Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Характеристика феномена профессионального выгорания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 226

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При сопоставлении особенностей демографических характеристик в разных стадиях "выгорания", нами были выявлены такие закономерности (см. таблицу 7).

Таблица 7

Сопоставление демографических характеристик в разных стадиях эмоционального выгорания

Демографические характеристики

Работников социальных служб с разной степенью выраженности выгорания

Отсутствие "выгорания"

"Выгорание" в стадии формирования

Сложившийся синдром "выгорания"

Возраст

От 18 до 30 лет

60,0 %

40,0 %

0 %

От 31до 50 лет

76,9 %

23,1 %

0 %

Старше 51 года

50,0 %

33,3 %

16,7 %

Должность

Социальный работник

37,5 %

50,0 %

12,5 %

Специалист, Начальник, заведующий

81,3 %

18,7 %

0 %

Стаж профессиональной деятельности

От 0 до 5лет

63,6 %

36,4%

0%

От 5 до 10лет

62,5 %

25,0%

12,5 %

Свыше 10лет

80,0 %

20,0 %

0 %

Сформированный синдром "эмоционального выгорания" свойственен в большей степени группе испытуемых старше 51 года (16,7%), "выгорание" отсутствует более чем у половины опрошенных в каждой возрастной группе.

Эмоциональное выгорание отсутствует в большей степени у работников со стажем профессиональной деятельности более 10 лет (80,0%), а эмоциональное выгорание формируется чаще у работников с малым стажем работы.

Этот факт можно объяснить тем, что у опытного специалиста уже пройден этап профессионального становления и адаптации к профессии, определены конкретные цели, сформированы профессиональные интересы, выработаны механизмы профессионального самосохранения. Таким образом, можно предположить, что у молодых специалистов в социальной работе больше риск возникновения эмоционального "выгорания".

В группе опрошенных со сложившимся синдромом "эмоционального выгорания" преобладают профессионалы, находящиеся в должности социального работника (12,5%). Отсутствие "выгорания" в большей степени присуще специалистам, заведующим, начальникам (81,3%). Этот факт мы объясняем тем, что специалисты в должности социального работника непосредственно общаются с клиентами, осуществляя патронаж или оказывая социальную помощь. Они в большей степени испытывает психоэмоциональные нагрузки, сталкиваются с горем, отчаянием людей, переживает и сочувствует им.


Начальники социальных служб, заведующие отделениями также подвержены эмоциональному "выгоранию", но оно вызвано комплексом других причин, например, это может быть большая ответственность за принятые решения, и в целом за организацию трудового процесса.

Проведенный корреляционный анализ позволил выявить зависимость эмоционального выгорания и симптомов выгорания от социально-демографических характеристик и особенностей профессиональной деятельности испытуемых.

С возрастом работники социальных служб начинают экономить эмоции, что проявляется не только в профессиональной деятельности, но и в быту.

Отсутствие у сотрудников социальных служб подчиненных ведет тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизм относительно служебных достоинств и возможностей или редукция собственного достоинства (корреляция значима на уровне α=0,01)

Постоянные контакты с гражданами приводят к эмоциональному истощению и эмоциональному дефициту (α=0,05).

Наибольшая зависимость установлена между отдельными симптомами выгорания и уровнем удовлетворенности профессией, работой.

Чем меньше работник удовлетворен своей работой и профессией, тем больше у него проявляются эмоциональное истощение, полная или частичная утрата интереса человека к человеку (деперсонализация), неудовлетворенность собой, своей должностью. Проявляется профессиональная деформация. Обнаружена корреляция между группой испытуемых и недовольством собой, неадекватным избирательным эмоциональным реагированием, эмоционально-нравственной дезориентацией (α=0,05), что подтверждает результаты анализа - специалисты из второй группы больше склонны к указанным способам реагирования.

Таким образом, результаты статистического анализа (достоверные различия в группах, и корреляционный анализ) подтверждают сделанные нами выводы о взаимосвязи отдельных симптомов эмоционального выгорания и возраста, особенностей профессиональной деятельности специалистов.

3. Рекомендации по преодолению профессионального выгорания и стресса


3.1 Рекомендации по профилактике и преодолению профессионального выгорания

Важнейшим принципом предотвращения синдрома профессионального выгорания является соблюдение требований психогигиены. Психогигиена - это отрасль психологии и гигиены, изучающая факторы и условия окружающей среды и образа жизни, благотворно влияющая на психическое развитие и психическое состояние человека и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья.

Существует немало способов, используемых в рамках психогигиены для предупреждения профессионального выгорания. Но в основном акцент делается на следующие моменты:

  • Стремление к личностному росту
  • Расширение кругозора по проблемам, т.е. инфомированность;
  • Четкое разделение личной жизни и профессиональной деятельности;
  • Расширение своих социальных контактов;
  • Рационализация профессиональной деятельности;
  • Система поощрения.

Профилактические и коррекционные меры при синдроме профессионального выгорания во многом сходны: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при коррекции уже развившегося профессионального выгорания.

Рекомендации по мерам, препятствующим развитию синдрома эмоционального выгорания и повышающим стрессоустойчивость организма:

Регулярный отдых, баланс "работа - досуг". "Выгорание" усиливается всякий раз, когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо иметь свободные вечера и выходные (не брать работу на дом).

Регулярные физические упражнения (как минимум 3 раза в неделю по 30 мин). Пациенту необходимо объяснить необходимость физических упражнений как пути выхода энергии, накапливающейся в результате стресса. Нужно искать такие виды активности, которые больше нравятся (прогулки, бег, танцы, велосипед, работа в саду, на дачном участке и т.д.), иначе они будут восприниматься как рутинные и избегаться.

Адекватный сон как важнейший фактор, редуцирующий стресс. Проанализируйте, сколько вы обычно спите и сколько нужно, чтобы просыпаться отдохнувшими (от 5 до 10 ч, в среднем - 7-8 ч). Если наблюдается недостаточная продолжительность сна, можно ложиться на 30-60 мин раньше и контролировать результат через несколько дней. Сон считается хорошим, когда люди просыпаются отдохнувшими, чувствуют себя энергичными днем и легко пробуждаются утром, когда звонит будильник.


Необходимо создание, поддержание "здорового рабочего окружения", когда осуществляется планирование очередности, срочности выполнения дел, управление своим временем и др. Организация своей работы: частые короткие перерывы в работе (например, по 5 мин каждый час), которые более эффективны, чем редкие и длительные. На работу лучше приготовить легкий завтрак, чем голодать весь день и переедать по вечерам.

Небольшие физические упражнения полезны для пользователей компьютеров. Несколько глубоких вдохов с медленным выдохом могут противодействовать немедленной стрессовой реакции или панической атаке. Желательно сократить потребление кофеина (кофе, чай, шоколад, кола), так как кофеин является стимулятором, способствующим развитию стрессовой реакции. Примерно через три недели после постепенного сокращения потребления кофеина большинство пациентов отмечают снижение тревоги и беспокойства, изжоги и мышечных болей.

Делегирование ответственности (разделяйте ответственность за результат деятельности с клиентами, подопечными). Вырабатывайте умение говорить "нет". Те люди, которые придерживаются позиции "чтобы что-то было сделано хорошо, надо делать это самому", напрямую идут к "выгоранию".

Наличие хобби (спорт, культура, природа). Необходимо наличие интересов вне работы, позволяющих снять напряжение, возникающее на работе. Желательно, чтобы хобби давало возможность расслабиться, отдохнуть (например, живопись, а не автогонки).

Активная профессиональная позиция, принятие ответственности на себя за свою работу, свой профессиональный результат, за свои решения, действия, изменение поведения. Действия по изменению стрессогенной ситуации.

