Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Характеристика феномена профессионального выгорания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выделяются три главные цели психологического обеспечения стрессоустойчивости:

1) повышение компетентности в области здоровья, выработка навыков здоро­вого поведения;

2) снижение влияния негативных факторов профессиональной среды на здоровье человека, повышение его стрессоустойчивости;

3) поддержание на опти­мальном уровне возможностей человека для обеспечения высокой эффективности тру­да и реализации задач каждого этапа профессиональной деятельности.

Анализ решений, принимаемых компаниями по укреплению здоровья персонала вооб­ще, позволяет классифицировать их по следующим основаниям:

а) по степени финансовой затратности проводимых мероприятий (высокозатратные, среднезатратные, малозатратные);

б) по направленности на определенную группу сотрудников

По содержанию все мероприятия по укреплению стрессоустойчивости сотрудников могут быть подразделены на ряд основных направлений [13, c. 212]:

1) Использование новейших достижений в области науки с целью создания средств, способствующих поддержанию и укрепле­нию здоровья человека.

2) Стимулирование здорового образа жизни.

3) Уменьшение негативного влияния стресса на сотрудников.

4) Активные занятия физической культу­рой и спортом.

5) Использование музыкального фона в рабочих помещениях.

6) Орга­низация питания персонала.

7) Организация отдыха сотрудников.

8) Решение проблем, связанных с семьями сотрудников, в т. ч. достижение баланса между работой и личной жизнью (семьей).

9) Включение в компенсационные пакеты блока "Здоровье".

10) Ра­циональная организация труда на рабочем месте.

11) Налаженный вокруг работы быт сотрудников.

12) Офисные ритуалы и корпоративные мероприятия.

3) Стиму­лирование сотрудников к нахождению и использованию собственных приемов эмоцио­нальной разгрузки.

В качестве основного условия эффективности усвоения и практического применения знаний, умений, навыков и повышения стрессоустойчивости высту­пает возможность получить поддержку, проявить собственный актуальный опыт и осуществить живое партнерское общение субъектов взаимодействия. Преодоле­ние стресса при помощи партнера обладает модерирующим позитивным воздей­ствием на процесс между субъективными переживаниями стресса людьми и их интерактивным поведением. Благодаря диадическому копингу значительно рас­ширяется спектр информационного воздействия на субъектов и создается более полное и объективное видение стрессовой ситуации [12, c. 214].


Устранение или смягчение (по возможности) профессиональных стресс-факторов может быть осуществлено психологом в следующей последовательности [12, c. 217]:

1. Выявление и анализ стрессообразующих факторов, а также профессионально-трудных ситуаций управленческой деятельности.

2. Выявление должностных позиций и направлений управленческой деятельности, характеризующихся наибольшей стрессовой нагрузкой.

3. Определение факторов, которые могут быть по возможности изменены для снижения стрессогенности и составление рекомендаций в этом направлении.

4. В экстремальных условиях управленческой деятельности обязательное проведение психологом (или медицинским работником) функционального состояния сотрудников, с последующей оценкой результатов обследования, и сравнения их с показателями психической нормы.

5.Регулярное осуществление психологом психогигиенических мероприятий с целью формирования у сотрудников потребности в здоровом образе жизни как средстве повышения устойчивости к стрессу за счет полноценного питания, увеличения двигательной активности, борьбы с вредными привычками (курением, злоупотреблением алкогольными напитками и т.п.)

6.Создание комнаты психологической разгрузки (центра восстановления работоспособности) для комплексной профилактики профессиональных деформаций, укрепления психического здоровья сотрудников. Составление, постоянное обновление и совершенствование релаксационных программ.

7.Формирование у сотрудников потребности в своевременном обращении к психологу, с помощью которого можно овладеть методами, позволяющими правильно анализировать жизненные и служебные ситуации, давать им реалистические оценки и обогащать свой антистрессовый поведенческий репертуар.

8. Поддержание позитивного социально-психологического климата в подразделении.

Однако, цель управления профессиональными стрессами заключается не только в их психопрофилактике, но и в оптимизации соответствия между требованиями со стороны управленческой деятельности и возможностями, личностными ресурсами сотрудника. Что предполагает: во-первых, широкое использование различных технологий и методов профессионального отбора, систематическое повышение квалификации и профессиональное обучение сотрудников, в том числе использованию ими психологических техник для расширения своего поведенческого репертуара с учетом психологических знаний о механизмах стресса и адаптационных ресурсах человека [12, c. 240].


Во-вторых, изменение стрессообразующих условий и факторов среды жизнедеятельности сотрудников, а также развитие в этом направлении организационной культуры.

В-третьих, воздействие на когнитивную оценку сотрудником собственных возможностей (способностей, умений, ресурсов и т.д.) и готовности к преодолению профессионально трудных ситуаций. И в этом случае психологическая помощь со стороны психолога должна быть ориентирована на оптимизацию трудовой мотивации и повышение адекватности восприятия сотрудниками ситуативных (фактических) требований управленческой деятельности с учетом должностного статуса и уверенности в своих силах, ресурсах, способностях.

В-четвертых, это управление ответными реакциями на стресс-факторы управленческой деятельности. И здесь важным аспектом в работе психолога является: формирование у сотрудников активной позиции по отношению к профессиональным стрессам; коррекция ответных реакций на стресс-факторы жизнедеятельности; обучение сотрудников использованию приемов преодолевающего поведения (копинга), основанных на рационализации и когнитивной активности и т.д.

Однако, в связи с недостаточным количеством специалистов-психологов и их большой загруженностью, в сложившихся условиях не только психологи, но и руководители, и сами сотрудники становятся основными субъектами процесса управления профессиональным стрессом, и осуществления психологической само- и взаимопомощи. Более того, психопрофилактические мероприятия по предупреждению и преодолению у сотрудников стрессовых состояний в ряде случаев, не требуют привлечения специально подготовленных специалистов (психотерапевтов, психоневрологов) и могут проводиться либо самим сотрудником, либо организовываться руководителями подразделений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Огромный материал, накопленный при изучении стресса, предоставляет большие возможности для исследователей по развитию терминологического аппарата. При решении междисциплинарной задачи по разработке более эффективных методов коррекции неблагоприятных функциональных состояний человека надо помнить о взаимосвязи наблюдаемых и описываемых явлений. Многолетние исследования психологического стресса подтвердили общность физиологических изменений, возникающих при физиологическом и психологическом стрессе, и в то же время позволили говорить о некоторых важных различиях в механизмах их формирования.


Цель нашего исследования заключалась в выявлении особенностей проявления профессиональных деформаций личности у работников социальной сферы. Поставленные задачи были выполнены. Анализ литературных источников позволил определить характеристику понятия "профессиональные деформации", его разновидности "административный восторг", "управленческая эрозия", "эмоциональное выгорание", определить, что для работников социальной сферы наиболее характерна профессиональная деформация в виде эмоционального выгорания.

Изучению проблемы профессиональной деформации и эмоционального выгорания уделялось и уделяется большое внимание, но тема по-прежнему остается актуальной. Результаты различных исследований позволяют говорить об особенностях проявления синдрома эмоционального выгорания у сотрудников социальных служб. Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что различным категориям работников данных служб присущие специфические особенности проявления эмоционального выгорания.

Результаты теоретико-экспериментального исследования подтверждают гипотезы и позволяют сделать следующие выводы:

1. Работники социальной службы, постоянно контактирующие с гражданами, имеют более высокие показатели эмоционального выгорания - у них выше уровень эмоционального истощения и уровень эмоционального дефицита.

2. У специалистов, работающих в сфере социальной работы менее 5 лет показатели эмоционального выгорания не выражены.

Работники, обслуживающие граждан на дому, имеют более высокий уровень эмоционального выгорания, чем сотрудники, работающие в условиях учреждения. Уровень удовлетворенности профессией и работой тесно связан с уровнем эмоционального выгорания. Чем выше удовлетворенность работой, тем ниже эмоциональное истощение, деперсонализация, неудовлетворенность собой, личностная отстраненность, редукция профессиональных обязанностей. Если специалист доволен работой и профессией у него меньше психосоматических нарушений.

Полученные в ходе исследования результаты были заслушаны на методическом семинаре в Комплексном центре социального обслуживания населения и были использованы для разработки рекомендаций и системы психогигиенических, профилактических и психокоррекционных мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья специалистов социальных служб.

Возможные перспективы дальнейшего изучения профессиональных деформации личности работников социальной сферы могут осуществляться по следующим направлениям:


 Исследование профессиональной деформации у сотрудников, проживающих и работающих в городской и сельской местности.

 Исследование изменения уровня профессиональных деформаций в результате проведения психокоррекционной работы с сотрудниками социальных служб.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1987. - 261 с.
  2. Березин Ф. Психологическая и психофизическая адаптация человека. - Л. - 1988. - 346 с.
  3. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2006. -528 с.
  4. Брайт Дж., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 352 с.
  5. Гельгорн Э., Ауфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства - М.: Мир, 2014. - 254 с.
  6. Кассиль Г.Н. Внутренняя среда организма. - М.: Наука, 1978. - 224 с.
  7. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М., 2013. - 356 с.
  8. Кокс Т. Стресс.- М.: Медицина , 1981. - 213 с.
  9. Красовский Ю.Д. Как преодолеть стресс на работе? – М., 2014 – 326 с.
  10. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. - Л.: Медицина, 1970. - С. 178-208.
  11. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2000. - № 3. - С. 4-22.
  12. Меерсон Ф.3. Патогенез и предупреждение стрессорных повреждений сердца. - М.:Медицина, 1984. - 268 с.
  13. Николаева Е.И. Психофизиология. Психофизиологическая физиология с основами физиологической психологии. - М.: ПЭР СЭ; Логос, 2013. - 464 с.
  14. Пономаренко В.А. Социально-психологическое содержание боевого стресса // Психол. журн. - 2004. - Т. 25, № 3. - С. 98-102.
  15. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб: Речь, 2010. - 816 с.
  16. Селье Г. Стресс без дистресса. – М. - 2012. – 320 с.
  17. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика. - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2012. -607 с.
  18. Франкенхойзер М. Эмоциональный стресс. - М.: Медицина, 1970. - 365 с.
  19. Щербатых Ю.В. Психология стресса. - М.: Эксмо, 2005. - 304 с.
  20. Щербатых Ю.В. Связь черт личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы // Психол. журн. - 2002. - Т. 23, № 1. - С. 118-122.
  21. Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс. - Воронеж: Студия ИАН, 2000. - 120 с.

Приложения

Приложение А