. (ред.) Основные результаты функционирования объектов электроэнергетики в 2015 году. Задачи на среднесрочную перспективу. М., 2016. 72 с. URL: http:// minenergo.gov.ru/node/1161
  23. Энергетическая стратегия России на период до 2035 года. М., 2016. 75 с