Файл: Налоговый учет по налогу на имущество организаций (Анализ технологий имущественного налогообложения в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 384

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

•Чем выше стоимость основных средств, тем больше налог на имущество;

•Чем больше коэффициент обновления основных средств, тем больше стоимость основных фондов и больше налог на имущество организаций;

•Налог на имущество организаций не оказывает существенного влияния на накопление капитала предприятиями для инвестирования основных средств, что подтверждается динамикой инвестиций в основные средства.

В целом, действующий порядок расчета налоговой базы по налогу на имущество не стимулирует обновление основных средств, т.к. если предприятие имеет новое оборудование, то налоговая база по налогу на имущество будет больше, а, следовательно, и налог на имущество будет выше, что влияет, в конечном итоге, на сумму чистой прибыли, которая потенциально может являться источником финансирования капитальных вложений

2.2 Анализ и роль имущественных налогов в бюджете

На основании отчетных статистических данных проведем анализ поступивших в бюджетную систему РФ налоговых доходов.

Рассмотрим динамику налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации за период 2014-2015 гг. представленную в таблице 2.2

Таблица 2.2 – Поступление налогов в бюджетную систему РФ [составлено автором , источник 18]

Вид бюджета

2014

2015

Темп, %

млрд. руб.

Консолидированный бюджет Российской Федерации

10959,3

11327,2

103,3

в том числе:

федеральный бюджет

5166,2

5368,0

103,9

консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

5793,1

5959,2

102,9

На основании представленных данных можно констатировать, что общая величина налоговых поступлений в 2015 г. увеличилась, составила 11327,2 млрд. руб. по сравнению с 2014 г. Увеличение абсолютной суммы налоговых поступлений произошло по всем видам бюджетов.

Темп роста поступлений в консолидированный бюджет РФ за этот период составил 103,3%, в том числе: за счет роста поступлений в федеральный бюджет на 3,9% и консолидированные бюджеты субъектов РФ на 2,9%.

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-ноябре 2015г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 10539,4 млрд. рублей, что на 12,3% больше, чем в соответствующем периоде предыдущего года. Наибольший прирост поступлений наблюдался в федеральный бюджет 16,5%.


Оперативные данные по сбору налогов представлены в таблице 2.3.

Рассмотрим более подробно в разрезе основных налогов выявленную тенденцию. В таблице 2.3 отображена динамика поступлений по видам налогов.

Наибольшее увеличение поступлений наблюдается по налогу на добавленную стоимость в январе-октябре 2015г.

Поступило налогов на сумму 1816,3 млрд. руб., что на 16,9% больше аналогичного периода 2014 года. Вторым по наибольшему темпу роста поступлений является налог на прибыль в сравнении с аналогичным периодом 2014 года в январе-октябре 2015г. рост составил 15,6%. НДПИ вырос на 14,7%.

Наименьший темп роста поступлений наблюдается по акцизам за рассматриваемый период он составил 4,7%.

Таблица 2.3 – Динамика поступлений по уровням бюджета 2014–2015гг. [составлено автором , источник 18]

Вид бюджета

2014

2015

Темп %

Консолидированный бюджет РФ млрд, руб.

9382,5

10539,4

112,3

Федеральный бюджет, млрд, руб.

4447,5

5183,5

116,5

Консолидированные бюджеты субъектов РФ , млрд, руб.

4935,0

5355,9

108,5

Таблица 2.4 – Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ 2014–2015гг [составлено автором , источник 18]

Виды налогов

Млрд. руб.

2014

2015

Темп %

НДПИ

2124,5

2436,8

114,7

НДФЛ

1936,3

2072,2

107,0

Налог на прибыль

1760,9

2035,7

115,6

НДС

1553,9

1816,3

116,9

Имущественные налоги

810,1

854,4

105,5

Акцизы

782,2

819,3

104,7

Также интересно проанализировать динамику поступлений по налоговым платежам в консолидированный бюджет РФ по основным видам экономической деятельности и субъектам РФ.

Динамика поступлений по налоговым платежам в консолидированный бюджет РФ по основным видам экономической деятельности представлена в таблице 2.5.

Таблица 2.5 – Поступления по налоговым платежам в консолидированный бюджет РФ по основным видам экономической деятельности [составлено автором , источник 18]

Вид экономической деятельности

Поступление налоговых платежей и сборов

Темп роста, %

2014

2015

Всего, млрд. руб.

10952,6

11322,6

103,3

из них:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

43315,2

45092,7

104,1

добыча полезных ископаемых

3138065,8

3274721

104,4

обрабатывающие производства

1971231,5

2137088,2

108,4

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

276639

331498,4

119,8

Строительство

605855,3

586861,8

96,9

оптовая и розничная торговля

1295643,9

1145575,2

88,4

гостиницы и рестораны

67737,9

75553,8

111,5

транспорт и связь

796189,9

706159,3

88,7

финансовая деятельность

492066,4

541872,9

110,1

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

1025285,7

1121027,9

109,3

государственное управление и обеспечение военной безопасности

295690,9

342376,2

115,8

Образование

208726,1

245990,9

117,9

Здравоохранение

169894,2

202412,7

119,1


Из таблицы 2.5 видно, что по видам экономической деятельности наблюдается как рост, так и снижение налоговых поступлений. Лидерами по приросту объемов налоговых поступлений являются: производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 19,8%, здравоохранение и предоставление социальных услуг – 19,1%, образование – 17,9%. Сокращение объемов налоговых поступлений произошло в таких отраслях как: оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, строительство.

