Файл: Реформа электроэнергетики в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Электроэнергетика является одной из наиболее фондоемких отраслей промышленности, выполняющей системообразующую роль в народном хозяйстве любой промышленно-развитой страны. Одна из основных особенностей электроэнергетики – это непрерывность и совпадение во времени процессов производства, распределения и потребления электроэнергии [7.C.3].

Электроэнергетика претерпевала не самые удачные реформы на протяжении последнего десятилетия.

В 2003 году были приняты такие нормативные акты как Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» [2] и Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» [3]. Эти нормативные акты были направлены на осуществление реформы в электроэнергетике.

В основе реформы лежал переход на функционирование отрасли на рыночных принципах, что позволило бы создать конкурентные рынки электроэнергии в тех регионах, где это технически возможно. Итогом реформы должны были стать демонополизация отрасли, стимулирование энергосбережения, развитие единой инфраструктуры электроэнергетики, создание эффективного механизма снижения издержек в отрасли.

Реструктуризация электроэнергетики должна была привести не только к повышению эффективности внутри отрасли, что повысило бы ее инвестиционную привлекательность, но и должна была стать катализатором процессов повышения эффективности в других отраслях, что связано с высоким показателем энергопотребления в российской промышленности.

Объект исследования – электроэнергетическая отрасль Российской Федерации.

Предмет исследования – процесс реформирования электроэнергетики в Российской Федерации.

Цель работы – изучить реформу электроэнергетики в Российской Федерации.

В процессе реализации цели необходимо решить следующие задачи:

-рассмотреть предпосылки, задачи и этапы реформирования электроэнергетики в Российской Федерации;

-изучить проблемы реформирования электроэнергетики в Российской Федерации;

- проанализировать результаты реформирования электроэнергетики в Российской Федерации;


Методологическая основа и методика исследования. Методологическую основу исследования составил общенаучный диалектический метод познания общественных явлений. При разработке понятийного аппарата исследования использованы методы анализа и синтеза.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Реформирование электроэнергетической отрасли в РОССИИ: предпосылки, этапы

1.1. Предпосылки реформирования отрасли

В России реформа электроэнергетики началась гораздо позже, чем во многих других странах. Реформирование электроэнергетики осуществлялось довольно быстрыми темпами и оказалось наиболее радикальным по сравнению с зарубежными странами. Также электроэнергетика России оказалась первой отраслью национального хозяйства, где были произведены существенные изменения в сравнении с другими монополиями страны.[8.C.21]

Проведению структурной реформы в электроэнергетике России, а также создание новых форм внутриотраслевых и межотраслевых экономических связей предшествовал переход России к рыночной экономике в совокупности с рядом определённых экономических обстоятельств. [12.C.45]

Негативные тенденции в электроэнергетике России наметились ещё с 1980-х годов: при общеэкономическом спаде в стране эффективность работы разных секторов отрасли уменьшалась. При этом электроэнергетика все больше играла роль донора для других отраслей экономики. Это было обусловлено как макроэкономическими причинами, так и неплатежами потребителей электроэнергии. Следует отметить, что производственные мощности электроэнергетических компаний обновлялись медленнее, чем происходил рост потребление электроэнергии. [11.C.54]

Одной из явных проблем электроэнергетики оказалось отсутствие стимулов к понижению производственных затрат компаниями отрасли, что стало следствием ценообразования на основе издержек. Это, в свою очередь, способствовало недостаточной прозрачности функционирования электроэнергетических компаний, а также невозможности точным образом определить необходимые ресурсы для поддержания и развития компаний.[8.C.12]


Удержание тарифов регулирующими органами (электроэнергия дорожала медленнее большинства других товаров) на фоне раздутых производственных издержек привело к тому, что перед началом реформы более половины компаний отрасли оказались убыточными. Кроме того, были недовольны потребители, требовавшие низких тарифов. Регулирующие органы, защищая потребителей, устанавливали низкие тарифы (цена на электроэнергию в России была ниже экономически обоснованной). [20.C.4]

Кроме того, снизилась рентабельность электроэнергетического сектора, вызванная износом мощностей и нуждающаяся в существенном объёме инвестиций. Увеличение объемов устаревшего оборудования электростанций стало превышать темпы его обновления и ввода новых мощностей. Для разрешения этой проблемы электроэнергетическому комплексу страны понадобились значительные инвестиции. Отсутствие внешних инвесторов оказалось следствием нерешённости проблем в электроэнергетике. [13.C.5]

Таким образом, возникла явная необходимость в рыночных отношениях, то есть в организации конкуренции в сферах производства и сбыта электроэнергии, обеспечения свободы доступа на рынок, введения прозрачных и прогнозируемых правил работы рынка и прочее.

Правлением РАО "ЕЭС России" и руководством энергосистем была разработана и предложена концепция реструктуризации отрасли для создания рыночных условий, в результате которых электроэнергетические компании стали более привлекательными для бизнеса и вложения инвестиций.[17.C.56]

Суть данной реструктуризации сводилась к тому, что на базе АО-энерго должны были создаваться специализированные генерирующие, сетевые и сбытовые компании, являющиеся составными частями единой энергетической системы России. [10.C.44]

1.2. Этапы реформирования электроэнергетики в России

Сам процесс реформирования электроэнергетической отрасли в России условно можно разделить на 2 этапа.

