Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 212
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
1.1 Организация денежного оборота и расчетов в современных условиях
1.2 Роль бухгалтерского учета денежных средств и расчетных операций
1.3 Особенности учета денежных средств и расчетных операций в международной практике
1.4 Нормативная правовая база, регулирующая учет денежных средств и расчетных операций
ГЛАВА 2 УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
2.1 Порядок открытия текущих (расчетных) счетов в банке
2.2 Документальное оформление движения денежных средств и расчетных операций
2.3 Синтетический и аналитический учет денежных средств и расчетных операций
2.4 Инвентаризация расчетов, ее документальное оформление и отражение в учете
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция счетов |
Сумма, тысяч рублей |
Источник информации |
|
Дебет |
Кредит |
|||
Внесены наличные денежные средства на расчетный счет организации |
51 |
50 |
69533230 |
Главная книга |
Зачислены на расчетный счет денежные средства, находящиеся в пути |
51 |
57 |
13975695 |
Главная книга |
Возвращены излишне перечисленные денежные средства поставщикам и подрядчикам |
51 |
60 |
3584435 |
Главная книга |
Получена выручка от покупателей, заказчиков за реализованную им продукцию, товары, работы, услуги |
51 |
62 |
11227160958 |
Главная книга |
Окончание таблицы 2.1
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция счетов |
Сумма, тысяч рублей |
Источник информации |
|
Дебет |
Кредит |
|||
Получен лизинговый платеж от лизингополучателя, аванс от сторонней организации под доставку товаров, продукции, работ, услуг |
51 |
76 |
2767415 |
Главная книга |
Поступил рублевый эквивалент от продажи валютных средств (российских рублей), получены проценты по депозитам |
51 |
91 |
30987590 |
Главная книга |
Оплачены услуги банка |
26 |
51 |
71540962 |
Главная книга |
Оплачены хозяйственные расходы (детский сад) |
29 |
51/3 |
31540 |
Главная книга |
Поступили наличные деньги в кассу с текущего счета в банке |
50 |
51 |
16019900 |
Главная книга |
Оплачены счета кредиторов с текущего счета |
60 |
51 |
– |
Главная книга |
Погашены долгосрочные кредиты банков и проценты по ним |
67 |
51 |
– |
Главная книга |
Перечислена заработная плата на карт-счета работникам организации |
70 |
51 |
– |
Главная книга |
Перечислены денежные средства, причитающиеся к уплате Фонду социальной защиты населения |
69 |
51 |
– |
Главная книга |
Перечислены денежные средства, причитающиеся к уплате, по платежам в бюджет |
68 |
51 |
– |
Главная книга |
Перечислены денежные средства с расчетного счета различным кредиторам |
76 |
51 |
– |
Главная книга |
Перечислены алименты взыскателям, удерживаемые из заработной платы должников |
76 |
51 |
– |
Главная книга |
Перечислены денежные средства на карт-счета работников, находящихся в командировке |
71 |
51 |
– |
Главная книга |
Примечание – Источник: собственная разработка
Из представленных проводок видно, что бухгалтерские проводки по учету денежных средств составляются в соответствии с Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета.
Для отражения оборотов по кредиту счета 51 «Расчетные счета» служит в ОАО «Барановичхлебопродукт» мемориальный ордер. Записи в мемориальном ордере производят в хронологическом порядке на основании данных выписок по расчетному счету и прилагаемых к ним документов.
Суммы с одинаковыми корреспондирующими счетами каждой выписки складываются и записываются в мемориальный ордер итогами. Обязательное условие для заполнения регистров – использование одной строки для каждой выписки независимо от того, за какой период она составлена.
После записей в мемориальный ордер данных последней за месяц выписки по расчетному счету приступают к подсчету дебетовых и кредитовых оборотов по счету 51 «Расчетный счет» и выведению сальдо на конец месяца. Полученное сальдо должно соответствовать остатку денежных средств, указанному в выписке банка по расчетному счету за последний день отчетного месяца.
На исследуемом предприятии используются мемориальные ордера, а так же бухгалтерский учет частично автоматизирован. В помощь бухгалтерам и с целью облегчения ведения учета, осуществления контроля в реальном времени, а также принятии своевременных решений в управлении организацией, исключения ошибок разного типа, в том числе опечаток, описок, внедрено программное обеспечение «Клиент-Банк».
С помощью данного программного обеспечения существенно упрощается ведение учета движения денежных средств и их эквивалентов. Своевременные данные, полученные путем обработки первичных данных программным обеспечением, существенно влияют на принятие решений руководством при осуществлении хозяйственной деятельности, так как автоматизировано ведение первичных документов: выписок банка с расчетных и валютных счетов организации, платежных ведомостей и других.
Автоматизированные программы значительно экономят время на выполнение операций в бухгалтерском учете: бухгалтеру уже нет необходимости вручную заполнять платежные ведомости, платежные требования, платежные поручения и многие другие документы. Быстро можно получить информацию по любому контрагенту, его задолженность, куда и когда были израсходованы денежные средства.
В ОАО «Барановичхлебопродукт» бухгалтерский учет ведется по мемориально-ордерной форме. Оформление первичных документов, ведение регистров бухгалтерского учета и составление отчетности производится с использование КСА «Ветразь», данная форма ведения бухгалтерского учета неокончательно доработана для ведения регистров бухгалтерского учёта, что в данный момент затрудняет формирование учетной информации.
2.4 Инвентаризация расчетов, ее документальное оформление и отражение в учете
Основными целями инвентаризации являются выявление наличия дебиторской задолженности организации для сопоставления с данными бухгалтерского учета и проверки полноты отражения в учете кредиторской задолженности. Инвентаризация расчетов с поставщиками и покупателями заключается в проверке обоснованности сумм на счетах бухгалтерского учета.
Наиболее целесообразным и рациональным представляется ежеквартальное проведения инвентаризации расчетов в первую очередь с поставщиками и покупателями. Сроки и периодичность проведения инвентаризации нужно отразить в учетной политике.
При инвентаризации расчетов с поставщиками и покупателями комиссия путем документальной проверки должна установить правильность и обоснованность сумм дебиторской и кредиторской задолженности, включая суммы, по которым истек срок исковой давности. Для этого необходимо сверить учетные данные счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» с данными актов сверки взаиморасчетов с контрагентами (по соглашению сторон акт сверки составляется организацией или контрагентов: поставщиком, покупателем, арендатором и др.), т.е. с каждым дебитором и кредитором.
Форма акта сверки взаиморасчетов не является унифицированным первичным документом, поэтому организации должны их разрабатывать самостоятельно и утверждать в учетной политике. При разработке формы акта организация должна определить, будет ли каждый акт относиться к сверке взаиморасчетов по одному договору или же в акте, возможно, объединить расчеты по нескольким договорам с контрагентов [15, с. 183].
Акты сверок с контрагентами в ОАО «Барановичхлебопродукт» составляют в двух экземплярах, один из которых регистрируют в специальном журнале и хранят для контроля своевременности и полноты возврата задолженностей. 2-й экземпляр отправляется контрагенту для соглашения. В момент получения ответа в указанном журнале по строке регистрации акта сверки в соответствующей графе делается отметка о результатах согласования данных сверки с этим контрагентом.
Выявленные по итогам расхождения рассматриваются и по ним принимается соответствующее решение. Если требования кредитора обоснованы, то в бухгалтерском учете организации должны быть оформлены корректирующие записи, посредством которых суммы задолженности станут реальными.
Организациям, создающим резерв по сомнительным долгам, также необходимо проводить инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами. Именно по ее результатам устанавливается задолженность с истекшим сроком исковой давности, а также дебиторская задолженность организации, которая не погашается в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями, т.е. сомнительная задолженность.
Результаты инвентаризации расчетов с контрагентами и персоналом организации сводятся в один акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками (ф. № ИНВ-17). Он составляется на основании актов сверки и справки о дебиторской и кредиторской задолженности (приложение к ф. № ИНВ-17) в дух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй – остается в комиссии.
Акт заполняется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй – остается в комиссии [15, с. 215].
По итогам инвентаризации расчетов с покупателями и поставщиками в бухгалтерском учете организации могут быть оформлены записи, представленные в таблице 2.2
Таблица 2.2 – Корреспонденция счетов по учету результатов инвентаризации расчетов с поставщиками и покупателями
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция счетов |
|
Дебет |
Кредит |
|
Выявлены неучтенные суммы кредиторской задолженности по оплате поставленных материалов, товаров, основных средств |
08,10,41 |
60 |
Отражена стоимость потребленных работ и услуг, обязательства по оплате которых были выявлены при сверке расчетов |
20,23,25,26,44 |
60,76 |
На сумму НДС по неоприходованным ценностям, работам и услугам |
18/1 |
60,76 |
Отражена выручка от реализации, не учтенная в текущем периоде |
62 |
90/2 |
Начислен НДС |
90/2 |
68 |
Списана выявленная в результате инвентаризации дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности, по которой не создавался резерв |
91 |
62 |
Списана выявленная в результате инвентаризации кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности |
60 |
91 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Результаты инвентаризации в ОАО «Барановичхлебопродукт» рассматриваются на заседании инвентаризационной комиссии. При этом в задачи комиссии входит выявление причин, которыми обусловлена необходимость внесения уточняющих записей в регистры бухгалтерского учета, кроме этого комиссия должна предложить способы отражения в учете результатов инвентаризации. Ознакомившись с выводами инвентаризационной комиссии, руководитель организации издает распорядительный документ, в котором утверждается предложенный комиссией порядок урегулирования инвентаризационных разниц.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактической суммой задолженности и соответствующими данными бухгалтерского учета отражаются в порядке, предусмотренном действующими нормативными документами.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором инвентаризация была закончена, а результаты годовой инвентаризации – в годовом отчете.
Расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и призванных ею правильными.
Только если по итогам сверки неправильность данных будет доказана другой стороной и с этим согласится сама организация, бухгалтерские записи могут быть приведены в соответствии с реально оказанными объемами услуг при условии наличия правильно оформленных первичных учетных документов.
ГЛАВА 3 РОЛЬ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ
Согласно классификации элементов бухгалтерского баланса в соответствии с требованиями МСФО выделяются активы, обязательства и капитал. Это, в свою очередь, означает признание дебиторской задолженности активом, а кредиторской задолженности – обязательством организации.
По вопросу подготовки и использования финансовой отчетности следует отметить, что формирование так называемых «активно-пассивных» счетов по сути отдаляет белорусский План счетов от принципов классификации элементов финансовой отчетности, заложенных в МСФО.