Рассмотрим динамику налоговых поступлений по регионам РФ.

Таблица 2.6 – Поступления по налоговым платежам в консолидированный бюджет РФ по регионам РФ [составлено автором , источник 18] В млрд. руб.

Регион

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Темп роста, %

(2015 г. к 2014 г.)

Российская Федерация

7662,9

9719,6

10958,2

11325,9

103,4

Северо-Западный федеральный округ

766510,1

960791,0

1029453,2

1182217,3

114,8

Северо-Кавказский федеральный округ

96846,1

106057,1

121311,5

136268,4

112,3

Южный федеральный округ

350850,7

411108,6

486685,8

513260,0

105,5

Приволжский федеральный округ

1185020,5

1511660,9

1775808,0

1858737,8

104,7

Сибирский федеральный округ

677124,8

885594,7

1016746,2

1038564,0

102,1

Уральский федеральный округ

2540286,6

3067145,2

2766578,6

2813896,8

101,7

Центральный федеральный округ

315246,0

373325,7

3365593,7

3406793,3

101,2

Дальневосточный федеральный округ

766510,1

960791,0

396015,6

376115,6

95,0

Из таблицы 2.6 видно, что не во всех регионах наблюдается рост объемов налоговых поступлений за период 2014 – 2015 гг. Так в Дальневосточном федеральном округе объемы налоговых поступлений сократились на 5%.

Наибольший рост налоговых поступлений наблюдается по Северо-Западному и Северо-кавказскому федеральным округам.

Помимо показателей поступления налоговых платежей в бюджетную систему России, не менее важно количество неуплаченных налогов.

Из таблицы 2.7 видно, что за период 2014 – 2015 гг. наблюдается негативная тенденция по росту общей задолженности по налоговым платежам, так задолженность за этот период выросла на 14,1%. в том числе по местным налогам на 47,2%, по налогам со специальным налоговым режимом на 37,3%, по региональным налогам на 24,2%, по федеральным налогам на 10,3%.


Так задолженность по налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами снизилась на 9,8%, а задолженность по остальным федеральным налогам на 6,6%

Таблица 2.7 – Задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему России по видам налогов

Вид налогов

2013г.

2014г.

2015г.

Темп роста, %

(2015г. к 2013 г.)

1

2

3

4

5

Всего

675,3

728,1

770,3

114,1

в том числе:

по федеральным налогам и сборам

553,2

591,6

610,2

110,3

налог на прибыль организаций

160,8

174,9

165,6

103,0

налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

303,9

318,4

332,6

109,4

Продолжение таблицы 2.7

Вид налогов

2013г.

2014г.

2015г.

Темп роста, %

(2015г. к 2013 г.)

акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

33,5

44,7

60,9

181,8

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

5,1

5

4,6

90,2

остальные федеральные налоги и сборы

48,8

47,4

45,6

93,4

по региональным налогам и сборам

77,8

83,7

96,6

124,2

по местным налогам и сборам

26,7

32,5

39,3

147,2

по налогам со специальным налоговым режимом

17,7

20,3

24,3

137,3

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 декабря 2015г. составила 831,3 млрд. рублей. По сравнению с 1 января 2015г. она увеличилась на 7,9%, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых - на 18,2%, налогу на добавленную стоимость - на 13,0%, налогу на прибыль организаций и акцизам - сократилась соответственно на 14,3% и 9,9%.

Особый интерес вызывает анализ структуры налоговых поступлений.

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-ноябре 2015г. обеспечили поступления налога на добычу полезных ископаемых - 23,5%, налога на доходы физических лиц - 20,1%, налога на прибыль организаций - 18,8%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) - 17,8%.


В январе-ноябре 2015г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов на сумму 9987,4 млрд. рублей (88,3% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 731,1 млрд. рублей (6,5%), местных - 189,9 млрд. рублей (1,7%), налогов со специальным налоговым режимом - 405,8 млрд. рублей (3,6%).

Рисунок 2.1 – Структура налоговых платежей в январе-ноябре 2015 года в консолидированный бюджет РФ по видам экономической деятельности, в % к итогу

Рисунок 2.2 – Структура налоговых платежей в январе-ноябре 2015 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации

Рассмотрим структуру налоговых поступлений по видам экономической деятельности отметим, рисунок 2.3

Рисунок 2.3 – Структура налоговых поступлений по видам экономической деятельности за 2015 год

На рисунке 2.3 видно, что половина всех собираемых налогов приходится на отрасль добычи полезных ископаемых – 30,4% и обрабатывающие производства – 19,9%.

Таким образом, анализ структуры начисленных налогов по РФ за последний год показал, что бюджет формируется преимущественно за счет федеральных налогов (налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц).

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЕ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РФ

3.1 Перспективы развития имущественного налогообложения организаций.

Чтобы решить проблемы налогообложения организаций в России можно использовать опыт развитых европейских стран, провести администрирование объектов налогообложения по земельному и имущественному налогам, пересмотреть льготируемые категории налогоплательщиков:

• для упрощения процедуры взимания налогов на недвижимость стоит рассмотреть вопрос едином налоге, объединяющим налог на имущество и земельный налог. Для выполнения этих мер необходимо создать государственный кадастр по учету недвижимости, определить порядок формирования налоговой базы, которая должная исчисляться исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.