Выявим ключевые характеристики первого этапа реформирования электроэнергетики в России. Данный этап начался в середине 90-х годов. Его результатом оказалось введение в отрасль новой системы хозяйственных отношений, отвечающих рыночной экономике. [22.C.45]

Вызванная неравномерным размещением генерирующих мощностей и зависимостью большинства регионов от межсистемных перетоков электроэнергии и мощности реструктуризация проводилась в период 1992-1994 гг. [11.C.4] Данная реструктуризация опиралось на следующие элементы:


  • акционирование и приватизация электроэнергетических объединений, а также образование на их основе 72 региональные энергокомпании, которые находятся в одинаковых «стартовых» экономических условиях;
  • исключение из состава электроэнергетических объединений 51 крупной электростанции в качестве самостоятельных субъектов и выведение их на Федеральный (общероссийский) оптовый рынок электроэнергии и мощности (ФОРЭМ);
  • создание и введение оптового и розничного рынков электроэнергии и мощности с элементами конкуренции в сфере генерации электроэнергии;
  • формирование государственного концерна «Росэнергоатом», использующего атомные электростанции на внебюджетной (самофинансирующейся) основе; [21.C.76]
  • образование около 1340 оптовых продавцов-перекупщиков (ОПП) электроэнергии, обеспечивающих гибкость в удовлетворении электроэнергетических потребностей и практически не владеющих собственными энергомощностями; [19.C.45]
  • создание сетевой организации РАО «ЕЭС России», обеспечивающей всем участникам ФОРЭМ одинаковый доступ к межсистемным линиям электропередачи, а также являющейся по совместительству и холдинга, который владеет 49% акций всех региональных электроэнергетических компаний и контрольными пакетами всех электростанций, выведенных на ФОРЭМ. [8.C.12]

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России» (РАО «ЕЭС России») было образовано в декабре 1992 года. Компаниям, входящим в РАО «ЕЭС», было передано в использование 72,1% установленной мощности, что дало возможность им обеспечивать 69,8% от общей выработки электроэнергии и 32,7% теплоэнергии, а также распределять практически всю (96 %) электроэнергию. Мощность компаний холдинга превышала 156 ГВт, что делало ее крупнейшей электроэнергетической компанией в мире. [22.C.45]

Образование РАО «ЕЭС России» позволило сохранить качественное и устойчивое снабжение потребителей электрической энергией. В 1997 г. в состав холдинга были включены территориально обособленные подразделения Межсистемных электрических сетей: Центра, Юга, Северо-Запада, Урала, Волги, Сибири, Востока. [18.C.56]

Следует отметить, что владельцем контрольного пакета акций большинства отраслевых компаний являлась РАО «ЕЭС России». Этот факт способствовал своеобразной преемственности регулирования в условиях сложного переходного периода. Подобная структура управления отраслью во многом восстановила прошлую систему административно-отраслевого управления. Однако, её специфика заключалась в работе на основе имущественных отношений. Данная структура позволяла решать важную задачу - обеспечивать надёжным электроснабжением потребителей. [12.C.41]


Первый этап реформирования сохранил доминирующее влияние государства в отношении функционирования и развития отрасли. Данное влияние производилось с помощью различных имущественных механизмов. В частности, в виде владения государством контрольных пакетов акций электроэнергетических компаний. Также доминирующая роль государства заключалась и в всеобщем регулировании цен (тарифов) на оптовом и розничных рынках электроэнергии. [16.C.45]

В первые годы создания потенциально новой экономической среды данная ситуация, где присутствовал значительный дисбаланс среди интересов государства и бизнеса, считалась вынужденной мерой. Однако сохранение данного дисбаланса в последующие годы способствовало возникновению целого ряда негативных тенденций в электроэнергетической отрасли:

  • резкому и необоснованному увеличению производственных и инвестиционных издержек при отсутствии реальных антизатратных стимулов на рынке; [9.C,40]
  • отрицательному изменению финансового положения компаний из-за политики госрегулирования (удерживания цен (тарифов) электроэнергии, перекрестного субсидирования), а также неплатежей;
  • сохранению плохой инвестиционной привлекательности отрасли и отсутствию значительных внешних инвестиций. [20.C.43]

Кроме того, функционирование частично реформированной электроэнергетики выявило ее слабые стороны, которые, совместно с неблагоприятными внешними факторами (спад производства, неплатежи и др.), способствовали уменьшению отраслевой эффективности:

  • отсутствие приемлемого режима работы электростанций и, как следствие, увеличение удельного расхода топлива;
  • увеличение потери электроэнергии в электрических сетях;
  • повышение относительной численности задействованного персонала компаний; [11.C.33]
  • снижение потребления электроэнергии, которое вызвало рост резервов установленных мощностей в ЕЭС России. Накопившийся избыток мощности составлял около 70 млн кВт. Поддерживая надежную и устойчивую работу ЕЭС России, он оказался дополнительной финансовой нагрузкой на потребителей, поскольку оплачивался ими; [19.C.32]
  • значительное уменьшение эффективности капитального строительства и всего инвестиционного процесса. Что явилось в основном результатом действующего порядка финансирования электроэнергетики, предусматривающего создание финансовых источников за счет введения инвестиционной составляющей в тарифы на электроэнергию. [23.C.56]

Таким образом, все выявленные обстоятельства послужили причиной образования Федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности). Данное событие стало первой ступенью к рыночным отношениям в электроэнергетике.[13.C.34]