Файл: Баланс и отчетность (Бухгалтерский баланс, его анализ и использование для оценки финансового состояния Слонимского ГУП ЖКХ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По этой причине по действующему балансу невозможно рассчитать один из важнейших оценочных показателей - темп устойчивого роста собственного капитала, определяемого отношением прироста нераспределенной (накопленной) прибыли к его величине на начало периода.

Требуют перегруппировки и реструктуризации и другие статьи пассива баланса. Прежде всего, это относится к таким статьям, как доходы будущих периодов и резерв предстоящих расходов и платежей.

По статье «Доходы будущих периодов» отражаются разнородные и разнонаправленные доходы, как предоплаченные, так и отсроченные. Предоплаченные доходы в счет будущих периодов - полученная вперед арендная плата, квартплата, выручка от подписки на периодическую печать, выручка за проездные билеты, за абонентное обслуживание и т. д. Они включаются в выручку от реализации в том отчетном периоде, в каком совершается соответствующая операция реализации оплаченных услуг. Хотя подобные статьи представляют собой временный источник денежных средств, их нельзя отнести к собственному капиталу. Если затраты по предоплаченным услугам окажутся выше полученной выручки, то предприятие может получить чистый убыток. По своей экономической сущности - это авансы, полученные от покупателей и заказчиков по невыполненным еще контрактам. Такие доходы можно рассматривать как временный источник финансирования оборотных активов, а, следовательно, классифицировать как краткосрочные обязательства и относить к заемным средствам.

Ожидаемые доходы будущих периодов, к примеру, от реализации товаров и услуг в кредит, по продажам в рассрочку, по операциям лизинга и аренды, следует рассматривать, как отсроченные доходы, которые предприятие получит спустя некоторое время (иногда весьма продолжительное) и только после этого увеличит прибыль. По сути, это не обязательства предприятия, а его отсроченный доход, который отсрочен из-за того, что погашение дебиторской задолженности, возникающей в результате таких продаж, произойдет в будущем. Следовательно, данный вид отсроченных доходов не является обязательствами предприятия, а уравновешивает отсроченную дебиторскую задолженность. Если такого рода доходы отнести к собственному капиталу, то и соответствующую им сумму отложенной дебиторской задолженности нужно отражать в первом разделе баланса. Что касается полученной безвозмездной помощи, то эти суммы можно квалифицировать как собственный капитал и отражать в третьем разделе баланса.


Резерв предстоящих расходов отражается в действующем балансе Республики Беларусь в составе краткосрочных обязательств. Согласно действующей Инструкции по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности средства этого резерва относятся к собственному капиталу. Но это средства не свободные от обязательств. За счет их будут производиться выплаты отпускных персоналу предприятия, покрываться затраты на ремонт и модернизацию основных средств. Но с другой стороны, излишек этого резерва занижает прибыль предприятия, и его можно рассматривать как регулирующую позицию баланса по отношению к прибыли и к собственному капиталу. А в принципе резерв предстоящих расходов, отложенные доходы будущих периодов и целевое финансирование целесообразнее было бы по опыту Украины, Германии вынести в отдельный раздел, назвав его «Обеспечение будущих затрат и платежей», прировняв их к собственным источникам[19].

Необходимо также более строго соблюдать принцип структурирования обязательств предприятия по срокам погашения. В частности, в составе пятого раздела следует отражать текущие выплаты по погашению долгосрочных обязательств (включая обязательства по аренде и лизингу), текущие выплаты отложенных налоговых платежей и текущие векселя, что позволит более точно исчислять показатели ликвидности и другие финансовые коэффициенты.

Вместе с тем в действующем балансе значительно завышается сумма краткосрочных обязательств из-за того, что по статье прочие краткосрочные обязательства (строка 650) отражаются внутрихозяйственные расчеты филиалов, выделенных на самостоятельные балансы, с головной организацией. Сюда относятся расчеты по выделенному им имуществу, расчеты по текущим операциям, расчеты по договору доверительного управления имуществом. Эти средства выделяют филиалам на долгосрочной основе, а обязательства относят к краткосрочным, в чем нет логики. Данные обязательства будут погашаться в долгосрочной перспективе, если вообще они будут погашаться, так как по своей сущности - это вложение капитала в создание или развитие филиала. На наш взгляд, их вернее отражать в составе прочих долгосрочных обязательств. Особенно большие вложения капитала в сельскохозяйственные предприятия, которые приняты на баланс промышленных и других организаций. Поэтому методологическому управлению учета и отчетности министерства финансов при разработке новых форм бухгалтерской отчетности и написании инструкции по их заполнению следует учесть данные моменты. Это значительно повысит информационный ресурс и аналитические возможности бухгалтерского баланса[20]


Глава 2 Бухгалтерский баланс, его анализ и использование для оценки финансового состояния Слонимского ГУП ЖКХ

2.1 Организация бухгалтерского учёта на Слонимском ГУП ЖКХ

В городе Слониме Гродненской области жилищно-коммунальное обслуживание официально появилось с 1944 года с создания предприятия жилищного хозяйства под названием горжилуправление. В состав, которого входили 6 домоуправлений.

Решением Слонимского райисполкома № 96 от 09.02.2005 г. «О совершенствовании структуры предприятий жилищно-коммунального хозяйства» жилищно-эксплуатационные службы №№ 1, 2, 3, которые работали в составе ГУП ЖКХ на самостоятельных балансах, были реорганизованы в коммунальное унитарное предприятие «Слонимское жилищное ремонтно-эксплуатационное объединение».