Для групповой работы с трудовым коллективом можно использовать:

1. Тренинг коммуникативных навыков. Обучение навыкам эффективного межличностного общения. Выявление и расширение значимых для пациента межличностных связей (семья, друзья, коллеги).

2. Тренинг уверенности в себе. Люди, подверженные синдрому эмоционального выгорания часто имеют заниженную самооценку, робки, тревожны, неуверенны в себе. Можно использовать методику "волшебный магазин". Клиенту предлагается представить, что он находится в волшебном магазине, в котором может приобрести любую недостающую ему личностную черту: примерить ее на себя, взять ее себе.

Обучение техникам релаксации (расслабления).

Проведение дебрифинга (обсуждения) на работе после критического события. Обсуждение предполагает возможность выразить свои мысли, чувства, ассоциации, вызванные каким-либо серьезным происшествием. Данный метод широко используется за рубежом в правоохранительных органах. Через обсуждение после травматических воздействий (погони, стрельбы, смерти) профессионалы избавляются от затяжного чувства вины. Работники социальных служб могут в такой форме рассматривать конфликтные ситуации или ситуации вызвавшие наибольший стресс у сотрудников (поиск варианта решения в сопровождении клиента, смерть подопечного социального работника и т.п.)


3.2. Рекомендации по профилактике профессионального стресса

За рубежом программы укрепления профессионального здоровья и формирования стрессоустойчивости соз­даются на уровне государства и корпораций [4, c. 105]. В нашей стране создание меха­низмов укрепления здоровья персонала организаций находится в зачаточном состоянии [22, c. 98].

Потребность и актуальность разработки концепции психологического обеспечения стрессоустойчивости обусловлена следующими обстоятельствами:

  • необходимостью поддержания высокой эффективности профессиональной дея­тельности как одной из важнейших профессиональных групп российской экономики;
  • признанием роли здоровья как стратегического ресурса развития ком­пании, фактора ее стабильности;
  • необходимостью ориентации на здоровье как профессионально важное качество личности, обеспечивающее в условиях рыночной экономики конкурентоспособность организации;
  • необходимостью формирования культуры профессионального здоровья, раскры­тия механизмов формирования, сохранения и укрепления его в процессе индивидуаль­ного развития и реализации потенциала менеджера.

Научная новизна заключается в том, что, опираясь на концепцию психологического обеспечения профессиональной деятельности, разрабатываемую Г.С. Никифоровым [13, c. 207], нами предлагается концепция психологического обеспечения стрессоустойчивости администраторов и менеджеров, предполагающая выделение ключевых элементов на каждом этапе профессиональной деятельности:

  • на этапе входа в профессию (профессионального самоопределения) - исключение ошибок в выборе профессии, которые могут привести впоследствии к низкой удовле­творенности трудом, снижению производительности, возрастанию профессиональных заболеваний, а также высокой вероятности профессиональных деформаций;
  • на этапе профессиональной подготовки - рациональные затраты сил обучаемых, поддержание мотивации на работу по профессии, приобретение оптимального набора знаний, умений, навыков;
  • на этапе профессиональной адаптации - удовлетворенность выполняемой работой, социально-психологическая совместимость (вхождение в коллектив; принятие целей и внутреннего распорядка организации), успешность выполняемой деятельности (свое­временность и безошибочность профессиональных действий; умение не создавать предпосылки себе и другим для травм и аварий; осуществление деятельности без угро­зы для здоровья);
  • на этапе регулярной профессиональной деятельности: а) обеспечение надежности профессиональной деятельности (безошибочное выполнение профессиональных обя­занностей в течение требуемого времени и при заданных условиях деятельности); б) обеспечение безопасности труда (исключение несчастных случаев на работе и про­фессиональных заболеваний); в) профессиональное долголетие (разработка программы профессионального самосохранения);
  • на этапе выхода из профессии - внутреннее бесконфликтное завершение профес­сионального пути, поиск новых возможностей для личностного развития [13, c. 209].