Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Характеристика феномена профессионального выгорания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 222

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Резко возросшие в стране процессы интенсификации труда, повышение требований к профессиональному соответствию и стабильности человека при осуществлении профессиональной деятельности предполагают готовность и способность человека преодолевать состояния напряженности, повседневные и стрессовые ситуации. Профессиональная деятельность предъявляет высокие требования к его профессиональному поведению и требует постоянной актуализации когнитивных, рефлексивных, эмоциональных и др. возможностей. Без рационального подхода к использованию собственных ресурсов современный руководитель часто оказывается в состоянии нервно-психического напряжения, что в дальнейшем приводит к психологиче­скому стрессу, к неэффективному поведению или эмоциональному выгоранию.

Проявлений стресса и его последствий, характерных для профессиональной деятельности руководителя любого уровня достаточно много: фрустрация, тревожность, агрессия, эмоциональное выгорание, построение негативных прогнозов, отчуждение, нарушения в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах и т. д.

Источниковая база исследования. В современной научной литературе про­блему стресса такие ученые, как Л.М. Аболин, А.Б. Леонова, Е.И. Николаева, В.А, Пономаренко, Г.С. Никифорова, Г. Селье, А.М. Столяренко, Ю.В. Щербатых. Проблеме влияния личностного факто­ра в преодолении стресса посвящены работы В.И. Медведева, В.Э. Мильмана, В.Д. Небылицына, Г. С. Никифорова и др. Использованные в исследовании источники имеют высокий уровень надежности так как авторы их – имеют научные звания, большое число научных публикаций, имеющие учебники и учебные пособия, монографии по проблеме стресса и профессионального стресса, в частности.

Цель исследования заключается в определении особенностей профессионального стресса и профессионального выгорания.

Объект исследования: профессиональное выгорание и стресс.

Предмет исследования: профессиональное выгорание и стресс среди работников социальной сферы.

Задачи:

1. Определить понятие и специфику феномена стресса

2. Охарактеризовать особенности профессионального стресса

3. Спланировать и реализовать экспериментальное исследование, направленное на исследование особенностей профессионального стресса в управленческой деятельности.

4. Разработать рекомендации по профилактики профессионального стресса в управленческой деятельности.

В качестве исследовательской гипотезы было использовано предположение о том, что степень выраженности признаков профессиональной деформации личности зависит от рода выполняемой деятельности, трудового стажа и возраста работников.


Объектом нашего исследования - профессиональная деятельность работников социальной сферы.

Предмет исследования: профессиональные деформации личности работников социальной сферы.

Для решения поставленных задач и проведения исследования были использованы следующие методы:

- анкетирование;

- тестирование.

Практическая значимость данной исследовательской работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы и практически применены для профилактики профессиональной деформации работников социальной сферы.

1. Теоретические основы исследования профессионального стресса и профессионального выгорания

1.1. Понятие и сущность феномена «стресс»

Проблема причин возникновения стресса у человека, а также их последствий для организма привлекает внимание специалистов из разных отраслей науки, от медиков до психологов и социологов. Последние годы знаменуются ростом числа публикаций по прикладным аспектам стресса, которые затрагивают различные стороны жизни и деятельности человека [3, 7, 9, 11, 13, 17, 19-21]. Вместе с тем, в настоящее время отсутствует не только концептуальное, но также терминологическое единство по проблеме стресса [19, с. 7]. Данное обстоятельство приводит к расширению понятийного аппарата, когда к понятию стресса относят достаточно разнородные явления, например, наиболее явно это проявляется в отношении феномена психологического стресса.

По мнению А.М. Столяренко, рассмотрение феномена стресса настолько разнонаправлено и многообразно, что существенным образом осложняет разработку единой концепции стресса, а также принятия мер по профилактике и преодоления чрезмерного стресса в практической деятельности [17, c. 12]. Помимо этого, терминологическая неразбериха, на наш взгляд, не способствует междисциплинарной интеграции биологической, медицинской, а также психологической наук в исследовании человека. В данном эссе предпринимается попытка осуществить анализ сущности феномена стресса, а также определения особенностей взаимосвязи физиологических и психологических процессов в организме человека, которые отражают особенности протекания стресса.


В 30-50-е годы ХХ века биологическая теория стресса была разработана Г. Селье [16]. Данная теория также называется физиологической теорией стресса. Основное положение данной теории гласит, что стресс выступает как неспецифический ответ организма на любое требование [16, c. 15]. Стресс, которые положительным образом влияет на активность организма называется эустрессом, тогда как избыточное, сильное воздействие может сопровождаться возникновением дистресса, который ухудшает поведение и состояние человека. Физиологический стресс является защитным механизмом, стереотипной реакцией организма человека на любой тип воздействия. В этом случае в организме происходят такие изменения, как учащие сердечных сокращений, усиления кровообращения, повышение кровяного давления, активации симпатоадреналовой системы, учащение дыхание, сдвиг в обмене веществ, что связано с торможением работы ЖКТ, преобладание процессов метаболизма и т.п [13, c. 102].

В настоящее время под стрессом понимается состояние, которое вызвано чрезмерным воздействием на организм, которое принято называть стрессором. Стресс может вызываться стрессовыми ситуация, к которым можно отнести нервно-психические, физические нагрузки.

Выявлено, что многие травмирующие факторы сильного и сверхсильного воздействия обуславливаются не воздействием самого стрессора, а реакцией человека на него [16, c. 47]. Стресс, таким образом, может рассматриваться как сложное функциональное состояние организма человека, которое характеризуется сдвигами в деятельности систем всех уровней – от психических процессов до эндокринной системы.

Требует отдельного рассмотрения феномен эмоционального стресса. Эмоциональный стресс выделил Р. Лазарус [10, c. 179]. Он говорит о том, что эмоциональный стресс связан с процессами активизации познавательной деятельности человека, посредством которых человек определяет для себя уровень угрозы, а также осуществляет сопоставление возникающие трудности с собственными возможностями по их преодолению. По мнению Л.А. Китаев-Смык, введение данного понятие породило разночтение обозначаемых им явлений [7, c. 104].

В данное понятие включаются также первичные эмоциональные реакции, которые возникают при критических психологических воздействия, а также эмоционально-психические симптомы, которые порождаются телесными повреждениями и т.п.

Обращаясь исключительно к неблагоприятным для организма проявлениям стресса, ученые обозначают также данным термином адаптационные эмоциональные реакции, которыми обычно сопровождаются вредные для организма психофизиологические и физиологические изменения [7, c. 105]. Соответственно, под эмоциональным стрессом подразумеваются аффективные переживания, которые сопровождают стресс и которые приводят к неблагоприятным изменения в организме. Следующим видом стресса выступает психологический стресс. Психологический стресс относится к тем психологическим явлениям, которые относятся к психическим состояниям и под которыми понимают целостное своеобразие всех процессов, которые происходят в психике человека в данный момент или же в течении определенного периода времени [3, c. 211].


Психологический стресс существеннее, чем биологический, зависит от индивидуальных особенностей человека, тогда как его характеристики менее жестко и однозначно навязываются спецификой внешних воздействий. Индивидуальная выраженность стресса, его неблагоприятных проявлений в значительной степени зависит от осознания человеком ответственности за себя, за происходящие с человеком и окружением изменениями в экстремальных ситуациях, от психологической установки на ту или иную роль [3, c. 212]. По мнению Л.А. Китаева-Смык, можно говорить о наличии трех типов отношения человека к себе в случае стресса. Первый тип отношения – это отношение к себе как к «жертве» экстремальной ситуации. Второй тип сочетает отношение к себе как к «жертве» и одновременно как к «ценности». Третий тип – сочетает первые два выделенных типа [7, c. 214].

Таким образом, психологический стресс может рассматриваться как особое психическое состояние, которое характеризуется неспецифическими и системными изменениями активности психики человека, которая выражает ее мобилизацию и организацию в связи с возникшими повышенными требованиями новой ситуации. Психологический стресс может быть идентичен стрессу физиологическому, так как обладает своими психологическими особенностями. Он может возникнуть самостоятельно, а также может изменять или инициировать биологический стресс [7, c. 214].

Огромный массив материала, накопленный при изучении феномена стресса представляет большие возможности для исследователей по развитию терминологического аппарата. При решении междисциплинарных задач по разработке наиболее эффективных методов коррекции неблагоприятных функциональных состояний человека необходимо помнить о взаимосвязи наблюдаемых и описываемых явлений.

1.2. Характеристика феномена профессионального выгорания

В современной психологии огромное внимание уделяется проблеме психических состояний.

Психическое состояние - это конкретная структурная организация всех имеющихся у человека психических компонентов, обусловленная данной ситуацией и предвидением результатов действий, их оценкой с позиций личностных ориентаций и установок, целей и мотивов всей деятельности.

Психические состояния могут быть эндогенными и реактивными, или психогенными и имеют сложную структуру. Один из параметров, входящий в структуру психических состояний - это длительность.


Принято выделять мимолетные (неустойчивые), длительные и хронические состояния. Особое внимание следует уделить длительным и хроническим психическим состояниям, к которым относят - состояние хронического утомления, хронического стресса, который чаще всего связан с влиянием повседневных стрессов.

В последнее время все чаще и чаще встречается термин «профессиональное выгорание». К сожалению, профессиональному выгоранию подвержены представители многих профессий.

Профессиональное выгорание - это частный случай профессиональной деформации.

Термин «эмоциональное выгорание» (burnout) впервые ввел в психологическую практику американский психиатр Фрейденберг в 1974 году. Синдром профессионального выгорания связан с продолжительным воздействием стрессообразующих факторов средней интенсивности, связанных с профессиональной деятельностью. По сути, профессиональное выгорание - это длинный хронический стресс.

По мнению большинства ученых, выгоранию, в наибольшей степени, подвержены сотрудники, которые по роду своей деятельности вынуждены много и интенсивно общаться с людьми. Прежде всего, это руководители, менеджеры и другие представители «помогающих и коммуникативных профессий».

Причем особенно быстро выгорают трудоголики - те, кто работает с высокой самоотдачей и ответственностью, перфекционисты, стремящиеся изменить мир к лучшему. Профессиональное выгорание характеризуется возникновением чувства безразличия к работе, коллегам (даже если раньше они были вам вполне симпатичны) и вообще ко всему происходящему. Человек теряет уверенность в себе, начинает обвинять себя в отсутствии знаний, опыта, компетентности и профессионализма.

Профессиональное выгорание - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

Таким образом, профессиональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» - отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.