Сейчас Слонимское городское унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства (ГУП ЖКХ) работает в существующем структурном составе.

Предприятие многоотраслевое, оказывает услуги по теплоснабжению, по сбору и обезвреживанию твёрдых бытовых отходов, банному, гостиничному, ритуальному обслуживанию населения, выполняет работы по строительству и ремонту объектов благоустройства в пределах выделенных на эти цели средств, производит столярные изделия, мебель, содержание внешнего благоустройства в городе.

В состав предприятия входят подразделения:

  • Предприятие отопительных котельных и тепловых сетей.
  • Дорожно-эксплуатационное предприятие.
  • Гостиница «Щара».
  • Кафе «Щара», бар «Для тебя».
  • Баня.
  • Фабрика «Гостиничная мебель».

Деятельность предприятия ориентирована на обеспечение устойчивого функционирования всех подразделений, наращивание объёмов и повышение качества жилищно-коммунального обслуживания, выполнение условий договора с исполкомом, неотъемлемой частью которого является снижение себестоимости продукции, работ, услуг, экономия топливно-энергетических ресурсов.


Производственные мощности и имеющиеся трудовые ресурсы обеспечивают решение задач, поставленных перед предприятием.

Стоимость основных производственных фондов по состоянию на 01.01.2015 года составляет 38270,7 млн. руб., основных фондов объектов благоустройства – 46621,6 млн. руб.

Бухгалтерский учёт в Слонимском ГУП ЖКХ организуется по централизованной форме.

Первичные учётные документы создаются в организации исполнителями и поступают в бухгалтерию в соответствии с утверждённым Графиком документооборота.

Первичные учётные документы составляются по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учётной документации. Оформление хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учётных документов, осуществляется по формам документов, разработанным организацией в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.

Все документы, служащие для приёма и выдачи денег, товарно-материальных и других ценностей, изменяющие кредитные, финансовые и расчётные обязательства предприятия, а также бухгалтерские балансы и финансовая отчётность подписываются директором и главным бухгалтером или лицами, ими уполномоченными. Без подписи указанных лиц перечисленные документы считаются недействительными и к исполнению не принимаются.

Организацией применяется сокращенная журнально-ордерная форма ведения бухучёта, с ведением оборотных ведомостей. На участке учёта основных средств, материалов и предметов, зарплаты, расчётов с поставщиками и подрядчиком (сч. 60.4, 76.1, 76.2 и расчётов с покупателями (сч. 62.1, 62.2, 62.4, 62.3), участок финансово-расчётных операций (51, 55.6), книга покупок по материалам, приобретённым структурными подразделениями, применяется автоматизированная форма ведения учёта на базе программы «Галактика» с использованием типовых проводок, предусмотренных в ней, на остальных участках используется комбинированная форма ведения учёта.

Бухгалтерский учёт ведётся с применением двойной записи и системы счетов, предусмотренной Рабочим планом счетов, разработанным на основе Типового плана счетов бухгалтерского учёта, утверждённого постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89.

Структура рабочего плана счетов разработана исходя из:

  • отраслевых особенностей и применяемой системы учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);
  • - структуры выручки от реализации (по продукции основного производства и вспомогательных производств и хозяйств, дополнительных платных услуг и т.п.);

- особенностей налогообложения различных видов деятельности.

Управленческий и финансовый учёт ведётся в рамках единой системы счетов. Формирование внутренних отчётов и анализ затрат производится в оперативном порядке по мере необходимости в произвольной форме по заданию УЖКХ Гродненского облисполкома, Слонимского райисполкома, директора ГУП ЖКХ.

Бухгалтерские документы временного хранения согласно номенклатуре дел хранятся в архиве бухгалтерии, а по истечению сроков хранения подлежат уничтожению в установленном порядке. Текущие документы (до трех месяцев) могут находиться на рабочем месте бухгалтера.

Основными средствами признается имущество, используемое в течение периода, превышающего 12 месяцев и имеющее стоимость свыше 30 базовых величин на дату ввода его в эксплуатацию.

В состав предметов включаются предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости, либо предметы, служащие более одного года, стоимостью в пределах 30 базовых величин. При учёте основных средств ведутся унифицированные формы учёта.

Списание предметов на затраты производится в следующем порядке: в размере 50 процентов стоимости предметов при передаче их со склада в эксплуатацию и оставшиеся 50 процентов - при выбытии их за непригодностью.

В случае приобретения предметов за счёт средств целевого финансирования в момент их передачи со склада в эксплуатацию списание стоимости производится в размере 100% в дебет счёта целевого финансирования.

Предметы стоимостью до 2 базовых величин списываются в расход по мере передачи их в эксплуатацию. Материально-ответственными лицами учёт указанных предметов осуществляется в количественном выражении.

Для учёта начисленного износа к счёту 10 «Материалы» открывается субсчет «Износ предметов». Погашение стоимости предметов производится путём начисления износа с отражением по дебету затратных счетов и кредиту субсчёта «Износ предметов». Предметы учитываются на субсчетах 10.92 «Предметы в эксплуатации», 10.11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» по первоначальной стоимости.

Начисление амортизации осуществляется линейным способом, исходя из нормативного срока службы. Индексация амортизационных отчислений не производится.

Пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств производится комиссией по проведению амортизационной политики в случаях завершения модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки.